Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 29 городского округа г.Нефтекамск РБ                     Консультация для педагогов     «Уголок экспериментирования в детском саду»                                     Подготовила: старший воспитатель Сулейманова Г.Е.                     г.Нефтекамск 2014г.             Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»     На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация для педагогов

«Уголок экспериментирования в детском саду»


На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно - речевому развитию.(область познание)

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.


Задачи уголка экспериментирования

  • развитие первичных естественнонаучных представлений,

  • наблюдательности,

  • любознательности,

  • активности,

  • мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

  • формирование умений комплексно обследовать предмет

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе

  • безопасность для жизни и здоровья детей;

  • достаточность;

  • доступность расположения

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».


Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты

  • Компонент дидактический

  • Компонент оборудования

  • Компонент стимулирующий

Дидактический компонент

  • Познавательные книги

  • Атласы

  • Тематические альбомы

  • Серии картин с изображением природных сообществ

  • Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

  • Алгоритмы выполнения опытов


  • карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.


  • Правила поведения в уголке экспериментирования

Компонент оборудования

приборы-помощники:

  • микроскоп, лупы, увеличительные стекла

  • весы, безмен

  • песочные, механические часы,

  • компас,

  • магниты;

  • портновский метр, линейки, треугольник т.д.

Компонент стимулирующий

  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;

  • сита, воронки разного размера и материала;

  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,

  • шишки, перья, мох, листья и др.;

  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,

  • меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );

  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;

  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы - обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер - сюрпризы.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы "Как?" "Почему?".

Китайская пословица гласит "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму".

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть

  • книги познавательного характера для младшего возраста;

  • тематические альбомы;

  • коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

  • мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

  • песок, глина;

  • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

  • материалы для игр с мыльной пеной,

  • красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

  • семена бобов, фасоли, гороха

  • некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

  • лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

  • "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

  • семена бобов, фасоли, гороха

  • на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

  • персонажи, наделанные определенными чертами- ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

  • карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.


Средний дошкольный возраст

  • книги познавательного характера для среднего возраста

  • тематические альбомы

  • коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

  • мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

  • песок, глина

  • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде

  • материалы для игр с мыльной пеной

  • красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

  • семена бобов, фасоли, гороха

  • некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

  • лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

  • "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

  • на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

  • персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

  • карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

В уголке экспериментальной деятельности

Старший дошкольный возраст

  • схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

  • серии картин с изображением природных сообществ;

  • книги познавательного характера, атласы;

  • тематические альбомы;

  • коллекции

  • мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня"

  • материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"

  • природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.

  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.

  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

  • медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

  • сито, воронки

  • половинки мыльниц, формы для льда

  • проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

  • клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Ведение фиксации детского экспериментирования

  • Дневник

  • Картотека опытов

  • Схема

  • Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов

  • Мини-стенд- « О чем хочу узнать завтра»

  • Карточки подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

  • Персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей , поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!









Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 29 городского округа г.Нефтекамск РБ











Консультация для педагогов



«Уголок экспериментирования в детском саду»










Подготовила: старший воспитатель Сулейманова Г.Е.



г.Нефтекамск 2014г.

7


© 2010-2022