- Преподавателю
- Другое
- Дополнительная образовательная программа Волшебство искусства лепки
Дополнительная образовательная программа Волшебство искусства лепки
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дараган Е.Н. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа «Волшебство искусства лепки» ориентирована на приобщение детей к древнему виду творчества - лепке.
Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевая разными видами изобразительной деятельности, среди которых большое место занимает лепка. Соленое тесто наиболее доступный материал для творчества. Программа «Волшебство искусства лепки» поможет воспитанникам овладеть навыками лепки из соленого теста, а забавные композиции, сделанные своими руками, украсят дом и станут прекрасными подарками.
Дополнительная образовательная программа «Волшебство искусства лепки » разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006г. №06-1844
3. Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.
4.Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 03.04.2003г. № 27 «санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03».
5. Приказ МБОУ ДОД ДДТ «Ермак» от 01.09.2014 «Об утверждении Положения об образовательных программах МБОУ ДОД ДДТ «Ермак» .
Направленность программы:
Программа «Волшебство искусства лепки» -модифицированная, по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению -практической, воспитательной, и общекультурной; по форме организации - индивидуальной.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.
Цель: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи:
обучающие:
-
обучить основным приемам лепки, основным элементам формообразования на примере изготовления различных поделок из соленого теста;
-
сформировать представление о роли цвета в мелкой пластике;
-
сформировать представление об основах композиции;
-
сформировать основные знания по объемной и плоскостной лепке.
воспитательные
-
воспитание ценностного отношения к культуре и искусству своего народа, к семейным ценностям;
-
воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность в работе,
-
способствовать преодолению воспитанниками «комплекса неумения» средствами декоративно-прикладного искусства, развитие уверенности в себе и своих возможностях.
развивающие
-
развивать мелкую моторику рук;
-
активизировать воображение, фантазию;
-
развитие мотивации к творческому поиску;
-
развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.
Отличительной особенностью программы заключается в том, что работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Возраст воспитанников 7-14 лет, программа предназначена для индивидуального обучения. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Приобретая практические умения и навыки в области лепки, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то сделать своими руками.
Срок реализации дополнительной образовательной программы 3 года. Строится курс из расчёта два занятия в неделю. Установленная продолжительность одного занятия - 45 минут. Объём часов в год составляет - 72 часа. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учётом санитарных норм и правил, утверждённых Постановлением Госкомсанэпиднадзора России.
Форма занятия - индивидуальная. Программа рассчитана на учащихся с хорошей подготовкой. В течении учебного года воспитанники участвуют в различных конкурсах, фестивалях и принимают активное участие в тематических выставках.
Занятие по типу может быть комбинированным, практическим, диагностическим и итоговым.
Форма проведения занятий: Занятия проходят в форме практических индивидуальных занятий.
Программа позволяет варьировать и изменять учебный план в зависимости от уровня подготовки детей. В программе предусмотрена система работы с родителями, общественностью, творческие выставки, участие в конкурсах различного уровня.
Принципы реализации программы
Занятия построены на следующих принципах:
-
доступности (от простого, к сложному);
-
систематичности и последовательности;
-
дифференцированного подхода к учащимся;
-
гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;
-
учет региональных особенностей и национальных культурных традиций;
-
учет требований гигиены и охраны труда;
-
учет возможностей, интересов и способностей учащихся;
-
принцип разнообразия форм обучения;
-
принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты от реализации дополнительной образовательной программы:
• участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях;
• участие в городских и областных конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.
Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:
• предметные результаты
- знание терминологии;
- формирование практических навыков в области декоративно-прикладного творчества;
• метапредметные результаты
- развитие фантазии, образного мышления, воображения;
- выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира;
• личностные результаты
- формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.);
Для отслеживания результативности используется педагогический мониторинг.
-
Стартовая диагностика - в начале каждого учебного года.
-
Промежуточная диагностика - проводится в конце первого и второго года обучения.
-
Итоговая диагностика - проводится по завершению всей образовательной программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме творческих выставок, участие в конкурсах и фестивалях. В конце года подводятся итоги, и оценивается работа детей за учебный год.
Учебно тематический план
1 года обучения
№
п/п
Тема занятий
Общее
кол-во
часов
В том числе
теория
практика
1
Введение в образовательную программу. История возникновения данного вида творчества.
1
1
I. «Лепка предметов с натуры».
1.
