Рабочая программа по экологии 7 класс

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная школа Сельхозтехника»

Рассмотрено и принято на заседании Согласовано

ШМО предметов естественно -математического на Методсовете. Протокол №____

цикла протокол «____ от «___»_____________2015г от «___» ____________2015 г.

Руководитель ШМО ____________ ________ Руководитель МС ___________Миенкова Т.Н.

Рабочая программа

Название предмета Экология

Класс 7

Срок реализации 2015-16 учебный год

Год разработки 2015

Количество часов по программе

(всего, в неделю) 34 часа, 1 час в неделю.

Разработан на основе сборника программ по экологии для общеобразовательный учреждений под редакцией И.М.Швец. М. Вентана -Граф, 2010 г.



Программу составил:

Субботин В.М. - учитель биологии.

Пояснительная записка.

Данная программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии. Программа предусматривает возможность организации учебного процесса с использованием компетентностного подхода. В комплексе сфер компетенций основной, системообразующей является сфера выработки умений и навыков работы с информацией. Программа предназначена для организации экологического образования школьников 7 класса, изучающих биологию по программе Н.И.Сонина. По программе Н.И.Сонина в 6 классе школьник всесторонне изучают живой организм, а в 7 классе знакомятся с многообразием живых организмов. В связи с этим содержание выстроено следующим образом. В 6 классе основное внимание сосредоточено на вопросах аутэкологии, а в 7 классе - на вопросах синэкологии. В курсе биологии 6 класса учащиеся изучают строение и функционирование растительного и животного организмов, поэтому в курсе экологии предлагается рассмотреть влияние основных экологических факторов на растительный и животный организмы. В курсе биологии 7 класса изучаются многообразие живых организмов и различные типы взаимодействий между ними, поэтому в данной программе предлагается в это время обратиться к экологии популяций и сообществ.

Преподавание курса организовано в соответствии с Учебным планом МБОУ «ОШ Сельхозтехника» в объеме 1 час в неделю в 7 классе ( 34 часа в год) на основе «Экологической составляющей курса биологии в основной школе (сборник программ) авторов: И.М.Швец; М.З,Федоровой; Т.П. Лукиной; В.С.Кучменко, М. Вентана-Граф, 2010г.

Основная цель курса: дальнейшее формирование у учащихся представлений об экологии растений и животных, заложенных в курсе экологии 6 класса.

Задачи курса:

∙ рассмотреть влияние условий окружающей среды на растения и животных,

∙изучить состав растительного и животного мира в разных местах обитания,

∙ познакомиться с многообразием взаимных связей разных живых существ,

∙ рассмотреть роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений - в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1.Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).

2.Общекультурную (опыт освоения учащимися научной картины мира).

3.Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).

4.Информационную ( умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем - текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую - из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).

5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).

6.Социально-трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).

7.Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе

« Введение в экологию». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.

Программа рассчитана на учащихся 6-7 класса общеобразовательных школ.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по курсу «Основы экологии» (раздел «Организм и среда»).


  1. Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.

  2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.

  3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.

  4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных и зависимости от действия экологических факторов.

  5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.

  6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.

  7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

  8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

  9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

  10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.

  11. Применять знания по аутэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

  12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы

Содержание программы.

7 класс.

Экология популяций и сообществ. ( 34 часа, 1 час в неделю)

Введение. ( 1 час).

Биотическое окружение как часть среды жизни. Сложность биотических отношений. Классификация биотических связей: трофические, топические, форические, фабрические.


  1. ПОПУЛЯЦИИ: РАЗНООБРАЗИЕ СТРУКТУР, ТИПЫ ВНУТРИПОПУЛЯЦИОННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.


Тема 1. Вид и популяция как биологическая и экологическая категория ( 3 часа)

Вид. Ареал вида. Неоднородность среды внутри ареала. Изоляция и обособление групп особей. Понятие популяции. Популяция как биологическая и экологическая категория. Основные характеристики популяции. Популяционное обилие и его показатели: общая численность, индекс численности.

Методы измерения обилия: полный учет численности, метод пробных площадок, метод мечения и повторного отлова, метод взятия проб.

Практическая работа. Методы измерения обилия организмов. (Знакомство с одним из методов измерения обилия организмов: методом пробных площадок, подсчетом индексов плотности для растений, визуальным учетом птиц, учетом беспозвоночных.)

Тема 2. Характеристика популяций ( 3 часа).

Изменение численности популяций: циклические колебания, рост численности, сокращение численности. Причины изменения численности популяций. Возрастной спектр популяций. Периоды жизни и возрастные состояния растений: зародышевой период, проростки, юношеские, полувзрослые, взрослые, взрослые вегетативные, цветущие, старческие растения.

Практическая работа. Изучение возрастного состава популяций. ( Определяется возрастной состав популяции наиболее распространенного в местности проживания многолетнего растения.)

Периоды жизни и возрастные состояния животных: зародыши, молодые (неразмножающиеся), зрелые (размножающиеся), старые (неразмножающиеся).

Взаимодействие между родителями и детенышами у животных: распознавание, забота о потомстве, воспитание, обучение.

Тема 3. Структура популяций ( 3 часа).


Половая структура популяций. Экологические, физиологические различия самцов и самок.. Отношения «самец -самка». Сигналы к размножению. Выбор партнера. Ухаживание. Демонстрационное поведение. Турниры.

