Развитие творческих способностей на уроках физики

Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей на уроках физики.

В основе моей работы лежит глубокая убежденность в наличии творческих способностей у каждого ученика. Задача педагога найти «направление», в котором ученик может проявить свое творчество и использовать его в изучении конкретного предмета. Для развития Творческого потенциала своих учащихся я использую основные положения двух концепций: Г. С. Альтшуллера (Теория решения изобретательских задач ) и И.П. Иванова ( Коллективное творческое воспитание)

  • Знания - инструмент, основа творческой интуиции.

  • Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

  • Эмоциональные переживания, обращенные к личностному смыслу содержания.

  • Диалог всех возникающих точек зрения.

  • Уважение самости ребенка, его уникальной позиции в мире.

  • Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле.

  • Используется феномен группового влияния на индивидуальные способности личности.

Первое и самое главное условие -это уважение к личности ученика, принятие его мировоззрения и понимание причин его формирующих. Уважительное отношение помогает расположить эмоционально и настроить учащегося на продуктивную работу. Понимание его мировоззрения служит основой для создания мотивации к творческой и деятельности, через актуализацию эмоциональной составляющей. Эмоции помогают активизировать правое полушарие мозга, которое ответственно за творческую, новаторскую деятельность. Так же понимание «сильных» и «слабых» сторон личности позволяет верно распределить роли в коллективе для максимальной продуктивной работы.

Свободный диалог и высказывание своих творческих идей в коллективе возможно только в атмосфере «свободы слова». При авторитарном стиле преподавания, ученики сидят в тишине и слушают учителя, а высказываться можно только с разрешения учителяПри излишне либеральном стиле общения с учащимися в классе стоит шум, который мешает продуктивно работать

Для себя я выработала прием «Пятиминутка Незнайки»: в процессе урока после не большого блока информации у коллектива есть 2-3 минуты для различных вопросов. Одним из условий такой «пятиминутки» является «полная амнистия» - учитель никак не указывает на то, что материал должен быть изучен учеником, на допускаются фразы «стыдно не знать», «мы это прошли еще на прошлой неделе…» Этот приём помогал мне не только наладить прямое и честное общение с учениками, но и выявить пробелы в знаниях, места, которые требует более детального разбора, понять какой метод подачи информации наиболее приемлем для данной группы.

При изложении материла нового или постановки задания я стараюсь максимально обращаться к личному опыту учеников, прошу их припомнить ситуации из жизни связанные с процессами или явлениями, которые изучаются. При этом удается заставить взаимодействовать оба полушария мозга (личный эмоциональный опыт - анализ процесса).

Не секрет, что основным практическим применением знаний в физике является решение задач. По личным наблюдениям чаще всего тут работает репродуктивность (повторение записей с доски). Приходилось сталкивается с полным отсутствием самостоятельного решения ( весь класс просто ждал пока ученик у доски решит, что бы переписать решение). В своей практике я стараюсь записать дачу на доске 1-3 раза, для усвоения формы записи и примера оформления, затем задачи даются в устной форме с фиксированием основных моментов на доске (не дано). Пример: Лето. Жарко. Я решила выпить холодной водички. Взяла этот стеклянный стакан (очень хорошо демонстрировать подобные задачи), налила воду из этого сосуда и бросила в него лед кубиками 2 шт. какая температура будет у воды в результате такого теплообмена?

Развитие творческих способностей на уроках физики

Хочу обратить внимание в данном пример на еще 2 особенности: не полные данные и наличие рисунка в задаче.

Исходно в моем условии нет начальных температур стакана и воды, массы воды, стакана и льда. отсутствие готового полного условия заставляет учеников активизироваться и придумать способ добыть недостающую информацию. Поскольку стакан и вода находятся все время на столе, то их температура равна температуре окружающей среды. На стене кабинета физики висит школьный термометр, который может служить для определения температуры. Школьники предлагают любой вариант нахождения этих данных и голосованием определяют удобный для большинства. Массу воды рассчитывают через объем стакана и плотности воды, массу льда через размер кубиков льда и плотность вещества. Таким образом даже запись условия задачи требует креативного подхода, а не сухого переноса данных.

В оформлении задач у меня есть ряд обязательных требований : дано, колонка СИ, исходная формула и конечная рабочая формула. Решения по действием ошибкой не считается, но стараюсь что бы ученики работали с подстановками в исходную формулу и не боялись математических преобразований. Наличие рисунков, записей, схем, стихов не оценивается. Т. е если они есть -оценка не снижается. Пока ученики отвлекаются на "креативное оформление" у них появляются новые идеи по решению.

Напоминаю, что все это происходит индивидуально в тетрадях. В это время учитель ходит от парты к парте и катализирует решение, направляет ход мысли при возникновении затруднений. Когда в классе появляется верное решение -его автор получает карточку благодарности и идет по классу помогать советом. Только когда решение есть у большей части класса -его можно оформить верно на доске. Таким способом исключаются ученики, которые хотят "отсидеться" и не принимать участия в процессе решения, учитель может понять у кого и какие трудности с работой в этом материале.

Физика дает огромный выбор возможностей проведения домашних экспериментов: проверить как быстро охлаждается жидкостей, вычислить давление собственного тела на пол, вычислить собственную плотность и т.д. Домашние задания в подобной форме повышают интерес и к предмету в целом и развивают творческое мышление. Результаты и методы из получения индивидуальны, совместным обсуждением класс выделяет наиболее удобные способы решения задачи.

Когда раздел завершается и необходимо сделать итоги или систематизировать информацию - дети предлагают форму представления основой из раздела. Пример: В 7м классе изучили основные силы: сила трения, сила упругости, сила тяжести, вес, реакция опоры. У всех этих сил есть одинаковые свойства: точка приложения, направление, формула расчета, формулировка, природа возникновения. Все эти критерии классификации выдвигают ученики в процессе обсуждения, учитель просто записывает их на доске. Составить графы и столбы из этих параметров тоже предоставляет ученикам. Таким образом одинаковая информация в разных классах принимает различные виды представления.

Когда рассматривается новый вид решения задач, после пробных двух-трех я предлагаю каждому ученику составить для себя алгоритм как решать данный вид задач. После рассматриваются классом предложения, и выбирается наилучший.

Эти не хитрые приёмы помогают учащимся поверить в собственные возможности «создавать» в науке, помогают им раскрыть свой творческий потенциал и создать атмосферу сотрудничества в классе.



© 2010-2022