• Преподавателю
  • Другое
  • Индивидуальный проект по теме Принципы организации, функции и преимущества сетевых педагогических сообществ

Индивидуальный проект по теме Принципы организации, функции и преимущества сетевых педагогических сообществ

Проект по теме "Принципы организации, функции и преимущества сетевых педагогических сообществ".Актуальность темы проекта: Стремительное развитие сетевых педагогических сообществ определяет современные тенденции развития образования в целом, тем самым расширяя возможности преподавателей участвовать в сетевых региональных, общероссийских и даже международных проектах, повышать свой уровень, делиться и перенимать опыт и т.д.Практическая значимость проекта: способ повышения квалификации в контексте...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

«Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования»















Итоговый проект

Тема: «Принципы организации, функции и преимущества сетевых педагогических сообществ»





Слушатель: Богданова Татьяна Сергеевна

Должность: преподаватель

Место работы: КГБОУ СПО «Хабаровский машиностроительный техникум»









Хабаровск

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Раздел 1. Принципы организации сетевых педагогических сообществ

6

1.1. Основные термины

6

1.2. Факторы, влияющие на формирование профессионального сетевого сообщества

12

1.3. Причины создания и принципы сетевого взаимодействия

14

1.4. Организационно-управленческая деятельность сетевого педагогического сообщества

15

Раздел 2. Функционирование сетевого педагогического сообщества

17

2.1. Механизмы и организация работы сетевого взаимодействия

17

2.2. Цели и задачи сетевых педагогических сообществ

20

2.3. Особенности педагогических сетевых сообществ

21

2.4. Условия взаимодействия сетевых педагогических сообществ

22

2.5. Классификации сетевых педагогических сообществ

23

2.6. Критерии оценки работы сетевого сообщества

26

Раздел 3. Преимущества и проблемы сетевых педагогических сообществ

28

3.1. Основная проблематика сетевого взаимодействия

28

3.2. Преимущества сетевого взаимодействия

28

Заключение

30

Список литературы

33

Приложение

35




ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы проекта: Стремительное развитие сетевых педагогических сообществ определяет современные тенденции развития образования в целом, тем самым расширяя возможности преподавателей участвовать в сетевых региональных, общероссийских и даже международных проектах, повышать свой уровень, делиться и перенимать опыт и т.д.

Практическая значимость проекта: способ повышения квалификации в контексте идеи «обучение на протяжении всей жизни»

Цель проекта: Изучить сетевые педагогические сообщества, принципы их организации, функции, проблемы и преимущества.

Модернизация российского образования содержит идеи приобщения педагогов к применению в образовательном процессе и процессе самообразования, повышения квалификации ИКТ-технологий. Одной из главных характеристик или условия успешной реализации процесса модернизации является формирование среды профессионального общения как важнейшего элемента повышения квалификации педагога. Интернет в данном случае выступает как один из инструментов реализации этого профессионального общения. От самого педагога должно зависеть насколько полноценным будет данное общение: его подготовки, степенью владения ИКТ - технологиями, а также его методическими знаниями, коммуникативными навыками, мотивации на подобное общение.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление новых возможностей их использования в образовании побуждает искать адекватные подходы к организации процесса непрерывного повышения квалификации педагогов на основе сетевого педагогического взаимодействия. Непрерывное повышение квалификации основано на создании комфортной, успешной ситуации обучения педагогов, а сетевое взаимодействие в свою очередь, вырабатывает групповые нормы поведения, способствует формированию учебных групп и сообществ, объединенных общей учебной деятельностью, наличием непосредственных контактов в данной группе. И кроме того сетевое взаимодействие представляет собой самонастраивающуюся и самосовершенствующуюся коммуникативную систему, включающую прямую и обратную взаимосвязь между членами профессионального сообщества.

В последние годы появилось множество нормативных документов, которое определило изменение в результатах педагогического труда и подготовке выпускников. Облик выпускника определяет сформированность общих и профессиональных компетенций. Формирование их требует не накопления определенных знаний, а овладение универсальными приемами, методами и опытом практической деятельности, интеграции знаний, умениями применять умения и знания в любом виде деятельности, иными словами, для успешной социализации и адаптации обучающихся. Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.

