• Преподавателю
  • Другое
  • Образовательная программа Коррегирующая гимнастика на тренажерно-информационной системе ТИСА

Образовательная программа Коррегирующая гимнастика на тренажерно-информационной системе ТИСА

Программа составлена на основе программы лечебной физической культуры для учащихся.Программа создана на основе индивидуальных особенностей учащихся с использованием комплексов упражнений,рекомендуемых А.П.Матвеевым,Т.В.Петровым,Л.В.Каверкиной.В основе программы лежит: образовательный государственный стандарт основного (общего) образования по лечебной физической культуре,где в основных требованиях к уровню подготовки ученика указана,что ученик должен приобрести следующие компетентности: в сфере о...
Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 545 КУРОРТНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА

на заседании решением педагогического совета

методического объединения учителей ГБОУ школы № 545 Курортного района

Санкт-Петербурга

__________________________________ Протокол__________________________

Подпись и расшифровка подписи руководителя

СОГЛАСОВАНА

Директор

ГБОУ ДППО ЦПКС

«Информационно-методический центр»

Курортного района Санкт-Петербурга

Бережная Л.Н.

_________________________

____________________2013 г



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА НА ТРЕНАЖЕРНО - ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ «ТИСА»






Срок реализации программы: 1 год

Режим занятий: 2 часа в неделю

Возраст воспитанников: 7-17 лет






г. Санкт-Петербург 2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Программы по лечебной физической культуре для учащихся. Программа создана на основе индивидуальных особенностей учащихся с использованием комплексов упражнений, рекомендуемых А.П. Матвеевым, Т.В. Петровым, Л.В. Каверкиной.

В основе программы лежит:

- образовательный государственный стандарт основного (общего) образования по лечебной физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки ученика указано, что ученик должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительно-двигательной деятельности. Развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех уроках лечебной физической культуры.

- медицинское заключение;

- рекомендации психолога;

- базовая учебная программа по ФК.

Школа будущего - школа завтрашнего дня. Сейчас в школе идут сложные процессы обновления содержания, методики и технологии обучения. Введена новая структура учебных дисциплин, концептуальный уровень которых отражен в проекте Государственного образовательного стандарта.

Программа «Коррегирующая гимнастика на тренажерно - информационной системе «ТИСА» направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей, на укрепление их здоровья, что обеспечивает значительные успехи в борьбе с заболеваниями. Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма. Эти возможности при целенаправленном воздействии способны значительно увеличить функциональные способности растущего организма и стать основой его здоровой жизни.

Подростки обладают поразительно высоким двигательным потенциалом, они способны осваивать сложные требующие большого функционального напряжения виды движений. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию ряда заболеваний. Детям и подросткам особенно необходима двигательная активность, причем не, только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях, для сохранения и упрочнения здоровья.

Тренажерная система «ТИСА» позволяет выполнять коррегирующие и развивающие упражнения на фоне моделирования мягких природных механических колебаний с частотой 10-130Гц, с одновременной проработкой наибольшего числа активных точек. Модульное решение тренажерной системы и доступность эксплуатации предоставляют широкий спектр комбинаций упражнений. Занятия с использованием системы «ТИСА» приводят к быстрым положительным изменениям за счет роста капиллярной сети, нормализации мышечного и сосудистого тонуса, активизации синоптических каналов, улучшению дренажной функции легких и т.д.

Специально подобранные упражнения тренируют координацию. В результате улучшается равновесие и устойчивость при движении у детей с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Направленность: спортивно-оздоровительная.

Актуальность программы заключается в том, что ранняя стадия развития ребенка во многом определяют состояние его физического и психического здоровья. Упущения в этом возрасте, как доказано наукой, очень часто носят практически фатальный характер. Любая творческая профессия требует владения современными компьютерными технологиями.

Новизна:

Программа включает новое направление по профилактике предотвращения заболеваний детей и дает максимальный положительный эффект при ряде патологических и пограничных состояний организма. Двигательные упражнения выполняемые на тренажерно-информационной системе «ТИСА» поддерживают на определенном уровне работу сердечно - сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

Основная цель данной программы - всестороннее, физическое развитие детей, укрепление и сохранение их здоровья.

