• Преподавателю
  • Другое
  • Окружной семинар на тему «Использование воспитательного потенциала детской добровольческой организации для успешной социализации учащихся»

Окружной семинар на тему «Использование воспитательного потенциала детской добровольческой организации для успешной социализации учащихся»

Краеведческая работа ведется и в среднем и в старшем звене. Учащиеся посещают школьный историко-краеведческий музей, участвуют в исследовательской работе связанной с традициями и обычаями родного края, в краеведческих викторинах, заочных путешествиях. Свою работу ученики демонстрируют в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей города и района; в сборе информации, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истори...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружной семинар на тему «Использование воспитательного потенциала детской добровольческой организации для успешной социализации учащихся»Окружной семинар на тему «Использование воспитательного потенциала детской добровольческой организации для успешной социализации учащихся»Окружной семинар на тему «Использование воспитательного потенциала детской добровольческой организации для успешной социализации учащихся»Окружной семинар на тему «Использование воспитательного потенциала детской добровольческой организации для успешной социализации учащихся»Окружной семинар на тему «Использование воспитательного потенциала детской добровольческой организации для успешной социализации учащихся»Окружной семинар на тему «Использование воспитательного потенциала детской добровольческой организации для успешной социализации учащихся»Окружной семинар на тему «Использование воспитательного потенциала детской добровольческой организации для успешной социализации учащихся»Окружной семинар на тему «Использование воспитательного потенциала детской добровольческой организации для успешной социализации учащихся»Окружной семинар на тему «Использование воспитательного потенциала детской добровольческой организации для успешной социализации учащихся»Окружной семинар на тему «Использование воспитательного потенциала детской добровольческой организации для успешной социализации учащихся»Окружной семинар на тему «Использование воспитательного потенциала детской добровольческой организации для успешной социализации учащихся»Слайд 1.

ВСТУПЛЕНИЕ «Использование воспитательного потенциала детской добровольческой организации для успешной социализации учащихся»


«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие,

добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно,

ласково, вежливо - увидишь, что все станет лучше.

Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»

Максим Горький

Слайд 2.

Милосердие и доброта в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: 3 - "земля", Л - "люди", М - "мысль", Д - "добро". Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов.

В качестве важнейшего требования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ выдвигает - создание условий для социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы вы видите на слайде»): Слайд 3

- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

Моя воспитательная деятельность направлена на помощь ребёнку сформировать свою систему интересов, как основу успешной социализации личности. При этом для него должны быть значимыми общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, милосердие. В своей работе я опираюсь на технологии саморазвития личности школьника, здоровьесберегающие технологии, коллективную творческую деятельность (КТД), метод проектов и ИКТ.

Стоит любому, кому сегодня за 30, услышать имя Тимур, и человек машинально добавит: «…и его команда». Целое поколение выросло с этой доброй книгой Аркадия Гайдара. Любовь к книге, ее героям переросла в большое детское патриотическое Тимуровское движение. Слайд 4

Тимуровское движение - это не только массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях, но и действенная (с элементами игры) форма общественно-полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности.

Трудно представить себе общество, в котором люди не готовы, хотя бы изредка, делать добрые дела - помогать другим, в том числе чужим, незнакомым людям. Конечно, в разные времена и в разных странах понятие "доброе дело" наполнялось разным содержанием. Но одно, пожалуй, всегда остается неизменным: "доброе дело" - это дело, которое никто делать не обязан, но которое, согласно общественной морали, делать должно, правильно.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы-волонтёры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандарты второго поколения), Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, на основе примерных программ внеурочной

деятельности. Программа разработана и предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся разных возрастов (5-9 классов) по социальному направлению и содействует формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников. Программа организации внеурочной деятельности «Мы -волонтёры» рассчитана на 70 часов в год, по 2 часа в неделю. Мною наработан определенный опыт в области использования воспитательного потенциала детской добровольческой организации «Дорогою добра», которая была создана в 5 классе 2012 года. Это долгосрочный проект внеурочной деятельности учащихся, рассчитанный на 5 лет.

Слайд 3.

Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей, ноя уверена в одном: они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть тимуровского движения, возрождаемого в нашей школе - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду.

Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята могут узнать много нового о своем селе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста.

