• Преподавателю
  • Другое
  • «Чудесный праздник Рождества» Методическая разработка урока по православной культуре

«Чудесный праздник Рождества» Методическая разработка урока по православной культуре

Это необычный урок – урок праздник. Библейские мотивы во все века волновали поэтов, музыкантов, художников, историков, и для того, чтобы глубже погрузиться в события праздника, мы попытаемся исследовать материал, создав три группы: 1 группа - историки; 2 группа – искусствоведы; 3 группа - любители поэзии.Цели урока: закрепить и расширить знания учащихся об истории праздника Рождества Христова и традициях его празднования на Руси; развивать способности к взаимодействию в микрогруппах в процессе в...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по православной культуре

«Чудесный праздник Рождества»


Шалаева А.А.,

учитель православной культуры

МБОУ «Лицей № 3»


Цели:

Образовательная: закрепить и расширить знания учащихся об истории праздника Рождества Христова и традициях его празднования на Руси;

Развивающая: развивать способности к взаимодействию в микрогруппах в процессе выполнения коллективных поисковых заданий; речь, память, познавательный интерес учащихся к духовному наследию нашей страны; создать условия для реализации творческого потенциала учеников.

Воспитательная: обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к православным традициям русского народа; содействовать в ходе урока формированию нравственных качеств - милосердия и всепрощения; пробудить эмоциональную отзывчивость.

Тип и вид урока: урок закрепления изученного материала

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный

Формы организации: индивидуально-фронтальная, парная, групповая

Дидактический материал и оборудование: компьютер, проектор, шаблоны для раскрашивания ангелов, салфетки для изготовления снежинок, листочки с кроссвордами для каждой группы, листочки с тестовыми заданиями, записи церковных песнопений, кассеты с записью музыкальных фрагментов, рисунки детей.

Учитель:

Сегодня у нас необычный урок - урок праздник «Чудесный праздник Рождества». Колокольный звон

1-й чтец.

Светлый праздник Рождества!

Нет счастливей торжества!

В ночь рождения Христова

Над землей зажглась Звезда.

Дарит искры волшебства

Светлый праздник Рождества!

Мир приходит в каждый дом.

Поздравляем с Рождеством!

Учитель:

- Ребята, о каком событии идет речь в этом стихотворении?

(Рождество Христово)

Бог открывается людям в величии небес, в красоте звездного неба, в шелесте листвы, в шуме моря, в стройности мироздания. Во всей вселенной человек слышал Его голос в глубине своего сердца, во всем добром и прекрасном. Но теперь Бог становится человеку близким как никогда. Он воплощается в Человеке. На земле родился Иисус Христос- Богочеловек.

Вот уже почти два тысячелетия весь христианский мир каждый год с трепетом и радостью ждет Рождества - праздника, установленного в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. Сегодня на уроке мы постараемся еще раз прикоснуться к библейским событиям, исполненным величавой тайной, вспомнить содержание праздника, понаблюдать, как сюжет праздника отразился в иконописи, поговорить об особенностях этого вида искусства.

Библейские мотивы во все века волновали поэтов, музыкантов, художников, историков, и для того, чтобы глубже погрузиться в события праздника, мы попытаемся исследовать материал, создав три группы:

1 группа - историки;

2 группа - искусствоведы;

3 группа - любители поэзии.

- Итак, давайте мысленно перенесемся в те далекие времена, когда все ожидало чуда. Слово историкам.

Сообщение первой группы - историков:

Перед рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя: иудеи ожидали его пришествия на основании пророчеств; язычники, бедствуя от безверия и всевозможных зол, также с нетерпением ждали избавителя. Большинство иудеев ждали в Мессии великого царя- завоевателя, который освободит их от власти чужеземцев и даст им господство над другими народами. Лишь немногие ожидали Спасителя от греха и смерти.

1-й ученик. В то время в Палестине, входившей в состав Римской империи, власти объявили перепись населения, причем каждый должен был пройти её в том месте, откуда происходит его род. Иосиф, взяв с собой ожидавшую ребенка Марию, отправляется из Назарета в Вифлеем. В дороге застала их ночь, гостиницы были заняты, и семье пришлось остановиться на ночлег в вертепе (хлеву).

Учитель. О дальнейших событиях мы будем говорить на языке поэзии, чувствами и мыслями лириков. Я думаю, что слияние творчества ребят (рисунки на доске) и классической поэзии даст нам возможность почувствовать грандиозность этого события.

(Во время чтения стихотворений показ слайдов тех мест, где происходили события.)

Стихотворения:

1.«Есть страны, где люди от века не знают ни вьюг, ни сыпучих снегов…» С.Я. Надсон.

