Урок в 9 классе по теме: Государственный бюджет

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме "Государственный бюджет".

Цель: Ввести понятие государственный бюджет, рассмотреть виды бюджета.

Задачи:

  • Образовательная: дать представление о государственном бюджете; раскрыть роль государственного бюджета в экономической жизни страны; выделить особенности государственного бюджета Российской Федерации.

  • Развивающие: создать условия для развития логического и аналитического мышления; познавательной активности; сознательного восприятия учебного материала; грамотной речи.

  • Воспитательные: осуществлять правовое воспитание школьников; формирование активной жизненной позиции.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: мультимедиа аппаратура (экран, компьютер, мультимедийный проектор); учебная презентация.

В ходе изучения темы учащиеся должны: усвоить понятия бюджет, доходы, расходы; научиться применять понятия дефицит и профицит на практике.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока сегодня… (Государственный бюджет). Слайд № 1

Эпиграф урока. Как говорил один неизвестный «Нет более печального сюжета, чем быль об утверждении бюджета».

Вопрос учащимся: Как вы понимаете слова автора?

- Можно ли согласиться с этим утверждением? Почему?

Для ответа необходимо обратиться к задачам нашего сегодняшнего урока. (В ходе беседы учащиеся формулируют задачи урока). Слайд № 2

III. Работа по теме.

Рассказ учителя: Каждый гражданин стремится к богатству и процветанию своей страны, а значит и благополучию и комфортной жизни своей семьи.

Вопрос учащимся: Что необходимо любой стране, чтобы люди с каждым днем жили богаче и комфортней?

Богатство и процветание во многом зависит от уплаты налогов. Налоговые поступления являются источником средств государственного бюджета.

Вопрос учащимся: Как вы считаете, что такое бюджет? Слайд № 3

IV. Работа с термином.

Бюджет - сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов власти. Слайд № 4

Бюджет состоит из простого равенства доходов и расходов. Это равенство можно назвать идеальным бюджетом.

Идеальный бюджет - запланированные расходы = запланированным доходам.

Любое государство стремится к тому, чтобы бюджет был идеальным. Слайд № 5

Рассмотрим основные составляющие бюджета. Бюджет = доходы + расходы.

При изучении материалов презентации встречаются гиперссылки, обращаясь к которым можно открыть нужную информацию (приложение).

Обратимся к понятию доход. Слайд № 6

Обратите внимание на диаграмму «Доходы государственного бюджета в 2014 году». Вопросы учащимся:

- Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы?

- Приведите примеры неналоговых доходов?

- Приведите примеры доходы от внешнеэкономической деятельности.

Обратимся к понятию расход.

Обратите внимание на диаграмму «Расходы государственного бюджета в 2014 году». Слайд № 7

- Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы?

- На какие сферы жизни общества государство тратит денежные средства?

Любое государство стремится, что бы его бюджет был идеальным, но такая ситуация складывается не всегда. Иногда это равенство нарушается, и тогда возникают ситуации дефицита или профицита бюджета. Слайд № 5

Давайте рассмотрим более подробно каждую ситуацию.

Ситуация профицита возникает тогда, когда доходы превышают расходы (возникает излишек денежных средств).

Вопрос учащимся: Как вы считаете, на что государство тратит излишки денежных средств? Слайд № 8

Иногда возникает обратная ситуация, когда доходы меньше, чем расходы. Такая ситуация называется дефицит государственного бюджета.

- Какие способы преодоления дефицита государственного бюджета вы можете предложить? Слайд № 10

Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета.

  • сокращение бюджетных расходов,

  • изыскание дополнительных источников доходов,

  • выпуск денег,

  • одалживание денег.

Вопрос учащимся: Определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим? Слайд № 10

Давайте рассмотрим каждый из способов боле подробно.

  1. Сокращение бюджетных расходов.

Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то представительный орган власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такая ситуация называется секвестр. Слайд № 11

- Как вы считаете, к чему может привести сокращение бюджетных расходов?

  1. Изыскание дополнительных источников доходов.

Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то самым простым кажется привлечь в бюджет дополнительные доходы. Это может быть введение новых налогов или увеличение действующих налогов и сборов.

- Как вы считаете, к чему может привести изыскание дополнительных источников доходов? Слайд № 12

  1. Выпуск денег.

Когда государству не хватает денежных средств, то нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам, либо оплатить расходы на приобретение необходимых государству товаров. Такой способ преодоления дефицита бюджета называется эмиссия.

- Как вы считаете, к чему может привести выпуск дополнительных денежных средств? Слайд № 13



  1. Одалживание денег.

Когда государству не хватает денежных средств, то оно может их одолжить. Тогда у него возникает государственный долг.

- У кого же государство может взять деньги в долг?

Государство может одолжить денежные средства у международных финансовых организаций или у собственных граждан, фирм, организаций.

- Как вы считаете, к чему может привести одалживание денежных средств государством? Слайд № 14

Рассмотрев различные способы преодоления дефицита бюджета, определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим? Слайд № 15

Обратите внимание на предложенную диаграмму. Какой вывод можно сделать?

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: Слайд № 16

  • федеральный бюджет;

  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);

  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Бюджет составляется на финансовый год. В России финансовый год начинается 1 января.

Формирование бюджета, содержащего предварительную смету доходов и расходов государства, осуществляется Министерством финансов РФ.

Затем законопроект поступает в Правительство Российской Федерации, где он уточняется и дорабатывается.

Правительство представляет проект государственного бюджета в Государственную Думу (он рассматривается в нескольких чтениях, как правило, в четырех чтениях, от чтения к чтению всё более детально).

После рассмотрения в Думе, государственный бюджет поступает на рассмотрение в Совет Федерации.

В заключение процедуры Закон о государственном бюджете должен быть подписан президентом РФ. Слайд № 17

V. Давайте подведем итоги: Слайд № 18

  • Что такое государственный бюджет?

  • Какие особенности государственного бюджета Российской Федерации можно выделить?

  • Какую роль играет государственный бюджет в жизни страны?

VI. Рефлексия. Слайд № 19

  • Что нового вы узнали?

  • Что больше всего запомнилось?

  • Где вы можете применить знания данной темы?

Вернемся к эпиграфу нашего урока. «Нет более печального сюжета, чем быль об утверждении бюджета» (неизвестный).

- Как бы вы сейчас отнеслись к словам автора?

VII. Домашнее задание: Подготовить сообщение о бюджете г.Семенова

4


© 2010-2022