- Преподавателю
- Другое
- Календарно-тематическое планирование по ИЗО
Календарно-тематическое планирование по ИЗО
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черенцева Л.А. |
Дата | 15.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАЗАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Новоселезнёвская средняя общеобразовательная школа
п. Новоселезнёво, Казанского района, Тюменской области.
Рассмотрено на заседании МО учителей нач.классов «Согласовано» «Утверждаю»
протокол №_____ от «____»____2014г Зам.директора по УВР директор МАОУ Новоселезнёвская СОШ
________/О.Н. Новикова ____________/Е .А.Дубынина
«_______»________2014г. «_____»___________2014г.
Приказ №_____ от «____»________2014г
Рабочая программа
Учебного предмета «Изобразительное искусство»
4класс
2014-2015 учебный год
Составитель:
Черенцева Л.А.
учитель начальных классов,
п.Новоселезнёво,2014-2015г
Изобразительное искусство.
1.Пояснительная записка.
Программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по изобразительному искусству под редакцией - «Программы по учебным предметам», М.: Б.М.Неменского. Цель учебного предмета «Изобразительное искусства» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культура духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
2.Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство».
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе всех основных видов искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а так же постижение роли художника в синтетических искусствах - искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а так же в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
-изобразительная художественная деятельность;
-декоративно-художественная деятельность;
-конструктивная художественная деятельность.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники.
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности
каждого.
Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусств. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете.
Развитие художественно-творческого мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности и развитие фантазии.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
3.Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.
В учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство»в 4 классе выделяется 1 час в неделю 34часа в год.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
5.Результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО
Универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия.
У третьеклассника будут формироваться:
-Чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
-Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны и мира в целом.
-Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека.
-Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия.
-Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.
-Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
-Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.
Третьеклассник получит возможность для формирования:
-Понимания значения изобразительного искусства в жизни человека.
-Понимания роли искусства в собственной жизни.
-Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ.
-Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям.
-Мотивации к коллективной творческой работе.
-Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека.
-Личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.
Метапредметные учебные действия
Четвероклассник научится:
-Овладеет умением творческого видения с позиции художника.
Овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы.
-Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию.
-Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
-Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
-Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.
Четвероклассник получит возможность:
-Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике.
-На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения.
-Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности.
-Воспринимать мнение и предложения своих сверстников.
-Соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности.
-Делать несложные выводы.
-Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты.
-Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи.
-Следить за действиями других участников в совместной деятельности.
Предметные результаты.
Опыт учащихся в художественно-творческой деятельности.
Четвероклассник научится:
Четвероклассник получит возможность научиться:
-Различать виды художественной деятельности.
-Различать виды и жанры в ИЗО.
-Понимать образную природу искусства.
-Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.
-Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.
-Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.
-обсуждать и анализировать произведения искусства.
-Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона.
-Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
-Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники
-Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.
Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности.
-овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
Навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.
-Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.
-Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.
-Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
-Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
-Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.
-Сопоставлятьобъекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.
-Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.
-Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.
-Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.
-Овладеть на практике основами цветоведения.
-Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.
-Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.
-Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
6.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
4 класс
(34 часа)
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте.
Культуросозидающая роль программы состоит так же в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные виды искусства. Изучение такого многообразия искусств, необходимого для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. Прежде всего- это три основных вида художественной деятельности: изобразительная, декоративная и конструктивная.
Достоинством программы является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме.
К одному из достоинств этой программы относится ее четкая тематическая последовательность. Она в том, что в теме каждого урока преломляются темы четверти, а в теме четверти - темы года. По кирпичикам выстраивается стройное здание культуры художественного восприятия. Осуществляется принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
К основным принципам программы относится и принцип единства восприятия и созидания. Ученик то выступает в роли художника, то в роли зрителя осваивает опыт художественной культуры. На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы. Этому способствует музыкальный и литературный ряд, практически присутствующие на каждом уроке.
Проживание как форма освоения художественного опыта - условие постижения искусства. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа.