Таким образом, основным вопросом современного образования является формирование ключевых компетенций как залог успешной социализации и адаптации обучающегося. Компетентностный и деятельностный подход к образовательному пространству влечет за собой формирование не только ключевых компетенций обучающихся, но и предъявляет новые требования к компетенции преподавателя: преподаватель должен перейти из транслятора знаний умений и навыков к организации учебного процесса. Поэтому преподавателю необходимо строить образовательный процесс таким образом, чтобы раскрыть творческий потенциал, развить исследовательский тип мышления, обучить обучающихся исследовательским навыкам, приобщить к традициям науки. Это влечет за собой изменение в требованиях к компетенциям преподавателя, с одной стороны, и к пониманию системы повышения квалификации, с другой стороны. Следовательно, современны педагогам важно обладать не только общими профессионально-педагогическими компетенциями, но и специальными знаниями и навыками в области организации, управления, руководства деятельностью обучающихся. В этом свете видится изменение и в системе повышения квалификации преподавателя, которая должна быть направлена на формирование компетенций преподавателя.

Сегодня сетевая форма организации сообществ педагогов наиболее перспективна.

Сетевое сообщество направлено на объединение, кооперацию образовательного потенциала. Создание сетевого сообщества способствует внедрению в образовательный процесс инновационных технологий и методов обучения; повышению квалификации путем сетевого обмена информацией; сотрудничеству и общению с коллегами из других образовательных учреждений. Профессиональные сообщества являются мощным средством поддержки профессиональной деятельности. Профессиональные сообщества позволяют специалистам постоянно расти, развиваться, постоянно оставаясь актуальными.

Профессиональное сообщество - это то, что позволяет специалисту избежать "варки в собственном соку". Многие проблемы решаются быстрее за счёт "коллективного разума" тех членов сообщества, кто уже их как-то решал и готов поделиться опытом. В конце концов, профессиональное сообщество - это, как минимум, всегда готовое пространство для пробной реализации своих творческих идей. Развитие телекоммуникационных технологий приводит к возникновению различных сетевых сообществ. В настоящее время во всем мире в области образования растет интерес к такой разновидности сетевых сообществ как сообщества обмена знаниями. Сообщества обмена знаниями особенно интересны для педагогики, поскольку непосредственно связаны с учением и обучением.



РАЗДЕЛ 1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ


«Следует поддержать развитие сетевых педагогических
сообществ, интерактивных методических кабинетов - словом,
всего того, что формирует профессиональную среду»

В. Путин


1.1. Основные термины

Творческое саморазвитие педагога направлено на активизацию его внутренних личностных ресурсов с тем, чтобы в полной мере реализовать себя в профессии, и охватывает философские, психологические, педагогические, физиологические и другие процессы личности, поднимая на новый уровень функционирования процессы «самости».

Целью саморазвития педагога является освоение качественно нового уровня профессиональной компетенции, профессионального мастерства, обеспечивающего способность совершенствовать педагогическую реальность; рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное - «это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности».

Сетевое взаимодействие предусматривает многопозициональность и множество ролей, в которых может выступить педагог, так как субъектами сетевого образовательного взаимодействия являются педагоги, студенты педагогических вузов, методисты институтов повышения квалификации, представители науки, администраторы школ и т.д. Инновационные технологии внедряются в образовательный процесс, идет накопление педагогического опыта работы в данном направлении.

Преимущества данной формы повышения над традиционной представляются как:

  • проявления собственной инициативы;

  • коллективной поддержки и оценки своей инициативы;

  • участия в поддержке и оценке других инициатив;

  • участия в складывании общей цели, общей системы ценностей (профессиональных);

  • участия в формировании общих критериев эффективности деятельности, представлять совместную деятельность;

  • участия в управлении совместной деятельностью, влияния на распределение ресурсов для осуществления деятельности.

Одно из направлений модернизации российской системы образования - децентрализация управления системой образования, более гибкий характер взаимодействия образовательных институтов, образовательных учреждений между собой и с органами управления. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление новых возможностей их использования в образовании побуждает искать адекватные подходы к организации процесса непрерывного повышения квалификации педагогов на основе сетевого педагогического взаимодействия.

Взаимодействие - объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

Существует четыре типа так называемых фундаментальных взаимодействий:

  • гравитационное взаимодействие,

  • электромагнитное взаимодействие,

  • сильное взаимодействие,

  • слабое взаимодействие.

Но в педагогической среде особой популярностью стал пользоваться термин "Сетевое взаимодействие".