Лепка несложных предметов простыми приемами
6
2
4
II. «Лепка тематических композиций».
1.
Лепка по сюжетам сказок
8
2
6
2.
Лепка на предложенные и свободные темы
8
2
6
3.
Лепка на сюжеты мультфильмов о животных
6
2
4
III. «Декоративная лепка»
1.
Лепка декоративной посуды
6
2
4
2.
Лепка декоративных рыб, бабочек, цветов
6
2
4
IV. «Декоративное рисование. Живописный способ декорирования лепных изделий».
1.
Обучение навыкам владения кистью
2
1
1
2.
Роспись вылепленных изделий
4
4
V. «Объёмная лепка с добавлением природного и подручного материала».
1.
Технология изготовления объёмного изделия «Домашние животные».
15
1
14
2
Технология изготовления объёмных цветов и комнатных растений.
Итоговое занятие.
8
2
1
7
Всего часов:
72
16
56
Учебно тематический план
2 года обучения
№
п/п
Тема занятий
Общее
кол-во
часов
В том числе
теория
практика
1
Введение в образовательную программу.
1
1
I. «Лепка предметов с натуры».
1.
Освоение приемов лепки из целого куска и отдельных частей
10
2
8
2.
Лепка павлина
2
2
II. «Лепка тематических композиций».
1.
Лепка по сюжетам литературных произведений
12
2
10
2.
Лепка по представлению на бытовые и свободные темы
12
2
10
III. «Декоративная лепка»
1.
Скульптурный способ декорирования лепных изделий (рельеф, контррельеф)
8
1
7
2.
Различные способы лепки декоративных птиц
8
1
7
IV. «Декоративное рисование. Живописный способ декорирования лепных изделий».
1.
Применение бесконечных узоров в украшении лепных изделий
2
1
1
2.
Понятие цветового круга
2
1
1
V. «Объёмная лепка с добавлением природного и подручного материала».
1.
Технология изготовления объёмных сувениров. Роспись готовых работ.
8
1
7
2
Технология изготовления объёмных декоративных деревьев. Роспись. Оформление.
6
1
5
3.
Итоговое занятие. Выставка.
1
1
Всего часов:
72
13
59
Учебно тематический план
3 года обучения
№
п/п
Тема занятий
Общее
кол-во
часов
В том числе
теория
практика
1
Введение в образовательную программу.
1
1
I. «Лепка предметов с натуры».
1.
Приемы создания выразительного образа в лепке (динамика, мимика, поза).
10
2
8
II. «Лепка тематических композиций».
1.
Способы создания сюжетной композиции
12
2
10
III. «Декоративная лепка»
1.
Ажур в лепных изделиях
10
2
8
IV. «Декоративное рисование. Живописный способ декорирования лепных изделий».
1.
Абстрактная роспись лепных изделий
2
1
1
2
Самостоятельная разработка эскизов для росписи и лепки
2
2
V. «Объёмная лепка с добавлением природного и подручного материала».
1.
Лепка сувениров скульптурных групп
29
4
25
2
Свободное творчество.
4
4
3.
Итоговое занятие. Выставка за год.
2
2
Всего часов:
72
12
60
Содержание программы 1-го года обучения
«Вводное занятие» 1. (1ч.)
Теоретическая часть. Знакомство обучающихся с различными видами декоративно-прикладного искусства. Что такое ДПИ?
Это:
-
художественный образ - первооснова всех видов искусств (скульптура, графика народного и декоративно-прикладного искусства);
-
декоративно-прикладное искусство - искусство создания художественной вещи в разных материалах (тесто, фарфор, дерево, металл, ткань, кожа и др.);
-
лепка из солёного теста - как особый вид народного творчества.
Практическая часть:
Ознакомление обучающихся с программой обучения. Оборудование, инструменты, техника безопасности, правила внутреннего трудового распорядка. Работа с природным материалом: шишки, веточки, камни, ракушки, сухоцветы, сухие корни деревьев. Показ лучших лепных изделий. Лепка на свободную тему.
Методы, используемые на занятии: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, творческий.
Формы работы: беседа педагога по теме занятия, индивидуальное выполнение творческих композиций.
I. «Лепка предметов с натуры».
Занятие 2-7 (6ч.)
Тема: «Лепка несложных предметов простыми приемами».
-
Свойства солёного теста.
-
Сведения о солёном тесте как о художественном материале, об организации рабочего места, названии, назначении инструментов, приспособлений (стека, доска, губки для разглаживания изделия и т.д.).
