• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине Статистика

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине Статистика

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

ГАПОУ «ЛЕНИНОГОРСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«Рабочая тетрадь для выполнения

практических работ»

По дисциплине: «СТАТИСТИКА»



Для студентов специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»





















2013г





Одобрено

Цикловой комиссией

Экономических и социально-экономических дисциплин

________________ ______

Протокол № ____

________________________

А.Н. Гарифуллина

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080114

Зам. директора по УР

_____ _____________ 2012г.

ИР.П. Власова









Автор:

Плахотина Т.Ю. - преподаватель ЛНТ


Рецензенты:

Мальковская М.К. - преподаватель ЛНТ

Петрякова Л.П. - начальник ПЭО НГДУ «Лениногорскнефть


ВВЕДЕНИЕ

Выполнение практических работ - неотъемлемый элемент изучения дисциплины, в процессе подготовки студентов к деятельности в качестве специалиста со средним профессиональным образованием. На этом этапе студент должен использовать теоретические знания, полученные на лекционных занятиях и показать свои способности в использовании полученных теоретических знаний при решении конкретных задач в области статистики.

Настоящая Рабочая тетрадь предназначена для студентов дневного отделения в качестве пособия и регламентирующего материала по выполнению и представлению практических работ по дисциплине «Статистика», для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет(по отраслям)»

Качество освоения практических навыков по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет( по отраслям)» во многом зависит от качества методического материала используемого для этих целей.

Применение рабочей тетради позволяет сформировать комплексное представление у студентов об объеме практических работ по изучаемой дисциплине, об их содержание, более тщательно подготовится к выполнению предстоящей практической работы, путем более глубокого изучения лекционного материала и дополнительной литературы по каждой теме, которую затрагивают практические задания, приведенные в представленной рабочей тетради. Это, в свою очередь способствует освоению студентами навыков самостоятельной работы с учебно-методическими материалами. Умение самостоятельной работы является неотъемлемой профессиональной компетенцией выпускников ССУЗ.

Рабочая тетрадь для выполнения практических работ составлена с использованием различных шаблонов, заполнение которых требует значительно меньше учебного времени, чем выполнение практических работ в отдельных тетрадях. Это в свою очередь позволяет отвести больше времени на реальное выполнение задание, а не на его оформление.

Рабочая тетрадь позволяет обеспечить каждого студента индивидуальным вариантом задания, что также повышает уровень самостоятельности работы студентов, повышает их ответственность за качество выполняемой работы.

В рабочей тетради приводятся задания, дифференцированные по степени сложности, что позволяет равномерно загрузить работой как более сильных, так и более слабых студентов.

Наличие всех перечисленных преимуществ применения рабочей тетради по сравнению с традиционной формой методического обеспечения практических занятий делает ее использование эффективной и обоснованной.

Задания по темам практических работ разрабатываются преподавателем дисциплины «Статистика» ГАОУ СПО «Лениногорский нефтяной техникум» и утверждаются на заседании предметно-цикловой комиссии экономических и социально-экономических дисциплин. Темы практических работ соответствуют теоретическим блокам изучения по рассматриваемой дисциплине и рабочей программе дисциплины «Статистика».

Сборник заданий и методических рекомендаций по выполнению практических работ по дисциплине «Статистика» выдается студентам в электронной форме для ознакомления с объемом предстоящей практической работы в соответствии с календарно-тематическим планом их выполнения и для формирования на бумажных носителях исходных и выходных форм требуемых для выполнения практических работ.

На занятия студенты должны прийти с распечатанным экземпляром рабочей тетради по «Статистике», в которой и осуществляется выполнение практических работ.

У преподавателя должен имеется свой экземпляр Рабочей тетради, по которому осуществляется проверка правильности выполнения задания и по верно выполненным заданиям проставляется зачет, как форма оценки правильности выполнения практического задания.








ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1


По теме: «Сводка и группировка статистических данных»


Цель работы:

Приобрести практические навыки осуществления сводки и группировки статистических данных в ходе осуществления статистического исследования.

Ход выполнения работы:

  1. На основе данных приведенных в таблице 1, в соответствии с методическими указаниями сгруппировать сведения, содержащиеся в анкетных листах по трем признакам:

* группировочные признаки принимаются по индивидуальному варианту по таблице 1

Таблица 1. Распределение группировочных признаков по вариантам студентов

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

признаки

1,3,9

2,3,9

1,2,9

1,2,10

12,11

2,3,9

2,3,10

2,3,11

1,4,7

1,4,8

1,4,9

1,4,10

1,4,11

2,4,7

2,4,8

2,4,9

2,4,10

2,4,11

5,,6,7

5,2,4

5,2,3

5,7,8

5,7,9

5,7,10

5,7,11

6,7,8

6,7,9

6,7,2

6,7,3

6,8,1

Охарактеризовать полученную группировку по признаку решаемых задач, по группируемым данным;

  1. Провести аналитическую группировку с указанием факторного и результативного признака, используя данные таблицы 2;

  2. Написать вывод по работе.

При выполнении практической работы и подготовки ответов на вопросы, следует использовать учебник «СТАТИСТИКА» В.С. Мхиторяна

Таблица 1. Исходные данные для группировки по итогам анкетирования сотрудников предприятия

.Номер респондента

1.Возраст

2.Пол

3.Образование

4.Стаж работы

5.Должность

6.Среднемесячная ЗП, ТЫС. РУБ.

