- Преподавателю
- Другое
- Принципы и методы обучения детей по теме Объединения физкультурно-спортивной направленности
Принципы и методы обучения детей по теме Объединения физкультурно-спортивной направленности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Григорьев Д.В. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЕДИНОБОРСТВАМ
Цель программы по обучению детей единоборствам определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему.
Общеметодические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общей целью.
Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности по данной дисциплине. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно решать задачи познавательного характера.
Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
Принцип систематичности и последовательности - проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в рамках образовательной программы обеспечивают принцип систематичности.
Принцип повторения умения и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий.
Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует, прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности обучающегося, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения образовательного процесса как целостного процесса, связанного с принципом системного чередования отдыха и физических нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности обучающихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Упорядочению процесса обучения способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.
Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования различных форм и методов проведения занятий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее - физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
Методы воспитания
Функции методов воспитания, применяемые в программе по обучению детей единоборствам, объединяются в четыре группы и составляют такую систему:
-
Основной функцией методов формирования сознания является усвоение знаний о правилах и нормах поведения (рассказ, беседа, метод примера).
-
Основной функцией методов формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности является выработка норм правильного поведения (упражнение, приучение, воспитывающие ситуации)
-
Основной функцией методов стимулирования деятельности является положительная или отрицательная оценка деятельности или поведения (соревнование, поощрение, порицание).
-
Анализ и оценка результатов (наблюдение, опросные методы, тестирование, анализ результатов деятельности).
Организационные формы воспитания
По видам деятельности различаются:
- формы учебные,
- трудовые,
- спортивные,
- культурно-досуговой деятельности.
Немаловажное значение приобретает теоретическая подготовка, объем и форма изложения которой подбирается в зависимости от уровня занимающихся.
Формирование умений, навыков и соответствующих знаний - одна из целей обучения. Одновременно эти категории выступают в роли степеней познания, овладения действием.
Процесс обучения строится с учетом следующей методической последовательности дачи нового материала.
-
Определение готовности ученика к освоению нового действия.
-
Составление учителем плана, подбор методов и приемов обучения.
-
Проведение специальной подготовки ученика к освоению нового действия - освоение поз и статических положений, укрепление необходимых групп мышц, вырабатывание способности учеником напрягать и расслаблять эти группы мышц.
-
Ознакомление учителем ученика с новым движением.
-
Создание представления об основах техники изучаемого действия с помощью соответствующих приемов обучения.
-
Выполнение учеником изучаемого действия.
В процессе выполнения действий учеником учитель должен: следить за выполнением движений, оказывать помощь, используя различные способы и приемы, анализировать результаты выполнения задания и корректировать действия ученика. Основной задачей здесь является своевременной исправление ошибок, которые появляются при выполнении движения.
Процесс обучения отдельному приему можно условно разделить на четыре взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа:
1. Понять прием.
2. Разучить прием.
3. Закрепить прием.
4. Научиться применять прием в условиях реального поединка.
Соответственно этим этапам обучения происходит и образование двигательных навыков ученика. Динамика формирования навыков может быть охарактеризована тремя последовательными стадиями.
Первая стадия характеризуется овладением основной структурой движения.
Вторая стадия характеризуется автоматизацией навыка. На этой стадии приобретается способность к свободному выполнению приема в стандартных условиях.
Третья стадия характеризуется приобретением способности к свободному и точному выполнению приема в нестандартных условиях изменения обстановки в учебно-тренировочных занятиях. На этой стадии приобретается важнейшее качество, обуславливающее мастерство занимающегося - гибкость навыка.
Важно отметить, что способность к образованию новых двигательных навыков, переделке и приспособлению старых навыков к новым условиям деятельности, может успешно проявляться только на базе прочного освоения базовой техники, школы, составляющей фундамент для дальнейшего совершенствования мастерства.