Учебная программа правила дорожного движения и методика их преподавания

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебная программа правила дорожного движения и методика их преподавания


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

(ГОАУ СПО АПК)


Рабочая программа учебной дисциплины


ОП.17. Правила дорожного движения


для специальности 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании




2013 г.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебно-
воспитательной работе
Т.Ю. Солопчук

«____ » 20 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.16. Правила дорожного движения и методика преподавания

Специальность 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании










Благовещенск 2013

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.07.2010 года № 773

Организация-разработчик: Амурский Педагогический Колледж

Разработчики: Падалко Ольга Алексеевна, преподаватель высшей квалификационной категории.


Рекомендована предметно-цикловой комиссией психолого-педагогических и специальных дисциплин ГОАУ СПО АПК:

Протокол №1 от 13 сентября 2013 г.

Рассмотрена на научно-методическом совете ГОАУ СПО АПК:

Протокол №1 от «13» сентября 2013 г.






СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины











17

  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Правила дорожного движения и методика преподавания


  1. 1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО:

050146 Преподавание в начальных классах;

050710 Специальное дошкольное образование;

050144 Дошкольное образование;

050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки по специальностям:

050146 Преподавание в начальных классах;

050710 Специальное дошкольное образование;

050144 Дошкольное образование;

050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Цель: способствовать освоению студентами предметного содержания дисциплины; раскрыть концептуальные основы и специфику работы с дошкольниками и младшими школьниками по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и установок на знание и соблюдение правил дорожного движения, сохранение собственной жизни и жизни других людей.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

иметь практический опыт:

  • составления программы внеурочной деятельности с младшими школьниками по ознакомлению с правилами дорожного движения;

  • организации разных форм работы с детьми дошкольного и школьного возраста, по изучении правил дорожного движения

  • использования разных методов и приёмов: повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные упражнения на улицах города, и ежедневный положительный пример взрослых, беседа в сочетании с практическими упражнениями с использованием схем улиц и дорог, учебного перекрестка;

  • включения работы по ознакомлению с правилами дорожного движения в общий образовательный процесс: программы краеведческой тематики, уроки окружающего мира, трудового обучения и изобразительного искусства, создавая тематические композиции, связанные с движением транспорта и людей по улицам города;

  • закрепления знаний с широким применением настольных и подвижных игр викторин, конкурсов, праздников

  • использование учебно-наглядных пособий: моделей трехсекционного светофора и пешеходного светофора, набор фигур и схем по правилам движения, макет микрорайона города, таблицы «Четырехсторонний перекресток», «Сигналы регулирования дорожным движением Предупредительные сигналы водителей.

знать:

  • правила дорожного движения;

  • основные нарушения правил дорожного движения;

  • предупредительные сигналы водителей.

  • способы профилактической работы нарушений правил дорожного движения;

  • способы избежание аварийных ситуаций и сохранения жизни детей;

  • специальную терминологию: перекресток, пешеходный переход, полоса движения, участок проезжей части, дорожное движение, транспортное средство, место пересечения и адекватно использовать ее в конкретных ситуациях.

уметь:

  • предупреждать риски травматизма;

  • разрабатывать учебно-наглядные пособия, модели;

  • организовать процесс закрепления знаний с использованием викторин соревнований по группам с использованием карточек с задачами и вопросами;


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов.



































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


теоретические занятия

62

практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

Промежуточная аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Правила дорожного движения и методика преподавания

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Введение в образовательную программу.




Тема 1.1

Предмет, структура и задачи курса «Правила дорожного движения и методика преподавания».

Содержание учебного материала

4


  1. Место и роль учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки специалистов педагогических специальностей.

  2. Структура, цели и задачи учебной дисциплины

  3. Методические аспекты изучения дисциплины, варианты контроля знаний.

  4. Понятия «пешеход», «водитель», «участник дорожного движения», «дорога», «проезжая часть», «тротуар», «перекресток», «пешеходный переход», «регулировщик», «дорожно-транспортное происшествие» (ДТП).

Тема 2.

Дорожно-транспортные происшествия и дети




Тема 2.1

Причины нарушения Правил дорожного движения детьми

Содержание учебного материала

3

Ознакомительный

  1. Типичные ошибки детей на дороге, наиболее распространенные случаи нарушения Правил дорожного движения детьми.

