• Преподавателю
  • Другое
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31. 02. 01. ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31. 02. 01. ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУЩЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ


УТВЕРЖДАЮ

Директор

________ Н.В. Цапкина

«___»___________2015г.



рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.09 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 31.02.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ






ст.Кущёвская


2015 г.

Рассмотрена на заседании ЦК № 2

Протокол №10 от 23.06.2015 г.

Председатель:

Кащенко Т.В. __________

Рассмотрена

на заседании педагогического совета

Протокол №1 от 31.08.2015 г.

Рабочая программа дисциплины Основы микробиологии и иммунологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 31.02.01 «Лечебное дело» Приказ №514 от 12.05.2014г Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.06.2014г № 32673

Организация-разработчик рабочей программы: ГБОУ СПО «Кущевский медицинский колледж»

Разработчик:

Н.А.Фоменко - преподаватель дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии»


Рецензенты: _____________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мир микроорганизмов крайне велик и разнообразен. Большинство микроорганизмов являются патогенными и вызывают у человека инфекционные заболевания.

Микробиология занимает одно из важнейших мест в системе подготовки средних медицинских кадров. Это обусловлено тем, что она дает фундаментальные знания и практические навыки, необходимые студенту для освоения других теоретических и клинических дисциплин, кроме того сведения в области инфекционной патологии, которые будут использоваться в повседневной практической деятельности.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует его требованиям.

Данная программа включает в себя вопросы общей микробиологии, вирусологии, паразитологии, микологии, бактериологии.

Преподавание предмета «Основы микробиологии и вирусологии» ведется в виде лекционного курса, семинарских и практических занятий.

Данная рабочая программа предполагает лекционно-практическую форму обучения, которая позволяет воспитывать у студентов активность, заинтересованность, самостоятельность. Программа рассчитана на 72 часа аудиторного времени, из которых 24 часа практических занятий, а также предусмотрена самостоятельная работа обучающихся 36 часов. Для организации семинарских и практических занятий группа делится на две подгруппы.

Данная рабочая программа предусматривает итоговый контроль в форме экзамена.

Рабочая программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.





СОДЕРЖАНИЕ



стр.




1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

3.условия реализации учебной дисциплины


15

4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


17















1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы микробиологии и иммунологии

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 31.02.01 Лечебное дело (повышенный уровень подготовки)

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «Основы микробиологии и иммунологии» относится к дисциплинам профессионального цикла

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований;

-проводить простейшие микробиологические исследования;

-дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;

-осуществлять профилактику распространения инфекции.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-роль микроорганизмов в жизни человека и общества;

-морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;

-основные методы асептики и антисептики;

-основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;

-факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа; самостоятельной работы обучающегося 36 часов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

семинарские занятия

практические занятия

72


12

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.







2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Основы микробиологии и иммунологии

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся


Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.Общая микробиология




Тема 1.1. Введение Предмет и задачи медицинской микробиологии и иммунологии. История развития.

(ЛФЗ: Введение в микробиологию)


Содержание учебного материала

2

Предмет и задачи медицинской микробиологии и иммунологии. История развития микробиологии и иммунологии. Роль микроорганизмов в жизни человека и общества. Научные и практические достижения медицинской микробиологии и иммунологии.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях

Составление сообщений по вопросам истории и развития науки микробиологии, ее современных достижениях и использовании микроорганизмов на благо человека и о проблемах борьбы с ними.

1


Тема 1.2. Классификация микроорганизмов. Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов. Организация микробиологической лабораторной службы.

(ЛФЗ: Введение в микробиологию. Классификация микроорганизмов. Типы взаимоотношений)


Содержание учебного материала

2




Прокариоты и эукариоты. Принципы классификации микроорганизмов на бактерии, грибы, простейшие, вирусы. Предмет и задачи бактериологии, микологии, паразитологии, вирусологии. Систематика и номенклатура микроорганизмов. Основные таксономические категории (род, вид, чистая культура, штамм, клон, разновидность). Название вида микроорганизмов в соответствии с бинарной номенклатурой.

