• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на педагогическом совете на тему «Деятельность учителя-дефектолога в школе-интернате»

Выступление на педагогическом совете на тему «Деятельность учителя-дефектолога в школе-интернате»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деятельность учителя- дефектолога

Учитель-дефектолог работает с детьми с задержкой психического развития; детьми с легкой степенью умственной отсталости; с речевыми нарушениями. В большинстве случаев, это воспитанники с органическим поражением коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы. Сенсорное развитие у этой категории детей отстает по срокам формирования. Большие трудности возникают при решении задач, требующих наглядно- образного мышления; словарный запас беден, значения слов недостаточно дифференцированы. Употребляемые предложения примитивны по своей конструкции, с большим количеством аграмматизмов, пропусков. Память характеризуется малым объемом, малой точностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Им свойственна эмоциональная незрелость. У этой категории детей прослеживаются слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности. Для продвижения их в общем развитии, в усвоении ими знаний, умений и навыков, необходимо специально- организованное, коррекционно- направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся положительных возможностей у ребенка. При обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья надо преодолевать специфические трудности, обусловленные тем или иным дефектом.

Деятельность учителя- дефектолога заключается в ежедневном проведении подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий. Группы формируются с учетом актуального развития детей. Также, в начале учебного года проводится психолого- педагогическое обследование детей (индивидуально), анализ динамики развития (1 раз в квартал - индивидуально), то есть учитель-дефектолог диагностирует уровень сформированности психических процессов, особенности познавательной деятельности детей.

Одним из основных направлений работы данного специалиста является индивидуальная работа. В начале учебного года, по результатам психолого- педагогического обследования, составляется индивидуальное перспективное планирование с учетом уровня знаний, умений и навыков каждого воспитанника. Продолжительность индивидуального занятия составляет 15-20 минут. Каждый ребенок посещает дефектолога 3 раза в неделю.

План индивидуального занятия:

1)Задания для развития общей и мелкой моторики.

2)Артикуляционная гимнастика, звуковая работа.

3)Развитие слухового восприятия, фонематического слуха.

4)Развитие экспрессивной речи (фразовая речь) и импрессивной речи (понимание).

5)Развитие сенсорного восприятия ( цвет, форма, величина, пространственное представление).

6)Формирование мышления.

7)Счет (выделение по образцу, по слову).

Учитель- дефектолог обучает детей способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения, обеспечивает сочетание зрительных и тактильно- двигательных способов обследования, обобщает полученный ребенком практический жизненный опыт.

При составлении конспектов занятий, я используются программы «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой.

Ключевой позицией программы является создание условий для развития возможностей ребенка с проблемами в развитии в целях обогащения его социального опыта.

Основные разделы:

1. Социальное развитие.

Основополагающим содержанием является формирование сотрудничества ребенка со взрослым.

2. Познавательное развитие: сенсорное воспитание; формирование мышления, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим и развитие речи, обучение грамоте.

Сенсорное воспитание направлено на становление всех видов детской деятельности.

В основе формирования элементарных количественных представлений лежит познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами. Основная задача- обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств.

Основная задача раздела» ознакомление с окружающим и развитие речи»- формирование у детей целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности; формирование обобщающих понятий; развитие речи и формирование коммуникативных способностей во всех видах деятельности.

3. Формирование деятельности: игровая деятельность; сюжетно-ролевые игры.

В игре ребенок учится управлять собой, происходят качественные изменения в психике, развитие эмоционально-волевой сферы.

4. Эстетическое развитие: ознакомление с художественной литературой.

При обучении детей с отклонениями в развитии большую роль играет использование дидактических принципов, таких как:

*принцип сознательности и активности обучения;

*принцип наглядности;

*принцип систематичности и доступности учебного материала;

*принцип прочности усвоения знаний;

*принцип индивидуального подхода;

*принцип дифференцированного подхода;

Использование данных дидактических принципов делает процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей наиболее результативным и успешным.



© 2010-2022