Технология модульного обучения как одно из средств работы с одарёнными детьми

Одной из приоритетных задач современного образования становится выявление, обучение и воспитание одарённых детей. Это в свою очередь определяет задачу совершенствования педагогических подходов, так как обучение одарённых детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Процесс овладения теорией и практикой модульного обучения – это путь формирования новой педагогической культуры, развития творческих способностей преподавателя, повышения уровня преподавания и качества обучения. Цель мето...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Подпорожская детская школа искусств»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Технология модульного обучения

как одно из средств работы с одарёнными детьми








Разработчик: Сергеева Ольга Юрьевна,

преподаватель теоретических дисциплин

МБОУДО «ПДШИ»









Подпорожье

2015

Актуальность методической разработки:

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать перспективные цели. В связи с этим одной из приоритетных задач современного образования становится выявление, обучение и воспитание одарённых детей. Это в свою очередь определяет задачу совершенствования педагогических подходов, так как обучение одарённых детей сегодня - это модель обучения всех детей завтра.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного образования. Реформа образования предъявляет более высокие требования к качеству обучения, ставит перед преподавателем ДШИ новые задачи, побуждает искать более эффективные приёмы и способы приобщения детей к основам профессионального мастерства. В настоящее время ДШИ рассматривается как ступень предпрофессиональной подготовки в едином образовательном пространстве.

Однако на сегодняшний день существует проблема развития одарённости у ребёнка, и сложность заключается в специфике работы с детьми с повышенным творческим потенциалом. Следует отметить слабое психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей, отсутствие научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

Цель методической разработки - развитие творческого потенциала одарённых учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.

Ожидаемые результаты:

  • совершенствование системы работы с одарёнными детьми;

  • увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одарёнными детьми;

  • повышение качественного уровня преподавания;

  • выявление проблем по различным аспектам работы с одарёнными детьми.

В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и её учеников. Авторы данного исследования видят цель модульного обучения в создании наиболее благоприятных условий развития личности путём обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню её базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

Модульное обучение, впитав динамику развития современных дидактических теорий, синтезировало в себе их особенности, что позволило более удачно сочетать различные подходы к отбору содержания, его представлению и способам организации учебного процесса. Это свидетельствует о преемственности модульного обучения по отношению к другим теориям и концепциям обучения.

Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:

- модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;

- модульное обучение предполагает чёткую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;

- модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Исходные научные идеи

1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий ученика, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, педагог ориентирует ребёнка на цель учебной деятельности, мотивирует её принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если ученик выполняет задание с дозированной помощью педагога, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребёнка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику.

3. В основе модульной технологии находится и программированное обучение. Чёткость и логичность действий, активность и самостоятельность ученика, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Достоинства модульной системы обучения

К достоинствам модульной системы обучения относят:

- чёткую структуру курса, упорядоченность;

- возможность отслеживания связей между элементами;

- наглядность, осознание перспективы;

- индивидуальный подход к обучению;

- гибкость предоставления информации;

- развитие продуктивного мышления;

- многофункциональность;

- возможность самоконтроля обучения учащимся и собственной деятельности преподавателем;

- активизацию познавательной деятельности;

- комплексность, ориентацию на перспективу продвижения;

- возможность самоконтроля и самооценки;

- формирование самостоятельности, ответственность за свой выбор;

- формирование субъектной позиции в учебной деятельности.

Одной из современных педагогических технологий в музыкальном обучении является технология модульного обучения. «Модуль» имеет различные значения в области математики, архитектуре, информатике… В педагогике и методике «модуль» - это важная часть всей системы, без знания и освоения которой дидактическая система не работает.

Модульная педагогическая технология - это проектирование по определённой теме учебной деятельности ребёнка, способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного программированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий:

- законченный блок учебного материала, представляющий составную часть более общей функции;

- целевую программу действий ученика;

- рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Содержание и объём модулей могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

- меняется форма общения преподавателя и учащегося. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение. Учащийся работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это даёт возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

- содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объём изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того учащийся получает от преподавателя советы в письменной форме как рационально действовать;

- отсутствует проблема консультирования, дозированной помощи учащимся.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся.

Данная технология позволяет:

- поддерживать интерес ребёнка к изучаемому материалу;

- целесообразно и эффективно использовать время урока;

- систематизировать учебное содержание и учебную деятельность ребёнка;

- использовать в педагогическом процессе индивидуализацию и дифференциацию, создать благоприятные психолого-педагогические условия развития личности;

- активизировать учебную деятельность ребёнка, развивать в нём самостоятельность, умение планировать, анализировать, оценивать, контролировать.

Формирование модуля - это очень сложная методическая работа. В модуле преподаватель определяет цели и задачи, продолжительность изучения модуля, подбирает учебный теоретический и музыкальный материал, продумывает последовательность изучения этого материала и мотивацию учения, прогнозирует результаты обучения по модулю, способы учебной деятельности, формы контроля и критерии оценки, рекомендации учащемуся.

При модульном обучении каждый учащийся включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идёт индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ребёнок имеет возможность в большей степени самореализовываться и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности учащегося как самостоятельность.

Принципиально меняется и положение преподавателя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача преподавателя обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать учащегося. В результате изменения деятельности преподавателя на учебном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому как лучше управлять деятельностью учащихся.

Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача преподавателя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки преподавателя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу преподавателем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, чёткое определение форм и методов учения - это программа деятельности преподавателя. Процесс овладения теорией и практикой модульного обучения - это путь формирования новой педагогической культуры, развития творческих способностей преподавателя, повышения уровня преподавания и качества обучения.

В завершении следует отметить, что тема обучения одарённых и талантливых детей одна из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества, во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Исходя из этого, одним из главных направлений учреждения дополнительного образования является создание условий для оптимального развития одарённых детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Использованная литература и Интернет-ресурсы

Беспалъко В.П.Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Просвещение, 1995.

Беспалъко В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М.: Просвещение, 1971.

Беспалъко В.П. Элементы теории управления процессом обучения. - М.: Просвещение, 1971.

Гальперин ПК. К теории программированного обучения. - М.: Педагогика, 1967.

Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение, 1966.

Молибог А.Г. Программированное обучение. - М.: Педагогика, 1967.

Талызина Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. №3 - 1989.

Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Педагогика, 1988.

Третъяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. - М.: Новая школа, 1997.

Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996.

works.tarefer.ru/64/100522/index.html


© 2010-2022