Характер взаимоотношений микро- и макроорганизмов: нейтрализм и симбиоз. Симбиотические отношения: мутуализм, комменсализм, паразитизм, характеристика каждого типа взаимоотношений, их значение для человека.

Классификация микроорганизмов по степени их биологической опасности. Номенклатура микробиологических лабораторий, их структура и оснащение базовой лаборатории.

Правила работы в микробиологической лаборатории. Техника безопасности при работе с инфицированным материалом.






1






Практические занятия

Микробиологическая лаборатория, устройство, оснащение, правила работы

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Опорные конспекты. Рисунки микроорганизмов. Схема: «Устройство и оснащение микробиологической лаборатории».Заполнение таблицы: «Классификация микроорганизмов по степени их биологической опасности»

2

Тема 1.3. Экология микроорганизмов.

Содержание учебного материала

2/2


Понятие об экологии. Микробиоциноз почвы, воды, воздуха. Роль почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов в распространении возбудителей инфекционных болезней.

Влияние физических факторов (температуры, давления, ионизирующей радиации, ультразвука, высушивания), механизм их действия на микроорганизмы.

Влияние химических факторов, механизм их действия на микроорганизмы.

Понятие о стерилизации. Тепловая, химическая, лучевая стерилизации. Аппараты для тепловой стерилизации (паровой стерилизатор ,воздушный стерилизатор, другие стерилизаторы), их устройство, правила работы, техника безопасности при эксплуатации.

Понятие о дезинфекции. Тепловая, химическая, лучевая дезинфекция. Профилактическая и текущая дезинфекция. Средства дезинфекции, их выбор в зависимости от объекта, подлежащего обработке и микроорганизмов, на которые направлено действие дезинфицирующих средств. Стационарные, переносные и передвижные установки для дезинфекции воздуха помещений. Использование аэрозолей для дезинфекции.

Контроль за качеством стерилизации и дезинфекции. Современные системы экспресс-контроля стерилизации и дезинфекции.

Понятие об асептике и антисептике. Методы асептики и антисептики.

Системы сбора, хранения и утилизации медицинских отходов, содержащих инфицированный материал.

2










Практические занятия

Стерилизация. Дезинфекция. Сбор, хранение, утилизация, медицинских отходов, содержащих инфицированный материал.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях Создание презентаций о современных дезинфектантах, аппаратах для утилизации отходов и пр. Составление рефератов на тему «Микрофлора окружающей среды».Опорные конспекты. Рисунки : «Микробиоценоз почвы, воды и воздуха»

3

Тема 1.4. Учение об инфекционном и эпидемическом процессах

Содержание учебного материала

2/2


Понятия «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание». Паразитарная форма взаимоотношений микро - и макроорганизмов. Факторы, влияющие на возникновение, течение и исход инфекционного процесса: количественная и качественная характеристика микроба - возбудителя, состояние макроорганизма, экологические факторы. Стадии инфекционного процесса. Характерные особенности инфекционных болезней: зависимость от вида патогенного микроорганизма, контагиозность, цикличность. Периоды инфекционной болезни. Формы инфекционного процесса.

Понятие об эпидемическом процессе. Влияние социальных и природных факторов на течение эпидемического процесса. Источник инфекции. Механизмы передачи возбудителей инфекции, соответствие механизма передачи возбудителя его локализации в организме человека. Пути передачи возбудителей инфекции. Природная очаговость инфекционных болезней. Восприимчивость коллектива к инфекции. Противоэпидемические мероприятия (лечение, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, иммунизация).

Интенсивность эпидемического процесса. Эколого-эпидемическая классификация инфекционных болезней. Карантинные (конвенционные) и особо опасные инфекции.







1








Самостоятельная работа обучающихся

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях, составление текста бесед по вопросам санитарно-гигиенического просвещения разных групп населения (например, о соблюдении правил личной гигиены в целях профилактики кишечных инфекций для школьников начальных классов).Опорные конспекты. Схема эпидемического и инфекционного процессов.