Сетевое взаимодействие понимается как среда, в которой любое образовательное учреждение или любой педагог могут взаимодействовать с любым другим образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы, например, обмен идеями, наработками, создание нового интеллектуального продукта и др. Сетевое взаимодействие представляет собой самонастраивающуюся и самосовершенствующуюся коммуникативную систему, включающую прямую и обратную взаимосвязь между участниками взаимодействия.

В.Ф. Лопуга под сетевым взаимодействием понимает способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия. Сетевое взаимодействие возможно только между теми элементами сети, которые субъектно-автономны и не подчинены навязанному сверху кодексу взаимоотношений, который по своей сути противоречит сетевому подходу.

Будникова Г.А. определяет сетевое взаимодействие следующим образом - система взаимообусловленных действий педагогов, позволяющих им реализовывать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие, где поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Василевская Е.В. дает следующее определение - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

А.Адамский выделяет следующие условия для сетевого взаимодействия:
1. Возможность совместной деятельности участников сети:

  • возможность проявления собственной инициативы,

  • возможность коллективной поддержки и оценки своей инициативы,

  • возможность участия в поддержке и оценке других инициатив,

  • возможность участия в складывании общей цели, общего этноса, общей системы ценностей (профессиональных),

  • возможность участия в формировании общих критериев эффективности деятельности,

  • возможность представлять совместную деятельность,

  • возможность участия в управлении совместной деятельностью, влияния на распределение ресурсов для осуществления деятельности.

2. Общее информационное пространство:

  • возможность предоставлять информацию о своей деятельности другим участникам сети,

  • возможность иметь информацию о деятельности других участников сети,

  • создавать собственные каналы информации,

  • становиться частью других информационных каналов.

Современное общество быстро развивается в направлении перехода к обществу инфор­мационному, которое основано на знаниях и высоком инновационном потенциале. Процессы информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития.

Одним из направлений развития российского образования является его информатизация, кото­рая понимается как «процесс, направленный на ре­ализацию замысла повышения качества содержа­ния образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России».

Еще одним не маловажным термином является самообразование. С.И. Ожегов дает такое определение самообразованию: «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.

Самообразование как постоянная деятельность педагога включает:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

  • участие в педсоветах, научно-методических объединениях;

  • посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Проблема эффективности управления педагогом учебно-познавательным процессом обучающихся может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого преподавателя.

Профессиональное мастерство характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в деле управления обучением, воспитанием и развитием духовно богатой, физически здоровой личности.

Исходя из того, что главная цель методической работы - это непрерывное совершенствования квалификации преподавателя, непрерывное содействие его эрудиции и компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания.

Современное самообразование педагога и повышение его квалификации должно идти через сетевые педагогические сообщества.

Одним из возможных путей достижения этого может служить активное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в различных сетевых педагогических сообществах сети Интернет.

Прежде чем говорить о сетевом педагогическом сообществе, необходимо определить, что понимается под данным понятием. Единого определения, что такое сообщество, которое бы удовлетворило всех, не существует.

Сообщество - группа людей, активно общающихся между собой. Необходимое условие всеобщей связанности членов сообщества накладывает достаточно жесткие рамки на допустимые размеры сообщества. Этот размер не может превышать 150 человек, поскольку человек не может удержать в сознании большее число связей.

Наибольшее значение для формирования и существования сообщества имеют следующие характеристики:

  • Общие цели, интересы, и потребности.

  • Общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ.

  • Общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества.

Интернет-сообщество - это множество людей, общающихся между собой при помощи сети Интернет.

Образовательное сообщество - группа людей обменивающаяся идеями.

Сетевое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.

Индивидуальный проект по теме Принципы организации, функции и преимущества сетевых педагогических сообществ

Схема 1. Сетевое сообщество, определение Е.Д. Патаракина

Сетевое педагогическое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную педагогическую деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.

Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера.

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Человеку в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. Сегодня от педагога требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях».

Среда сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление.


1.2. Факторы, влияющие на формирование профессионального сетевого сообщества

Е.В. Алексеева выделяет три основных фактора, создающих фундамент профессионального сетевого сообщества:

1. Идея. Именно идея "обрастает" предложениями, рассуждениями на тему, совместными исследованиями и проектами. Во многом именно идея пользуется той или иной степенью доверия и притягивает к себе людей определенного мировоззрения, воспитания, культуры.