Цель обучения: мотивация к здоровому образу жизни учащихся посредством освоения основ содержания программы коррегирующей гимнастики, умения сохранять и совершенствовать умения и навыки снимать утомление вызванное учебной деятельностью, а также содействовать самореализации и самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.

Основные задачи программы:

-Оздоровительные задачи

Укрепление здоровья; гармоничное развитие мышечных групп и всей мышечной системы; выработка правильной осанки, походки; профилактика заболеваний, общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно - сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма. Улучшение психического состояния, снятие стрессов.

-Образовательные задачи

Всестороннее гармоничное развитие и совершенствование основных физических качеств: гибкости, координации движений, выразительности движений, чувства динамического равновесия. Вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в жизни. Повышение умственной и физической работоспособности.

-Воспитательные задачи

Воспитание дисциплинированности, целеустремленности, настойчивости, выдержки, ориентировки, инициативности морально-волевых и эстетических качеств,. Повышение интереса к систематических занятиях с учетом состояния здоровья.

Уровни освоения (группы здоровья):

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

Обучающиеся имеющие удовлетворительное состояние здоровья относятся к основной медицинской группе.

Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе.

Обучающиеся которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы, относятся к специальной медицинской группе (СМГ).

СМГ условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу). Учащиеся подгруппы «А», занимаются ЛФК или выполняют физические упражнения с ограниченной нагрузкой на уроках физической культуры, и подгруппу «Б» (обучающиеся с патологическими отклонениями, т.е. необратимыми заболеваниями). Для них главной и вполне достижимой целью занятий должен стать переход в подгруппу «А».

Программа по коррегирующей гимнастике может стать частью здоровьесберегающего компонента образовательной программы школы.

Формы организации занятий: групповая и индивидуальная формы, групповая работа с частью коллектива.

Формы проведения занятий:

-учебное занятие;

-беседа;

-игра;

-соревнование внутри группы;

-занятие-праздник;

- показательные выступления.

Предполагаемые результаты обучения:

Результаты обучения, требования к уровню подготовки учащегося. Учащийся должен иметь знания:

- о режиме дня и личной гигиене;

- о правилах составления комплексов утренней зарядки;

- о правилах поведения на занятиях физической культурой;

- о правилах подготовки мест для самостоятельных занятий;

- о правилах использования закаливающих процедур;

- о причинах возникновения травм во время занятий и профилактике травматизма.

уметь:

- выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;

- выполнять комплексы ЛФК (в зависимости от медицинских показаний);

- вести наблюдения за показателями ЧСС во время выполнения физических упражнений;

- выполнять индивидуальные упражнения на развитие основных физических качеств с учетом медицинских показаний;

- выполнять комплексы дыхательных упражнений;

- выполнять строевые упражнения;

- выполнять передвижение в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

- выполнять закаливающие процедуры;

- вести дневник самонаблюдения;

- оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, царапинах;

- выполнять метание малого мяча в цель;

- выполнять прыжки через скакалку.

Способы оценки результативности:

-Индивидуальные беседы;

-Анкетирование;

-Общение в коллективе;

-Общение с родителями;

-Проведение соревнований внутри группы.

Формы оценки качества знаний:

Проведение полугодовых и годовых открытых уроков, соревнований внутри группы.

Сроки реализации, возраст детей.

На обучение принимаются учащиеся 7-17 лет. Предполагаемый объем учебного времени - 2 часа в неделю. Весь курс рассчитан на 72 часа (1 год).

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу

Условия реализации программы: в кружок принимаются дети 7-11 лет.

