- Преподавателю
- Другое
- Разработка занятия по обществознанию на тему Семья и брак
Разработка занятия по обществознанию на тему Семья и брак
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Макеева Д.В. |
Дата | 26.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Дисциплина, специальность: обществознание.
Тема: Семья и брак.
Мотивация изучения темы:
Мы живем в обществе, в котором семья является одной из важнейших ценностей.
Еще недавно в России господствовала много поколенная патриархальная семья с традиционными моральными устоями. В настоящее время в нашей стране количество браков лишь немногим уступает количеству разводов. Причины видятся в разрушении семьи как ячейки общества. Семья все же, как один из базовых социальных институтов, сохраняет свою значимость, оставаясь важнейшей основой общества. Гармоничная, благополучная семья - это та необходимая среда, где человек ощущает уникальность своего бытия, это основа для развития физически и психически здорового ребёнка. Ведь самое главное, что делает людей счастливыми - любовь и здоровье близких и благополучие детей.
Цели занятия:
-
познакомиться с понятиями «семья», «брак» и т.д.;
-
дать представление о различных процессах , идущих в обществе;
-
продолжить формирование целостной картины восприятия мира;
-
развитие мышления, памяти, внимания, устной и письменной речи;
-
воспитание культуры общения.
Интеграционные связи: тема связана с историей, философией, правоведением.
Оснащение (средства обучения):
-
компьютер с проектором для демонстрации презентации;
-
раздаточный материал ;
-
учебник;
-
тетради.
Основные этапы занятия :
1) организационный момент;
2) изучение нового материла;
3) закрепление изученного материала ;
4) инструктаж д/з;
5) итог урока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент: отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.
Изучение новой темы.
Всё живое на Земле имеет свои истоки, свое начало.
Истоки человека - его предки…
«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его…» - А.С.Пушкин
Семья- это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью.
Основные признаки семьи:
а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;
б) совместное проживание в одном помещении;
в) общий семейный бюджет.
Просмотр роликов на тему «Семья»(1-2)
-
Каковы функции семьи?
Виды браков.
-
Длительное проживание мужчины и женщины без оформления своих отношений в ЗАГСе - фактический брак (или сожительство);
-
Венчание мужчины и женщины в церкви без регистрации на законных основаниях -церковный брак;
-
Зарегистрируемый в ЗАГСе на законных основаниях - гражданский брак.
Для вступления в брак необходимо:
-
Достижение 18 лет;
-
Присутствие обоих лиц: жениха и невесты;
-
Добровольное согласие вступающих в брак.
Существуют полигамные и моногамные браки.
При моногамии в состав семьи входит пара.
При полигамии количество «супругов» - 3 и более.
Полигиния - брак одного мужчины с двумя и более женщинами.
Полиандрия - брак нескольких мужчин с одной женщиной.
Репортаж «Джигит и его жены»
-
Каково Ваше мнение по этому вопросу?
Семьи бывают разных типов.
По числу детей в семье:
-
бездетные
-
однодетные
-
малодетные (1-2)
-
среднедетные (3)
-
многодетные (4 и более детей)
Семьи по количеству членов:
-
Простая - состоит из одного поколения (родители с детьми или без детей)
-
Сложная семья - большая семья из нескольких поколений.
Семьи:
-
Патриархальная
-
Детоцентристская
-
Супружеская
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СЕМЬИ.
Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации.
Статья 38 Конституции Р Ф:
-
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
-
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
-
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Рост социальной активности женщин:
+ экономическая самостоятельность
+образование, медицина, сфера услуг
+больше уважения
-поздние браки
-мало детей
-Меньше времени для семьи
-
ЧЕМ ВЫЗВАНА ТЕНДЕНЦИЯ К УМЕНЬШЕНИЮ ЧИСЛА ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ?
-
КАК МОЖНО ПЕРЕЛОМИТЬ ЭТУ СИТУАЦИЮ?
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ:
-
В настоящее время в России насчитывается 40 млн., семей.
-
Примерно 69 % состоят из супругов с детьми.
-
Ежегодно без отца остается примерно 300 тысяч детей.
-
Бездетных семей - 48%.
Причины разводов:
-
злоупотребление спиртными напитками,
-
бытовая неустроенность супругов,
-
супружеская неверность,
-
проблема распределений домашних обязанностей,
-
психологическая несовместимость.
За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства;
увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону;
Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания;
Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, растет подростковая и детская преступность.
Психологический рисуночный тест «Семья».
Подведение итогов. Формулирование выводов.
Счастливая семья - счастливая Россия!
Определение настроения в конце занятия (учащиеся высказывают своё мнение):
-
Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое
-
Да, но я уже всё знал раньше
-
Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось
Домашнее задание: параграф, тетрадь.
Использованная литература:
-
учебник А.И. Кравченко «Обществознание. 8-9 кл.», М.: «Русское слово» - 2000 г.
-
Е.А. Певцова «Обществознание. Книга для учителя. 8-9 кл.», М.: «Русское слово». - 2000 г.
-
Гражданский кодекс РФ
-
А.Ф. Никитин, «Право и политика». - М.: Издательский дом «Дрофа», 1997 г.
-
Конституция РФ.