Мастер-класс Элементы театрального часа

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс

Элементы театрального часа


Подготовила : воспитатель ИСТ С.В. Бухарова

Цель: знакомство и отработка театральных техник. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области театральной педагогики.

Задачи:

1. Добиться внутреннего раскрепощения, убрать телесные и ментальные зажимы.

2. Проработка невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.).

Планируемый результат:

Смотивированность присутствующих на работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Создание творческой атмосферы для участников мастер-класса.

Структура мастер - класса:

1. Вводная часть:

  • Игровые упражнения «Сердце», «Хлопни в ладоши» (эмоциональный настрой).

  • Краткое выступление по теме «Средства театрализованной деятельности - одна из форм всестороннего развития детей».

2. Основная часть:

  • Артикуляционная гимнастика (тренируем мышцы языка, губ, щек).

  • Дыхательная гимнастика.

  • Упражнение на дикцию или речевое упражнение.

  • Упражнение на развитие речевой интонации.

  • Упражнение на умение изобразить любой звук, звукоподражать.

  • Пластические упражнения.

  • Мимические упражнения.

3. Заключительная часть:

  • Подведение итогов.

  • Рефлексия.

Ход мастер-класса:

1. Вводная часть:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. А помогать сегодня на занятии нам будет наше…сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, радостное, доверчивое. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо - тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце… Попросите свое сердце дать вам силу для работы на занятии. Молча про себя…Получилось? Почувствовали силу? Можно начинать заниматься. Присаживайтесь.
Я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит играть, а теперь тех, кто любит мечтать (фантазировать) и хлопнуть в ладоши тех, кто любит сказки. Коллеги, я рада, что вы сегодня пришли ко мне на занятие, потому что все вы любите сказки, любите играть и фантазировать.

В процессе всестороннего развития детей существует множество форм обучения и воспитания, но театральная деятельность стоит в этом ряду на первом месте. Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Содержание, формы и методы театральной педагогики способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; личностно-социальному развитию детей.

Сегодня я не буду вам рассказывать о классификации и видах театра, скажу лишь о том, что все, что сегодня мы с вами будем изображать, можно с успехом использовать, как в дошкольной педагогике, так и в начальной школе.

2. Основная часть:

Микроцель: создать предпосылки для выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Побудить к показу моделей выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гордость и др.). Закрепить элементы выразительных движений: мимику, жесты, позы. Слова, интонации.

2.1. Артикуляционная гимнастика (тренируем мышцы языка, губ, щек).

  • упражнение «Назойливый комар» (разогрев мышц лица перед комплексом упражнений). Движением щек, носа, лба согнать с лица комара, ничем другим помогать нельзя. Как можно больше гримасничать.

  • упражнение «Пятачок - голливудская улыбка». Собрать губы в пятачок и растягивать их в улыбке.

  • упражнение «Вкусное варенье». Провести кончиком языка по губам.

2.2. Дыхательная гимнастика.

  • «Поймай комара», руки разводят в стороны, вдох, затем медленно сводят (не спугнуть комара), звук з-з-з-з - хлопок.

  • Упражнение «Семья Криворотых». В далеком дремучем лесу жила семья леших. И все они были криворотые. Старший дышал так, что воздух выходил справа, средний дышал так, что воздух выходил слева, еще один леший дышал, выдыхая воздух наверх, другой выдыхал воздух вниз, и только самый младший дышал так, что воздух выходил через вытянутые трубочкой губы. Однажды к ним в лапы попала свеча. Долго они любовались пламенем свечи. А вечером решили ее затушить. И стали на нее дуть, как умели. Задул ее, конечно, самый младший леший.

  • Игра «Ворона». Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить - выдох. На выдохе произнести: Карр!

2.3. Упражнение на дикцию или речевое упражнение.

  • Попробуйте произнести на одном дыхании скороговорку чётко, в темпе и без запинок.

Тощий Кощей тащит ящик овощей.