7.Количество иждивенцев

8.Рост, см.

9.Вес, кг

10.Цвет глаз

11.Цвет волос

1

18

М

С

1

РАБ

8

0

164

61

Г

Рус

2

23

М

С

2

СЛ

10,2

1

158

53

К

Блонд

3

25

Ж

НЗВ

5

СПЦ

14,5

1

179

82

З

Блонд

4

43

М

НЗС

10

РАБ

9,8

0

170

74

З

Брюн

5

46

Ж

С

7

РАБ

6,5

3

156

49

Г

Шат

6

52

Ж

СП

24

РАБ

8,2

2

168

69

К

Рыж

7

24

Ж

СП

4

СПЦ

13,6

0

169

62

К

Блонд

8

31

Ж

В

3

РУК

25,5

1

164

60

К

Рус

9

32

Ж

НЗВ

5

СПЦ

15,5

2

172

78

К

Брюн

10

30

М

В

4

РУК

20,1

0

189

92

Г

Брюн

11

35

М

В

8

СЛ

13,5

2

180

84

С

Рус

12

22

М

СП

2

РАБ

8,2

1

178

70

С

Брюн

13

19

Ж

СП

1

СПЦ

13,5

0

166

66

К

Рыж

14

24

М

НЗВ

3

РАБ

6,5

1

194

90

Г

Блонд

15

27

М

С

8

РАБ

6,8

0

182

81

С

Брюн

16

26

Ж

С

5

РАБ

9,3

0

158

59

С

Рус

17

43

М

В

12

РУК

25,4

3

169

61

Си

Брюн

18

45

Ж

В

16

СПЦ

13,4

3

168

63

С

Брюн

19

48

Ж

СП

16

СЛ

7,2

0

157

50

К

Рус

20

42

М

НЗС

9

РУК

19,9

1

183

89

К

Брюн

21

39

М

СП

12

РАБ

10,8

0

172

77

К

Брюн

22

28

М

В

4

РУК

22,24

2

176

70

Си

Рус

23

28

Ж

С

5

МОП

5,2

2

168

65

З

Шат

24

24

Ж

С

1

МОП

4,9

0

154

49

З

Рус

25

26

Ж

С

2

РАБ

8,7

1

150

43

К

Рус

26

31

М

СП

8

РАБ

8,7

2

166

67

К

Рус

27

34

Ж

СП

8

СПЦ

12,7

2

178

78

Г

Брюн

28

32

М

СП

5

СПЦ

12,5

0

178

70

Г

Шат

29

35

Ж

В

4

СЛ

9,3

1

164

62

К

Шат

30

38

М

НЗВ

14

РУК

22,9

1

185

93

К

Рыж

М- мужской пол; Ж - женский пол; СП- среднее профессиональное образование; В - высшее образование; С - среднее образование; НЗС - незаконченное среднее образование; НЗВ - незаконченное высшее образование; РУК - руководитель; СЛ - служащий; СПЦ - специалист; МОП - младший обслуживающий персонал; РАБ - рабочий; С - серый; Г - голубой; З - зеленый, К - карий; Си - синий; Рус - русый; Шат - шатен; Брюн - брюнет; Блонд - блондин; Рыж - рыжий

Таблица 2 Первичные данные обследования работников ООО «ЛУЧ»

Номер респондента

Возраст, лет

Стаж работы, лет

Номер респондента

Возраст, лет

Стаж работы, лет

1

18*

1

16

26

5

2

23

2

17

43

20

3

25

5

18

45

26

4

43

5*

19

48

26*

5

46

16

20

42

19

6

52

24

21

39

21

7

24*

4

22

28

4

8

31

9

23

28

5

9

32

8

24

24

3

10

30

7

25

26

3*

11

35

12

26

51

9*

12

22*

3*

27

34

11

13

19*

1*

28

32

13

14

24

3

29

35

14*

15

27

8

30

38

14

* Данные помеченные звездочкой следует откорректировать по своему варианту. путем прибавления к значению в ячейке номера варианта студента по журналу


Таблица 3 Макет группировочной таблицы по заданию таблицы 1



1


1.1


1.2





























* В таблице следует заполнить необходимое количество строк и столбцов, соответствующее группировке по выбранному варианту, не используемые строки и столбцы следует заштриховать

Таблица 4 Группировочная таблица распределения работников ООО «ЛУЧ» по возрасту и стажу работы

№ п/п

Количество работников (п)

Возраст, лет

Средний стаж работы, лет

1

От 18 до 25лет

2

От 26 до 30

3

От 31до 35

4

От 36 до 40

5

От 41до 45

6

От 46 до 50

7

От 51 до 56

Средний стаж работы определяется по формуле:

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине Статистика

Где Σп- сумма значений стажа работы по всем работникам входящим в определенную возрастную группу,

х - количество респондентов, входящего в соответствующую возрастную группу;

Расчет среднего стажа работы по группам возрастов:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Что такое простая статистическая сводка, чем она отличается от сложной?

  2. Что такое план статистической сводки;

  3. Какой вид сводки предполагает обработку данных на месте проведения наблюдения?