  2. Основные места и время дорожно-транспортных происшествий с детьми.

  3. Особенности дорожной обстановки в зависимости от времени года и суток.

Самостоятельная работа обучающихся:

Анализ случаев дорожно-транспортных происшествий с детьми в районе, городе.

1


Тема 2.2.

Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на дороге

Содержание учебного материала

2


  1. Физиологические и психические качества имеют первостепенное значение для безопасного передвижения по дороге.

  2. Факторы, влияющие на психофизиологическое состояние человека на дороге.

  3. Понятие «риск».

  4. Психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на дороге.

  5. Психофизиологические различия в поведении мальчиков и девочек на дороге.

  6. Особенности поведения детей младшего, среднего и старшего школьного возраста во дворах, на дорогах, за городом.

  7. Наиболее распространенные ошибки пешеходов, связанные с незнанием психологии водителей.

Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщение «Особенности поведения детей младшего, среднего и старшего школьного возраста во дворах, на дорогах, за городом» (возраст детей по выбору студентов).

2


Тема 3.

Правила дорожного движения и безопасное поведение пешеходов на улицах и дорогах.



Тема 3.1.

Правила дорожного движения и безопасное поведение пешеходов на улицах и дорогах.

Содержание учебного материала


3


  1. Правила поведения пешеходов на тротуаре.

  2. Тормозной и остановочный путь.

  3. Типы светофоров и их сигналы.

  4. Сигналы регулировщика, разрешающие и запрещающие переход проезжей части.

  5. Правила перехода проезжей части на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах и перекрестках.

  6. Правила перехода проезжей части при отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрестка.

  7. Правила перехода проезжей части при наличии подземного и надземного пешеходного перехода.

  8. Поведение пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами.

  9. Обязанности и правила поведения пассажиров при посадке, проезде и высадке из транспорта общего пользования, легкового и грузового автомобилей.

  10. Правила пересечения проезжей части после выхода из транспортных средств.

  11. Правила движения пешеходов по загородной дороге.

  12. Поведение пешеходов на железнодорожном переезде.

  13. Действия пассажиров при вынужденной остановке транспортного средства на железнодорожном переезде.








Самостоятельная работа обучающихся:

Создание буклета «Помни, пешеход!».

1

Практическое занятие:

Пешеход на дороге. Обязанности пешеходов.

1

Тема 3.2.

Дорожные знаки.

Содержание учебного материала

2

  1. Дорожные знаки, их значение.

  2. Группы дорожных знаков.

  3. Знаки, регламентирующие движение пешеходов.

  4. Дорожная разметка и ее назначение.

Самостоятельная работа обучающихся:

Разработка конкурсной программы «В стране дорожных знаков», «Знаки дорожные - наши помощники».

2

Тема 3.3.

Получение удостоверения водителя велосипеда, мопеда, мотоцикла.

Содержание учебного материала

  1. Возраст, дающий право на получение удостоверения водителя велосипеда, мопеда, мотоцикла.

  2. Правила дорожного движения для велосипедистов.

  3. Правила дорожного движения для водителей мопедов, мотоциклов.

2



2

Практическое занятие:

Основные виды нарушений ПДД велосипедистами и мотоциклистами. Ответственность за допущенные нарушения. Обязанности водителей велосипедов, мопедов, мотоциклов, скутеров и квадромотоциклов.

Репродуктивный

Самостоятельная работа обучающихся:

Реферат на тему «История создания велосипедов», «Велосипед как транспортное средство», «Виды велосипедов».

1


Тема 3.4.

Дорожная обстановка в микрорайоне школы, детского сада.

Содержание учебного материала

2

  1. Дорожные знаки в микрорайоне школы, детского сада.

  2. Наиболее опасные для пешеходов места в микрорайоне школы, детского сада.

  3. Наиболее безопасные пути подхода к школе, детского сада. Выбор оптимального маршрута.

Репродуктивный

Практическое занятие:

Опасные места в районах проживания.

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Используя базу практики создать безопасный маршрут «Дом - Детский сад - Дом», «Дом - школа - Дом».

2


Раздел 4.

