- Преподавателю
- Другое
- Формирования психологической безопасности образовательного учреждения
Формирования психологической безопасности образовательного учреждения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тарасова Г.С. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
Профессиональное училище № 68
ПРОГРАММа по формированию психологической безопасности в образовательном учреждении
«Территория безопасности»
П. Улькан, 2014 г.Программа психологической безопасности ГБОУ НПО ПУ № 68
Актуальность
Сегодня, в условиях модернизации системы образования Российской Федерации, важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут находиться в состоянии психологической защищённости, а также, где созданы условия для формирования способности личности отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагога, показателем современного качества образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт подразумевает создание психологической безопасности образовательного учреждения в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса. То есть само понятие психологическая безопасность, определяется как состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие участников образовательного процесса и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы их психическому здоровью.
Вместе с тем, и практический опыт реализации стандарта, на сегодняшний день показал, что психолого-педагогическое сопровождение, реализующееся в программе психологической безопасности образовательного процесса, должно пронизывать все стороны взаимодействия обучающегося, родителей (законных представителей) и образовательного учреждения в процессах обучения, развития, воспитания и социализации.
Таким образом, создание условий психологической безопасности в образовательной среде может способствовать более полному личностному и профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального поведения.
Цель программы: создание условий для формирования у участников образовательного процесса таких умений и навыков, которые способствовали бы готовности справляться с эмоциональными нагрузками и психологическим дискомфортом, неизбежно возникающих в жизненных ситуациях и тормозящих гармоничное развитие личности в условиях образовательного учреждения.
Задачи организации безопасной образовательной среды в профессиональном училище № 68:
-
выявление стрессогенных факторов, возникающих в условиях учебного процесса в профессиональном училище №68;
-
отработка системы согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей и обучающихся на образовательную среду училища с целью гармонизации процессов обучения и социализации участников образовательной среды;
-
подготовка научного и практического обоснования условий организации психологической безопасности в образовательной среде и требований к ее эффективности
-
разработка рекомендации, направленных на организацию комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.
Теоретическая основа
Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни и среды как фактора образования, а также является подсистемой социокультурной среды.
Идея исследования психологической безопасности образовательной среды включена в идеологию современной педагогики с середины 90-х гг. XX в., однако проблемы психологической безопасности образовательной среды на сегодняшний день являются относительно новыми. Для разработки программы были использованы труды Е.В. Величко,В.И. Иванова, М.В. Тавровская, Е.В.Чернобай.
Условия организации безопасной образовательной среды в профессиональном училище № 68 следующие:
-активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития обучающегося в течение учебного дня в училище;
-эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
-повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей;
-формирование у обучающихся навыки овладения технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации
Направления работы педагога-психолога в условиях программы по обеспечению психологической безопасности профессионального училища №68:
Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов, родителей и обучающихся, обеспечение требуемой информацией всех субъектов образования по психологическим проблемам, возникающим в процессе обучения.
Психологическая профилактика- целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и родителей совместно с обучающимися:
-
по предупреждению возможных социально-психологических и проблем;
-
по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;
-
по выявлению обучающихся группы риска (по различным основаниям).
Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся с целью:
• выявления причин возникновения проблем в обучении или формировании психологического здоровья;
-
определения ресурсного потенциала личности, на которые можно опираться в ходе работы по оказанию психологической помощи;
Психологическая коррекция - систематическая целенаправленная работа психолога с участниками образовательного процесса, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям с целью гармонизации его взаимоотношений с самим собой и социумом.
Психологическое консультирование - оказание конкретной помощи обратившимся, в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Принципы работы:
1. Принцип опоры на развивающее образование и воспитание;
2. Принцип психологической защиты личности;
3. Принцип помощи в формировании социально-психологической умелости;
4. Принцип добровольности в принятии психологической помощи
Прогнозируемый результат:
Создание условий для психологически безопасной образовательной среды образовательного учреждения.
Сроки реализации программы:
2013 - 2015 гг.
Практический комплекс работы педагога-психолога, направленный на создание психологической безопасности в учебном заведении
Целью создания и реализации практического комплекса, является изучение и коррекция факторов негативно влияющих на формирование психологической безопасности учебного заведения.
Для достижения поставленной цели перед педагогом-психологом определены следующие задачи:
1. Выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов в условиях профессионального училища № 68 (анализ потребует целенаправленного исследования на базе ряда образовательных учреждений с последующей оценкой каждым участником - педагогом, администратором, родителем - возможных рисков, присущих образовательному учреждению);
2. Отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду училища как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития обучающегося;
3. Составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации;
4. Сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.
Основные проблемы, исследуемые при формировании психологически-безопасной среды образовательного учреждения:
-
Определение наличия стрессовой тактики педагогических воздействий.
-
Профилактика правонарушений.
-
Изучение индивидуально личностных особенностей участников образовательного процесса
Работа с обучающимися:
-
Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся (цветовой тест М. Люшера), с целью выявить характерологические особенности обучающихся для формирования психологически безопасной среды профессионального училища № 68.