  4. Как называется расчленение разнородной совокупности на отдельные качественно однородные группы, позволяющее выявить типы явлений?

  5. Что представляет собой структурная группировка?

ОТВЕТЫ: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

ВЫВОД:


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2


По теме: «Графическое отражение рядов распределения»


Цель работы:

Приобрести практические навыки построения графическим способом рядов распределения.

Ход выполнения работы:

  1. На основе данных таблицы 3, практической работы 1, построить гистограмму распределения работников по первому группировочному признаку.

* группировочные признаки принимаются по индивидуальному варианту по таблице 1, практической работы №1.


  1. На основании данных таблицы 2 практической работы 1, построить полигон распределения работников по возрасту.

  2. По данным таблицы 2 практической работы 1, построить Огиву распределения работников ООО «ЛУЧ» по стажу работы.

  3. Ответить на контрольные вопросы

  4. Составить вывод по работе

При выполнении практической работы и подготовки ответов на вопросы, следует использовать учебник «СТАТИСТИКА» В.С. Мхиторяна

ЗАДАНИЕ 1













































































































































Задание 2













































































































































Задание 3













































































































































Контрольные вопросы:

  1. Для чего используется графическое изображение рядов распределения;

  2. В чем отличие полигона и гистограммы распределения?

  3. Что откладывается по оси абсцисс при построении гистограмм?

  4. Для каких целей используется кумулятивная кривая?

  5. В чем взаимосвязь агивы и кумуляты?

  6. Какой наглядный метод используется для изображения накопленных частот?

ОТВЕТЫ: __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ВЫВОД:



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3


По теме: «Построение таблиц, графическое отражение и чтение табличных данных»

Цель работы:

Приобрести практические навыки построения таблиц, экономической интерпретации данных таблиц и графического отражения данных таблиц.

Ход выполнения работы:

  1. На основе данных таблицы 1, построить статистическую таблицу 2, указав в содержание строк - возраст работников предприятия. В подлежащем таблицы следует отразить возрастные группы работников, разбив их на 5 закрытых интервальных групп;

  2. В сказуемом таблицы следует отразить среднее значение среднемесячной заработной платы соответствующей группы работников имеющих соответствующий возраст;

  3. В общем заголовке таблицы следует отразить «Зависимость средней заработной платы от возраста работника;

  4. В верхнем заголовке следует отразить - «Численность работников в возрастной группе, чел.», «Среднемесячная заработная плата, руб», «Фонд заработной платы, тыс. руб.» и «Удельный вес затрат на оплату труда в общем ФОТ, %»;

  5. Составить описательный вывод по данным составленной таблицы;

  6. Построить диаграмму отражающую динамику средней заработной платы с увеличением среднего возраста работников;

  7. Ответить на контрольные вопросы, составить выводы.

При выполнении практической работы и подготовки ответов на вопросы, следует использовать учебник «СТАТИСТИКА» В.С. Мхиторяна

Таблица 1. Распределение исследованных работников предприятия по возрасту и среднемесячной заработной плате

.Номер респондента

Возраст

.Среднемесячная ЗП, ТЫС. РУБ.

Номер респондента

Возраст

Среднемесячная ЗП, ТЫС. РУБ.

1

18

8

16

26

11,3

2

23*

17,2

17

43

25,4

3

25

14,5

18

45

13,4

4

43

9,8

19

48

10,2

5

46

6,5

20

42

19,9

6

52

25,2

21

39

10,8

7

24

13,6

22

28

22,24

8

31*

25,5

23

28

9,2

9

32

15,5

24

24

9,9

10

30*

28,1

25

26*

12,7

11

35

13,5

26

31

18,7

12

22

8,2

27

34

19,7

13

19

13,5

28

32

19,5

14

24

10,5

29

35

11,3

15

27

10,8

30

38

22,9

*Необходимо откорректировать данные, помеченные звездочкой путем прибавления к исходному значению номера варианта.

Область построения таблицы 2

Таблица 2

____________________________________________________

_____________________________________________________________






Вывод: _______________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Область построения диаграммы





































































































Контрольные вопросы:

  1. Что такое масштабные ориентиры статистического графика?

  2. Что такое основа статистической таблицы?

  3. Как называется таблица в подлежащем которой нет группировки, а приводится определенный перечень?

  4. Для чего используются столбиковые диаграммы?

  5. Что такое графический образ?

  6. Какие требования предъявляются к заголовкам статистических таблиц?

  7. Как следует анализировать статистическую таблицу?

ОТВЕТЫ: ___________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

ВЫВОД:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

По теме: «Табличные аналитические группировки, способы их экономической обработки и интерпретации»

Цель работы:

Приобрести практические навыки составления аналитических группировок с использованием таблиц,

Ход выполнения работы:

  1. По данным таблицы 1, сгруппировать торговые центры по товарообороту, указав по каждому торговому центру общий товарооборот и товарооборот по всем торговым центрам (результаты группировки внести в таблицу 2);

  2. Сделать соответствующие выводы по динамике общего товарооборота по торговым центрам в отдельности и в общем по всем торговым центрам;

  3. По данным таблицы 3, рассчитать моду дискретного и медиану интервального ряда, результаты расчета внести в аналитическую таблицу и составить выводы, интерпретирующие полученные результаты;

  4. Ответить на контрольные вопросы, написать вывод по работе

При выполнении практической работы и подготовки ответов на вопросы, следует использовать учебник «СТАТИСТИКА» В.С. Мхиторяна

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

ЗАДАНИЕ 1:

Таблица 1 Распределение товарооборота по торговым центрам

Экономический показатель

Торговый центр (i)

1

2

3

4

5

Товарооборот по спортивным товарам за базисный год, млн. руб.