2. Возможность общения. Высказывание своего мнения, диалоги с людьми, занимающимися одной и той же проблемой, обсуждение. Джон Дьюи в книге "Демократия и образование" показал, что общение имеет определяющее значение для формирования сообщества, любые виды человеческих сообществ содержат функцию обучения, существуют критерии, позволяющие определить меру педагогической ценности любого вида социализации, того или иного сообщества. " Люди живут в сообществе благодаря тому общему, что есть между ними, а общение - тот способ, благодаря которому они обретают это общее".

3. Условия для развития идеи. Е.Д. Патаракин в своей работе "Устройство сетевых сообществ" пишет: "В сети вырастают новые организации торговли, науки, искусства, здравоохранения. Каждая из таких организаций борется, прежде всего, за доверие посетителей. Одним из главных факторов, влияющих на доверие посетителей, оказывается сообщество людей, участвующих в жизни и развитии организации. Новым посетителям и новым членам сообщества важна возможность принять личное участие в деятельности сообщества, интересна информация, которую пишут другие люди не за деньги, не выполняя чей-то заказ".

К. Ширки отмечает также, что "если мы ведем речь о сообществе, то в рамках сообщества все в равной мере обмениваются сообщениями. В сообществе все люди связаны между собой, а не связаны с каким-то центральным источником информации".

Наибольшее значение для формирования и существования сообщества имеют следующие характеристики:

  • Общие цели, интересы, и потребности.

  • Общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ.

  • Общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества.

Сегодня сетевая форма организации сообществ педагогов наиболее перспективна. Наиболее интересным, инновационным образовательным эффектом сетевой организации сообществ может стать возникновение «образовательного сетевого сообщества»

Пожалуй, ни для кого не является секретом, что профессиональные сообщества являются мощным средством поддержки профессиональной деятельности. Профессиональные сообщества позволяют специалистам постоянно расти, развиваться, постоянно оставаясь актуальным. Общаясь с коллегами, профессионал начинает чувствовать себя частью чего-то явно большего, чем просто место его работы, расширяются горизонты его профессионального видения. Многие проблемы решаются быстрее за счёт "коллективного разума" тех членов сообщества, кто уже их как-то решал и готов поделиться опытом. В конце концов, профессиональное сообщество - это, как минимум, всегда готовое пространство для пробной реализации своих творческих идей.

1.3. Причины создания и принципы сетевого взаимодействия

К основным причинам создания сетевого взаимодействия являются:

  • Организационная. Методические объединения не могут развиваться в закрытой системе (в рамках одного образовательной организации), им необходим поиск единомышленников для реализации общей образовательной стратегии, приводящей к системным изменениям структуры, содержания и дидактического обеспечения деятельности образовательного учреждения.

  • Программно-методическая. Отсутствие действенного механизма в организации методической работы в современных условиях развития образования.

  • Информационная. Потребность оперативного удовлетворения профессиональных запросов педагогов, но невозможность реализации некоторых идей вследствие недоступности новинок в области методических разработок. И в то же время, общее количество информации, размещенной в глобальной сети, растет лавинообразно, но для поиска необходимого источника, статьи и т.п. уходит не один час.

  • Доступность. Вышеизложенные причины указывают на то, что для эффективной работы инновационного образования нужна новая система взаимодействия, управления и распределения ресурсов, а именно - сетевое взаимодействие.

1.4. Организационно-управленческая деятельность сетевого педагогического сообщества

Обычно организационная структура сетевого педагогического сообщества выглядит следующим образом:

  • Администратор;

  • Экспертно-сертификационный центр;

  • Участники.

Учредителем сетевого педагогического сообщества является администратор сайта, действующий на основе положения о сетевом сообществе.

Администратор сетевого сайта сообщества отвечает за:

  • создание и функционирование сайта сообщества;

  • включения в структуру сайта новых сервисов;

  • размещение (удаление) материалов;

  • включение в сообщество вновь зарегистрированных участников;

  • обеспечивает бесперебойную работу сайта, размещение всех необходимых материалов, рассылку информации для субъектов сетевого образовательного сообщества, обеспечивает проведение Интернет-конференций и т.п.

Основными задачами стоящими перед организатором сетевого педагогического сообщества являются:

  • создание и поддержка активной «жизни» внутри сообщества;

  • привлечение к деятельности сообщества новых участников;

  • координация работ по оформлению веб-страниц сайта сообщества;

  • помощь участникам в регулировании возникающих конфликтов, решении проблем;

  • поддержка дискуссий по вопросам речевых норм, соблюдения правил сетевого общения, модерирования форумов, чатов и др.;

  • организация учебной деятельности сообщества (повышение квалификации по тематике или проблематике сообщества и в области повышения ИКТ-компетентности);

  • создание самые разных точек пересечения интересов людей;

  • помощь участникам в создании авторитета в рамках сообщества, что позволит сделать его более интересным и привлекательным для новых педагогов.