2


Тема 1.5. Учение об иммунитете. Факторы защиты организма, виды иммунитета.

Содержание учебного материала

4/2


Понятие об иммунитете, его значение для человека и общества. Неспецифические и специфические факторы защиты, их взаимосвязь. Виды иммунитета.

Основные формы иммунного реагирования. Иммунологические исследования, их значение. Серологические исследования: реакции агглютинации, преципитации, лизиса, связывания комплемента, с использованием метки, нейтрализации токсина, их механизм и применение.

Молекулярно-биологические методы диагностики: полимеразная цепная реакция, секвенирование ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот, их механизм и применение.

Иммунный статус. Патология иммунной системы. Кожно-аллергические пробы.

Медицинские иммунобиологические препараты: вакцины, иммуноглобулины и иммунные сыворотки, эубиотики, бактериофаги, иммуномодуляторы, диагностические препараты, их состав, свойства, назначение.





1



Практические занятия

Методы иммунодиагностики и иммунопрофилактики инфекционных болезней.

Постановка простейших серологических реакций и учёт результатов

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Составление рефератов на темы: «Историческое значение иммунитета в развитии общества», «Медицинские иммунологические препараты (например вакцины), их практическое применение и значение для человека и общества».Опорные конспекты.

4

Раздел 2. Бактериология


Тема 2.1. Классификация бактерий. Морфология бактерий и методы её изучения

Тема 2.2. Физиология бактерий, методы её изучения

(ЛФЗ: Морфология и физиология бактерий, методы их изучения)

Содержание учебного материала

2


Классификация бактерий по Берджи. Принципы подразделения бактерий на группы. Особенности морфологии микоплазм, хламидий, риккетсий, актиномицетов. Формы бактерий: кокковидная, палочковидная, извитая, ветвящаяся. Структура бактериальной клетки: основные и дополнительные структуры, их химический состав и назначение.

Микроскопические методы изучения морфологии бактерий: виды микроскопов, методы окраски. Дифференциация бактерий по морфологическим и тинкториальным свойствам.

Приготовление препаратов из разного нативного материала и культуры микроорганизмов, окраска простым и сложными методами, микроскопия в иммерсии, описание препарата. Правила техники безопасности при проведении микроскопических исследований.

Химический состав бактериальной клетки. Ферменты бактерий. Питание, дыхание, рост и размножение бактерий.

Питательные среды, их назначение, применение. Первичный посев и пересев. Условия культивирования бактерий. Термостат, правила эксплуатации.

Выделение чистой культуры бактерий. Культуральные и биохимические свойства бактерий, их значение для дифференциации бактерий.

Особенности культивирования риккетсий и хламидий. Культивирование анаэробов.






1




1



Практические занятия

Культивирование бактерий, изучение культуральных свойств. Изучение морфологии бактерий. Приготовление препаратов из разного нативного материала и культуры микроорганизмов, окраска простым и сложными методами. (ЛФЗ: изучение морфологии и свойств бактерий)

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Составление схемы выделения чистой культуры возбудителя. Заполнение таблицы по дифференциации бактерий по культуральным и биохимическим свойствам. Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях Приготовление препаратов для музея препаратов кабинета микробиологии. Опорные конспекты. Заполнение таблицы дифференцирования бактерий по морфологическим и тинкторальным свойствам. Рисунки: формы бактерий, структура бактериальной клетки, виды микроскопов.

2

Тема 2.3. Частная бактериология. Антибактериальные средства. Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях. Определение чувствительности бактерий к антибактериальным препаратам. Методы микробиологической диагностики

(ЛФЗ: Частная бактериология)

Содержание учебного материала

2/2


Возбудители бактериальных кишечных инфекций: эшерихиозов, сальмонеллёзов, брюшного тифа и паратифов, дизентерии, холеры, ботулизма, пищевых токсикоинфекций и интоксикаций. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций.