Практическое занятие.
-
Подготовка теста к лепке.
-
Особенности лепки с натуры.
-
Пропорции пластика, красота.
-
Освоение приемов скатывания, расплющивания, стягивания, защипывания, прижимания, примазывания.
-
Самостоятельная работа.
II. «Лепка тематических композиций».(32ч.)
Занятие
Тема: «Лепка по сюжетам сказок»(8ч.)
-
Демонстрация образцов игрушек, иллюстраций, просмотр готовых работ.
-
Знакомство с произведениями сказок.
Практическое занятие.
-
Умение выполнять эскиз к сказке, лепить полые формы из целого куска.
-
Освоение этапов и приемов лепки. Соотношение пропорций, обработка поверхности.
-
Приемы налепа деталей для украшения.
Формы организации занятий: беседа-показ, сюжетно-ролевые игры, разработка технологии изготовления изделия, самостоятельная работа по лепке.
Занятие 16-23 (8ч.)
Тема «Лепка на предложенные и свободные темы»
-
Понятие равновесия и гармония масс.
-
Красота и гармоничность соотношений в лепке.
-
Характеристика приемов вытягивания из целого куска.
Практическое занятие.
-
Освоение приемов вытягивания из целого куска.
-
Выбор темы.
-
Продумывание композиции, отбор существенного.
-
Лепка одного, двух фигурных композиций на предложенные темы «Весна», Домашние животные», «Панно» и др.
Формы организации занятий: беседа-показ, сюжетно-ролевые игры, разработка технологии изготовления изделия (проектирование), самостоятельная работа по лепке на свободную тему, выставка-конкурс.
Занятие 24- 29 (6ч.)
Тема «Лепка на сюжеты мультфильмов о животных»
-
Просмотр мультфильмов с лепной анимацией.
-
Красота и гармоничность соотношений в лепке.
-
Обсуждение увиденного, пластичности исходного материала.
Практическое занятие.
-
Освоение приемов вытягивания из целого куска.
-
Выбор темы.
-
Продумывание композиции, отбор существенного, изготовление индивидуальных работ.
-
Лепка одного, двух фигурных композиций на предложенные темы по увиденным произведениям.
Формы организации занятий: беседа-показ, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная работа по лепке на свободную тему, выставка-конкурс.
III. «Декоративная лепка».
Занятие 30-35 (6ч.)
Тема «Лепка декоративной посуды»
-
Знакомство обучающихся с декоративной посудой.
-
Анализ формы различных видов посуды.
-
Зарисовки простейших форм посуды.
Практическое занятие:
-
Освоение приема лепки посуды из лепешки способом загибания краев при вращении лепешки.
-
Лепка посуды способом вдавливания и растягивания краев.
-
Украшение посуды налепом, контррельефом, природным материалом.
-
Лепка тарелки, блюдца, чашки, чайника, горшочка, солонки.
Формы организации занятий: беседа-показ, сюжетно-ролевые игры, разработка технологии изготовления изделия, самостоятельная работа по лепке, обсуждение, конкурс, урок - творческий отчет по основам лепки декоративной посуды.
Занятие 36-41 (6ч.)
Тема «Лепка декоративных рыб, бабочек, цветов»
-
Ознакомление обучающихся с лепкой с натуры.
-
Отличие декоративной лепки от лепки с натуры.
Практическое занятие:
-
Способы декорирования лепных изделий.
-
Освоение приемов лепки декоративных рыб, птиц, бабочек, цветов.
-
Выбор темы.
-
Продумывание композиции, отбор существенного, изготовление индивидуальных работ.
IV. «Декоративное рисование. Живописный способ декорирования лепных изделий».
Занятие 42-47 (6ч.)
Тема «Обучение навыкам владения кистью».
-
Различие кисти по волосу и назначению.
-
Способы держания кисти.
-
Алгоритм выполнения мазка.
-
Виды мазков. Палитра и ее назначение.
Практическое занятие:
-
Разведение гуашевых красок.
-
Выполнение мазка.
-
Самостоятельные упражнения обучающихся в выполнении мазков и способах держания кисти.
Формы организации занятий. Беседа-показ, беседа-занятие, практическое занятие, самостоятельная работа.
V. «Объёмная лепка с добавление природного и подручного материала».
Занятие 48-62 (15ч.)
Тема Технология изготовления объёмного изделия «Домашние животные».