280*

254*

220

260

250*

Товарооборот по продуктовым товарам за базисный год, млн. руб.

890

1250

720

50

110

Товарооборот по прочим товарам за базисный год, млн. руб.

58

42

15

32

50

Товарооборот по спортивным товарам за отчетный год, млн. руб.

300

270

210

250*

280

Товарооборот по продуктовым товарам за отчетный год, млн. руб.

880

140

700*

60

100*

Товарооборот по прочим товарам за отчетный год, млн. руб.

60

40

20

30

70

*Данные отмеченные звездочкой необходимо откорректировать по своему варианту, путем прибавления к исходному значению номера по журналу*10

Таблица 2

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________





Вывод: ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

Таблица 3 Распределение среднегодовой заработной платы по стажу работы на предприятие

Стаж работы, лет

Средний стаж работы, лет

Численность работников, чел

Мода (дискретная)

Медиана (интервальная)

До 3 лет

Расчет:

20*

Расчет:

Расчет:

3-6

13*

6-9

14*

9-12

18*

12-15

15*

15-18

8*

18-21

7*

21-24

5*

24-27

9*

27-30

4*

По совокуп ности

Результат:

Результат:

*Данные отмеченные звездочкой необходимо откорректировать по своему варианту, путем прибавления к исходному значению номера по журналу

Вывод: ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Для чего используются средние величины в статистике?

  2. Какие разновидности средних используются в статистике?

  3. Какие показатели можно рассчитать с помощью средних степенных?

  4. В каком случае используют среднюю взвешенную?

  5. Что показывает модальное значение ряда?

  6. Что показывает медианное значение ряда?

  7. Какие показатели можно рассчитать с помощью средней геометрической?

ОТВЕТЫ:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ВЫВОД:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________














ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5


По теме: «Расчет абсолютных и относительных показателей статистики»


Цель работы:

Приобрести практические навыки расчета и обоснования абсолютных и относительных показателей в статистике.

Ход выполнения работы:

  1. Сгруппировать данные в табличной форме (таблица 1) (в подлежащем статистической таблицы) в следующей последовательности: АБСОЛЮТНЫЕ: натуральные, условно-натуральные; трудовые, стоимостные. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ: показатели интенсивности, Для группировки использовать следующие данные: В 2009 году предприятие планировало установить 25 станков, но в результате недостаточного финансирования было установлено всего 23 станка. Станки обрабатывают различные виды заготовок. За один час работы станок может по плану обработать 15* заготовок типа «А», 20* заготовок типа «Б», 35* заготовок типа «В». Фактически в отчетном периоде в среднем за час обрабатывалось на одном станке : 14* заготовок типа «А», 21* заготовка типа «Б», 36* заготовок типа «В». Предприятие составляет отчетность в условных заготовках. При расчете общего количества, которых используются следующие поправочные коэффициенты: по «А» - 1, по «Б» -0,8, по «В» - 0,6. Плановые цены одной детали в результате обработки одной заготовки типа «А» составляет 230 руб./ деталь, фактические цены в 2009 году составили 220* руб./деталь. Плановые цены одной детали в результате обработки одной заготовки типа «Б» составляет 180 руб./ деталь, фактические цены в 2009 году составили 175* руб./деталь. Плановые цены одной детали в результате обработки одной заготовки типа «В» составляет 200 руб./ деталь, фактические цены в 2009 году составили 190* руб./деталь

*данные помеченные звездочкой следует откорректировать по своему варианту путем прибавления к исходному значению номера своего варианта (по журналу);

  1. В верхнем заголовке отразить следующую последовательность граф: данные 2009 года, в том числе по плану и фактически; показатели выполнения плана в %;

  2. Рассчитать абсолютные показатели стоимости (по типам деталей) и внести результаты расчетов в таблицу 2 (подлежащее таблицы). В сказуемом таблицы 2 отразить значения показателей по плану и фактически за 2009 год, относительные показатели структуры плановых и фактических абсолютных показателей стоимости.

  3. Проанализировать данные таблицы;

  4. Ответить на контрольные вопросы, составить вывод по работе.

При выполнении практической работы и подготовки ответов на вопросы, следует использовать учебник «СТАТИСТИКА» В.С. Мхиторяна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Натуральными принято называть измерители, выражающие в мерах длинны, объема, веса, площади и т.д.;

Абсолютные условно-натуральные измерители используют для сведения воедино нескольких разновидностей одной и той же потребительской стоимости;

Абсолютные трудовые измерители используют для оценки трудовых затрат, чел-день, чел-час, маш-смен и т.д.;

Абсолютные стоимостные измерители используют для денежной оценки социально-экономических процессов и явлений;

Абсолютные показатели объема характеризуют величину всей совокупности или ее части;

Абсолютные показатели уровня характеризуют величину нагрузки единицы одной совокупности элементами другой.