Возбудители бактериальных респираторных инфекций: дифтерии, скарлатины, коклюша, паракоклюша, менингококковой инфекции, туберкулёза, респираторного хламидиоза, микоплазмоза. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций.

Возбудители бактериальных кровяных инфекций: чумы, туляремии, боррелиозов, риккетсиозов. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций.

Возбудители бактериальных инфекций наружных покровов: сибирской язвы, сапа, столбняка, газовой гангрены, сифилиса, гонореи, трахомы, урогенитального хламидиоза. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций.

Инфекционные болезни, вызванные условно-патогенными бактериями (кокки, псевдомонады, неспорообразующие анаэробы).

Антибактериальные средства, механизм их действия. Общая характеристика механизмов устойчивости бактерий к антибактериальным препаратам. Общая характеристика методов оценки антибиотикочувствительности.

Определение чувствительности бактерий к антибактериальным препаратам диско-диффузионным методом, методом серийных разведений, постановкой -лактамозного теста, экспресс-методами.

Факторы антибактериального и антитоксического иммунитета, провоцирование хронического течения болезни и аллергизации организма.

Методы микробиологической диагностики бактериальных инфекций: микроскопическое и бактериологическое исследования, серологическое исследование (реакции агглютинации, преципитации, лизиса, связывания комплемента, с использованием метки, нейтрализации токсина); аллергические диагностические пробы (кожные, in vitro); молекулярно-биологические методы (полимеразная цепная реакция, секвенирование ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот).










1









Практические занятия

Определение чувствительности бактерий к антибактериальным препаратам.

Профилактика бактериальных инфекций (проведение бесед студентами)

4


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Подготовка текста бесед по профилактике бактериальных инфекций с разными группами населения.

4

Раздел 3. Микология



Тема 3.1. Классификация грибов. Строение и особенности физиологии грибов, методы их изучения

(ЛФЗ: Классификация грибов. Строение и особенности их физиологии)

Содержание учебного материала

2

Классификация грибов: низшие и высшие грибы, совершенные и несовершенные грибы. Морфология грибов.

Особенности питания и дыхания грибов. Культивирование грибов, оптимальные условия для культивирования. Устойчивость грибов к факторам окружающей среды.

Грибы как санитарно-показательные микроорганизмы воздуха.


1



Самостоятельная работа обучающихся

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Опорные конспекты. Рисунки: строение низших и высших грибов. Доклад: « Грибы как санитарно-показательные микроорганизмы воздуха»

1


Тема 3.2. Частная микология. Противогрибковые препараты. Изучение методов микробиологической диагностики микозов и особенностей противогрибкового иммунитета.

(ЛФЗ: Частная микология. Противогрибковые препараты)

Содержание учебного материала

2/2


Возбудители грибковых кишечных инфекций - микотоксикозов. Источники инфекций, пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций.

Возбудители грибковых респираторных инфекций, их классификация. Источники инфекций, пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций.

Возбудители грибковых инфекций наружных покровов - дерматомикозов, их классификация. Источники инфекций, пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций.

Патогенные дрожжи и дрожжеподобные грибы, связь с ВИЧ инфекцией.

Противогрибковые препараты.

Особенности противогрибкового иммунитета.

Методы микробиологической диагностики микозов: микроскопическое и микологическое исследования, серологическое исследование (реакции агглютинации, преципитации, связывания комплемента, непрямой гемагглютинации, иммуноферментный анализ, иммуноблотинг), полимеразная цепная реакция, аллергологические диагностические пробы (кожная, in vitro), биологическое, гистологическое исследования.