-
Понятие равновесия и гармония масс.
-
Красота и гармоничность соотношений в лепке.
-
Характеристика приемов вытягивания из целого куска.
Практическое занятие.
-
Освоение приемов вытягивания из целого куска.
-
Выбор темы.
-
Продумывание композиции, отбор существенного.
-
Лепка одного, двух фигурных композиций на предложенные темы «Домашние животные» и др.
Формы организации занятий: беседа-показ, сюжетно-ролевые игры, разработка технологии изготовления изделия (проектирование), самостоятельная работа по лепке на свободную тему, выставка-конкурс.
Занятие 63-72 (10ч.)
Тема: «Технология изготовления объёмных цветов и комнатных растений»
-
Беседа на тему: «Разновидности цветов и комнатных растений.
-
Демонстрация готовых работ.
-
Выбор темы.
Практическое занятие:
-
Освоение этапов и приемов лепки.
-
Соотношение пропорций, обработка поверхности.
-
Сочетание природного и подручного материала.
-
Самостоятельная работа на заданную тему.
Содержание 2-го года обучения
I. «Лепка предметов с натуры».
Вводное занятие 1 (1ч.)
-
Ознакомление с программой обучения.
-
Техника безопасности.
-
Материалы, инструменты.
Форма проведения занятий: беседа.
Занятие 2-11 (10ч.)
Тема «Освоение приемов лепки из целого куска и отдельных частей».
-
Сопоставление предметов по величине и форме, в лепке с натуры.
-
Понятие обобщения формы.
-
Лепка постановок из двух предметов контрастных по величине и выразительных по форме: кувшин и яблоко.
-
Определение на глаз: сколько раз размер одного предмета уложится в другом предмете.
Практическое занятие: Демонстрация приемов лепки из целого куска. Освоение приемов вытягивания из целого куска глины. Совершенствование приемов лепки.
Форма проведения занятий: игровые занятия «Фрукты моего сада», самостоятельные творческие задания.
Занятие 12-13 (2ч.)
Тема «Лепка павлина».
-
Ознакомление с алгоритмом лепки павлина.
-
Демонстрация приемов лепки из целого куска солёного теста.
Практическое занятие:
-
Освоение алгоритма лепки: придание солёному тесту яйцевидной формы и т.д.
Форма проведения занятий: творческие занятия: лепка «Павлина».
II. «Лепка тематических композиций».
Занятие 14-25 (12ч)
Тема « Лепка по сюжетам литературных произведений»
-
Беседа о любимых детских героях.
-
Создание положительной эмоциональной атмосферы.
-
Язык жестов и мимики.
Практическое занятие:
-
Самостоятельный выбор темы.
-
Создание смыслового центрального персонажа, расположение в пространстве центрального и профессионального объектов
-
Создание композиции.
Форма проведения занятий: просмотр лепной анимации, беседа, практическое занятие, обсуждение, выставка.
Занятие 26-37 (12ч.)
Тема «Лепка по представлению на бытовые и свободные темы»
-
Беседа о диких животных, в баснях Крылова. Выражение отношений басенных героев через лепку, передача характера животного.
Практическое занятие:
-
Выбор темы.
-
Создание композиций на темы «Ворона и лисица», «Мартышка и очки».
-
Соблюдение правил создания композиции.
Форма проведения занятий: беседа-показ, игровая импровизация по басням, самостоятельная работа.
III. «Декоративная лепка»
Занятие 38-45 (8ч.)
Тема «Скульптурный способ декорирования лепных изделий (рельеф, контррельеф)»
-
Понятие скульптурный метод декорирования.
-
Виды скульптурного метода декорирования: рельеф, контррельеф, ажур.
-
Демонстрация изделий декорированных скульптурным способом.
Практическое занятие:
-
Декорирование посредством штампиков, нанесение рельефов тампоном, декорирование приставными деталями.
-
Изготовление изделий по выбору ребёнка.
Форма проведения занятий: беседа-показ (обсуждение изделий), беседа-занятие, выставка-конкурс, самостоятельная работа.
Занятие 46-53 (8ч.)
Тема «Различные способы лепки декоративных птиц».
-
Демонстрация иллюстрации изделий.
-
Особенности лепки изделий.
-
Алгоритм выполнения птиц.
Практическое занятие.
-
Самостоятельная разработка эскиза для лепки птицы.
-
Лепка птицы различного выразительного образа.