Экспертно-сертификационный центр (эксперты из числа высококвалифицированных педагогов) - проводит экспертизу сетевых продуктов педагогов, экспертизу деятельности участников сетевого образовательного сообщества. По результатам экспертизы центр формирует экспертное заключение, и планируется в дальнейшем выдача электронных сертификатов активным участникам сообщества.

Участники сообщества - педагоги, заинтересованные лица.

Все участники имеют право:

  • активно участвовать во всех формах деятельности сообщества;

  • взаимодействовать на множественном уровне (каждый может взаимодействовать с каждым напрямую);

  • не зависеть от других членов сети (свобода выбора задач, ответственность за них);

  • на добровольность связей (возможность гибкого изменения структуры и состава сети, быстрого изменения объема ресурсов в сети);

  • знакомство с опытом работы отдельных учителей.



РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕТЕВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА


2.1. Механизмы и организация работы сетевого взаимодействия

Возникшая необходимость создания такого пространства в сети, которое бы дало возможность педагогам найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить свою активность и повысить свою профессиональную подготовку. Основной целью данного сообщества должна быть подготовка педагогов для профессиональной деятельности в сети. Педагоги могут найти рекомендации по возможной деятельности в сети, методические разработки по участию или проведению различных мероприятий в сети (проектов, конкурсов, конференций, форумов и т. д.). Одним из важнейших факторов является то, что участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Это и есть не что иное, как пример обучения в течение всей жизни.

Сетевые педагогические сообщества чаще всего содержат следующие основные разделы:

  • Регистрация

  • Новости, объявления портала

  • Участники

  • Консультации специалистов

  • Библиотека (содержит методические материалы, нормативные документы, цифровые образовательные ресурсы, рабочие программы, а также ссылки на внешние источники информации)

  • Школа молодых специалистов

  • Подготовка к ГИА и ЕГЭ

  • Тематический форум, который объединяет всех участников сообщества

В сетевом педагогическом сообществе, возможно, поддерживать активность, используя следующие формы деятельности:

  • Обучающий семинар

  • Виртуальная конференция

  • Конкурс

  • Проект

  • Акция

  • Виртуальная вечеринка

  • "Мастерская"или мастер-класс

  • Опрос

  • Обсуждение в чате

  • Фестиваль проектов

  • Телеконференция

  • Проектировочный семинар

Формы деятельности делятся на:

  • дистанционное обучение в рамках сообщества;

  • общение в форумах, чатах;

  • воздание веб-страниц и т.д.

Формы могут быть интегрированными. Например, блог может быть не только текстовым, но и позволять добавлять в комментарии фотогалереи, с возможностью голосования.

В сетевых педагогических сообществах, возможна поддержка активности, используя следующие средства:

  • Инструмент для создания дочернего сообщества, внутри основного;

  • Инструмент создания Вики страницы;

  • Блог;

  • Форум;

  • Форма обратной связи между членами сообщества (внутренняя переписка);

  • Фотогалерея;

  • Инструмент создания объявлений и сообщений;

  • и.т.д.

Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

1. Совместное мышление. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.

2. Толерантность. Важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Все чаще нашими партнерами в сетевой деятельности оказываются программные агенты. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.

3. Освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и то же время. Каждый член сообщества может выполнять свои простые операции. Эта новая модель сетевого взаимодействия может использоваться в педагогической практике для освоения учениками идей децентрализации и экологических стратегий

4. Критичность мышления. Коллективная деятельность множества агентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий.

Сетевое сообщество открывает перед педагогической практикой следующие возможности:

1) использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

2) самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

3) освоение информационных концепций, знаний и навыков;

4) наблюдение за деятельность участников сообщества практики.

Как показывает практика для того чтобы сообщество «поставить на ноги» необходимо как минимум порядка трех месяцев постоянной, кропотливой работы.

2.2. Цели и задачи сетевых педагогических сообществ

Сетевое педагогическое сообщество - это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, педагогов, которые хотят поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, почерпнуть нужную информацию.