1



Практические занятии

Методы микробиологической диагностики микозов. Профилактика микозов.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Подготовка текста бесед по профилактике микозов с разными группами населения. Опорные конспекты. Составление кроссвордов

3

Раздел 4. Паразитология



Тема 4.1. Общая характеристика и классификация простейших. Методы изучения простейших. Частная протозоология

(ЛФЗ: Характеристика и классификация простейших. Частная протозоология)


Содержание учебного материала

4

Общая характеристика и классификация простейших: саркодовых (дизентирийная амёба), жгутиковых (лямблия, трихомонада, трипаносома), споровиков(малярийный плазмодий, токсоплазма) и инфузорий (кишечный балантидий). Особенности их морфологии и жизнедеятельности. Устойчивость простейших к факторам окружающей среды.

Возбудители протозойных кишечных инвазий: амебиаза, лямблиоза, балантидиаза. Источник инвазии, путь заражения, жизненный цикл паразита. Характерные клинические проявления.

Возбудители протозойных кровяных инвазий: малярии, лейшманиозов, трипаносомозов. Источник инвазии, путь заражения, жизненный цикл паразита. Характерные клинические проявления.

Возбудители протозойных инвазий мочеполовых путей: трихомоноза. Источник инвазии, путь заражения, жизненный цикл паразита. Характерные клинические проявления.

Токсоплазмоз, источник инвазии, пути заражения, жизненный цикл паразита, основные проявления врождённых и приобретённых токсоплазмозов.

Противопротозойные препараты. Особенности иммунитета при протозойных инфекциях.

Микроскопический метод обнаружения простейших в биологическом материале (кровь, моча, кал) и объектах окружающей среды (почва, вода) как основной метод лабораторной диагностики протозоозов. Профилактика протозоозов.

Методы микробиологической диагностики протозоозов: микроскопическое, культуральное, серологическое, аллергологическое и биологическое исследования.







1









Практические занятия

Методы микробиологической диагностики протозоозов. Профилактика протозоозов.

Обнаружение простейших в биологическом материале и объектах окружающей среды.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Подготовка текста бесед по профилактике протозоозов с разными группами населения- профилактика кишечных и кровяных инвазий, трихомоноза, токсоплазмоза. Рисунки: «Строение простейших (саркодовых, жгутиковых, споровиков, инфузорий)».

3

Тема 4.2. Общая характеристика и классификация гельминтов. Методы микробиологической диагностики гельминтов. Частная гельминтология

(ЛФЗ: Общая характеристика гельминтов.Частная гельминтология)


Содержание учебного материала

4



Общая характеристика и классификация гельминтов.

Особенности морфологии и жизнедеятельности гельминтов: сосальщиков (трематод), ленточных червей (цестод) и круглых червей (нематод). Источники инвазии, пути распространения и заражения гельминтами. Устойчивость гельминтов к факторам окружающей среды. Характерные клинические проявления гельминтозов. Методы обнаружения гельминтов в биологическом материале (кал, моча), яиц и личинок в объектах окружающей среды (почва, вода) и промежуточных хозяевах (например, рыбе, мясе). Профилактика гельминтозов.

Методы микробиологической диагностики гельминтозов: макро- и микроскопическое исследование, серологическое исследование (реакции связывания комплемента, непрямой гемагглютинации, прямой гемагглютинации, кольцепреципитации, латексной агглютинации, иммунофлюоресценции, иммуноферментный анализ), аллергическое исследование (кожные пробы).




1






Практические занятия

Методы микробиологической диагностики гельминтозов. Профилактика гельминтозов

Обнаружение гельминтов в биологическом материале объектах окружающей среды

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Подготовка текста бесед по профилактике гельминтозов с разными группами населения. Опорные конспекты. Составление схем: «Жизненный цикл гельминтов( сосальщиков, ленточных и круглых червей) »

3

Раздел 5. Вирусология




Тема 5.1. Классификация и структура вирусов. Культивирование и репродукция вирусов. Методы изучения вирусов

Тема 5.2. Частная вирусология. Противовирусные препараты. Особенности противовирусного иммунитета

(ЛФЗ: Классификация и структура вирусов. Методы изучения вирусов.Частная вирусология)


Содержание учебного материала

2

Особенности классификации вирусов, таксономия. Структура вирусов, просто и сложно устроенные вирусы. Формы вирионов. Изучение морфологии вирусов.