Относительные показатели выполнения плана выражают соотношение между фактическим и плановым уровнем показателя;

Относительные показатели структуры представляют отношение части и целого и выражаются в долях единицы, процентах;

Относительные показатели интенсивности характеризуют степень насыщенности или развития изучаемого явления и представляют собой отношение исследуемого показателя к размеру присущей ему среды;

Область построения таблицы 1






Вывод: ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Область построения таблицы 2



Вывод: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите основные измерители абсолютных показателей?;

  2. Какие показатели относятся к разностным абсолютным по5казателям?

  3. Дайте определение относительных показателей в статистике;

  4. Что показывают относительные показатели планового задания?

  5. Какие показатели изучают изменение изучаемых явлений во времени?

  6. Что показывают относительные показатели координации?

  7. Чем отличаются базисные относительные показатели динамики от относительных цепных показателей динамики;

ОТВЕТЫ: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ВЫВОД:____________________________________________________________________

__________________________________________________________________



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6


По теме: «Расчет показателей вариации в статистике»


Цель работы:

Приобрести практические навыки расчета и экономического обоснования показателей вариации в статистике.

Ход выполнения работы:

  1. На основе данных таблицы 1, рассчитать размах вариации, дисперсию, среднеквадратичное отклонение вариационного ряда, коэффициент вариации по изучаемой совокупности;

  2. Составить выводы по показателям вариации с экономическим обоснованием их значений;

  3. Ответить на контрольные вопросы, написать вывод по работе.

При выполнении практической работы и подготовки ответов на вопросы, следует использовать учебник «СТАТИСТИКА» В.С. Мхиторяна

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

Имеется следующее распределение деталей по затратам времени:

Затраты времени на одну деталь, мин.

Число деталей, шт.

До 8

8-10

10-12

12-14

14-16

16 и более

10*

18*

20*

50*

15*

5*

Итого

?

*Данные отмеченные звездочкой необходимо откорректировать по своему варианту, путем прибавления к исходному значению номера по журналу

Расчетная таблица показателей вариации совокупности

Х

т

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине Статистика

i-Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине Статистика)2

i-Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине Статистика)2

Дисперсия

Среднеквадратичное отклонение

Коэффициент вариации


Расчет:

Расчет:

Расчет:









Х - Средние затраты времени на одну деталь, мин.

т- число деталей, шт.


Контрольные вопросы:

  1. Для чего необходимо оценивать показатели вариации изучаемой совокупности?

  2. Что показывает размах вариации?

  3. Почему наряду с дисперсией рассчитывают среднеквадратичное отклонение вариации?

  4. Что показывает коэффициент вариации?

  5. В каких границах может изменяться коэффициент вариации?

ОТВЕТЫ:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ВЫВОД:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7


По теме: «Расчет показателей изменения уровней рядов динамики»


Цель работы:

Приобрести практические навыки построения рядов динамики, расчета показателей изменения уровней рядов динамики.

Ход выполнения работы:

  1. Рассчитать значения абсолютного прироста показателей ряда, темпов роста, темпов прироста цепным и базисным методом;

  2. Рассчитать абсолютное содержание одного процента прироста значений ряда динамики, средний темп роста и прироста значений ряда;

  3. Ответить на контрольные вопросы, написать вывод по работе.

При выполнении практической работы и подготовки ответов на вопросы, следует использовать учебник «СТАТИСТИКА» В.С. Мхиторяна

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

Таблица 2 Расчет базисных и цепных показателей ряда динамики

Год

Объем добычи нефти, млн. тонн

Базисные

Цепные

Абсолютный приросты, млн.тонн.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютный приросты, млн.тонн.

Темп роста, %

Темп прироста, %

2005

24,5*


2006

26,8


2007

34,7*


2008

33,5


2009

34,7*


2010

35,1


2011

37,5*


Расчет показателей:____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Расчет среднегодового темпа роста и темпа прироста объема добычи нефти НГДУ:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Расчет абсолютного содержания одного процента прироста объема добычи нефти:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вывод:______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Что такое ряд динамики?

  2. В чем отличие дискретных и интервальных рядов динамики?

  3. Чем характеризуются ряды динамики с нарастающими итогами?

  4. Что такое сопоставимость рядов динамики и чем может быть вызвана несопоставимость стоимостных показателей?

  5. Что означает термин «выброс» в отношении рядов динамики?

  6. Что означает понятие «ряд динамики с равноотстоящими во времени уровнями?

  7. Чем характеризуется средний темп роста значений ряда динамики?

ОТВЕТЫ:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8


По теме: «Сглаживание рядов динамики и прогнозирование данных»

Цель работы:

Приобрести практические навыки сглаживания рядов динамики, расчета прогнозных значений уровней рядов динамики.

Ход выполнения работы:


  1. Осуществить сглаживание рядов динамики используя метод скользящей средней интервалом сглаживания, равным 3;

  2. Рассчитать прогнозное значение уровня ряда за 2012 год;

  3. Ответить на контрольные вопросы, написать вывод по работе.

