Твое бессмертно будет имя… Хетагуров Коста Леванович

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Твое бессмертно будет имя…

Хетагуров Коста Леванович

Весь мир - мой храм,

любовь - моя святыня,

Вселенная - отечество мое…

Коста «Я не пророк…»

В летописи каждого народа есть даты, имеющие особую значимость. Знаменательной датой не только для осетин, но и для всех народов Северного Кавказа является день рождения великого осетинского поэта, художника, общественного деятеля Коста Левановича Хетагурова.

3 октября (15 октября по новому стилю) в селе Нар Владикавказского округа Терской области в семье Левана Елизбаровича Хетагурова и его жены Марии Гавриловны Губаевой родился сын Константин (Коста). Когда мальчику не было и двух месяцев, мать умерла. По воспоминаниям родственников Коста, Мария Гавриловна «была женщиной широкого прирожденного ума, отличалась сердечной мягкостью и редкой красотой».

Отец Коста - Леван Елизбарович был известен своими прогрессивными взглядами. Он участвовал во многих сражениях, был несколько раз ранен, имел боевые награды, удостоен офицерского звания. Леван Хетагуров возглавил переселение осетин в Кубанскую область.

Коста не было еще 12 лет, когда его привезли на новое местожительство отца в село Георгиевско-Осетинское (ныне село им. Коста -Хетагурово, в Карачаево-Черкесской Республике), только что основанное переселенцами из разных районов Осетии.

Леван Елизбарович делал все возможное, чтобы дать образование сыну Коста и дочери Ольге. Учитывая заслуги Левана перед Россией, в 1871 году Коста получил возможность получить образование в Ставропольской классической мужской гимназии, был определен в пансионат при ней, где проучился десять лет.

В гимназии судьба свела Коста с начинающим педагогом, художником В.И. Смирновым. Это знакомство переросло в большую дружбу замечательных людей. Учителя уделяли серьезное внимание каждому из учащихся, при этом старательно выявляли их способности. Благодаря В.И. Смирнову Коста все свое время и все свои симпатии посвятил рисованию. Работы Хетагурова ежегодно выставлялись в гимназии, а в 1877 году его рисунки экспонировались в Москве. В гимназии Коста познакомился с произведениями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.И. Плещеева, Н.А. Некрасова и других поэтов. У юноши пробудились увлеченность поэзией.

После окончания гимназии в 1881 Коста Хетагуров поступил в Академию Художеств в Санкт-Петербурге. Через 3 года он перестал получать стипендию, начисляемую из горских штрафных сумм (деньги, предназначенные для специального образования одаренных горских детей, были растрачены чиновниками). Оставшись без средств к существованию, он вынужден был летом 1885 года вернуться во Владикавказ и устроиться художником - декоратором в театре, выполняя иконописные заказы, освещая горскую жизнь в местной печати.

Владикавказ в конце 19 века был одной из столиц культурной жизни Северного Кавказа. Стихотворения Коста на осетинском языке переписывались и запоминались наизусть, распевались во всех уголках Осетии. В 1885 году написаны стихотворения «О.Р.В.» (Твое ли сердце диктовало…), «Взгляни», «Походная песня» и др.

Лучшие произведения молодого художника Коста Хетагурова были созданы именно здесь. Он устраивал выставки собственных произведений. Газеты наперебой превозносили художника, подчеркивая изящество и вкус автора.

В 1887 году выставлена картина «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии» во Владикавказском коммерческом клубе. Как и многие другие работы художника, эта картина была утеряна. В возрасте 29 лет художник написал картину «Скорбящий ангел». Это одно из самых выразительных, возвышенно-романтических полотен живописца.

Во Владикавказе осуществлено несколько постановок оперетты Штрауса «Цыганский барон» в декоративном оформлении Коста.

На Северном Кавказе имя Коста стало самым популярным, его знали как поэта, живописца, прекрасного человека, все творчество которого пронизано болью и тревогой за судьбу народа:

…Увидел я снежные горы,

Но более бедным, чем я,

Вернувшись, нашел я тебя,

Народ, изнуренный заботой,

Нет места тебе ни в горах,

Ни в наших привольных полях…

Не стой, не ходи, не работай

Достойных так мало у нас

И что мы такое сейчас

И чем мы со временем будем?

Ползешь ты вслепую, мой край…

В 1891 году Коста организовал протест по поводу закрытия единственной в Осетии женской школы, за что был выслан в село Георгиевско-Осетинское сроком на 5 лет, где поселился в доме своего престарелого отца. Это была его первая политическая ссылка. Спустя много лет Коста вспоминал: «…Я был выслан из Владикавказа… Поехал в трущобы… гор, на серебросвинцовый рудник». Здесь он включается в общественные дела родного села, активно выступает против произвола чиновников. Пребывание Коста в Карачае позволило более близко познакомиться с народами Карачаево-Черкесии, с их культурой и бытом, обычаями и нравами, он часто бывал на их семейных и общественных праздниках. Поэт был всегда желанным гостем у друзей по Ставропольской гимназии: карачаевского поэта, художника, просветителя Ислама Крымшамхалова и осетина - краеведа и учителя Учкуланской двухклассной школы Иорама Хурумова.

Здесь им созданы стихотворения и рассказы, произведения живописи. В 1892 году в петербургском журнале «Север» опубликована серия рисунков К. Хетагурова «Вид большого Карачая и нарождающийся в Карачае горный промысел».

В январе 1892 г. Коста пережил тяжелые удары судьбы. Скончался отец, самый близкий, дорогой ему человек. Сватовство к давно любимой девушке Анне Цаликовой завершилось вежливым отказом.

К сожалению, многие факты из деятельности Коста в селе Георгиевско-Осетинское в этот период, как и в последующие, остаются до сих пор неизвестными из-за отсутствия соответствующих архивных источников.