Слайд 4.

Сегодня, когда в образовании идет активный поиск новых педагогических технологий, добровольчество может стать одним из основных факторов развития социальной компетентности молодежи.

Успех приходит к тому, кто обеспечивает свой рост через решение проблем других людей. Это возможно участвуя в добровольческой деятельности, так как она является важнейшим ресурсом развития современного общества и очень ярким ростком будущего, в котором ценность денежной заинтересованности будет неизменно снижаться. На сегодняшний день добровольческая деятельность активно развивается в школьной организации тимуровского движения «Дорогою добра». В организацию входят учащиеся школы в возрасте от 11 до 15 лет. В тимуровском движении подростки проявляют и реализуют социальную инициативу, удовлетворяют потребности в общении и совместной социально значимой деятельности, развивают социальное творчество и личный позитивный опыт.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется

не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми

односельчанами, ребята могут узнать много нового о своём селе, традициях и

обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших

дней.

Таким образом, поставленные проблемы позволяют сформулировать цель программы:

  • создание тимуровского движения для активизации потенциала добровольческой деятельности как ресурса развития местного сообщества и успешной социализации подростков и молодежи, путем формирования и распространения практик социальной деятельности.

  • формирование познавательной потребности в освоении исторического материала;

  • расширение и углубление знаний учащихся о родном крае.

Задачи проекта:

1. Привлечь участников внеурочной деятельности «Мы -волонтёры» к социально значимой деятельности, посредством внедрения социальных практик и создать условия успешной социализации подростков.

2. Создать широкое информационное пространство для освещения добровольческой деятельности и формировать позитивный имидж добровольца.

3. Формировать представления о малой и большой Родине;

4. Развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю, гордости за героическое прошлое Отечества;

5. Воспитать учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни,

гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

3.Провести социально - педагогический мониторинг уровня воспитанности, для изучения личности учащихся «Мы- волонтёры» и определить уровень развития у учащегося гуманистических ценностных отношений к семье, Отечеству, труду, культуре, к духовным знаниям

Социальное партнёрство

- Администрация Малотолкайского сельского поселения;

- Совет Ветеранов администрации Малотолкайского сельского поселения;

- школьная газета.

Юные тимуровцы проводят мероприятия, направленные на воспитание патриотической нравственности и духовной культуры молодого поколения в различных кружках, в структурном подразделении «Алёнушка» ГБОУ ООШ с. Малый Толкай, ГБС(К) с. Малый Толкай .

Слайд 5





С.П. «Алёнушка» ГБОУ ООШ с. Малый Толкай

Совет ветеранов и администрация поселения с .М алый Толкай

ГБС(К) ОУ с. Малый Толкай










Тимуровский отряд «Дорогою добра» ГБОУ ООШ с. Малый Толкай










ГБУ СО «Большетолкайский пансионат для ветеранов труда (дом интернат для престарелых и инвалидов»

ГБУ СО ЦДП «Подбельский»










Также в их обязанности входит оказание помощи ветеранам ВОВ, труда и труженикам тыла, выступления с концертами в ГБОУ СО ЦДП « Подбельский» и ГБОУ СО «Большетолкаевский пансионат для ветеранов труда(дом интернат для престарелых и инвалидов)

Конечным результатом реализации программы должна стать активная

гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Результативность освоения программы:

участие в научно - практических, краеведческих конференциях. создание социальных проектов.

В ходе освоения программы «Мы-волонтёры» формируются универсальные учебные действия (УУД): Слайд 6


  • Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

  • Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно - следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

  • Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

  • Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

  • Рефлексивные: осмысливание собственной действительности (её хода

и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

  • Презентационные: построение устного сообщения о проделанной

работе, выбор различных средств наглядности при выступлении,

навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

Формы организации внеурочной деятельности.

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, также

используется групповая и индивидуальная формы работы.

Этапы и сроки реализации программы

1. Установочный (Подготовительный)

Сентябрь 2012 -декабрь 2012 разработка и описание программы, подбор методов и способов для реализации её целей и задач, отработка механизма её выполнения, работа над содержанием .В начале учебного года классный штаб «Дорогою добра» провел разведку тимуровских дел на территории администрации поселения с. Малого Толкая и у совета ветеранов: уточнили список прикрепленных ветеранов тружеников тыла, собрали информации о ветеранах, о пожилых людях, нуждающихся в помощи.

