План-конспект урока по ОРКСЭ

План-конспект  урока по ОРКСЭ в 4 классе «Добро и зло» (к УМК М.Т.Студеникина)Цель: Знакомство учащихся с основными определениями понятий “добро” и “зло”.Задачи:расширить представления учащихся о понятиях “добро” и “зло” формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;развивать творческие способности учащихся.Основные термины и понятия: добро, зло.Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь: Познавательные УУД1. Извлекать информацию из текста.  2. Работать с информацией,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе «Добро и Зло»

Цель: Знакомство учащихся с основными определениями понятий "добро" и "зло".

Задачи:

  • расширить представления учащихся о понятиях "добро" и "зло"

  • формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;

  • развивать творческие способности учащихся.

Основные термины и понятия: добро, зло.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь:

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор

Тип урока: урок-размышление

Ход урока.


  1. Организационный момент

- Приветствие. Здравствуйте! Кто мне напомнит, о чем шел у нас разговор на прошлом уроке. Какие термины мы с вами изучали? (честность и искренность)

2. Определим тему разговора

А сегодняшнюю тему нашего разговора вы постарайтесь определить самостоятельно.

Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»:

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселые. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

? О чем эта сказка? (о добре и зле)

СЛАЙД 1-3.

Определения 5 мин.

Да, Тема нашего урока - ДОБРО и ЗЛО Запись на доске.

Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни.

Как вы думаете, что такое Добро?

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Добро - всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

Откройте стр.39.Определение прочитать. Записать в тетрадь.

СЛАЙД 4

Когда-то в старинной азбуке буквы обозначались самыми близкими каждому человеку словами: з-земля, л-люди, м-мысль, д-добро. Азбука как бы говорила детям «Люди, Земли, мыслите, думайте и творите добро!»

Существует много слов с корнем добро. Приведите примеры.

А что такое доброе дело?

Приведите примеры. (помыть полы, посуду, прибрать в комнате, вытереть пыль-добро маме; помогли старушке сходить в магазин, поиграли с соседским мальчиком, когда его мама ходила в магазин)

- А что такое зло?(ответы)

СЛАЙД 5.

В словаре Ожегова - «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

записать определение в тетради.

Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. (привести примеры)

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло - это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Читаем притчу.

« Притча о Добре и Зле»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

СЛАЙД 6.

Что это значит?

Когда мы говорим о ком-то, что это добрый человек, мы имеем в виду, что это человек отзывчивый, сердечный, внимательный, способный разделить нашу радость.

К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Зависть - одна из лучших «подруг» зла. Нередко зависть толкает людей на совершение дурных поступков. Не случайно она считается одним из самых тяжких грехов. Одно из самых страшных проявлений зла - месть. Иногда она может быть направлена не только против того, кто причинил изначальное зло, но и против его родных и близких, - кровная месть.

А сейчас поработаем в парах.

Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жадность, ласка, лень.

Приведите свои примеры

добро

зло

У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините, чтобы получилась пословица (на доске)

В чем смысл пословиц?

А сейчас мы послушаем историю, переложенную на музыку.

Говорят, это реальная история, которая произошла в больничной палате.

Видео «Окно»

Какие чувства вызвала эта история у вас?

Можем ли мы сказать, что это низкий, злой поступок?

Сосед умер, а он останется жить с очень тяжелым чувством вины. Даст ли ему совесть спокойно жить?

Жизнь-бумеранг.

Говорят, что наша жизнь непредсказуема, но, стоит лишь приглядеться - видишь как на ладони - всё взаимосвязано. Это особенно заметно в так называемом эффекте бумеранга. Давайте поразмышляем, что такое эффект бумеранга?

Что такое бумеранг, пожалуй, известно всем. Это метательное орудие, имеющее свойство возвращаться, пролетев некоторое расстояние. Интересно, что тот же эффект проявляется в нашей жизни постоянно в наших поступках, мыслях и эмоциях. Об этом говорят поговорки, "Что посеешь - то и пожнёшь", «Как аукнется, так и откликнется»

В чём же заключается тот самый эффект бумеранга? Суть его в том, что каждый человек ежедневно бросает десятки таких бумерангов. Это - его слова, сказанные кому-то, его поступки, его мысли и эмоции. И они вернутся, причём иногда их возвращение бывает в несколько раз более сильным. Принято считать, что "вернётся втрое больше",

И если вы отправляете во Вселенную что-то радостное, доброе, то получите вскоре что-то хорошее. Если же отправленный вами бумеранг - это злоба, обида, плохой поступок, дурные слова, коими были задеты чувства другого человека, то ждите ответного удара судьбы.

«Жизнь - бумеранг» О. Гаврилюк

Жизнь - бумеранг.

К тому ведется:

Что отдаете, то и вернется.

То, что посеешь - то и пожнешь,

Ложью пробьется Ваша же ложь.

Каждый поступок имеет значенье;

Только прощая, получишь прощенье.

Вы отдаете - Вам отдают,

Вы предаете - Вас предают,

Вы обижаете - Вас обижают,

Вы уважаете - Вас уважают…

Жизнь - бумеранг:

Все и всем по заслугам;

Черные мысли вернутся недугом,

Светлые мысли - Божественным светом…

Если не думал, подумай об этом!

Категории «добро » и «зло»- вечные.

А сейчас послушайте притчу и поразмышляйте в чем ее смысл.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Все в твоих руках».

Это значит у человека есть выбор-делать добрые, хорошие поступки или злые.

По выбору:

  1. Подобрать высказывания, цитаты о добре и зле.(2-3)

  2. Рисунок "Воплощение образов добра и зла".

12.Рефлексия

План-конспект урока по ОРКСЭ


© 2010-2022