• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка «Подбор и формирование репертуара для хореографического коллектива»

Методическая разработка «Подбор и формирование репертуара для хореографического коллектива»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа

Имени Героя Советского Союза И.П. Серикова

Шебекинского района Белгородской области»



Методическая разработка


«Подбор и формирование репертуара для хореографического коллектива».







Выполнила

педагог дополнительного образавания

МБОУ «Новотаволжанская СОШ»

Колесникова Людмила Михайловна


2015 год.

Танец - это не только сочетание определенных движений. Это своеобразное музыкально - пластическое выражение образного мышления, создавшего его народа. Тот, кто занимается таким сложным, но прекрасным искусством танца, с детскими танцевальными коллективами, должны знать особенности танцевальной лексики народа, чьи танцы есть в репертуаре данного коллектива.

Главное в деятельности хореографического коллектива - создание репертуара. От него зависят организационная и учебная работа. Необходимое условие, которое должно соблюдаться при подборе и создании репертуара - это соответствие уровня художественного и психологического развития детей тем творческим задачам, которые ставит перед ними конкретная постановка. Вопрос о таком соответствии должен решаться с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. То, что доступно одному исполнителю, может оказаться недоступным и непосильным для другого. Этого принципа необходимо придерживаться, создавая постановку в любом жанре, на любом лексическом материале.

Главная воспитательная цель работы над репертуаром - максимальное расширение кругозора детей, развитие правильных представлений о подлинных художественных ценностях в искусстве, творческое отношение к своему делу.

Постановочная работа как бы подводит итог всей деятельности хореографического коллектива, показывая, насколько хорошо она организована, верна ли ее методика. В процессе постановок расширяется кругозор участников коллектива, происходит овладение танцевальной культурой.

Задача постановщика - вынести на сцену произведение, отвечающее всем требованиям сегодняшнего дня, предъявляемым к танцевальному искусству. Выбрав тему, руководитель должен определить сюжет, который мог бы быть наиболее верно и интересно передан именно средствами танцевального искусства.

Приступая к постановке того или иного танцевального номера, необходимо рассказать о его манере и стиле исполнения, объяснить, с чем они вызваны, т.е. провести всестороннюю познавательную работу, связанную с постановкой, а также познакомить с музыкой, обсудить костюмы исполнителей. Хорошо, если бы все исполнители могли просмотреть фильм или спектакль, сюжет и образы которых близки к теме будущего номера. После этого можно наметить исполнителей и приступить к разучиванию отдельных движений. Дальнейшие занятия ведутся следующим образом: на середине зала, в разделе учебно-тренировочная работа, разучиваются отдельные танцевальные элементы, причем, нужно обращать внимание не только на то, как участники коллектива делают движения ногами, но и следить за тем, чтобы движения корпуса, головы и рук исполнялись в соответствии с характером и стилем танца. Одновременно нужно работать над созданием соответствующего образа, особенно если это сюжетная постановка.

В работе каждого хореографического коллектива складываются свои репертуарные традиции, обусловленные рядом факторов: контингент учащихся, наличие площадки для выступлений и т.д., однако можно выделить ряд направлений в работе над репертуаром, которые являются наиболее плодотворными. Как правило, основой концертного репертуара является народно-сценический танец, так как он доступен большинству участников коллектива, дает возможность разнообразно строить репертуар, формировать его по степени сложности для каждой возрастной группы. Неисчерпаемые богатства народного танца раскрывают широкую перспективу развития творческих и исполнительских задатков участников коллектива.

Классический танец предъявляет ряд жестких требований к исполнению, без соблюдения которых он теряет свою художественную ценность и перестает быть средством эстетического воспитания. Это относится к физическим данным исполнителя, а также к качеству обучения. Важны не только правильность исполнения движений и технических приемов, но, главное точность манеры и стиля исполнения. Поэтому поручать такой репертуар можно лишь участникам, имеющим соответствующие физические данные.

Большой интерес представляет репертуар, созданный на основе историко-бытового танца. Работа над этим материалом ставит перед исполнителем интересные творческие задачи - освоение особенности стиля и манеры танца, создание образа той или иной эпохи, при этом предполагает углубленное проникновение в музыкальный материал различных эпох и стилей. Все это многое дает не только для развития исполнительских способностей, но и для культурного развития детей.

Однако есть и типичные ошибки, которые присутствуют при постановке танцевальных номеров. В первую очередь это нарушение основных композиционных приемов, свойственных тому или иному национальному танцу, а также отсутствие строгого отбора танцевальной лексики, то есть разрушается национальная особенность танца. Не везде прививается и формируется соответствующая культура исполнения народного танца. Это, прежде всего, относится к работе над постановкой рук, головы, корпуса. В результате, в танце отсутствует координация движений, без которой нельзя добиться точной манеры и стиля исполнения танца. Отсутствие культуры сценического поведения (неумение красиво ходить, стоять на сцене, кланяться, уходить со сцены после исполнения номера, общаться с партнерами во время исполнения танца и т. д.) также относится к типичным недостаткам при постановке концертного номера.

Необходимо отметить, что нельзя перегружать танцевальный номер различными трюками, взятыми из репертуара взрослых танцевальных коллективов, недоступными для детского исполнения.

Необходимо отметить, что на восприятие танца зрителем оказывает оформление номера, и в частности костюмы исполнителей, которые должны быть интересными по решению, цвету и крою, отвечать задаче раскрытия сценического образа и учитывать особенности фигуры исполнителей.

При подборе репертуара для танцевального коллектива всегда нужно помнить о том, что стремясь овладеть высотами хореографического искусства, нужно подходить со всей ответственностью к выбору темы, быть самокритичными в оценке своих творческих и профессиональных способностей, учитывать условия работы коллектива, уметь воспитывать чувство заинтересованности и любви к искусству танца.






Список используемой литературы:


  1. В. Константиновский «Учить прекрасному» М.: «Молодая гвардия», 1973.

  2. А. Устинова « Русский народный танец» М.: «Искусство», 1976.


© 2010-2022