До начала работы в зоне полезного действия в классе провели читательскую конференцию по книге А.П.Гайдара «Тимур и его команда и сбор, где посвятили детей в тимуровцев.

2. Коммуникативный и психологический (Организационый)

Знакомство с участниками и проведение социально - педагогического мониторинга уровня воспитанности, для изучения личности учащихся «Мы-волонтеры» и определения уровня развития у учащегося гуманистических ценностных отношений к семье, Отечеству, труду, культуре, знаниям и Я-духовному.

3. Обучающее - воспитывающий лекционных, тренинговых теоритических занятий

4. Практико-ориентированный Реализация конкретных дел социальной направленности, написание проектов, разработка сценариев и проведение мероприятий и акций, участие в конкурсах, выставках, викторинах, концертах различных уровней от школьных до всероссийских, имеющих направленность на развитие социальных инициатив.

Традиции тимуровского движения существует в нашей школе давно. Наши ученики участвуют в акциях, посвященных памятным датам отечественной истории, выявляют людей, нуждающихся в поддержке, осуществляют шефство над ветеранами войны и труда и делают запись на видео их воспоминаний о пережитом, о военных и трудовых подвигах. Польза от этого обоюдная: и ветеранам - внимание, и школьники имеют возможность пополнять школьный музей новыми материалами и обогащать себя знаниями.

  • Ребята ходили к своим подшефным и оказывали им посильную помощь. Выражение чуткого отношения ребят к людям проявлялось не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим тимуровцы оказывали им моральную поддержку: поздравляли по случаю праздника, организовывали встречи с ветеранами войны. А разве не забьется взволнованно сердце бывшего воина, когда в День Победы ребята поздравят его и преподнесут подарок, изготовленный своими руками. В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев. Выполняемые тимуровцами дела - это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых.

  • В этом учебном году ребята провели операцию «Картошка». Помогли ветерану труда Костиной Тамаре Михайловне при уборке картофеля.

  • В октябре для ветеранов труда и войны, инвалидов,

подготовили праздничный концерт ко дню пожилых людей под названием «С днём нестареющих людей», вручили каждому открытку, сделанную своими руками. Концерт показали в Доме культуры с. Малого Толкая А так же выезжали в ГБОУ СО ЦДП « Подбельский»,

в посёлок Передовка и в ГБОУ СО «Большетолкаевский пансионат для ветеранов труда(дом интернат для престарелых и инвалидов) С каждого концерта получили хорошие отзывы и предложения приехать ещё.

  • Прошла акция «Букет - для педагога». Мы поздравили ветеранов учителей.

  • Операции «Сад» и «Огород». Тимуровцы помогли прикрепленным ветеранам вычистить сад от прошлогодних листьев.

  • Операция «Кормушка». Тимуровский отряд смастерил и укрепил в школьном саду более 5 кормушек для зимующих птиц, всю зиму подкармливал их.


  • Ребята из тимуровского отряда приняли активное участие в других операциях:

  • прикрепленным ветеранам покупали продукты питания, наводили чистоту в домах.

Наша страна готовится к 70-летию Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.

Немало времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной, коснулись темы «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны». В этом году создаётся «Книга Памяти» Похвистневского района. Наш отряд «Дорогою Добра» принимал активное участие в сборе информации 23 тружениках тыла с. Малого Толкая и посёлка Передовка. Материал был передан в администрацию Похвистневского района. На основе данного материала нами будет создаваться проект. Большой интерес вызывает тема «Великая Отечественная война Советского Союза». Ученики делают сообщения о мужественных солдатах - земляках, которые участвовали в войне. Сегодня вы увидите их презентацию.

  • Вчера была знаменательная дата ко дню рождения известного сказочника Г.Х Андерсена. Дети тимуровского движения подготовили праздничный концерт, на который пригласили детей детского сада «Алёнушка»и детей коррекционной школы-интерната. Встреча удалась, в дальнейшем решили встретиться ещё. В завершение праздника сделали общее фото.

Впереди нас ещё ждёт большая работа: концерты ко Дню Победы с выездом в Передовкуи в пансионаты Подбельска и Б.Толкая. Так же уборка на кладбище учительских могил и оказание посильной помощи в ремонте родника по улице Заречной.