По видам сетевые педагогические сообщества можно разделить на:

  • Монопредметные;

  • Надпредметные;

  • Мультипредметные;

  • Федеральные, региональные, муниципальные, школьные

Целями сетевых педагогических сообществ являются:

  • обмен педагогическим опытом;

  • общение с коллегами различных регионов;

  • повышение квалификации;

  • получение новых знаний.

Исходя из целей, задачами сетевых педагогических сообществ являются:

  • Обеспечение методической поддержки массового внедрения (цифровых) образовательных ресурсов и инструментов в педагогическую практику;

  • Обмен опытом в области применения новых педагогических технологий;

  • Освоение педагогами децентрализованных моделей образования;

  • Создание информационно-методического пространства для педагогов города;

  • Объединение учителей по их профессиональным интересам;

  • Организация информационно-методической поддержки и профессиональной взаимопомощи;

  • Организация профессионального сетевого общения и повышения квалификации

На данном этапе развития общества сетевое взаимодействие считаем одним из главных ресурсов развития системы образования, поскольку оно позволяет выявить скрытый, или еще не востребованный, или не реализовавшийся в иных условиях инновационный потенциал, транслировать его на всю систему, активизировать процессы развития и саморазвития субъектов сети в организационном, содержательном, технологическом аспектах.

2.3. Особенности педагогических сетевых сообществ

По результатам анкетирования читателей альманаха "Вопросы Интернет-образования" в течение 2001-2004 гг. Алексеева Е.В. выделяет следующие особенности профессиональных сообществ педагогов России:

Особенность сетевого сообщества

В чем проявляется?

Виртуальная пассивность

Период активных обсуждений и обмен мнениями пришелся на 2001-2003 гг. Сейчас государственные и авторские педагогические форумы не могут сравниться с «той» активностью. (Примечание, в настоящее время вновь можно отметить возростающую активность участников сетевых сообществ.)

Скромность

Учитель боится высказать свое мнение, рассказать что происходит с ним, в нем, около него. Раскрепощенность учителя практически отсутствует, т.к. его поведение должно «работать» на «авторитетный имидж».

Дружелюбность и открытость

Готовность «по-старинке» делиться открытиями и наработками, отдавать коллегам плоды своих исследований - пока еще отличительная особенность российского Интернета и его посетителей.

Слабая техническая база на местах

Отчеты о компьютеризации и интернетизации школ прошли. Вроде бы все хорошо. Но по прежнему, во многих школах компьютеры остаются декорациями, а Интернет - мифом.

Недостаток времени, занятость

Это один из распространенных ответов педагогов - почему он не пользуется интернет-ресурсами. Он слишком распространен, чтобы обойти его вниманием, хотя на первый взгляд - он по-детски наивен.


2.4. Условия взаимодействия сетевых педагогических сообществ

Основными условиями взаимодействия сетевых педагогических сообществ являются;

  1. Содержательный интерес участников:

  • возможность проявления собственной инициативы,

  • возможность коллективной поддержки своей инициативы,

  • возможность участия в поддержке и оценке других инициатив,

  • возможность участия в общей деятельности.

  1. Наличие организационной структуры, обеспечивающей коммуникацию между участниками сетевого взаимодействия.

  2. Мотивы деятельности участников сетевых педагогических сообществ представлены на схеме 2:

Индивидуальный проект по теме Принципы организации, функции и преимущества сетевых педагогических сообществ

Схема 2. Мотивы деятельности интернет-пользователя

Е.Д. Патаракин отмечает, что современный человек (примечание, и современный педагог) должен быть способен:

  • использовать богатство информации, хранимой в подключенных к Сети компьютерах;

  • использовать для поиска и обработки информации сетевые программные агенты - информационные и сетевые социальные сервисы;

  • использовать для своего развития других людей, которые ищут информацию, представляют в сети свои знания, демонстрируют свои навыки и умения;

  • думать и действовать в меняющихся условиях.

В статье «Феномен виртуальных учебных сообществ» М. В. Моисеева и С. Сойферт пишут: «... главным отличием учебных сообществ от других сообществ Интернета (географических, сообществ практиков, негосударственных организаций и т.п.) является специфическая образовательная среда, которая влияет в равной степени и на преподавателей, и на учащихся, определяет их роли и требует продуманного организационного построения учебного процесса.»1

2.5. Классификации сетевых педагогических сообществ

Классификация сетевых педагогических сообществ может осуществляться на основе разных критериев. К таким критериям могут быть отнесены:

  • количественный состав участников,

  • виды совместной деятельности,

  • ориентация на определенные группы обучаемых.