Современники вспоминали, что поэт отличался крепким здоровьем, сильным телосложением: «Широкий в плечах, тонкая талия, среднего роста, стройная грациозная фигура». Он был блестящим наездником, еще в гимназии «славился, как гимнаст»; большей частью одевался в черкеску, в коричневую или серую, с черным бешметом. «Во время работы в мастерской… - писал близко знавший его художник М.Туганов, - он был одет в широкую белую рубаху, пояс-шнур с кистями. Богатая шевелюра черных курчавых волос, черная борода «а ля Буланже», высокий лоб с развитыми надбровными дугами, черные густые брови над большими черными глазами, смотревшими глубоким проникновенным взглядом, которые сразу располагали каждого к Коста, - таков был облик первого художника-осетина». Все, кому посчастливилось побывать с Коста на народных торжествах или на благотворительных вечерах, говорили, что он обладал приятным звучным голосом, хорошо пел осетинские и русские народные песни.

М.Туганов писал, что «Коста являлся великолепным танцором всех европейских и осетинских танцев, великолепно дирижировал на благотворительных вечерах, являлся душой всего интеллигентного общества Владикавказа».

В начале 1893 года Коста переезжает в Ставрополь и становится постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ», ведет большую общественную и культурно-просветительную работу, много времени продолжает уделять живописи. Вскоре поэт переселяется в дом своего друга В. Смирнова (ныне музей-усадьба художника В.И. Смирнова с мемориальным комплексом К.Л. Хетагурова).

Перу Коста принадлежит обширный этнографический очерк осетин «Особа» (1894). Большим событием стал выход в 1895 году первого сборника стихотворений на русском языке, в который вошли лирические стихотворения и поэмы «Фатима» (по которой снят художественный фильм), «Перед судом». Осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, не было еще ни осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства.

Традиционно Коста считается основоположником литературного осетинского языка. Все свои произведения Коста разделил на 3 тематических раздела: лирику, басни и сказки в стихах, стихи для детей и о детях, которые в начале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям».

Киска

Киска, киска, кис! Где ты, отзовись!..

В теплой шубке ходит, У огня лежит,

Сказки говорит, Песенки заводит.

Летом 1897 года Коста серьезно заболел, у него открылся костный туберкулез. Сделана операция, но болезнь не отступила. В июле 1897 года поэт вынужден выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. В ноябре перенесена тяжелейшая операция. Летом 1898 Коста возвращается на родину, и далее в Пятигорск, где продолжает лечение и активно работает. Жизнь поэта полна тяжелых испытаний, нужды, преследований, борьбы с угнетателями народа. За статью «Неурядицы Северного Кавказа» поэт поплатился новой высылкой в Херсонскую губернию (1899). Но жизненные невзгоды не сломили бунтарского духа этого мужественного человека, не выбили из рук пера.

В 1899 г. он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира», в котором, среди прочего, были опубликованы первые стихи для детей на осетинском языке. Коста сотрудничал во многих газетах Северного Кавказа, много писал на русском языке.

По возвращению на Кавказ в марте 1900 года Коста Хетагуров вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя, Пятигорска и Владикавказа. Выступал он не менее активно, чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. Казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.

В декабре 1901 года Коста переезжает во Владикавказ и принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятиях. Занимается живописью, публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 года Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра Ольга и увезла в родное село. Поэт прожил еще три года, но вернуться к творческой деятельности уже не мог. 19 марта (1 апреля по новому стилю) 1906 года перестало биться его благородное сердце.

Творческое наследие Коста многогранно и многолико. Он был поэтом, художником, драматургом, публицистом, прозаиком и этнографом. Все его творчество пронизано болью и тревогой за судьбу своего народа. Поэт был по-настоящему счастлив только тогда, когда мог по его собственным словам: «…народу своему хоть шаг один к свободе проложить». Произведения К.Хетагурова были переведены на многие языки народов мира.

Именем осетинского поэта, основателя осетинской художественной литературы Коста Левановича Хетагурова названа одна из вершин Главного Кавказского Хребта (3680 м).

Поэзия Коста своей бессмертной красотой цементирует силу нашего духа и сердца… Пока живет поэзия Коста, будут жить свобода и любовь… Все творчество поэта - великий подвиг. И мя, потомки Коста, благодарим его за этот подвиг.

А. Ахматова


Коста Хетагуров полноправно вошел в великую семью мировых классиков. Всюду его имя пользуется почетом и уважением.

Н. Тихонов


Был в Японии. И мне стало приятно, когда в одном из городов нам заявили, что они хорошо знают нашего Коста.

Расул Гамзатов


Сборником произведений Коста Хетагурова «Осетинская лира», выпущенным в Дели, пополнился Музей национальной литературы, носящий его имя. Это первое издание классика осетинской литературы на языке хинди. Автор перевода - известный индийский поэт профессор Варьям Неги.

Газета «Советская культура», 9.07.1987г.


Коста Хетагуров был истинным сыном своего народа, он отражал его думы и чаяния, творчество его было глубоко национальным. Имя Коста войдет в ряд самых высоких имен человечества.

А.А.Фадеев


Пройдут года, пройдут века, но имя славного сына осетинского народа не померкнет и будет по-прежнему сиять, подобно снежным вершинам Кавказа.

С.Михалков


У человечества есть очень немного поэтов, которые становятся как бы нравственной совестью народа, в чьих именах сливается и надежда на будущее, и память о прошлом, и постоянное мерило настоящего. Хетагуров принадлежит к этой немногочисленной семье. Его нельзя не любить и, полюбив его, нельзя не стремиться быть лучше…

М. Шагинян

5


© 2010-2022