2.«То были времена чудес, сбывалися слова пророка…»

3.«Ночь тиха над Палестиной. Спит усталая Земля».

Учитель:

- Ребята, а кто первым узнал о рождении Иисуса Христа? Давайте найдем ответ на этот вопрос в детской Библии.

-А кто знал о том, что родится Спаситель и ждал это событие? (Волхвы).

- Кто такие Волхвы? (Стихотворение «Волхвы» Константин Льдов).

- О каком царе идет речь?

Учитель:

У людей, живущих в мире зла, насилия появилась надежда. Что же принесли волхвы, какие дары?

2-ой ученик. Ладан - это дорогая ароматическая смола особого дерева, её в древности преподносили в знак особого благоволения. Ладан был подарен Спасителю как Богу. Смирна - это ценное благовонное масло, использовавшееся для помазания усопших, было поднесено Иисусу Христу, так как он примет смерть. Золото было подарено ему как царю.

Учитель: Эти дары хранятся в монастыре Святого Павла на горе Афон как духовная историческая ценность. Древнейшим архитектурным сооружением, посвященным Рождеству, следует считать тот самый хлев в виде пещеры, давший приют Святому семейству. Память об этой пещере свято хранилась последователями Христа (показ слайдов с изображением храма Рождества Христова в Вифлееме.)

-А есть ли в нашем городе храм, посвященный празднику Рождеству Христову? Что вы о нем знаете?

2 группа -искусствоведы рассказывают о храме Рождества Христова.

Храм Рождества Христова - православный храм Белгородской и Старооскольской епархии Русской Православной Церкви. Закладной камень был освящён 18 сентября 1999 года. После этого был установлен временный храм - вагончик, в котором проводились Богослужения. 7 января 2001 года в праздник Рождества Христова была отслужена первая Божественная литургия. Одновременно началось возведение каменного здания храма.

6 декабря 2002 года засияли 6 золотых куполов. Главный 8-метровый купол весит почти 6 тонн. Он был изготовлен в волгодонском инженерном центре «Грант». Гигантский купол разделили на заводе на 10 сегментов-лепестков и доставили в Старый Оскол на машине. Вместе с ним привезли четыре 6-метровых купола, один маленький - полутораметровый (на предхрамовую звонницу) и шесть золотых крестов. Золотистое покрытие - это нитрид титана. 8 января 2003 года на звонницу подняты и освящены колокола.

Весной 2003 года, в праздник светлой Пасхи, первую службу отстояли прихожане новой церкви, а 10 сентября 2003 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил построенный храм. Высота храма вместе с крестом составляет 37 метров, площадь 424 квадратных метра.

В 2007 году на средства Старооскольского завода автотракторного электрооборудования на территории храма была возведена и освящена надкладезная сень в память почётного гражданина Старого Оскола, генерального директора завода Анатолия Михайловича Мамонова. Иконостас храма украшает икона Рождества Христова. Сам иконостас - деревянный, одноярусный, выполнен белгородскими мастерами. Иконы тоже были написаны в Белгороде.

Учитель:

Неразрывно с храмостроением связана иконопись - вид искусства, удивительный и неповторимый.

- Когда искусство иконописи проникает на Русь? (С принятием христианства 988г.)

- Откуда были привезены первые иконы? (Из Византии)

- Что обозначает слово «икона»? (Образ, изображение; образ, воплотивший Слово)

Сегодня на уроке мы обратимся к иконе XV в. «Рождество Христово» . Я покажу вам ряд икон, а вы попробуйте определить, что характерно для иконописи (яркие краски, контрастные цвета, много фигур, иконы сюжетные). Давайте рассмотрим содержание икон, приглашаю искусствоведов.

2 группа - искусствоведы:

Остановимся на центральных образах иконы «Рождество Христово». Всё в иконах имеет свой смысл и символику. В центре композиции иконы - Богоматерь. Богородица изображена отвернувшейся от Христа. Это положение Богоматери указывает на то, что рожденный ею Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Поворот туловища символизирует обращение Богородицы к людям, для которых она станет заступницей.

3 -й ученик:

На иконе изображены пастухи и волхвы. Пастухи первыми из всех людей узнали о рождестве Спасителя. Они выражают детский восторг, удивление, радость. Волхвов можно противопоставить пастухам. Они - люди ученые, познавшие всю мудрость человеческую. Волхвы обычно изображаются мужами трех возрастов: старец, зрелый мужчина и юноша. В средневековье за ними закрепились имена: Мелхиор, Гаспар, Балтасар. Божественное откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта.