Пространственная структура популяций. Типы распределения особей в пространстве: равномерное и неравномерное (мозаичное, диффузное, пульсирующее, циклическое). Территориальные отношения у животных одного вида. Индивидуальный участок. Охраняемая территория. Территориальное поведение самцов. Групповой образ жизни у животных: семья, колония, стая, стадо. «Начальники» и «подчиненные».

Тема 4. Типы экологических взаимоотношений организмов ( 8 часов).

Типы экологических взаимоотношений. Конкурентные отношения. Внутривидовая конкуренция. Территориальность у животных.

Самоизреживание у растений. Межвидовая конкуренция, ее результаты.

Хищничество. Взаимосвязь популяций хищника и жертвы. Значение хищничества в природе.

Паразитизм. Признаки паразитизма. Переходные формы. Эктопаразиты. Эндопаразиты. Сверхпаразиты. Животные -паразиты и животные-хозяева. Хозяин основной и хозяин промежуточный. Растения- паразиты и полупаразиты. Паразитические бактерии и грибы.. Передача паразита, организмы -переносчики.

«Квартиранты» и «нахлебники». Взаимовыгодные отношения между организмами: питание, передвижение, маскировка. Протокооперация и симбиоз. Взаимодействие растений и животных- опылителей. Взаимодействие растений и растительноядных тживотных. Выпас и его результаты.

Практическая работа. Выявление взаимных приспособлений организмов: «хищник -жертва»; «паразит -хозяин»; «растения -опылители». ( В ходе работы учащиеся заполняют таблицу, в которой отражают вид взаимного приспособления и черты приспособленности - морфологические, физиологические, поведенческие.)


  1. СООБЩЕСТВА ОРГАНИЗМОВ.

Тема 5. Сообщество и экосистема как экологические категории

( 3 часа).

Сообщество. Основные свойства ( устойчивость, продуктивность) и показатели сообществ ( структуры). Понятия « биогеоценоз» и «экосистема».

Видовое разнообразие сообществ. Постоянство видового состава. Сообщества закрытые и открытые. Виды господствующие и сопутствующие. Виды-строители сообществ, или средообразователи. Виды - индикаторы состояния сообщества. Пространственная организация сообществ.

Практическая работа. Изучение видового разнообразия сообществ. Составление формулы древостоя. ( Определяется название близлежащего растительного сообщества, определяется господствующий и сопутствующий виды, составляется формула древостоя).

Тема 6. Структура и характеристика сообществ ( 3 часа).


Ярусность лесных сообществ. «Этажи водных сообществ. Морфологическая структура сообщества. Жизненные формы организмов.

Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Трофические уровни. Продуценты. Консументы. Редуценты. Потоки энергии и круговорот веществ в экосистеме. Схема биологического круговорота веществ. Развитие сообщества во времени. Изменения сообществ в течение суток. Сезонные изменения сообществ.

Практическая работа. Изучение пищевых цепей в аквариуме. ( Составляются и описываются пищевые цепи в аквариуме.)

Тема 7. Изменения в сообществах. ( 4 часа).

Изменения в сообществах от года к году. Необратимые изменения сообществ, смена сообществ, экологическая сукцессия. Сообщества, созданные человеком.

Практическая работа. Изучение сукцессионных изменений. Влияние вытаптывания на сукцессионные изменения. ( На примере близлежащего растительного сообщества изучают изменения в нем, вызванные антропогенным влиянием. Сравнивают полученные результаты с аналогичными описаниями прошлых лет, полученными учащимися предыдущих классов. Делаются выводы о необратимых изменениях в сообществах.)

Тема 8. Антропогенное воздействие на многообразие организмов и сообществ (6 часов).

Понятие о биомногообразии. Обеднение видового разнообразия. Причины исчезновения растений и животных. «Черные страницы» истории. Растения и животные, истребленные человеком.

Красные книги. Организмы, нуждающиеся в охране. Меры охраны растительного и животного мира. Охраняемые природные территории (ОПТ).

Виды ОПТ: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Значение ОПТ в сохранении биоразнообразия.

Экскурсия. Экскурсия на одну из ближайших охраняемых территорий.

Заключение (1 час).

Оптимальные способы эксплуатации экосистем; природосберегающее общество.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Введение.

1 час

Тема 1. Вид и популяция как биологическая и экологическая категория

3 часа

Тема 2. Характеристика популяций

3 часа

Тема 3. Структура популяций

3 часа

Тема 4. Типы экологических взаимоотношений организмов

8 часов

Тема 5 Сообщества и экосистема как экологические категории

3 часа

Тема 6 Структура и характеристика сообществ

3 часа

Тема 7. Изменения в сообществах

4 часа

Тема 8 Антропогенное воздействие на многообразие организмов в сообществе

6 часов

Итого

34 часа

Учебно -методический комплект.

Программа: Т.С.Сухова, В.И.Строганова, И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.М.Константинов, В.С.Кучменко, А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш, Н.М.Чернова, Л.В.Симонова, И.М.Швец, М.З.Федорова, Г.А.Воронина. «Природоведение, биология, экология: программы». М. Вентана -Граф, 2010 г.

Учебник: Былова А.М, Шорина Н.И «Экология растений. 6 класс» учебно -методическое пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ под.ред. Н.М.Черновой. М.Вентана -Граф, 2014г.

«Экология животных. 7 класс» учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов, С.П.Шаталова, А.О.шубин.- М. Вентана -граф, 2013 г.

© 2010-2022