Содержание программы
№ ч
Наименование разделов
Кол-во часов
Содержание программного материала
Универсальные учебные действия.
1
Истоки родного искусства
8
Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, ДПИ, художественного конструирования.
2
Древние города нашей земли
7
Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки, ограды, скверы; их образное решение.
Понимать условность и субъективность художественного образа. Выполнять учебные действия. Выражать в беседах свое отношение к произведению искусства.
3
Каждый народ - художник
11
Деятельность художника в театре в зависимости от видов зрелищ или особенностей работы.
Эмоционально откликаться на образы персонажей театрализованных представлений. Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре и т.д. Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции.
4
Искусство объединяет народы
8
Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России и мира.
Иметь представление о самых разных музеях и роли художника в создании экспозиции. Рассуждать, рассматривать и сравнивать картины. Создавать композиции на заданную тему.
7. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»
№
п/п
Дата
Тема урока
Тип урока
Виды деятельности
Планируемые результаты
предметные
личностные
метапредметные
1
Истоки родного искусства
(8ч)
Красота природы в произведениях русских живописцев. Пейзаж родной земли.
Задание: изображение российской природы (пейзаж).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Характеризовать красоту природы родного края.
Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.
Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.
Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.
Овладевать живописными навыками работы гуашью.
Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию
и пользоваться ею.
2-4
Деревня - деревянный мир.
Украшение деревянных построек и их значение.
Образ традиционного русского дома.
Задание: 1) изображение избы или ее моделирование из бумаги (объем, полуобъем);
2)создание образа традиционной деревни: коллективное панно или объемная пространственная постройка из бумаги (с объединением индивидуально сделанных деталей).
Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.
Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.
Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.
Изображать графическими или живописными средствами образ русской
Овладевать навыками конструирования - конструировать макет избы.
Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений.
Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.
Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию
и пользоваться ею.
5-6
Образ красоты человека. Женский портрет.
Образ красоты человека. Мужской портрет.
Задание 1. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах.
Вариант задания: изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур.
Задание 2. Изображение сцен труда из крестьянской жизни.
Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы.
Приобретать представления об особенностях национального образа мужской и женской красоты.
Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.
Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.
Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского на- родного костюма.
Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.
Создавать женские и мужские народные образы (портреты).
Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Изображать сцены труда из крестьянской жизни.
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
7-8
Народные праздники.
Коллективное панно.
Обобщение темы четверти.
Задание: создание коллективного панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ). Тема «Праздник» может быть завершением коллективной работы, которая велась в течение нескольких занятий.
Материалы: гуашь, кисти, листы бумаги (или обои)
Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.
Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.
Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.
Овладевать на практике элементарными основами композиции.
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины своего народа. Формирование навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.
9
Древние города нашей земли
(7 часов)
Родной угол
Задание: создание коллективного панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ). Тема «Праздник» может быть завершением коллективной работы, которая велась в течение нескольких занятий.
Материалы: гуашь, кисти, листы бумаги (или обои)
Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.
Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).
Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства.
Знать картины художников, изображающие древнерусские города.
Создавать макет древнерусского города.
Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.
Формирование навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
10
Древние соборы.
Задание: лепка или постройка макета здания древнерусского каменного храма (для макета города).
Вариант задания: изображение храма.
Материалы: пластилин, стеки или бумага, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумага.
Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма.
Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов.
Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение).
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
11
Города Русской земли.
Задание: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки макета города (коллективная работа).
Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города).
Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь, кисти.
Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение.
Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.
Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.
Интересоваться историей своей страны.
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
12
Древние воины - защитники.
Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.
Материалы: гуашь и кисти или мелки, бумага
Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов - защитников Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.).
Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину).
Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.
13
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Задание: беседа-путешествие - знакомство с исторической архитектурой города.
Вариант задания: живописное или графическое изображение древнерусского города (это особенно уместно, если на предыдущих уроках дети занимались постройкой).
Материалы: гуашь, кисти, бумага или мелки, монотипия.
Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.
Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории.
Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.
Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.