  • Проговаривание сложных сочетаний.

Джунь - дзунь

Джань - дзань

Джонь - дзонь

2.4. Логика речи, интонация (средства логической выразительности, логические паузы, логические ударения)

Монотонная речь не способна привлечь внимание аудитории

Логическое ударение - выделение наиболее важного слова.

«Что болит?» - спросил доктор.

«Что, болит?» - спросил Вовка с сочувствием.

2.5. Упражнение на интонацию - сочетание логических пауз, ударений и мелодии (она придает тексту характерную окраску - лирическую, агрессивную, веселую, таинственную).

  • «Конкурс фраз»

От перемены мест слагаемых сумма не меняется. (как директор школы)

Сколько в слове гласных букв, столько и слогов (спросонья, позевывая)

«Жи-ши» пиши через «и». (как солдат в строю)

Новогодние игрушки, свечи и хлопушки (удивленно)

Говорят, под Новый год все всегда сбывается (испуганно)

Ребята, давайте жить дружно! (с угрозой)

Шестью восемь - сорок восемь (таинственно, как секрет)

2.6. Упражнение на умение изобразить любой звук, звукоподражать.

- Создать шумовое оформление.

У зубного врача первый пациент. От страха у него сводит зубы. Врач включает бормашинку. Пациент вскрикивает. Врач увеличивает обороты. Тогда пациент выворачивается и убегает. Врач падает.

- Создать шумовое оформление.

Ночь. В деревне Кантемировка тихо. Лишь завывает ветер. Вдруг закукарекал петух. Ему в ответ закудахтали куры. Тут же залаяли собаки. Послышался скрип калитки и топот ног.

- Создать шумовое оформление.

Вечер. За кулисами цирка слышится нечеловеческий хохот клоуна. Испуганные тигры рычат. Слон наступил на ногу смотрителю. Тот вопит от боли. Слышен звук сирены скорой помощи.

2.7. Пластические упражнения.

  • Игра-пантомима.

Покажем, что умеют говорить наши части тела (показывают по словам ведущего):

- как наши плечи говорят: «Я гордый!»,

- как спина говорит: «Я старый человек»,

- как наш палец говорит: «Иди ко мне»,

- как наш рот говорит: «М-мм, как вкусно!»,

- как наша голова говорит: «Нет-нет-нет»,

- как делает наше ухо, чтобы сказать: «Я хочу услышать, как поет птичка»,

- как делают нос и рот, когда плохо пахнет,

- как глаза и рот говорят: «Мне хочется спать».

2.8. Мимические упражнения.

  • Этюды на выразительность жеста

Тише!

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!». Выразительные движения. Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

Удивление

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.


  • Этюд на выражение страданий и печали.

Старый гриб

Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки.

Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.


  • Этюд на выражение отвращения и презрения

Грязная бумажка

На полу в коридоре лежит грязная бумажка. Ее надо поднять и выбросить. Мальчик брезглив… Ему кажется, что эта бумажка из туалета. Наконец он пересиливает свое отвращение, берет бумажку кончиками двух пальцев и, отведя руку в сторону, относит ее в ведро для мусора.

  • Этюд на выражение страха

Гроза

За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром.

Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно.

Выразительные движения. Голова запрокинута и втянута в плечи; глаза широко раскрыты; рот открыт; ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Спасибо, настоящие артисты могут из вас получиться!

Театральная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театральная деятельность- это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры.

Посмотрите внимательно на доску. Здесь вы увидите индикаторы вашего настроения.

При помощи рук и определённых жестов вы покажете своё отношение к занятию.

Поднятая вверх одна рука - занятие понравилось.

Поднятые вверх обе руки - занятие заинтересовало и подняло мне настроение.

Опущенные вниз руки - ничего не изменилось в моём настроении.

Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры, а какая самая лучшая награда для артиста?

Педагоги: Аплодисменты зрителей.

Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.


© 2010-2022