Особенности физиологии вирусов как облигатных клеточных паразитов. Методы культивирования и индикации вирусов. Устойчивость вирусов к факторам окружающей среды. Репродукция вируса: продуктивный тип репродукции и его стадии, понятие об абортивном и интегративном типах. Генетика вирусов и её значение для современной медицины.

Бактериофаги, их свойства и применение в диагностике, профилактике и лечении инфекционных болезней. Бактериофаги как санитарно-показательные микроорганизмы фекального загрязнения окружающей среды.

Методы микробиологической диагностики вирусных инфекций: вирусологическое исследование, серологическое исследование (реакции связывания комплимента, непрямой гемагглютинации, торможения гемагглютинации, радиального гемолиза, иммунофлюоресценции, иммуноферментный анализ), молекулярно-биологические методы (полимеразная цепная реакция, секвенирование ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот), экспресс-диагностика (реакция иммунофлюоресценции, иммунная электронная микроскопия, молекулярно-биологические методы и др.).

Возбудители вирусных кишечных инфекций: гепатитов А и Е, полиомиелита, ротавирусных инфекций. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций.

Возбудители вирусных респираторных инфекций: гриппа, парагриппа, других острых респираторных вирусных инфекций, кори, краснухи, ветряной оспы, опоясывающего герпеса, натуральной оспы. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций.

Возбудители вирусных кровяных инфекций: иммунодефицита человека, гепатитов В,С,Д,G, геморрагической лихорадки, клещевого энцефалита. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций.

Возбудители вирусных инфекций наружных покровов: бешенства, простого вируса, цитомегалии, ящура. Источники и пути заражения. Характерные клинические проявления. Профилактика распространения инфекций.

Онкогенные вирусы. Медленные вирусные инфекции.

Интерферон и другие противовирусные препараты. Индукторы интерферона. Устойчивость вирусов к химиопрепаратам.

Особенности противовирусного иммунитета, обусловленные двумя формами существования вирусов: внеклеточной и внутриклеточной.






1











1







Практические занятия

Методы микробиологической диагностики вирусных инфекций

Профилактика вирусных инфекций. Иммунотерапия, иммунопрофилактика. Национальный календарь прививок

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Подготовка текста бесед по профилактике вирусных инфекций с разными группами населения. Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Доклады: «Бактериофаги и их роль в профилактике и лечении инфекционных болезней», « Бактериофаги как санитарно-показательные микроорганизмы фекального загрязнения окружающей среды».Составление схемы : «Стадии репродукции вирусов». Рисунки: формы вирусов, структура вирусов.

2

Раздел 6. Клиническая микробиология



Тема 6.1. Микрофлора организма человека


Содержание учебного материала

2

Микробиоциноз в условиях физиологической нормы организма человека. Понятие «нормальная микрофлора человека». Резидентная и транзиторная микрофлора. Формирование микробиоциноза и его изменения в процессе жизнедеятельности человека. Нормальная микрофлора различных биотопов: кожи, слизистых оболочек рта, верхних дыхательных путей, пищеварительного тракта, мочеполовой системы. Роль нормальной микрофлоры для жизнедеятельности и здоровья человека: защита организма от патогенных микробов, стимуляция иммунной системы, участие в метаболических процессах и поддержании их баланса. Дисбактериоз, причины, симптомы, методы исследования, корреляция.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Подготовка рефератов на тему «Нормальная микрофлора различных биотопов», «Профилактика дисбактериоза». Опорные конспекты. Составление кроссвордов.