-
Социально-психологическое сопровождение первокурсников в адаптационный период (в форме психологических бесед и консультаций, тренинговых занятий);
-
Определение психологического климата в группах и эмоционального фона на занятиях теоретического цикла и уроках производственного обучения (социометрия, метод включенного наблюдения)
-
Проведение социально-психологических тренингов, направленных на уверенность в себе, развитие коммуникативных, психологических и навыков работы в команде («Рыцари Камелота», «Быть самостоятельным, значит быть взрослым», «Искусство жить с собой и с миром»)
-
проведение занятий на темы: «Познай себя», «Толерантность в современном мире», «Я взрослый?» с элементами ролевых игр.
Работа с педагогическим коллективом включает в себя:
1. Диагностику индивидуальных особенностей личности и психического состояния педагога, его профессионального выгорания, профессиональной деформации (цветовой тест М. Люшера, Определение психического «выгорания» А.А.Рукавишников, Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, «Оценка нервно-психического напряжения» Немчин Т.А, «Методика оценки функционального состояния САН» Доскин В.А, Лаврентьев Н.А, «Оценка доминирующего психического состояния» Куликов Л.В, диагностика эффективности педагогических коммуникаций мод. вариант анкеты А.А.Леонтьева);
В ситуации оказания помощи педагогическому составу училища предлагается:
-
Проведение семинаров на темы: «Ситуации успеха на уроке», «Предупреждение эмоционального выгорания педагога», «Уровень психологической безопасности ГБОУ НПО ПУ №68», «Возрастные особенности обучающихся», «Кризисы в нашей жизни (о возрастных кризисах у педагогов)», «Помоги себе сам (уроки релаксации и снятия напряжения)», «Трудные ситуации, возникающие на уроках с подростками».
-
Проведение социально-психологических тренингов, развивающих позитивное мышление, направленных на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания («Удиви всех - общайся правильно!», «Восстановленное ресурсное состояние - залог успешной трудовой деятельности», «Коммуникативный тренинг взаимодействия психолога и педагога с родителями»);
Работа с родителями:
-
Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социально-психологического климата в семье («Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ), с целью определения социально-психологического климата в семье;
-
Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей;
-
Проведение лекторий на темы: «Психологические и физические особенности взрослого подростка», «Как понять ребёнка», «Мой взрослый ребёнок».
-
Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков («Дипломатическое общение с ребенком»);
-
Перспективный план работы на 2013 - 2015 гг.
Год
Вид работы
месяц
ответственные
Обучающиеся
2013
Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся (цветовой тест М. Люшера);
Сентябрь-октябрь
Педагог-психолог, кл.руководитель
2013
Оказание социально-психологической поддержки первокурсникам в успешной адаптации к учебному процессу (в форме психологических бесед и косультаций);
В течении года
Педагог-психолог
2013
Определение психологического климата в группах, эмоциональное благополучие на занятиях теоретического цикла и уроках производственного обучения (социометрия)
Октябрь - ноябрь
Педагог-психолог, соц.работник, кл.руководитель
2013
Проведение социально-психологического тренинга, направленного на развитие уверенности в себе, развитие коммуникативных, психологических и командообразующих навыков «Рыцари Камелота»
ноябрь
Педагог-психолог, педагог-организатор
2013
проведение классного часа на тему: «Познай себя»
ноябрь
Педагог-психолог, кл.руководитель
2014
Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся (цветовой тест М. Люшера)
Сентябрь-октябрь
Педагог-психолог, кл.руководитель
2014
Оказание социально-психологической поддержки первокурсникам в успешной адаптации к учебному процессу (в форме психологических бесед и консультаций);
В течении года
Педагог-психолог
2014
Определение психологического климата в группах, эмоциональное благополучие на занятиях теоретического цикла и уроках производственного обучения (социометрия)
Сентябрь-ноябрь
Педагог-психолог, соц.работник, кл.руководитель
2014
Проведение социально-психологического тренинга, направленного на развитие уверенности в себе, развитие коммуникативных, психологических и командообразующих навыков «Быть самостоятельным, значит быть взрослым»
март
Педагог-психолог, педагог-организатор
2014
Проведение классного часа на тему: «Толерантность в современном мире»
май
Педагог-психолог, кл.руководитель
2014
Психологическое сопровождение (беседы, консультации, релаксации)
В течении года
Педагог-психолог
2015
Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся (цветовой тест М. Люшера)
Сентябрь-октябрь
Педагог-психолог, кл.руководитель
2015
Оказание социально-психологической поддержки первокурсникам в успешной адаптации к учебному процессу (в форме психологических бесед и косультаций);
В течении года
Педагог-психолог
2015
Определение психологического климата в группах, эмоциональное благополучие на занятиях теоретического цикла и уроках производственного обучения (социометрия)
Октябрь-ноябрь
Педагог-психолог, соц.работник, кл.руководитель
2015
Проведение социально-психологических тренингов, направленных на уверенность в себе, развитие коммуникативных, психологических и командообразующих навыков («Искусство жить с собой и с миром»
март
Педагог-психолог, педагог-организатор
2015
Проведение классных часов на темы: «Я взрослый?».