При выполнении практической работы и подготовки ответов на вопросы, следует использовать учебник «СТАТИСТИКА» В.С. Мхиторяна

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

Имеется следующее распределение объема добычи нефти по годам:

Таблица 1 Распределение объемов добычи нефти НГДУ

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Объем добычи нефти, млн. тонн

24,5*

26,8

34,7*

33,5

34,7*

35,1

37,5*

_

Сглаженное значение ряда, млн. тонн

расчет

расчет

расчет

расчет

расчет

расчет

расчет

расчет прогноза



Среднегодовой темп роста ,%



*Данные отмеченные звездочкой необходимо откорректировать по своему варианту, путем прибавления к исходному значению номера по журналу, умноженного на 0,1, например: по варианту 11 данные по 2005 году составят: 24,5+(11*0,1)=25,6 млн. тонн

Контрольные вопросы:

  1. В чем сущность метода укрупнения интервалов?

  2. Что позволяет произвести метод скользящей средней?

  3. Как можно восстановить потерянное значение временного ряда?

  4. В каких случаях для сглаживания значений рядов динамики целесообразно использовать метод взвешенной скользящей средней?

  5. Для чего используется кривая роста в статистике?

ОТВЕТЫ:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________





ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9


По теме: «Расчет индексов в статистике»


Цель работы:

Приобрести практические навыки расчета и экономического обоснования различных видов индексов используемых в ходе статистических исследований.

Ход выполнения работы:

  1. По данным таблицы 1, рассчитать индивидуальные индексы средних цен, среднего физического объема, средней стоимости (на основании рассчитанных значений в среднем по цеху);

  2. По данным таблицы 1, рассчитать сводный агрегатный индекс стоимости, цен, физического объема и провести проверку расчетов;

  3. Рассчитать абсолютное отклонение стоимости в результате изменения физического объема, цен и составить соответствующие выводы;

  4. Ответить на контрольные вопросы, написать вывод по работе.

При выполнении практической работы и подготовки ответов на вопросы, следует использовать учебник «СТАТИСТИКА» В.С. Мхиторяна

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

Имеется следующее распределение объемов и цен на продукцию по годам:

Таблица 1 Динамика производства продукции и цен на нее по годам

Цех

Базисный год

Отчетный год

Объем, тонн (q)

Цена, руб/тонну (ц)

Стоимость (с), тыс. руб.

Объем, тонн (q)

Цена, руб/тонну (ц)

Стоимость, тыс. руб. (с)

1

250

40

240*

39

2

125*

20

130

24

3

590

10

585

9

Итого по цехам

х

х

х

х

В среднем по цехам


*Данные, отмеченные звездочкой необходимо откорректировать по своему варианту, путем прибавления к исходному значению номера по журналу

Расчет показателей:____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Что такое индекс?

  2. Для чего используются индексы в статистики?

  3. Какие виды индексов выделяют в статистике?

  4. Почему наряду с индивидуальными индексами используют сводные индексы?

  5. Почему наряду со сводными индексами в агрегатной форме используют сводные индексы в среднеарифметической и среднегармонической форме?

ОТВЕТЫ:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ВЫВОД:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10


По теме: «Расчет и экономическая интерпретация индексов постоянного и переменного состава»»


Цель работы:

Приобрести практические навыки расчета и экономического обоснования индексов переменного и постоянного состава, используемых в ходе статистических исследований.

Ход выполнения работы:

  1. По данным таблицы 1, рассчитать индекс переменного состава, индекс структурных сдвигов, индекс цен фиксированного состава);

  2. Данные расчетов внести в таблицу 2;

  3. Дать экономическую интерпретацию полученных значений;

  4. Ответить на контрольные вопросы, написать вывод по работе.

При выполнении практической работы и подготовки ответов на вопросы, следует использовать учебник «СТАТИСТИКА» В.С. Мхиторяна

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

Номер склада

Прошлый год

Отчетный год

Расчетные графы

Кол-во, шт (q)

Цена, руб. (p)

Кол-во, шт (q)

Цена, руб. (p)

q0 х p0

q1 х p0

q1 х p1

1

40*

250

50

260

2

20

310*

19

300

3

30

100*

27

90

ИТОГО

х

х


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Индекс цен переменного состава рассчитывается по формуле:

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине Статистика

Индекс структурных сдвигов рассчитывается по формуле:

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине Статистика

Индекс цен фиксированного состава рассчитывается по формуле:

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине Статистика

Таблица 2 Расчет значений индексов

Наименование индекса

Расчет

Значение

Индекс цен переменного состава

Индекс структурных сдвигов

Индекс цен постоянного состава

Экономическое обоснование: _________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Что такое система индексов?

  2. Как строятся цепные индексы?

  3. Как строятся базисные индексы?

  4. Что значит выражение индекс переменного веса?

  5. Что значит индекс постоянного веса?

  6. Что показывает индекс цен переменного состава?

  7. Что характеризует индекс структурных сдвигов?

  8. Что показывает индекс цен фиксированного состава?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ВЫВОД:_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №11

По теме: «Расчет параметров выборочной совокупности»


Цель работы:

Приобрести практические навыки расчета и экономического обоснования показателей, характеризующих выборочную совокупность

Ход выполнения работы:

  1. По данным таблицы 1, рассчитать срединные значения интервалов, среднее значение показателя, дисперсию, среднеквадратичное отклонение и значение стандартной ошибки средней; промежуточные результаты расчетов внести в предварительно составленную таблицу 2;

  2. Рассчитать значение предельной ошибки среднего значения выборочной совокупности с вероятностью 0,95;

  3. Дать экономическую интерпретацию полученных значений;

  4. Ответить на контрольные вопросы, написать вывод по работе.

