- Преподавателю
- Другое
- Образовательная программа Коррегирующая гимнастика на тренажерно-информационной системе ТИСА
Образовательная программа Коррегирующая гимнастика на тренажерно-информационной системе ТИСА
Раздел | Другое |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щербакова Е.В. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 545 КУРОРТНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА
на заседании решением педагогического совета
методического объединения учителей ГБОУ школы № 545 Курортного района
Санкт-Петербурга
__________________________________ Протокол__________________________
Подпись и расшифровка подписи руководителя
СОГЛАСОВАНА
Директор
ГБОУ ДППО ЦПКС
«Информационно-методический центр»
Курортного района Санкт-Петербурга
Бережная Л.Н.
_________________________
____________________2013 г
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА НА ТРЕНАЖЕРНО - ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ «ТИСА»
Срок реализации программы: 1 год
Режим занятий: 2 часа в неделю
Возраст воспитанников: 7-17 лет
г. Санкт-Петербург 2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Программы по лечебной физической культуре для учащихся. Программа создана на основе индивидуальных особенностей учащихся с использованием комплексов упражнений, рекомендуемых А.П. Матвеевым, Т.В. Петровым, Л.В. Каверкиной.
В основе программы лежит:
- образовательный государственный стандарт основного (общего) образования по лечебной физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки ученика указано, что ученик должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительно-двигательной деятельности. Развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех уроках лечебной физической культуры.
- медицинское заключение;
- рекомендации психолога;
- базовая учебная программа по ФК.
Школа будущего - школа завтрашнего дня. Сейчас в школе идут сложные процессы обновления содержания, методики и технологии обучения. Введена новая структура учебных дисциплин, концептуальный уровень которых отражен в проекте Государственного образовательного стандарта.
Программа «Коррегирующая гимнастика на тренажерно - информационной системе «ТИСА» направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей, на укрепление их здоровья, что обеспечивает значительные успехи в борьбе с заболеваниями. Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма. Эти возможности при целенаправленном воздействии способны значительно увеличить функциональные способности растущего организма и стать основой его здоровой жизни.
Подростки обладают поразительно высоким двигательным потенциалом, они способны осваивать сложные требующие большого функционального напряжения виды движений. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию ряда заболеваний. Детям и подросткам особенно необходима двигательная активность, причем не, только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях, для сохранения и упрочнения здоровья.
Тренажерная система «ТИСА» позволяет выполнять коррегирующие и развивающие упражнения на фоне моделирования мягких природных механических колебаний с частотой 10-130Гц, с одновременной проработкой наибольшего числа активных точек. Модульное решение тренажерной системы и доступность эксплуатации предоставляют широкий спектр комбинаций упражнений. Занятия с использованием системы «ТИСА» приводят к быстрым положительным изменениям за счет роста капиллярной сети, нормализации мышечного и сосудистого тонуса, активизации синоптических каналов, улучшению дренажной функции легких и т.д.
Специально подобранные упражнения тренируют координацию. В результате улучшается равновесие и устойчивость при движении у детей с проблемами опорно-двигательного аппарата.
Направленность: спортивно-оздоровительная.
Актуальность программы заключается в том, что ранняя стадия развития ребенка во многом определяют состояние его физического и психического здоровья. Упущения в этом возрасте, как доказано наукой, очень часто носят практически фатальный характер. Любая творческая профессия требует владения современными компьютерными технологиями.
Новизна:
Программа включает новое направление по профилактике предотвращения заболеваний детей и дает максимальный положительный эффект при ряде патологических и пограничных состояний организма. Двигательные упражнения выполняемые на тренажерно-информационной системе «ТИСА» поддерживают на определенном уровне работу сердечно - сосудистой, дыхательной и мышечной систем.
Основная цель данной программы - всестороннее, физическое развитие детей, укрепление и сохранение их здоровья.
Цель обучения: мотивация к здоровому образу жизни учащихся посредством освоения основ содержания программы коррегирующей гимнастики, умения сохранять и совершенствовать умения и навыки снимать утомление вызванное учебной деятельностью, а также содействовать самореализации и самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.
Основные задачи программы:
-Оздоровительные задачи
Укрепление здоровья; гармоничное развитие мышечных групп и всей мышечной системы; выработка правильной осанки, походки; профилактика заболеваний, общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно - сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма. Улучшение психического состояния, снятие стрессов.
-Образовательные задачи
Всестороннее гармоничное развитие и совершенствование основных физических качеств: гибкости, координации движений, выразительности движений, чувства динамического равновесия. Вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в жизни. Повышение умственной и физической работоспособности.
-Воспитательные задачи
Воспитание дисциплинированности, целеустремленности, настойчивости, выдержки, ориентировки, инициативности морально-волевых и эстетических качеств,. Повышение интереса к систематических занятиях с учетом состояния здоровья.
Уровни освоения (группы здоровья):
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Обучающиеся имеющие удовлетворительное состояние здоровья относятся к основной медицинской группе.
Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе.
Обучающиеся которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы, относятся к специальной медицинской группе (СМГ).