Учебно-тематический план обучения

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение. Правила техники безопасности

1

1

-

2

Развитие скоростных способностей

9

2

7

3

Развитие скоростно-силовых способностей

10

2

8

4

Развитие общей выносливости

10

2

8

5

Развитие координационных способностей

9

2

7

6

Развитие ловкости

9

2

7

7

Коррекционная работа

5

2

3

8

Развитие ориентирования в пространстве

10

2

8

9

Развитие ручной ловкости

9

2

7


ВСЕГО

72

17

55

Содержание программы.

Тема 1. Введение. Правила техники безопасности.

Содержание материала: Техника безопасности при работе в спортивном зале ТИСА. Правила поведения на занятии.

Формы занятий: инструктаж, упражнения, контроль.

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - тренажеры ТИСА.

Тема 2. Развитие скоростных способностей.

Для развития скоростной способности применяются упражнения сопряженного воздействия: на скоростные и координационные способности (бег с остановками определенных точках, бег с преодолением препятствий, расположенных на одном расстоянии друг от друга и на разном и т.д.). Также для развития скоростной способности во время выполнения общеразвивающих упражнений применяется методический подход, при котором быстрые движения руками выполняются в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения.

Тема 3. Развитие скоростно-силовых способностей.

Развивая, скоростно-силовые качества необходимо использовать упражнения одновременно формирующие ориентационную способность и способность воспроизведению параметров движений: прыжки в разном ритме, прыжки с ноги на ногу по ориентирам, танцевальные упражнения, состоящие из прыжков с продвижением в разные стороны, подскоков и различных пружинящих движений ногами, увеличивающих подвижность в суставах и развивающих прыгучесть.

Тема 4. Развитие общей выносливости.

Общая выносливость организма связана с функциональными возможностям мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем. В то же время, возможность дыхательной системы у детей с ограниченными возможностями снижены по сравнению с условно здоровыми детьми. Поэтому уже в детском возрасте нужно закладывать основы слаженной функциональной деятельности сердечнососудистой дыхательной систем, приспосабливая к длительному выполнению упражнений умеренно интенсивности. Для этого наиболее целесообразно использовать движения, связанные работой большого числа мышц.

Тема 5. Развитие координационных способностей.

Развивая координационные способности у детей с ограниченными возможностями, на занятиях лечебной физической культурой необходимо добавлять упражнения и задания в ходьбе, беге, метании, требующих участия большого числа мышц. Например, развитию выносливости способствуют упражнения направленные на формирования дифференцировочной, ориентационной способности выполняемых поточным способом в виде бега с прыжками через «условные рвы: расположенные на разном расстоянии и т.д.

Тема 6. Развитие ловкости.

Развивая ловкость, важно использовать упражнения с быстрой сменой различны: положений по звуковому сигналу, применяемых для формирования реагирующей способности, а также упражнения и задания, которые содействуют развитию умения распределять движения в пространстве и во времени.

Тема 7. Коррекционная работа.

При организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями по целенаправленному развитию координационных способностей учебные задания разработанные нами комплексы упражнений включаются не только в занятия по лечебной физической культуре, но и в другие формы воспитания проблемных детей. В частности упражнения для мелкой моторики рук, игровые комплексы самомассажа. Танцевальные упражнения, «пальчиковые» игры проводятся на утренней гимнастике, физкультурные минутках, занятиях по фонетической ритмике и музыке.

В связи с указанными выше особенностями физического развития и физической подготовленности детей с ограниченными возможностями в педагогической работе большое внимание уделяется формированию правильной осанки, коррекции профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и плоскостопия, развития дыхательной и сердечнососудистой систем, которое осуществляется посредством общеподготовительных и специальных упражнений.

Тема 8. Развитие ориентирования в пространстве.

Одной из важных коррекционных задач лечебной физической культуры детей ограниченными возможностями является развитие их ориентирования в пространстве. Для этого используются упражнения, связанные с изменением местонахождения детей размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения. И двигательную реакцию воспитывают в играх, для этого изменяются условия применения сформированных навыков и умений. На занятиях также используется звуковое сопровождение, которое помогает развитию чувства ритма, вибрационной чувствительности, развитие медленных и быстрых звучаний, а также способствует развитию слухового восприятия и макромоторики тела.