апрель
Педагог-психолог, кл.руководитель
2015
Психологическое сопровождение (беседы, консультации, релаксация)
В течении года
Педагог-психолог
Педагогический коллектив
2013
Диагностика индивидуальных особенностей личности и психического состояния педагога, его профессионального выгорания, профессиональной деформации (цветовой тест Люшера, Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Диагностика эффективности педагогических коммуникаций мод. вариант анкеты А.А.Ленотьева);
Октябрь-ноябрь
Педагог-психолог
2013
Проведение семинара на тему: «Ситуации успеха на уроке»
ноябрь
Педагог-психолог, педагог-организатор
2013
Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания «Удиви всех - общайся правильно!»
декабрь
Педагог-психолог, педагог-организатор
2014
Диагностика индивидуальных особенностей психического состояния педагога, его профессионального выгорания, профессиональной деформации (Определение психического «выгорания» А.А.Рукавишников, «Оценка нервно-психического напряжения» Немчин Т.А, «Методика оценки функционального состояния САН» Доскин В.А, Лаврентьев Н.А, «Оценка доминирующего психического состояния» Куликов Л.В.
Октябрь-ноябрь
Педагог-психолог
2014
Проведение семинара на тему: «Предупреждение эмоционального выгорания педагога»
декабрь
Педагог-психолог, педагог-организатор
2014
Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания «Восстановленное ресурсное состояние - залог успешной трудовой деятельности
март
Педагог-психолог, педагог-организатор
2014
Психологическое сопровождение (беседы, консультации, релаксация)
В течении года
Педагог-психолог
2015
Диагностика индивидуальных особенностей личности и психического состояния педагога, его профессионального выгорания, профессиональной деформации (цветовой тест Люшера, Определение психического «выгорания» А.А.Рукавишников, Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, «Оценка нервно-психического напряжения» Немчин Т.А, «Методика оценки функционального состояния САН» Доскин В.А, Лаврентьев Н.А, «Оценка доминирующего психического состояния» Куликов Л.В, диагностика эффективности педагогических коммуникаций мод. вариант анкеты А.А.Ленотьева);
Октябрь-ноябрь
Педагог-психолог
2015
Проведение семинара на тему: «Уровень психологической безопасности ГБОУ НПО ПУ № 68»
февраль
Педагог-психолог, педагог-организатор
2015
Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания «Коммуникативный тренинг взаимодействия психолога и педагога с родителями».
апрель
Педагог-психолог, педагог-организатор
2015
Психологическое сопровождение (беседы, консультации, релаксация)
В течении года
Педагог-психолог
родители
2013
Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социально-психологического климата в семье («Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)
Ноябрь-декабрь
Педагог-психолог, кл.руководитель
2013
Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей;
В течении года
Педагог-психолог
2013
Проведение лектория на тему: «Психологические и физические особенности взрослого подростка»
декабрь
Педагог-психолог, кл.руководитель
2014
Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей
В течении года
Педагог-психолог
2014
Проведение лектория на тему: «Как понять ребёнка»
декабрь
Педагог-психолог, кл. руководитель
2014
Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков, «Дипломатическое общение с ребенком»
декабрь
Педагог-организатор, педагог-психолог
2015
Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социально-психологического климата в семье («Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)
Сентябрь-октябрь
Педагог-психолог. кл.руководитель
2015
Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей;
В течении года
Педагог-психолог
2015
Проведение лектория на темы: «Мой взрослый ребёнок».
декабрь
Педагог-психолог, кл.руководитель
Список используемой литературы:
-
Величко Е. В. Управление психологической безопасностью образовательной среды колледжа [Текст] / Е. В. Величко // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). - СПб.: Реноме, 2011. - С. 72-75.
-
Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: Дисс... докт. психол. наук. - СПб., 2012. - 386 с.
-
Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Дисс. ...докт. псих.наук. - М., 2010 - 360 с.
-
Дятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Проблемы информационной безопасности человека и задачи экологического образования // Современные проблемы науки и образования. Электронный журнал, 2011. -№2. - science-education.ru/number2.htm
-
Иванова, В.И. Экспериментальное исследование значимости психологической безопасности образовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста / В.И. Иванова // Мир психологии. - 2009. - №3. - С.98-110.
-
Ковров В.В. Психологическая безопасность образовательной среды : состояние и возможности психологической коррекцит. М.: ЦЭПП МГППУ, 2010 - 225 с.
-
Липский И.А. Социально-педагогическая ситуация: сущность, структура, управление // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. - М.,из-е 2-е доп. 2009. - Том I. - С.39-47.
-
Сидорова Л.З. Проектирование педагогических ситуаций как средство организации безопасной образовательной среды колледжа // Современные проблемы науки и образования.- 18.05.2011- С. 84-89
-
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.- М.:Смысл, 2001.- 366 с.
-
Тавровская М.В. Развитие эстетического потенциала образовательной среды средствами информационных технологий: Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. 13.00.01. - Ростов-на-Дону, 2007 - 24 с.
-
Чернобай, Е.В. Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды / Е.В. Чернобай // Педагогика. - 2009. - №7. - С.78-82.