1


Тема 6.2. Сбор, хранение и транспортировка материала для микробиологических исследований

Тема 6.3. Современные технологии, применяемые в клинической микробиологии

Содержание учебного материала

2


Значение своевременного и адекватного взятия материала для микробиологических исследований. Меры предосторожности при сборе и транспортировке исследуемого материала. Предохранение от контаминации исследуемого материала нормальной микрофлорой. Правила взятия, сроки, температурные и другие условия транспортировки материала для бактериологических, микологических, паразитологических и вирусологических исследований, поддерживающие жизнедеятельность возбудителя, предотвращающие избыточный рост сопутствующий микрофлоры и обеспечивающие безопасность людей и окружающей среды. Количество отбираемого материала.

Посуда, инструменты и химические реагенты, используемые для сбора материала, их перечень, подготовка к работе, утилизация.

Оформление сопровождающих документов.

Микрометоды для индентификации микроорганизмов различных групп и определения их антибиотикочувствительности.

Автоматизация и компьютеризация при идентификации и определении антибиотикочувствительности микроорганизмов.

Регистрация и анализ данных с помощью персонального компьютера.

Преимущества современных технологий в клинической микробиологии перед классическими методами.





2




Практические занятия

Сбор, хранение и транспортировка материала для микробиологических исследований

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях .Опорные конспекты. Составление памятки: «Меры предосторожности при сборе, транспортировке исследуемого материала". Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Регистрация и анализ данных. Преимущества современных технологий в клинической микробиологии перед классическими методами.

2


Тема 6.4. Внутрибольничные инфекции.

Содержание учебного материала

2/2


Понятие о внутрибольничной инфекции (ВБИ) (больничная, госпитальная, нозокомиальная, оппортунистическая), классификация. Источники, механизмы передачи, пути передачи. Основные причины возникновения ВБИ, резервуары и типичные места обитания микроорганизмов, часто встречающихся в медицинских учреждениях. Профилактика ВБИ: разрушение цепочки инфекции на разных стадиях. Организация, информационное обеспечение и структура эпиднадзора в учреждениях здравоохранения. Микробный пейзаж внутрибольничных инфекций. Санитарно-микробиологические исследования воздуха, смывов, стерильного материала в учреждениях здравоохранения. Инфекционная безопасность медицинского персонала на рабочем месте и действие медицинских работников при угрозе инфицирования. Обучение пациента и его родственников инфекционной безопасности.





2

Практические занятия

Профилактика внутрибольничной инфекции. Санитарно-микробиологические исследования воздуха, смывов, стерильного материала в учреждениях здравоохранения. Инфекционная безопасность медицинского персонала на рабочем месте.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Опорные конспекты Обучение пациента и его родственников инфекционной безопасности. Профилактика ВБИ: разрушение цепочки инфекции на разных стадиях. Составление схемы: «Источники, механизмы и пути передачи ВБИ»

3


Всего:

108часов:36/12/24/36


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)






3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной дисциплины требуется учебный кабинет основ микробиологии и иммунологии. Оборудование учебного кабинета:

1. Мебель и стационарное оборудование

- доска классная;

- стол и стул для преподавателя;

- столы и стулья для студентов;

- книжный шкаф;

- шкаф для инструментов и приборов.

2. Учебно-наглядные пособия


- фотографии;

- образцы бланков направлений на микробиологические исследования,

регистрации результатов проведённых исследований и др.;

- фотопланшеты и другие средства наглядной агитации, используемые в

профилактической деятельности.

3. Аппаратура и приборы

- лупа ручная (4х-7х);

- микроскопы с иммерсионной системой;


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Зверева В.В., Бойченко М.Н. «Основы микробиологии и иммунологии» . Издательство: ГЭОТАР-Медиа,2014 г.

2.Камышева К.С. «Микробиология, основы эпидемиологии и методы микробиологических исследований» учебное пособие Ростов н/Д:Феникс,2010 г.

Дополнительные источники:

1. Сбойчиков В.Б. «Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований», Санкт-Петербург, «Спец.Лит», 2011г.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований

Решение ситуационных задач.

Демонстрация практических действий по забору и упаковке разных инфекционных материалов, составлению сопроводительных документов.