При выполнении практической работы и подготовки ответов на вопросы, следует использовать учебник «СТАТИСТИКА» В.С. Мхиторяна

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

В ходе проведения собственно-случайной бесповторной 5% -ной выборки об уровне дохода на душу населения города N получены следующие данные:

Таблица 1

Доход на душу населения, руб.

до 5000

5000-7000

7000-9000

9000-11000

11000-13000

13000-15000

свыше 15000

Число жителей

110

217

300*

250

170*

60

20

Таблица 2

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________






Расчет величины генеральной совокупности: ___________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

Расчет средней величины дохода на душу населения : ____________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Расчет дисперсии среднего значения величины дохода на душу населения по выборочной совокупности: ___________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

Расчет относительных частот дохода на душу населения для каждого интервала:

___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Расчет стандартной ошибки относительных частот _______________________________

___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Расчет предельной ошибки относительных частот ________________________________

___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:


  1. Что характеризует закон распределения вероятностей?

  2. Что характеризует математическое ожидание случайной величины?

  3. Что такое дисперсия случайной величины?

  4. Перечислите основные свойства дисперсии случайной величины?

  5. Что такое момент случайной величины?

  6. Что показывает генеральная совокупность?

  7. Что такое выборочная совокупность?

  8. Что такое репрезентативность выборочной совокупности ( выборки))?

Ответы на контрольные вопросы: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ВЫВОД:_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №12


По теме: «Расчет ошибок выборочного наблюдения»


Цель работы:

Приобрести практические навыки расчета ошибок выборочного наблюдения и экономически обосновывать результаты их расчета

Ход выполнения работы:


  1. По данным таблицы 1, рассчитать стандартную ошибку выборки для собственно-случайного повторного статистического наблюдения

  2. Определить предельную ошибку средней с вероятностью 0,9011

  3. Провести интервальную оценку генеральной средней;

  4. Дать экономическую интерпретацию полученных значений;

  5. Написать вывод по работе.

При выполнении практической работы и подготовки ответов на вопросы, следует использовать учебник «СТАТИСТИКА» В.С. Мхиторяна

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

В ходе проведения собственно-случайной повторной 5% -ной выборки частного сектора города N получены следующие данные:

Таблица 1

Количество компьютеров и их аналогов в доме.

0

1

2

3

4

5

6

Количество обследованных частных домов

20

30

50*

80*

55

30

5


Таблица 2

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________






Решение: ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Вывод:

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №13


По теме: «Характеристика генеральной совокупности по результатам выборочного наблюдения»


Цель работы: Приобрести практические навыки характеристики массовых социально-экономических процессов и явлений по итогам проведения выборочных статистических наблюдений

Ход выполнения работы:

  1. По признаку из таблицы 1, (по варианту студента), провести выборочное наблюдение, составив формуляры для регистрации статистических данных, выбрав способ сбора статистических данных и определив сроки проведения выборочного статистического наблюдения;

  2. Провести сводку и группировку статистических данных

  3. Рассчитать показатели, характеризующие выборочную совокупность;

  4. Дать экономическую интерпретацию полученных значений в отношении генеральной совокупности;

  5. Написать вывод по работе.

При выполнении практической работы и подготовки ответов на вопросы, следует использовать учебник «СТАТИСТИКА» В.С. Мхиторяна

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

Цель предполагаемого статистического наблюдения: Установление зависимости

Ва-ри-ант

Цель исследования

Вероятность ошибки

% выборки

Тип выборки

1

Установление тесноты связи между ростом студентов 2 курса их весом

2

Установление тесноты связи между весом студентов и цветом их волос

3

Установление тесноты связи между успеваемостью студентов 2 курса и их посещаемостью

4

Установление тесноты связи между качеством обучения студентов 2 курса и уровнем их успеваемости

5

Установление тесноты связи между времененем на выполнение домашних заданий студентами 2 курса и их ростом

6

Установление тесноты связи между посещением спортивных секций и уровнем заболеваемости студентов

7

Установление тесноты связи между качеством обучения и общественной активностью студентов

8

Установление тесноты связи между участием в общественной жизни техникума и успеваемостью студентов

9

Установление тесноты связи между стоимостью мобильных телефонов студентов и успеваемостью

10

Установление тесноты связи между наличием мобильного интернета и временем на выполнение домашнего задания


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №14


По теме: «Расчет тесноты связи между процессами с помощью коэффициента Фехнера»


Цель работы: Приобрести практические навыки выявления корреляционной связи с параллельным рассмотрением значений х и у у п числа единиц.

Ход выполнения работы:

  1. По данным таблицы 1, (откорректированным по варианту студента), рассчитать коэффициент Фехнера;

  2. По результату расчета коэффициента Фехнера, составить вывод о тесноте связи между рассматриваемыми явлениями;

  3. Построить эмпирическую линию регрессии ;

  4. Написать вывод по работе.

