- Преподавателю
- Другое
- Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»
Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сулейманова Г.Е. |
Дата | 21.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Консультация для педагогов
«Уголок экспериментирования в детском саду»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно - речевому развитию.(область познание)
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Задачи уголка экспериментирования
-
развитие первичных естественнонаучных представлений,
-
наблюдательности,
-
любознательности,
-
активности,
-
мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
-
формирование умений комплексно обследовать предмет
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе
-
безопасность для жизни и здоровья детей;
-
достаточность;
-
доступность расположения
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты
-
Компонент дидактический
-
Компонент оборудования
-
Компонент стимулирующий
Дидактический компонент
-
Познавательные книги
-
Атласы
-
Тематические альбомы
-
Серии картин с изображением природных сообществ
-
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:
-
Алгоритмы выполнения опытов
-
карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
-
Правила поведения в уголке экспериментирования
Компонент оборудования
приборы-помощники:
-
микроскоп, лупы, увеличительные стекла
-
весы, безмен
-
песочные, механические часы,
-
компас,
-
магниты;
-
портновский метр, линейки, треугольник т.д.
Компонент стимулирующий
-
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
-
сита, воронки разного размера и материала;
-
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
-
шишки, перья, мох, листья и др.;
-
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
-
меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
-
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
-
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
-
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );
-
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;
-
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы - обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер - сюрпризы.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы "Как?" "Почему?".
Китайская пословица гласит "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму".
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть
-
книги познавательного характера для младшего возраста;
-
тематические альбомы;
-
коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
-
мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
-
песок, глина;
-
набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
-
материалы для игр с мыльной пеной,
-
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
-
семена бобов, фасоли, гороха
-
некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
-
лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
-
"бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
-
семена бобов, фасоли, гороха
-
на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
-
персонажи, наделанные определенными чертами- ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
-
карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Средний дошкольный возраст
-
книги познавательного характера для среднего возраста
-
тематические альбомы
-
коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
-
мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
-
песок, глина
-
набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
-
материалы для игр с мыльной пеной
-
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
-
семена бобов, фасоли, гороха
-
некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
-
лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
-
"бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
-
на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
-
персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
-
карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
В уголке экспериментальной деятельности
Старший дошкольный возраст
-
схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
-
серии картин с изображением природных сообществ;
-
книги познавательного характера, атласы;
-
тематические альбомы;
-
коллекции
-
мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня"
-
материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"
-
природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
-
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
-
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.
-
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
-
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
-
медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
-
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
-
сито, воронки
-
половинки мыльниц, формы для льда
-
проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
-
клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
Ведение фиксации детского экспериментирования
-
Дневник
-
Картотека опытов
-
Схема
-
Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов
-
Мини-стенд- « О чем хочу узнать завтра»
-
Карточки подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
-
Персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей , поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 29 городского округа г.Нефтекамск РБ
Консультация для педагогов
«Уголок экспериментирования в детском саду»
Подготовила: старший воспитатель Сулейманова Г.Е.
г.Нефтекамск 2014г.
7