-
Украшение птицы различными деталями на голове, шее, крыльях, спине.
Форма проведения занятий: беседа-показ (обсуждение изделий), беседа-занятие, выставка-конкурс, самостоятельная работа.
IV. «Декоративное рисование. Живописный способ декорирования лепных изделий».
Занятие 54-55 (2ч.)
Тема «Применение бесконечных узоров в украшении лепных изделий»
-
Понятие бесконечного узора, виды бесконечных узоров.
-
Элементы бесконечных узоров, ритм.
Практическое занятие.
-
Упражнения в рисовании бесконечных узоров по образцу.
-
Самостоятельное придумывание бесконечного узора.
Форма проведения занятий: беседа-показ, беседа-занятие, сюжетно-ролевая игра, выставка-конкурс, самостоятельная работа.
Занятие 56-57 (2ч.)
Тема «Понятие цветового круга»
-
Знакомство с цветовым кругом, основные и дополнительные цвета.
-
Способы получения дополнительных цветов.
-
Холодные и теплые цвета.
-
Световой и цветовой контрасты.
Практическое занятие:
-
Упражнения в получении дополнительных цветов, создание настроения цветом.
-
Дидактические игры «Превращение цветов».
Форма проведения занятий: беседа-показ, самостоятельная работа, практическое занятие, обсуждение работ.
V. «Объёмная лепка с добавлением природного и подручного материала».
Занятие 58-65 (8ч.)
Тема: Технология изготовления объёмных сувениров. Роспись готовых работ.
-
Дать понятие сувенир.
-
Каркас.
-
Способы использования фольги.
Практическое занятие:
-
Изготовление каркаса, заготовка лека.
-
Выбор изделия по образцу.
-
Самостоятельное решение (изделие по выбору воспитанника)
-
Изготовление сувенира .
-
Роспись готового изделия. Оформление декоративными элементами.
-
Использование природного и подручного материала.
Форма проведения занятий: беседа-показ, беседа-занятие, сюжетно-ролевая игра, выставка-конкурс, самостоятельная работа.
Занятие 66-71 (6ч.)
Тема: Технология изготовления объёмных декоративных деревьев. Роспись. Оформление.
-
Понятие объём. Способы лепки. Деление куска.
-
Способы использования каркаса.
-
Роль природного материала при изготовлении работ.
Практическое занятие:
-
Подбор природного материала для каркаса будущего изделия.
-
Выбор изделия.
-
Изготовление деревьев. Роспись. Оформление.
Форма проведения занятий: беседа-показ, беседа-занятие.
Итоговое занятие. Выставка.
Содержание 3-го года обучения
Вводное занятие
-
Знакомство с программой обучения.
-
Основные понятия.
Практическое занятие:
-
Обмен впечатлениями о проведенных каникулах.
-
Обсуждение творческих планов на будущее.
-
Самостоятельная работа на тему: «Лучший день каникул».
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра.
Занятие 2-11 (10ч.)
Тема «Приемы создания выразительного образа в лепке (динамика, мимика, поза)»
-
Алгоритм лепки животного.
-
Алгоритм лепки человека в движении.
-
Алгоритм лепки масок.
-
Передача характера, выражения, настроения.
-
Понятие о схемах, используемых для выражения настроения: поднятые брови_ удивленное лицо, приподнятые углы глаз и губ - веселое лицо, сдвинутые брови - сердитое лицо.
Практическое занятие:
Приемы создания выразительного образа в лепке (динамика, мимика, поза).
II. «Лепка тематических композиций».
Занятие 12-23 (12ч.)
Тема: «Способы создания сюжетной композиции».
-
Обобщение полученных ранее знаний о создании сюжетных композиций.
-
Осмысление замысла композиции.
Практическое занятие:
-
Создание предварительных карандашных и лепных эскизов.
-
Продумывание размещения предметов композиции в пространстве, круговой осмотр композиции, соблюдение равновесия объемов.
-
Самостоятельное доведение работы до конца.
Форма проведения занятия: практическое занятие.
III. «Декоративная лепка»
Занятие 24-33 (10 ч.)
Тема «Ажур в лепных изделиях.
-
Понятие ажура в лепке.
-
Демонстрация изделий, декорированных ажуром.
Практическое занятие:
-
Техника выполнения ажура в украшении лепных изделий.
-
Лепка глиняных изделий в технике ажура (вазы, подставки для цветов, декоративные пластины, диковинные птицы с ажурными крыльями и хвостами, барышни в кокошниках с ажурной прорезью, декоративные тарелки).