Создавать образ древнерусского города.
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию
и пользоваться ею.
14
Узорочье теремов.
Задание: изображение интерьера теремных палат.
Материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти
Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат).
Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат.
Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания).
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.
15
Пир в теремных палатах
(Обобщение темы).
Задание: создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» как обобщенного образа народной культуры (изображение и вклеивание персонажей, предметов; аппликация).
Вариант задания: индивидуальные изображения пира (гуашь)
Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.
Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города.
Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.
Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.
Сотрудничать в процессе создания общей композиции.
Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.
16-18
Каждый народ - художник.
(11ч)
Страна восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Задание 1. Изображение природы через характерные детали.
Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть.
Задание 2. Изображение японок в кимоно, передача характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры.
Вариант задания: выполнение в объеме или полуобъеме бумажной куклы в кимоно.
Задание 3. Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж).
Материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей
Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.
Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.
Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.
Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.
Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).
Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.
Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки.
Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.
Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.
Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.
Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.
Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов и стран и мира.
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.
19-20
Народ гор и степей.
Задание 1. Изображение природы через характерные детали.
Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть.
Задание 2. Изображение японок в кимоно, передача характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры.
Вариант задания: выполнение в объеме или полуобъеме бумажной куклы в кимоно.
Задание 3. Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж).
Материалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей
Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.
Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.
Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.
21
Города в пустыне.
Задание: создание образа древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек).
Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей.
Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.
Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.
Создавать образ древнего среднеазиатского города.
Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его
22-23
Древняя Эллада.
Задание: изображение греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги; изображение фигур олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия; создание коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры).
Материалы: бумага, ножницы, клей; гуашь, кисти.
Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.
Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.
Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.
Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.
Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека.
Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).
Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его
24
Европейские города средневековья.
Задание: поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города» (или «Праздник цехов ремесленников на городской площади») с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Материалы: цветная и тонированная бумага, гуашь, кисти (или пастель), ножницы, клей.
Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.
Создавать коллективное панно.
Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).
Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.
Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов и стран и мира.
Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.
25-26
Многообразие художественных культур в мире. (Обобщение темы
Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ - художник».
Понимание разности творческой работы в разных культурах.
Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.
Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.
Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.
Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности.
Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям.
27-28
Искусство объединяет народы.
(8ч)
Материнство.
Задание: изображение (по представлению) матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу.
Материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага.
Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства.
Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.
Развивать навыки композиционного изображения.
Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии
Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его
29
Мудрость старости.
Задание: изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир.
Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага
Развивать навыки восприятия произведений искусства.
Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.
Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений).
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии
Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его
30
Сопереживание.
Задание: создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.).
Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага.
Уметь объяснять, рассуждать, как
в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.
Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия.
Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события.
Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.
Эмоционально откликаться на страдания , переживания , боль других чувства печали .
Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям.
31
Герои-защитники.
Задание: лепка эскиза памятника герою.
Материалы: пластилин, стеки, дощечка
Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа.
Приводить примеры памятников героям Отечества.
Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме).
Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре.
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии
Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям.
32
Юность и надежды.
Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага.
Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.
Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.
Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии
Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.
33
34
Искусство народов мира.
(Обобщение темы).
Экскурсия в краеведческий музей
Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.
Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры.
Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты.
Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.
Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.
8.Материально- техническое обеспечение учебного предмета
«Изобразительное искусство».
Специфическое сопровождение (оборудование):
-репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
-портреты художников; таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
-таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
-схемы рисования предметов, растений, животных человека;
-открытки и календари с репродукциями;
-таблицы по ДПИ;
-стелажи (полки) для хранения;
- демонстрационные и постановочные материалы;
-разнообразные художественные материалы.
Электронно-программное обеспечение:
-электронные библиотеки по искусству;
-презентации к урокам на дисках и флеш.носителях;
-DVD - фильмы по ИЗО;
-записи классической и народной музыки.
Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор,
-ноутбук с художественными программами,
-интерактивная доска; -музыкальный центр; -магнитная доска.