При выполнении практической работы и подготовки ответов на вопросы, следует использовать учебник «СТАТИСТИКА» В.С. Мхиторяна

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

Основные показатели деятельности предприятий

Пред-приятие

Основные производственные фонды, млн. руб.

Валовый выпуск продукции, млн. руб.

Знаки отклонений от средней величины

Х-Хср

У-Уср

1

12

28

2

16*

40

3

25*

38

4

38

65

5

43

80

6

55

101*

7

60

95*

8

80

125

9

91

183

10

100

245

Сумма


* Данные в ячейках, отмеченные звездочкой, следует откорректировать по схеме: значение в ячейке+ номер варианта студента (по списку в журнале).

Методические указания:

Коэффициент Фехнера - коэффициент корреляции знаков, простейший показатель тесноты связи. Он основан на сравнении поведения отклонений индивидуальных значений каждого признака (х и у) от своей средней величины. Он рассчитывается по формуле:

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине Статистика,

Где ∑С - сумма совпадений знаков отклонений между парами х и у;

∑Н - сумма несовпадений знаков отклонений между парами х и у.

Значение коэффициента Фехнера колеблется от 0 до ±1. Если Кф=-1 между х и у обратная связь, если Кф = 1 - связь прямая. Если значение = о - связь отсутствует.

Для наглядного отражения корреляционной связи , используют график. По оси абсцисс и ординат откладывают пары значений х и у соответственно и соединяют их.

В результате получается линия регрессии.

Контрольные вопросы:

  1. В каком случае используется коэффициент Фехнера для определения тесноты связи между х и у;

  2. Какие значения может принимать коэффициент Фехнера;

  3. Каково должно быть значение коэффициента Фехнера, чтобы теснота связи считалась высокой.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №15


По теме: «Расчет коэффициента парной корреляции»


Цель работы: Приобрести практические навыки определения тесноты связи между явлениями и процессами с помощью парного коэффициента корреляции

Ход выполнения работы:

  1. По данным таблицы 1 рассчитать тесноту связи между стоимостью основных средств предприятия и численностью работников;

  2. Провести сводку и группировку статистических данных

  3. По таблице интерпретации коэффициента корреляции интерпретировать связь;

  4. Дать экономическую интерпретацию полученных значений тесноты связи;

  5. Написать вывод по работе.

При выполнении практической работы и подготовки ответов на вопросы, следует использовать учебник «СТАТИСТИКА» В.С. Мхиторяна

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

Таблица 1. Исходные данные для определения парного коэффициента корреляции

Номер предприятиия

Стоимость основных средств, млн. руб. (хi)

Численность работников, чел

(yi)

xiyi

xi2

yi2

1

89,4

314

2

32,5

204

3

117,6

354

4

25,4*

154

5

32,1

98*

6

87,0

128

7

65,2*

117

8

64,9

131

9

119,9

155

10

88,4

124

11

31,1

95*

12

55,9

105

13

67,1

119

14

43,5

121

15

76,3

120

Сумма


Средняя


Методические указания:

Парный коэффициент корреляции рассчитывается по генеральной совокупности и как всякий параметр генеральной совокупности не известен. Его можно оценить, используя выборочный парный коэффициент корреляции, который рассчитывается по формуле:

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине Статистика или Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине Статистика ,

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине СтатистикаМетодические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине Статистика

Таблица качественной характеристики связи

Значение r

Связь

От 0 до ±0,3

Практически отсутствует

От ±0,3 до ±0,5

Слабая связь

От ±0,5 до ±0,7

Умеренная

От ±0,7 до ±1

Сильная

Поле для расчетов и текстового вывода












СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Статистика: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / Под ред. В.С. Мхиторяна. - 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 272с.

  2. Теория статистики: Учебник/ Под ред. Проф.Г.Л. Громыко. - 2-е изд., стер. - М.: ИНФРА-М,2004

  3. Едронов В.Н. Едронова М.В. Общая теория статистики: Учебник 2-е изд., стер. - М.: Юртистъ, 2001

  4. Дубров А.М., Мхитрян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000г























СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Практическая работа 1 Сводка и группировка статистических данных

5

Практическая работа 2 ПР2Графическое отражение рядов распределения

9

Практическая работа 3 Построение таблиц, графическое отражение и чтение табличных данных

12

Практическая работа 4 Табличные аналитические группировки, способы их экономической обработки и интерпретации

16

Практическая работа 5 Расчет абсолютных и относительных показателей статистики

19

Практическая работа 6 Расчет показателей вариации в статистике

22

Практическая работа 7 Расчет показателей изменения уровней рядов динамики

24

Практическая работа 8 Сглаживание рядов динамики и прогнозирование данных

26

Практическая работа 9 Расчет индексов в статистике

29

Практическая работа 10 Расчет и экономическая интерпретация индексов постоянного и переменного состава

30

Практическая работа 11 Расчет параметров выборочной совокупности

32

Практическая работа 12 Расчет ошибок выборочного наблюдения

35

Практическая работа 13 Характеристика генеральной совокупности по результатам выборочного наблюдения

37

Практическая работа 14 Расчет тесноты связи между процессами с помощью коэффициента Фехнера

38

Практическая работа 15 Расчет коэффициента парной корреляции

40

Список использованной литературы

42






© 2010-2022