Решение ситуационных задач по технике безопасности и действиям в нестандартных ситуациях

Уметь проводить простейшие микробиологические исследования

Демонстрация практических действий по приготовлению, окраске и микрокопированию микропрепаратов, описание морфологии увиденных под микроскопом микроорганизмов.

Демонстрация практических действий по подготовке лабораторной посуды к работе (мытьё, сушка, стерилизация).

Демонстрация практических действий по приготовлению питательных сред из полуфабрикатов в соответствии и указаниями на этикетке, разливу сред в чашки Петри, посеву микроорганизмов шпателем, тампоном, петлёй.

Описание культуральных свойств бактерий, грибов.

Демонстрация практических действий по проведению реакции микроагглютинации

Уметь дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам

Выполнение заданий по определению принадлежности микроорганизмов к разным группам (бактериям, грибам, простейшим) по рисункам, фотографиям, муляжам на основании морфологических и культуральных свойств.

Выполнение заданий по определению принадлежности бактерий к гр (-) и гр (+) коккам, палочкам, извитым формам в микропрепаратах.

Выполнение заданий по определению в микропрепарате грибов и описанию их.

Выполнение заданий по обнаружению в биологическом материале или объектах окружающей среды простейших и гельминтов и описание их.

Демонстрация умения отличать по культуральным свойствам кишечную палочку (на ср. Эндо), стафилококки (на желточно-солевом агаре) и другие микроорганизмы при их культивировании на элективных средах.

Выполнение тестовых заданий

Уметь осуществлять профилактику распространения инфекции

Подготовка агитационных материалов, презентаций на электронном носителе.

Составление текста бесед по профилактике инфекционных заболеваний для разных групп населения.

Выступление с беседами по вопросам профилактики распространения инфекционных заболеваний в школах, лечебно-профилактических учреждениях, учебных группах и др. (справка из места проведения беседы)

Знать роль микроорганизмов в жизни человека и общества

Составление рефератов по истории и развитию науки микробиологии, о современных достижениях и проблемах использования микроорганизмов на благо человека и борьбы с ними.

Выполнение тестовых заданий на тему: «Предмет и задачи микробиологии, история микробиологии, научные и практические достижения медицинской микробиологии и иммунологии»

Знать морфологию, физиологию, экологию микроорганизмов, методы их изучения

Выполнение тестовых заданий на тему: «Морфология, физиология, экология микроорганизмов, методы их изучения».

Описание морфологии микроорганизмов по фотографиям.

Составление рефератов на темы: «Микрофлора почвы (воды, воздуха)», «Микробиоциноз кожи и других биотопов»

Знать основные методы асептики и антисептики

Узнавание составных элементов парового и воздушного стерилизаторов, заполнение таблиц о режимах стерилизации и стерилизующих материалах.

Решение ситуационных задач.

Выполнение тестовых заданий.

Знать основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных болезней

Выполнение тестовых заданий.

Решение ситуационных задач. Заполнение таблиц по дифдиагностике.

Подготовка и проведение бесед по профилактике распространения инфекций (в том числе внутрибольничных) с различными группами населения.

Составление алгоритмов действий среднего медицинского работника при угрозе эпидемии в конкретной ситуации

Знать факторы защиты, виды иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике

Выполнение тестовых заданий.

Решение ситуационных задач. Постановка простейших серологических реакций и учёт результатов.

Подготовка и проведение бесед о значении иммунопрофилактики с различными группами населения.

Составление рефератов по истории и развитию иммунологии, значению для человека и общества

ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ

ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ


Изменение №1 от 28.12.2015г., стр.15

БЫЛО

СТАЛО

Дополнительная литература:

Дополнительная литература:

Сбойчакова В.Б. «Микробиология, вирусология и иммунология» Руководство к лабораторным занятиям ГЭОТАР- Медиа,2014г.

Корнакова Е.Е. «Медицинская паразитология», Москва «Академия», 2013г.

Основание: актуализация основных и дополнительных источников.

Подпись лица, внесшего изменения Фоменко Н.А. _______


18


© 2010-2022