5. Оценивающий Заключительный

Итоговый период (анализ работы по программе, выявление результатов, творческий отчет . презентация )

Подведение итогов со всеми участниками проекта 1-го - 5-го года обучен

Традиции тимуровского движения существует в нашей школе давно. Наши ученики участвуют в акциях, посвященных памятным датам отечественной истории, выявляют людей, нуждающихся в поддержке, осуществляют шефство над ветеранами войны и труда и делают запись на видео их воспоминаний о пережитом, о военных и трудовых подвигах. Польза от этого обоюдная: и ветеранам - внимание, и школьники имеют возможность пополнять школьный музей новыми материалами и обогащать себя знаниями.

Ребята ходили к своим подшефным и оказывали им посильную помощь. Выражение чуткого отношения ребят к людям проявлялось не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим тимуровцы оказывали им моральную поддержку: поздравляли по случаю праздника, организовывали встречи с ветеранами войны. А разве не забьется взволнованно сердце бывшего воина, когда в День Победы ребята поздравят его и преподнесут подарок, изготовленный своими руками. В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев. Выполняемые тимуровцами дела - это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых.

Среди ветеранов войны и труда, над которыми уже установлено шефство, - Крыпаев Евгений Павлович по улице Чапаева, труженик тыла Великой Отечественной войны, потерявший во время войны двух братьев и сестру.

Костина Тамара Михайловна, которой в прошлом году исполнилось 80 лет. Уже несколько лет мы знакомы с ними. Частенько заглядываем к ним в гости: то листья уберём, то снег почистим, поможем по хозяйству, а то и просто зайдем проведать после школы. Очень интересно общаться с ними. Много интересного рассказали нам про свою жизнь.

Традиции тимуровского движения в школе нашли свое отражениеи в развитии добровольного участия детей и подростков в благоустройстве пришкольного участка и прилегающей территории, охране природы и окружающей среды


Так же без внимания юных тимуровцев не обходятся и ветераны педагогического труда. А в нашей школе таких много . Ребята постоянно поздравляют их с праздниками День учителя, 8 марта и др. Поэтому ветераны пед. труда чувствуют себя значимыми, а для детей это хороший опыт.

Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: они всегда будут делать добро, потому, что растут неравнодушными людьми. Суть нашего движения - помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.

Тимуровцы должны помогать тем, кто в этом нуждается. Не все современные молодые люди знают, кто такие тимуровцы. Книгу про них Гайдар написал давно, и это уже не модно. Но всё же, правильно говорят, что "новое - это хорошо забытое старое".

Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание.

Что можно спланировать на будущее в работе по данному направлению? Я считаю, что хорошо было бы создать единую базу данных по истории района. В силу плодотворной работы всех школ района она бы регулярно обновлялась новыми материалами. Это создало бы большие возможности в организации проектной деятельности учеников, и заинтересовало бы всех, кому не безразлична история нашего края.

Подводя итог, следует отметить, что сущность патриотического воспитания - в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником ее являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, работа с историческими источниками. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все, лично от них зависящее, для сохранения ресурсов РоссииИ главный результат - это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно быть внимательнее к людям, живущим вокруг тебя

В заключение хочется выразить надежду, что богатейшие традиции, которые имело когда-то волонтерство в нашей стране, не умерли и не умрут, а будут и дальше развиваться и процветать на благо всего человечества, во имя мира на земле и счастья каждого.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Нормативно-правовые источники, справочная литература

1. Закон РФ «Об образовании», Федеральная программа развития образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., ed.gov.ru; госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 -2005 гг.» и «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» llr.ru

Справочная литература

2. П. В. Иванов, И. С. Матрусов, А. Е. Сейненский; под общ. ред. В. В. Давыдова.// Большая Российская энциклопедия. - М., 1993. - Т.1.- С. 475-476.

3. С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И. Скворцова // Словарь русского языка. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. - С.295.

4. К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов; под ред. А. М. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. - 3-е изд. - М., 1973. - Т. 13. - С. 920.


Учебники, монографии, брошюры

5. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе.-2002.-№ 3.- С.40-47.



© 2010-2022