Разработка занятия по обществознанию на тему Семья и брак

Мы живем в обществе, в котором семья является одной из важнейших ценностей.   Еще недавно в России господствовала много поколенная патриархальная семья с традиционными моральными устоями. В настоящее время в нашей стране количество браков лишь немногим уступает количеству разводов. Причины видятся в разрушении семьи как ячейки общества. Семья все же, как один из базовых социальных институтов, сохраняет свою значимость, оставаясь важнейшей основой общества. Гармоничная, благополучная семья – это ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дисциплина, специальность: обществознание.

Тема: Семья и брак.

Мотивация изучения темы:

Мы живем в обществе, в котором семья является одной из важнейших ценностей.

Еще недавно в России господствовала много поколенная патриархальная семья с традиционными моральными устоями. В настоящее время в нашей стране количество браков лишь немногим уступает количеству разводов. Причины видятся в разрушении семьи как ячейки общества. Семья все же, как один из базовых социальных институтов, сохраняет свою значимость, оставаясь важнейшей основой общества. Гармоничная, благополучная семья - это та необходимая среда, где человек ощущает уникальность своего бытия, это основа для развития физически и психически здорового ребёнка. Ведь самое главное, что делает людей счастливыми - любовь и здоровье близких и благополучие детей.

Цели занятия:

  1. познакомиться с понятиями «семья», «брак» и т.д.;

  2. дать представление о различных процессах , идущих в обществе;

  3. продолжить формирование целостной картины восприятия мира;

  4. развитие мышления, памяти, внимания, устной и письменной речи;

  5. воспитание культуры общения.

Интеграционные связи: тема связана с историей, философией, правоведением.

Оснащение (средства обучения):

  • компьютер с проектором для демонстрации презентации;

  • раздаточный материал ;

  • учебник;

  • тетради.

Основные этапы занятия :

1) организационный момент;

2) изучение нового материла;

3) закрепление изученного материала ;

4) инструктаж д/з;

5) итог урока.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент: отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.

Изучение новой темы.

Всё живое на Земле имеет свои истоки, свое начало.

Истоки человека - его предки…

«Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его…» - А.С.Пушкин

Семья- это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью.

Разработка занятия по обществознанию на тему Семья и брак

Основные признаки семьи:

а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;

б) совместное проживание в одном помещении;

в) общий семейный бюджет.

Просмотр роликов на тему «Семья»(1-2)

  • Каковы функции семьи?

Виды браков.

  1. Длительное проживание мужчины и женщины без оформления своих отношений в ЗАГСе - фактический брак (или сожительство);

  2. Венчание мужчины и женщины в церкви без регистрации на законных основаниях -церковный брак;

  3. Зарегистрируемый в ЗАГСе на законных основаниях - гражданский брак.

Для вступления в брак необходимо:

  • Достижение 18 лет;

  • Присутствие обоих лиц: жениха и невесты;

  • Добровольное согласие вступающих в брак.

Существуют полигамные и моногамные браки.

При моногамии в состав семьи входит пара.

При полигамии количество «супругов» - 3 и более.

Полигиния - брак одного мужчины с двумя и более женщинами.
Полиандрия - брак нескольких мужчин с одной женщиной.

Репортаж «Джигит и его жены»

  • Каково Ваше мнение по этому вопросу?

Семьи бывают разных типов.

Разработка занятия по обществознанию на тему Семья и брак

По числу детей в семье:

  • бездетные

  • однодетные

  • малодетные (1-2)

  • среднедетные (3)

  • многодетные (4 и более детей)

Семьи по количеству членов:

  • Простая - состоит из одного поколения (родители с детьми или без детей)

  • Сложная семья - большая семья из нескольких поколений.

Семьи:

  • Патриархальная

  • Детоцентристская

  • Супружеская

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СЕМЬИ.

Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации.

Статья 38 Конституции Р Ф:

  • Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

  • Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

  • Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Рост социальной активности женщин:

+ экономическая самостоятельность

+образование, медицина, сфера услуг

+больше уважения

-поздние браки

-мало детей

-Меньше времени для семьи

  • ЧЕМ ВЫЗВАНА ТЕНДЕНЦИЯ К УМЕНЬШЕНИЮ ЧИСЛА ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ?

  • КАК МОЖНО ПЕРЕЛОМИТЬ ЭТУ СИТУАЦИЮ?

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ:

  • В настоящее время в России насчитывается 40 млн., семей.

  • Примерно 69 % состоят из супругов с детьми.

  • Ежегодно без отца остается примерно 300 тысяч детей.

  • Бездетных семей - 48%.

Причины разводов:

  • злоупотребление спиртными напитками,

  • бытовая неустроенность супругов,

  • супружеская неверность,

  • проблема распределений домашних обязанностей,

  • психологическая несовместимость.

За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства;

увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону;

Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания;

Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, растет подростковая и детская преступность.

Психологический рисуночный тест «Семья».

Подведение итогов. Формулирование выводов.

Счастливая семья - счастливая Россия!

Определение настроения в конце занятия (учащиеся высказывают своё мнение):

  • Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое

  • Да, но я уже всё знал раньше

  • Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось

Домашнее задание: параграф, тетрадь.

Использованная литература:

  1. учебник А.И. Кравченко «Обществознание. 8-9 кл.», М.: «Русское слово» - 2000 г.

  2. Е.А. Певцова «Обществознание. Книга для учителя. 8-9 кл.», М.: «Русское слово». - 2000 г.

  3. Гражданский кодекс РФ

  4. А.Ф. Никитин, «Право и политика». - М.: Издательский дом «Дрофа», 1997 г.

  5. Конституция РФ.

© 2010-2022