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
IV. «Декоративное рисование. Живописный способ декорирования лепных изделий».
Занятие 34-35 ( 2ч.)
Тема «Абстрактная роспись лепных изделий»
-
Знакомство с абстрактной живописью.
-
Показ иллюстраций картин художников-абстракционистов, краткая беседа. Понятия «абстрактная живопись», «абстрактный рисунок».
-
Красота и эмоциональная насыщенность цветовых пятен, линий, геометрических форм.
Практическое занятие:
Создание эскизов для абстрактной росписи.
Роспись лепных изделий абстракциями.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
Занятие 36-37 ( 2ч.)
Тема «Самостоятельная разработка эскизов для росписи и лепки»
Практическое занятие.
-
Развитие творческой инициативы обучающихся, самостоятельности в выборе темы и средств для ее реализации.
-
Использование ранее усвоенных приемов работы в создании собственного авторского изделия, продумывание этапов работы.
-
Доведение работы до завершенной стадии.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, организация выставки, анализ выполненных работ.
V. «Объёмная лепка с добавлением природного и подручного материала».
Занятие 38-39 ( 2ч.)
Тема «Лепка сувениров скульптурных групп».
-
Понятие скульптуры малых форм (бытовая, сказочная, анималистическая).
-
Краткая история создания скульптур малых форм.
-
Сочетание декоративных элементов и форм.
Практическое занятие
-
Создание оригинальных изделий.
-
Самостоятельный выбор темы и приемов работы.
-
Создание региональных сувениров на темы: « Славен дон», «Казачья станица», «На тихом дону», «Быт казака», «Казачий курень», мужской и женский образ донских казаков.
Форма проведения занятия: практическое занятие.
Методическое обеспечение программы.
Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие.
Занятие состоит из этапов:
- организационный момент;
- подготовительный;
- основной;
- итоговый;
- рефлексивный.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей),
Используются также нетрадиционные формы образовательного процесса, такие, как:
- занятие-игра;
- занятие-фантазия (сказка);
- занятие-экскурсия.
Программа первого года обучения относится к частично- репродуктивному уровню программ дополнительного образования.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении изделий из соленого теста, воспитанники от освоения основных форм лепки постепенно переходят к более сложным работам и изготовлению творческих работ.
Овладение мастерством лепки на первом году обучения создает возможности для творческой самореализации детей. Программа второго года обучения относится к продуктивному уровню, поскольку воспитанники самостоятельно выполняют художественные композиции из соленого теста , творчески применяя полученные знания и умения. Программа предусматривает, прежде всего, выполнение панно и объемных композиций, сложность которых зависит от индивидуальных способностей ребенка.
Занятия строятся таким образом, что сначала дается словесный материал по данной теме, который ложиться затем в основу изображаемого сюжета. Благодаря правильно подобранного художественного слова, музыки, наглядного материала создается настрой, который вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе.
Материально-технические условия.
Для обеспечения нормальных условий работы необходимо светлое помещение, комплект мебели, электрический шкаф для просушивания поделок и полки для просушки естественным способом.
А также наличие инструментов и материалов необходимых для работы:
1.Для приготовления соленого теста используется мука грубого помола.
2.Соль помола №1.
3.Сушка изделий производится в электродуховке при минимальной температуре.
4.Для раскрашивания изделий из соленого теста используются акварельные краски и гуашь.
5.Используют кисточки №1-6.
6.Скульптурные стеки.
7.Деревянные скалки.
8.Пластмассовые формочки для вырезания различных фигурок.
Список литературы
1. Данкевич, Е.В. Лепим из соленого теста [Текст]. - СПб : Изд. дом «Кристалл», 2001. - 192с.
2. Кискальт, И. Соленое тесто. Пер. с нем. [Текст]. - М.: Информационно-издательский дом «Профиздат», 2002. - (Серия «Увлекательное моделирование»).
3. Кискальт, И. Соленое тесто / Пер. с нем. [Текст]. - М.: Аст-Пресс книга, 2003. - 144с. - (Золотая библиотека увлечений)
4. Синеглазова, М.О. Удивительное солёное тесто [Текст]. - М.: Изд. дом МСП, 2005. - 128 с.
5. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки [Текст]. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - 128с.
6. Утц, А. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок / Пер. с нем. И.Гиляровой [Текст]. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 128с.
37