- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения (базовой подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения (базовой подготовки)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фурманенко О.Н. |
Дата | 06.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ростовской области
«Константиновский сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Менеджмент
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
(базовой подготовки)
2014 г.
Рассмотрено на заседании ПЦК экономических дисциплин Протокол №10 от «30»____июня____2014 г. Председатель___________________ Бакаева В.Г. |
| УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе _______________ О.М.Ковалева «_____»____________________г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2014 г. №508 и является авторской программой.
Разработчик: Фурманенко О.Н. - преподаватель экономических дисциплин ГБОУ СПО РО КСХТ
Рецензент: Воловик А.А. - преподаватель экономических дисциплин ГБОУ СПО РО КСХТ
Рецензенты:
Маргушина Анна Александровна, адвокат г. Константиновск,
Ростовской области
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации программы учебной дисциплины
12
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Менеджмент
-
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовой подготовки).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном образовании, в программах повышения квалификации и профессиональной подготовке по профессии - менеджер.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
направлять деятельность структурного подразделения организации на достижение общих целей;
-
принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением;
-
мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями;
-
применять приемы делового общения в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
особенности современного менеджмента;
-
функции, виды и психологию менеджмента;
-
основы организации работы коллектива исполнителей;
-
принципы делового общения в коллективе;
-
особенности организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности;
-
информационные технологии в сфере управления.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 93 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 62 часа,
из них вариативная часть - 30 часов;
самостоятельной работы обучающегося 31 час.
Часы вариативной части направлены на увеличение часов по всем основным разделам дисциплины «Менеджмент» с целью более глубокого изучения таких разделов как «Организация как система управления», «Функции менеджмента в рыночной экономике», «Методы и стили руководства», «Процесс принятия и реализации управленческих решений», «Коммуникации и деловое общение».
Цель заключается в глубоком и всестороннем усвоении учебного материала, умении самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, решать проблемные производственные ситуации.
В результате обучающиеся будут дополнительно:
Уметь:
- правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг),
предупреждать возникновение конфликтов;
- применять приѐмы делового общения и правила культуры поведения;
- организовать эффективное взаимодействие в рабочей группе;
- проводить анализ конфликта, выбирать оптимальный способ его предупреждения и
разрешения;
- следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной
деятельности;
Знать:
- сущность психических процессов, основы психологии личности;
- особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста;
- приемы делового общения в коллективе;
- психологические требования к личности специалиста в сфере социальной защиты;
- психологические особенности функционирования малой группы;
- закономерности развития коллективов и команд;
последствия и способы разрешения конфликтов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
93
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
62
в том числе:
практические занятия
20
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
31
в том числе:
- работа с учебной литературой, составление конспекта
- подготовка сообщений на заданную тему
- подготовка рефератов на заданную тему
15
8
8
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Эволюция концепций менеджмента
17
Тема 1.1.
История развития менеджмента
Содержание учебного материала
3
1
Предмет и задачи курса.
2
1
2
Школа научного управления. Административная (классическая) школа. Школа человеческих отношений и поведенческих наук.
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой, составление конспекта.
1
Тема 1.2.
Сущность, характерные черты современного менеджмента
Содержание учебного материала
8
1
Современные подходы в менеджменте.
6
1
2
Учет особенностей российского менеджмента при использовании зарубежного опыта.
1
3
Американский и японский менеджмент: преимущества и недостатки.
3
Практическое занятие:
Проведение сравнительного анализа моделей менеджмента.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка сообщений на заданную тему:
-
Сущность менеджмента и эволюция его теории.
-
Российский опыт управления, его особенности.
2
Тема 1.3.
Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям).
Содержание учебного материала
6
1
Особенности организации управления (по отраслям).
4
2
2
Основные направления менеджмента ( по отраслям).
2
Практическое занятие:
Определение основных направлений менеджмента.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка рефератов на заданную тему:
1. Портрет современного руководителя.
2
Раздел 2.
Организация как система управления
14
Тема 2.1.
Типы структур организаций.
Содержание учебного материала
8
1
Понятие «организация».
6
2
2
Законы организации.
2
3
Организационные структуры по принципу бюрократии: функциональные, дивизионные, линейные, линейно-функциональная, линейно-масштабная и др.
3
Практическое занятие:
Составление структур управления предприятием.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой, составление конспекта.
2
Тема 2.2.
Внутренняя и внешняя среда организации.
Содержание учебного материала
6
1
Инфраструктура менеджмента.
4
2
2
Внутренняя и внешняя среда.
2
Практическое занятие:
1. Организация: ее внутренние и внешние переменные.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой, составление конспекта.
2
Раздел 3.
Функции менеджмента в рыночной экономике.
22
Тема 3.1
Организация и планирование.
Содержание учебного материала
8
1
Локальные принципы организации.
6
2
2
Делегирование полномочий и ответственности.
2
3
Виды планирования, его методы. Разновидности планов.
3
Практическое занятие:
1. Составление миссии организации.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка сообщений на заданную тему:
1. Тактическое и стратегическое планирование.
2
Тема 3.2
Контроль и мотивация.