СМГ условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу). Учащиеся подгруппы «А», занимаются ЛФК или выполняют физические упражнения с ограниченной нагрузкой на уроках физической культуры, и подгруппу «Б» (обучающиеся с патологическими отклонениями, т.е. необратимыми заболеваниями). Для них главной и вполне достижимой целью занятий должен стать переход в подгруппу «А».
Программа по коррегирующей гимнастике может стать частью здоровьесберегающего компонента образовательной программы школы.
Формы организации занятий: групповая и индивидуальная формы, групповая работа с частью коллектива.
Формы проведения занятий:
-учебное занятие;
-беседа;
-игра;
-соревнование внутри группы;
-занятие-праздник;
- показательные выступления.
Предполагаемые результаты обучения:
Результаты обучения, требования к уровню подготовки учащегося. Учащийся должен иметь знания:
- о режиме дня и личной гигиене;
- о правилах составления комплексов утренней зарядки;
- о правилах поведения на занятиях физической культурой;
- о правилах подготовки мест для самостоятельных занятий;
- о правилах использования закаливающих процедур;
- о причинах возникновения травм во время занятий и профилактике травматизма.
уметь:
- выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
- выполнять комплексы ЛФК (в зависимости от медицинских показаний);
- вести наблюдения за показателями ЧСС во время выполнения физических упражнений;
- выполнять индивидуальные упражнения на развитие основных физических качеств с учетом медицинских показаний;
- выполнять комплексы дыхательных упражнений;
- выполнять строевые упражнения;
- выполнять передвижение в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять закаливающие процедуры;
- вести дневник самонаблюдения;
- оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, царапинах;
- выполнять метание малого мяча в цель;
- выполнять прыжки через скакалку.
Способы оценки результативности:
-Индивидуальные беседы;
-Анкетирование;
-Общение в коллективе;
-Общение с родителями;
-Проведение соревнований внутри группы.
Формы оценки качества знаний:
Проведение полугодовых и годовых открытых уроков, соревнований внутри группы.
Сроки реализации, возраст детей.
На обучение принимаются учащиеся 7-17 лет. Предполагаемый объем учебного времени - 2 часа в неделю. Весь курс рассчитан на 72 часа (1 год).
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу
Условия реализации программы: в кружок принимаются дети 7-11 лет.
Учебно-тематический план обучения
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
1
Введение. Правила техники безопасности
1
1
-
2
Развитие скоростных способностей
9
2
7
3
Развитие скоростно-силовых способностей
10
2
8
4
Развитие общей выносливости
10
2
8
5
Развитие координационных способностей
9
2
7
6
Развитие ловкости
9
2
7
7
Коррекционная работа
5
2
3
8
Развитие ориентирования в пространстве
10
2
8
9
Развитие ручной ловкости
9
2
7
ВСЕГО
72
17
55
Содержание программы.
Тема 1. Введение. Правила техники безопасности.
Содержание материала: Техника безопасности при работе в спортивном зале ТИСА. Правила поведения на занятии.
Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль.
Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - тренажеры ТИСА.
Тема 2. Развитие скоростных способностей.
Для развития скоростной способности применяются упражнения сопряженного воздействия: на скоростные и координационные способности (бег с остановками определенных точках, бег с преодолением препятствий, расположенных на одном расстоянии друг от друга и на разном и т.д.). Также для развития скоростной способности во время выполнения общеразвивающих упражнений применяется методический подход, при котором быстрые движения руками выполняются в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения.
Тема 3. Развитие скоростно-силовых способностей.
Развивая, скоростно-силовые качества необходимо использовать упражнения одновременно формирующие ориентационную способность и способность воспроизведению параметров движений: прыжки в разном ритме, прыжки с ноги на ногу по ориентирам, танцевальные упражнения, состоящие из прыжков с продвижением в разные стороны, подскоков и различных пружинящих движений ногами, увеличивающих подвижность в суставах и развивающих прыгучесть.
Тема 4. Развитие общей выносливости.
Общая выносливость организма связана с функциональными возможностям мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем. В то же время, возможность дыхательной системы у детей с ограниченными возможностями снижены по сравнению с условно здоровыми детьми. Поэтому уже в детском возрасте нужно закладывать основы слаженной функциональной деятельности сердечнососудистой дыхательной систем, приспосабливая к длительному выполнению упражнений умеренно интенсивности. Для этого наиболее целесообразно использовать движения, связанные работой большого числа мышц.
Тема 5. Развитие координационных способностей.
Развивая координационные способности у детей с ограниченными возможностями, на занятиях лечебной физической культурой необходимо добавлять упражнения и задания в ходьбе, беге, метании, требующих участия большого числа мышц. Например, развитию выносливости способствуют упражнения направленные на формирования дифференцировочной, ориентационной способности выполняемых поточным способом в виде бега с прыжками через «условные рвы: расположенные на разном расстоянии и т.д.
Тема 6. Развитие ловкости.
Развивая ловкость, важно использовать упражнения с быстрой сменой различны: положений по звуковому сигналу, применяемых для формирования реагирующей способности, а также упражнения и задания, которые содействуют развитию умения распределять движения в пространстве и во времени.
Тема 7. Коррекционная работа.
При организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями по целенаправленному развитию координационных способностей учебные задания разработанные нами комплексы упражнений включаются не только в занятия по лечебной физической культуре, но и в другие формы воспитания проблемных детей. В частности упражнения для мелкой моторики рук, игровые комплексы самомассажа. Танцевальные упражнения, «пальчиковые» игры проводятся на утренней гимнастике, физкультурные минутках, занятиях по фонетической ритмике и музыке.
В связи с указанными выше особенностями физического развития и физической подготовленности детей с ограниченными возможностями в педагогической работе большое внимание уделяется формированию правильной осанки, коррекции профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и плоскостопия, развития дыхательной и сердечнососудистой систем, которое осуществляется посредством общеподготовительных и специальных упражнений.
Тема 8. Развитие ориентирования в пространстве.
Одной из важных коррекционных задач лечебной физической культуры детей ограниченными возможностями является развитие их ориентирования в пространстве. Для этого используются упражнения, связанные с изменением местонахождения детей размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения. И двигательную реакцию воспитывают в играх, для этого изменяются условия применения сформированных навыков и умений. На занятиях также используется звуковое сопровождение, которое помогает развитию чувства ритма, вибрационной чувствительности, развитие медленных и быстрых звучаний, а также способствует развитию слухового восприятия и макромоторики тела.
В систему упражнений входят движения корпуса тела (наклон в разные стороны), вводной части занятия применяют элементы следующих движений: ходьба (по кругу, на месте), бег, прыжки на месте, приседания, подскоки. При этом рекомендуется то, что характер этих движений должен быть разный: плавный, отрывистый, медленный быстрый, с музыкальным сопровождением (во время музыкально-ритмических отрезков занятий использовался слуховой аппарат), а также без речи и с речью, используют считалки, слова и фразы, сочетая их проговаривание с движениями.
В процессе занятий (особенно на начальных этапах) у детей развивают произвольно внимание, умение действовать по подражанию взрослому и по наглядному образцу (наглядно-образный характер). Например: учитель показывает красный шар ил! картонку - дети стоят; зеленый - начинают движение или прыгают, желтый - марширую' на месте. Затем они самостоятельно выполняют упражнения, ориентируясь на словесные инструкции воспитателя.
Тема 9. Развитие ручной ловкости.
С целью формирования ручной ловкости особое внимание уделяется формировании умений владения мячом руками, которое осуществляется посредством соответствующих комплексов специальных упражнений, последовательно способствующих становлению умений в: катании мяча; отбивании и ловле мяча после его отскока от поля; передаче, ловле и метании, в подбрасывании и ловле мяча падающего сверху. Для более успешного развития ручной ловкости каждое из предложенных упражнений модифицируется, т.е. одних изменяется направления катания мяча (по прямой, «змейкой», вокруг ног); по другой с расстояния (от 1 до 3-х м) между занимающимися каким-либо инвентарем (корзиной, обручем, дугой, мишенью и др.); в третьих - мяч ловится двумя или одной рукой выполнением хлопка, приседания или поворота и т.п.
Формы занятий: упражнения, контроль
Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - тренажеры ТИСА.
Список литературы
-
Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебно физической культуре для детей 1 -4 классов / Сост. Г.И. Гербцова СПб.: Образование, 1994. - 65 с.
-
Астафьев Н.В. Концепция дополнительного физкультурного образования умствен отсталых школьников / Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев. - Омск, 1997. - 40 с.
-
Бубен С.С. Интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития проблемы и перспективы // Дефектология. - 1996. - №5.-С. 3-11.
-
Веневцев С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихс; начальных классов специальных (коррекционных) школ в процессе обучения Автореф. Дис. - Красноярск, 2000. -43 с.
-
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластина 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
-
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов редакция: В.И. Лях Москва «Просвещение», 2006
-
В.И.Лях «Мой друг - физкультура». Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение», 2006
-
В.С. Язловецкий «Физическое воспитание подростков с ослабленным здоровьем» Киев «Здоров,я», 1987
-
Г.И. Погадаев «Настольная книга учителя физической культуры» Москва «Физкультура и спорт», 2000
-
Л.Б. Кофман «Настольная книга учителя физкультуры» Москва, «Физкультура и спорт», 2001
-
Н.Г. Соколова «Практическое руководство по детской лечебной физкультуре» Ростов на Дону «Феникс», 2007
-
Журналы: «Физическая культура», «Физическая культура в школе»
-
М.И. Фонарев «Справочник по детской лечебной физкультуре» Л.,1983
-
М.И. Фонарев, Т.А. Фонарева «Лечебная физическая культура при детских заболеваниях» Москва, 1981
-
В.С. Приходько, Л.К. Пархоменко «Лечебная физкультура в клинике детских болезней» Киев «Здоров,я»,1981
-
О.Ф. Тарасов, М.И. Фонарев «Реабилитация при детских болезнях» Ленинград. Медицина, 1980
-
М.В. Волков, В.Д. Дедова «Детская ортопедия» Москва, Медицина.1980
-
С.Б. Тихвинский, С.В. Хрущева «Детская спортивная медицина» Москва, 1980