Обучение детей Правилам дорожного движения





Тема 4.1.

Обучение ПДД в детском дошкольном учреждении

Содержание учебного материала

Основные направления по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в детском дошкольном учреждении.

Методические приемы, используемые в детском саду по ПДД.

Формы взаимодействия семьи и детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

8








2

Практическое занятие:

1. Формы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в детском дошкольном учреждении.

2. Основные направления и формы работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения.

Продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Подготовить консультацию для родителей ««Дорога без опасностей».

2. Моделирование НОД по ПДД в детском саду (возраст по выбору студентов).

3. Моделирование досугового праздника по теме ПДД.

4



Тема 4.2.

Обучение ПДД в школе

Содержание учебного материала

  1. Формы и методы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в школе.

  2. Факторы, влияющие на результативность уроков по ПДД.

  3. Методические приемы, используемые на уроках по ПДД.

  4. Проведение родительского всеобуча по проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

8










2

Практическое занятие:

Формы взаимодействия школы с ГИБДД.

Репродуктивный

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Подготовить доклад на родительском собрании «Обучение детей правилам дорожного движения».

2.Моделирование учебных занятий по ПДД в начальной школе (возраст по выбору студентов).

3. Моделирование досугового праздника по теме ПДД.

4

Тема 4.3.

Учебные и наглядные пособия, используемые на занятиях по ПДД

Содержание учебного материала

  1. Набор таблиц, знаков по правилам дорожного движения.

  2. Компьютерный класс, кабинет ПДД.

  3. Развивающие игры по правилам дорожного движения

  4. Учебные пособия по правилам дорожного движения для учащихся, учебно-наглядные пособия, карточки по решению задач по правилам дорожного движения.

  5. СД - диски

6










2

Практическое занятие:

Использование учебно-наглядных пособий: моделей трехсекционного светофора и пешеходного светофора, набор фигур и схем по правилам движения, макет микрорайона города, таблицы «Четырехсторонний перекресток», «Сигналы регулирования дорожным движением».

Самостоятельная работа обучающихся:

Моделирование различных ситуаций на дорогах в разных местах сельской местности, правильно расставив дорожные знаки, транспорт и другие объекты, характерные именно для сельской местности.

4

Раздел 5.

Планирование работы

по ПДД с детьми







Тема 5.1.

Перспективное планирование работ

по ГИБДД в детском саду

Содержание учебного материала

6




Перспективное планирование работ по ГИБДД в младшей группе.

Перспективное планирование работ по ГИБДД в средней группе.

Перспективное планирование работ по ГИБДД в старшей группе.

Перспективное планирование работ по ГИБДД в подгтовительной группе.

Репродуктивный

Практическое занятие:

Моделирование экскурсий на перекрестки, по улицам города «Опасности зимой», «Опасные ситуации на дороге», «Какие знаки я знаю».

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Портфолио практического материала по ПДД для детей дошкольного возраста.

4

Тема 5.2.

  • Программа внеурочной деятельности с младшими школьниками по ознакомлению с правилами дорожного движения.

Содержание учебного материала


5



  1. Общие требования к разработке программы.

  2. Направления программы

  3. Основные принципы построения программы

  4. Мониторинг реализации программы

Репродуктивный







Практическое занятие:

Разработка программы по изучению правил ПДД.

2





Самостоятельная работа обучающихся:

Портфолио практического материала по ПДД. Игровые и Конкурсные программы, соревнования для младших школьников.

4


Раздел 6.

Деятельность педагога по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.







Тема 6.1.

Деятельность педагога по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Содержание учебного материала

9

  1. Организация и проведение внеклассных открытых мероприятий.

  2. Агитационно-массовая работа, пропаганда правил дорожного движения.

  3. Организация банка методических пособий по ПДД и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей - пешеходов и пассажиров.

  4. Обустройство уголков безопасности дорожного движения, игровых участков.

  5. Взаимодействие школы с ГИБДД.

  6. Выявление уровня знаний детьми дошкольного возраста и учащимися младших классов ПДД (анкетирование, тестирование).

Репродуктивный




Практическое занятие:

1.Встречи с сотрудниками ГИБДД.