В систему упражнений входят движения корпуса тела (наклон в разные стороны), вводной части занятия применяют элементы следующих движений: ходьба (по кругу, на месте), бег, прыжки на месте, приседания, подскоки. При этом рекомендуется то, что характер этих движений должен быть разный: плавный, отрывистый, медленный быстрый, с музыкальным сопровождением (во время музыкально-ритмических отрезков занятий использовался слуховой аппарат), а также без речи и с речью, используют считалки, слова и фразы, сочетая их проговаривание с движениями.

В процессе занятий (особенно на начальных этапах) у детей развивают произвольно внимание, умение действовать по подражанию взрослому и по наглядному образцу (наглядно-образный характер). Например: учитель показывает красный шар ил! картонку - дети стоят; зеленый - начинают движение или прыгают, желтый - марширую' на месте. Затем они самостоятельно выполняют упражнения, ориентируясь на словесные инструкции воспитателя.

Тема 9. Развитие ручной ловкости.

С целью формирования ручной ловкости особое внимание уделяется формировании умений владения мячом руками, которое осуществляется посредством соответствующих комплексов специальных упражнений, последовательно способствующих становлению умений в: катании мяча; отбивании и ловле мяча после его отскока от поля; передаче, ловле и метании, в подбрасывании и ловле мяча падающего сверху. Для более успешного развития ручной ловкости каждое из предложенных упражнений модифицируется, т.е. одних изменяется направления катания мяча (по прямой, «змейкой», вокруг ног); по другой с расстояния (от 1 до 3-х м) между занимающимися каким-либо инвентарем (корзиной, обручем, дугой, мишенью и др.); в третьих - мяч ловится двумя или одной рукой выполнением хлопка, приседания или поворота и т.п.

Формы занятий: упражнения, контроль

Методическое обеспечение: словесный, наглядный, практический методы, техническое оснащение - тренажеры ТИСА.









Список литературы

  1. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебно физической культуре для детей 1 -4 классов / Сост. Г.И. Гербцова СПб.: Образование, 1994. - 65 с.

  2. Астафьев Н.В. Концепция дополнительного физкультурного образования умствен отсталых школьников / Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев. - Омск, 1997. - 40 с.

  3. Бубен С.С. Интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития проблемы и перспективы // Дефектология. - 1996. - №5.-С. 3-11.

  4. Веневцев С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихс; начальных классов специальных (коррекционных) школ в процессе обучения Автореф. Дис. - Красноярск, 2000. -43 с.

  5. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластина 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

  6. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов редакция: В.И. Лях Москва «Просвещение», 2006

  7. В.И.Лях «Мой друг - физкультура». Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение», 2006

  8. В.С. Язловецкий «Физическое воспитание подростков с ослабленным здоровьем» Киев «Здоров,я», 1987

  9. Г.И. Погадаев «Настольная книга учителя физической культуры» Москва «Физкультура и спорт», 2000

  10. Л.Б. Кофман «Настольная книга учителя физкультуры» Москва, «Физкультура и спорт», 2001

  11. Н.Г. Соколова «Практическое руководство по детской лечебной физкультуре» Ростов на Дону «Феникс», 2007

  12. Журналы: «Физическая культура», «Физическая культура в школе»

  13. М.И. Фонарев «Справочник по детской лечебной физкультуре» Л.,1983

  14. М.И. Фонарев, Т.А. Фонарева «Лечебная физическая культура при детских заболеваниях» Москва, 1981

  15. В.С. Приходько, Л.К. Пархоменко «Лечебная физкультура в клинике детских болезней» Киев «Здоров,я»,1981

  16. О.Ф. Тарасов, М.И. Фонарев «Реабилитация при детских болезнях» Ленинград. Медицина, 1980

  17. М.В. Волков, В.Д. Дедова «Детская ортопедия» Москва, Медицина.1980

  18. С.Б. Тихвинский, С.В. Хрущева «Детская спортивная медицина» Москва, 1980




© 2010-2022