• Преподавателю
  • Другое
  • Принципы и методы обучения детей по теме Объединения физкультурно-спортивной направленности

Принципы и методы обучения детей по теме Объединения физкультурно-спортивной направленности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЕДИНОБОРСТВАМ


Цель программы по обучению детей единоборствам определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему.

Общеметодические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общей целью.

Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности по данной дисциплине. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно решать задачи познавательного характера.

Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

Принцип систематичности и последовательности - проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в рамках образовательной программы обеспечивают принцип систематичности.

Принцип повторения умения и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий.

Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует, прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности обучающегося, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения образовательного процесса как целостного процесса, связанного с принципом системного чередования отдыха и физических нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности обучающихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

Упорядочению процесса обучения способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования различных форм и методов проведения занятий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее - физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

Методы воспитания

Функции методов воспитания, применяемые в программе по обучению детей единоборствам, объединяются в четыре группы и составляют такую систему:


  1. Основной функцией методов формирования сознания является усвоение знаний о правилах и нормах поведения (рассказ, беседа, метод примера).


  1. Основной функцией методов формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности является выработка норм правильного поведения (упражнение, приучение, воспитывающие ситуации)


  1. Основной функцией методов стимулирования деятельности является положительная или отрицательная оценка деятельности или поведения (соревнование, поощрение, порицание).


  1. Анализ и оценка результатов (наблюдение, опросные методы, тестирование, анализ результатов деятельности).

Организационные формы воспитания

По видам деятельности различаются:

- формы учебные,

- трудовые,

- спортивные,

- культурно-досуговой деятельности.

Немаловажное значение приобретает теоретическая подготовка, объем и форма изложения которой подбирается в зависимости от уровня занимающихся.

Формирование умений, навыков и соответствующих знаний - одна из целей обучения. Одновременно эти категории выступают в роли степеней познания, овладения действием.

Процесс обучения строится с учетом следующей методической последовательности дачи нового материала.

  1. Определение готовности ученика к освоению нового действия.

  2. Составление учителем плана, подбор методов и приемов обучения.

  3. Проведение специальной подготовки ученика к освоению нового действия - освоение поз и статических положений, укрепление необходимых групп мышц, вырабатывание способности учеником напрягать и расслаблять эти группы мышц.

  4. Ознакомление учителем ученика с новым движением.

  5. Создание представления об основах техники изучаемого действия с помощью соответствующих приемов обучения.

  6. Выполнение учеником изучаемого действия.

В процессе выполнения действий учеником учитель должен: следить за выполнением движений, оказывать помощь, используя различные способы и приемы, анализировать результаты выполнения задания и корректировать действия ученика. Основной задачей здесь является своевременной исправление ошибок, которые появляются при выполнении движения.

Процесс обучения отдельному приему можно условно разделить на четыре взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа:
1. Понять прием.
2. Разучить прием.
3. Закрепить прием.
4. Научиться применять прием в условиях реального поединка.


Соответственно этим этапам обучения происходит и образование двигательных навыков ученика. Динамика формирования навыков может быть охарактеризована тремя последовательными стадиями.
Первая стадия характеризуется овладением основной структурой движения.
Вторая стадия характеризуется автоматизацией навыка. На этой стадии приобретается способность к свободному выполнению приема в стандартных условиях.
Третья стадия характеризуется приобретением способности к свободному и точному выполнению приема в нестандартных условиях изменения обстановки в учебно-тренировочных занятиях. На этой стадии приобретается важнейшее качество, обуславливающее мастерство занимающегося - гибкость навыка.
Важно отметить, что способность к образованию новых двигательных навыков, переделке и приспособлению старых навыков к новым условиям деятельности, может успешно проявляться только на базе прочного освоения базовой техники, школы, составляющей фундамент для дальнейшего совершенствования мастерства.

© 2010-2022