2. Анализ методических пособий по ПДД,

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Конкурс уголков безопасности дорожного движения, конкурс рисунков, посвященных Памяти жертв ДТП, конкурс поделок «Дед Мороз - за безопасность дорожного движения», конкурс «Письмо родителям» (обращение к взрослым), конкурс поделок «Безопасность дорожного движения», конкурс листовок - обращений к женщинам водителям, конкурс кроссвордов и ребусов на тему «Безопасность дорожного движения».

8


117





3. условия реализации рабочей программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

«Правила дорожного движения и методика преподавания»

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- информационный стенд с демонстрационной системой;

- УМК учебной дисциплины;

- методические рекомендации по организации самостоятельной работе студентов;

- методические рекомендации к практическим занятиям;

- наглядные пособия.

Технические средства обучения:

- Компьютер,

- Мультимедийный аппарат,

- Интерактивный экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий,

  1. Авдеева Н.Н, Стеркина Р.Б, Князева О.А. Безопасность. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

  2. Белая К.Ю, Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М: МИПКРО, 1998.

  3. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: Просвещение, 1980.

  4. Степаненкова Э.Я, Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. - М.: Просвещение, 1979.

  5. Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков. Т.Ц. «Учитель», 2006.

  6. Саулина Т.Ф. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. - М.: Просвещение 1989.

  7. Извекова Н.А, Полякова Л.Б, Федотова А.Н. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ. Сфера, 2005.

  8. Петрова Т.И, Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи. - М.: Школьная Пресса, 2004.

  9. Котельникова Г.Н, Полуянова Н.К. Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных учреждений: «Зеленый огонек» - Ханты - Мансийск, изд. Практика, 2002.

  10. Скоролупова О.А. Правила и безопасность дорожного движения. - М.: «Скрипторий», 2004.

  11. Кирьянова В.Н. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. - М.: «Дом Третий Рим», 2005.

  12. «Добрая Дорога Детства» (ДДД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOP - газета». М:, 2002-2006.

  13. Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность. - Ростов - на- Дону:, Феникс, 2004.

  14. Сыч В.Д. Плакаты по изучению в детском саду правил дорожного движения. Киев, 1985.

  15. Дошкольное воспитание. Журнал. 1982-1991.

Дополнительные источники:

  1. Маслов М., Рыбин А. Обучение правилам дорожного движения. - М,

  2. «Просвещение», 2008

  3. Воронова Е.А.. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/Д, 2009

  4. Козловская Е, Козловский С. Дорожная безопасность: обучение и воспитание

  5. младшего школьника. - М, Третий Рим, 2002

  6. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2008

  7. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортноготравматизма. - Вологда, 2004

  8. Обучение детей и подростков правилам дорожного движения. - Вологда,

  9. «Эпатаж», 2010

  10. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с

  11. дошколятами и школьниками. - Новосибирск , 2008

  12. Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.Методические материалы. - Вологда, 2006

  13. Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - М., Эксмо-Пресс, 2008

  14. Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - М., Эксмо-Пресс, 2008

  15. Саулина С.Т. . Три сигнала светофора. - М., Мозаика - Синтез, 2010

Интернет-ресурсы

podrostok.edu.yar.ru›streetlaw/pdd/links.html

po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya…dou

pdd.vodi-krasivo.ru











4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • - предупреждать риски травматизма;

  • - разрабатывать учебно-наглядные пособия, модели;

  • - организовать процесс закрепления знаний с использованием викторин соревнований по группам с использованием карточек с задачами и вопросами.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • - правила дорожного движения;

  • - основные нарушения правил дорожного движения;

  • - предупредительные сигналы водителей;

  • - способы профилактической работы

  • нарушений правил дорожного движения;

  • - способы избежание аварийных ситуаций и сохранения жизни детей;

  • - специальную терминологию: перекресток, пешеходный переход, полоса движения, участок проезжей части, дорожное движение, транспортное средство, место пересечения и адекватно использовать ее в конкретных ситуациях.

практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа

практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа

практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа

опрос, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

опрос, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

творческие задания, внеаудиторная самостоятельная работа

практические занятия, решение педагогических задач внеаудиторная самостоятельная работа

практические занятия, решение педагогических задач внеаудиторная самостоятельная работа


© 2010-2022