4-й ученик:

В верхней части композиции представляется ангельское воинство. Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей. И оказывается, что небо опустилось на землю благодаря пришествию Бога во плоти. В нижней части иконы представлено омовение младенца Христа, которое совершают две женщины. В купании младенца можно видеть прообраз Крещения Господня. Таким образом, можно сказать, что иконография Рождества Христова так же значительна и многопланова, как и сам праздник.

Учитель:

Мы говорили, что в иконе всё символично. Давайте соотнесем образ и цветовое решение, которое использует мастер, заполним таблицу.

- Похожа икона на картину? (нет)

Иконы писались по определенным правилам, которые иконописец не смел нарушить. Некоторые из них мы с вами вспомним.

1.Как изображались фигуры на иконе?

2.О чем говорит удлинённость и легкость фигур на иконе?

3.Мы можем сказать, что фигуры, изображенные на иконе, реалистичны?

4.Могут ли предметы, фигуры отбрасывать тень?

5.Существует ли в иконах линейная перспектива?

6.Можно ли определить, где начало и конец события?

Учитель:

Икона сама по себе есть сложный символ, в котором каждая деталь каждый штрих, цветовая гамма исполнены особого назначения. Икона - это окно к Богу, в мир Божественного бытия. Ценность иконы представляет тот духовный мир, который через это окно открывается. Библейские мотивы во все века привлекали не только художников, но и поэтов.

Третья группа учащихся подготовила сценку о чудесном празднике

«Рождество Христово». Предоставляем им слово.

Звучит музыка. Сценка

Внук:

-Бабуля, а почему этот праздник называют Рождеством Христовым?

Бабушка:

-А потому, душа моя, что явился в этот мир Младенец Иисус. Родился Он в пещере скромной. Пришел Он, чтобы мир спасти. Он и есть Спаситель мира. Весь православный люд отмечает этот праздник светлый. Первыми о рождении Христа узнали пастухи. Перед ними появился ангел и возвестил о рождении Христа. Вслед за этим явилось на небе много ангелов. Они пели: «Слава вышних Богу и на земли мир…» а на небе появилась чудесная звезда, которая возвестила о рождении Спасителя и указала путь к нему волхвам. И сегодня люди славят Христа так же, как его славили ангелы в ночь Рождества.

Исполняется песня «Рождество Христово»

Внук:

- Какой прекрасный праздник Рождество!

Бабушка:

- Да, внучок. А ты знаешь, что с приходом Рождества наступают святки?

Внук:

- А что такое святки?

Бабушка:

- Святки - это святые дни, которые длятся 10 дней от Рождества Христово. В эти дни добрые люди вспоминают о бедных, подают несчастным милостыню, чтобы они могли порадоваться в праздник, навещают больных и стариков. А еще святки не обходятся без зимних забав и радостей.

(Рассматривание иллюстраций)

Внук:

-Бабушка, я тоже люблю играть зимой, а еще мне нравится смотреть, как люди купаются в проруби на Крещение.

Бабушка:

-Ты знаешь обычаи праздника Крещения?

Внук:

-Конечно, бабушка. Я знаю, что в праздник Крещения Господне во всех храмах, на реках и колодцах совершалось Великое освящение воды.

Бабушка:

-Верно, батюшка освященной водой кропил всех присутствующих людей. Те, люди, которые приходят ко Христу, принимают Крещение, становятся христианами!

-Христиане стараются делать добрые дела!

Внук:

-Ой, бабушка, но тогда я побегу!

Бабушка:

-Куда, внучек?

Внук:

-Мне нужно сделать много, много добрых дел!

Бабушка:

-Благослови тебя Господь!

Учитель:

-Давайте, ребята, сделаем вместе доброе дело и украсим вот это облако. У вас на парте лежат ангелочки, которые нужно раскрасить самыми нежными цветами, вложив в них частичку своей души.

(Дети рисуют под музыку.)

Учитель:

-Те, кто закончил работу, спокойно подойдите к доске и украсьте облачко.

(Дети по мере завершения работы подходят к доске и крепят своих ангелочков к облачку).

Учитель:

-Молодцы, ребята! Как красиво, посмотрите

(показывает на доску и читает стихотворение):

Ангелы в небе высоком живут,

Богу Всевышнему Славу поют.

К небу возносят молитвы людей,

Сладкие грёзы детей!

(Дети читают стихотворения о Рождестве)

Подведение итогов урока

Учитель :

Заканчивая наш урок, давайте вспомним, о каких зимних праздниках - радостях мы разговаривали сегодня? ( Рождество, Святки, Крещение). Что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей)

Рефлексия.

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке мы…

Мне понравилось…

Домашнее задание: разгадать кроссворд, составленный о празднике Рождество Христово

© 2010-2022