Содержание учебного материала
10
1
Понятие контроля и его основные этапы. Поведенческие аспекты контроля.
6
2
2
Характеристика эффективного контроля.
2
3
Содержание теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
3
Практическое занятие:
1. Составление и анализ способов мотивации.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой, составление конспекта.
Подготовка сообщений на заданную тему:
1. Индивидуальная и групповая мотивация.
2. Необходимость управленческого контроля.
4
Тема 3.3
Цикл менеджмента.
Содержание учебного материала
4
1
Характеристика составляющих цикла менеджмента.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой, составление конспекта.
2
Раздел 4.
Методы и стили руководства.
12
Тема 4.1
Система методов управления
Содержание учебного материала
8
1
Понятие методов управления.
4
2
2
Группы методов управления.
2
3
Управление и типы характеров.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой, составление конспекта.
Подготовка рефератов на заданную тему:
1. Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические, социологические измерения.
4
Тема 4.2
Стили управления
Содержание учебного материала
4
1
Стили управления и факторы его формирования.
2
2
2
Классификация стилей управления.
2
3
Виды и совместимость стилей.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка рефератов на заданную тему:
1. Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть.
2
Раздел 5.
Процесс принятия и реализации управленческих решений.
10
Тема 5.1
Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.
Содержание учебного материала
6
1
Сущность процесса принятия решений.
4
2
2
Типы решений. Классификация решений.
2
3
Требования, предъявляемые к решениям.
2
Практическое занятие:
1. Принятие управленческих решений.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка сообщений на заданную тему:
1. Ограничения и критерии принятия решения.
2
Тема 5.2
Этапы рационального решения проблем.
Содержание учебного материала
4
1
Диагностика проблемы. Определение альтернатив.
2
2
2
Методы оптимизации решений.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой, составление конспекта.
2
Раздел 6.
Коммуникации и деловое общение.
18
Тема 6.1
Коммуникативность и общение в сфере управления.
Содержание учебного материала
6
1
Коммуникации между уровнями и подразделениями.
4
2
2
Коммуникационный процесс. Межличностные коммуникации.
2
Практическое занятие:
1. Использование приемов аттракции.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка сообщений на заданную тему:
1. Преграды в коммуникациях.
2
Тема 6.2
Деловое общение.
Содержание учебного материала
12
1
Деловое общение, его характеристика.
10
2
2
Виды и формы делового общения.
2
3
Этапы и фазы делового общения.
3
Практическое занятие:
1. Деловые переговоры.
2. Деловая беседа по телефону.
3. Составление планов проведения совещаний.
4
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка рефератов на заданную тему:
1. Правила ведения бесед и совещаний.
2. Факторы повышения эффективности делового общения.
2
Всего:
93
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-наглядных пособий «Менеджмент».
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
-
Драчева Е.Л. Менеджмент: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования - 4-е издание М.: Академия, 2010
-
Драчева Е.Л. Менеджмент практикум: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования - 4-е издание М.: Академия, 2010
-
Калугина О.А. Менеджмент: учебное пособие М.: КНОГУС, 2010
Дополнительные источники:
-
Бондаренко В. В., Резник С. Д., Соколов С. Н. Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации: практикум - 2011.
-
Виханский О.С, Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». - М.: Экономистъ, 2010.
-
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2010.
-
Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. 3-е изд.- Спб.: Питер, 2011.
-
Грибов В.Д. Менеджмент : учебное пособие / В.Д. Грибов. - М. : КНОРУС, 2012.
-
Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011.
-
Друкер, Питер Ф. Менеджмент: задачи, обязанности, практика. "И.Д. Вильяме", 2012.
-
Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы: учебное пособие. - 2-е изд., испр. - М.: из-во «Дело» АНХ, 2010.
-
Леженкина Т.И. Научная организация труда персонала: учебник. М.: Маркет ДС, 2010.
-
Семенов А.К, Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник. - 5-е изд., испр., доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.
-
Семенов А.К, Набоков В.И. Основы менеджмента: практикум. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.
Интернет-ресурсы:
-
alleng.ru
-
studentam.net
-
gaudeamus.omskcity.com
-
bibliotekar.ru/biznes-29/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНИЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения
Практикум, устный и письменный опрос, тестирование.
анализировать организационные структуры управления
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения
применять эффективные решения, используя систему методов управления
учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
Знания:
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития
Устный и письменный опрос, тестирование, самостоятельная внеаудиторная работа студентов.
методы планирования и организации работы подразделения
принципы построения организационной структуры управления
основы формирования мотивационной политики организации
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
внешнюю и внутреннюю среду организации
цикл менеджмента
процесс принятия и реализации управленческих решений
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта
систему методов управления
методику принятия решений
стили управления, коммуникации, принципы делового общения
Разработчик:
ГБОУ СПО РО «Константиновский сельскохозяйственный техникум»
ГБОУ СПО РО КСХТ преподаватель О.Н. Фурманенко
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
ГБОУ СПО РО КСХТ заведующий практикой С.Г. Безценная
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
ГБОУ СПО РО КСХТ заведующий методическим кабинетом Г.И. Пименова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)