2.5.1. Классификация по количественному составу участников

На основе указанного критерия социальную общность киберпространства можно представить как состоящую из макросоциальных и микросоциальных сетевых сообществ.

К примеру, к макросоциальным сообществам могут быть отнесены общенациональные и региональные виртуальные образовательные сообщества, виртуальные сообщества отдельных учебных заведений.

К микросоциальным сообществам могут быть отнесены учебные группы (виртуальные классы), конференции, чаты, форумы специалистов, обсуждающих профессиональные проблемы.

В свою очередь макросоциальные сообщества могут состоять как из отдельных микросоциальных сообществ, так и не иметь деления на устойчивые микросоциальные сообщества.

Классификационным критерием отнесения сообществ к микросоциальным предлагают считать следующие:

  1. Наличие иерархической структуры сообщества (необходимое, но недостаточное условие).

  2. Существование устойчивых межличностных коммуникаций внутри сетевой структуры, в которых принимают участие все члены данного микросоцильного сообщества (необходимое и достаточное условие).

При выполнении условий 1 и 2 образовательное виртуальное сообщество может считаться микросоциальным. Микросоциальные сообщества, решающие общую образовательную задачу, объединяются в кластеры виртуальных сообществ образовательной направленности.

Внутри микросоциального сообщества организация образовательного процесса может осуществляться с использованием различных форм обучения, учитывающих специфику конкретных учебных заданий. К таким формам обучения могут быть отнесены:

  • самостоятельная (с использованием тестов самооценки);

  • индивидуальная;

  • в парах;

  • в мини-группах (3-4 обучаемых);

  • в группах (10-12 обучаемых);

  • со всем учебным курсом.

2.5.2. Классификация по видам совместной деятельности

Совместная деятельность внутри микросоциальных сообществ является фундаментальной частью различных моделей сетевого образования. Её основное свойство - связывать и объединять различных участников учебной деятельности: учащихся, преподавателей и консультантов2, учитывая стратификационные основания. Классификация, основанную на видах совместной деятельности в сетевых сообществах:

  1. Виртуальное сетевое сообщество преподавателей (решаемые задачи: составление планов, совместная методическая деятельность и т.д.).

  2. Виртуальное сетевое сообщество преподавателей и экспертов (решаемые задачи: двусторонний канал между преподавателями и экспертами по определенному предмету, благодаря которому учителя получают подготовку, новости, методическую поддержку и помощь, а эксперты имеют представление о реальном положении дел в сфере их профессиональных интересов).

  3. Виртуальное сетевое сообщество учащихся и преподавателей (решаемые задачи: участники сообщества должны выполнить предложенный проект, в данном случае преподаватель воспринимается как один из участников, а не как абсолютный лидер).

  4. Виртуальное сетевое сообщество учащихся (решаемые задачи: обсуждение, выполнение проектов, решение общих проблем, взаимопомощь).

  5. Виртуальное сетевое сообщество учащихся, преподавателей и экспертов - кластер виртуальных сетевых сообществ (решаемые задачи: учащиеся могут познакомиться с проблемами реального мира, таким образом, появится возможность преодолеть разрыв, который часто разделяет приобретение новых навыков и их применение в реальности).

Специфика функционирования указанных выше типов виртуальных сетевых сообществ определяется в зависимости от модели использования компьютерных сетей в образовании, которые в свою очередь делятся на две категории:

  • модели, которые, основываясь на использовании сети, не являются инновационными с точки зрения образования (доступ к информации, обмен сообщениями или учебными материалами);

  • модели обучения или организации учебного процесса с помощью компьютерных технологий, которые вносят значительные изменения в методы обучения3.

2.5.3. Классификация по ориентации сообществ на определенные группы обучаемых

Классификация сетевых сообществ может осуществляться и исходя из ориентации на определенные группы обучаемых. В этом отношении предлагается следующий вариант типизации:

  • виртуальные сетевые сообщества дошкольной образовательной направленности;

  • школьные виртуальные сетевые сообщества образовательной направленности;

  • виртуальные сетевые сообщества высшего и среднего специального образования;

  • виртуальные сетевые сообщества повышения квалификации специалистов.

2.6. Критерии оценки работы сетевого сообщества

К критериям эффективного сетевого педагогического сообщества педагогов можно отнести:

  • рост числа активных участников;

  • количество обсуждаемых тем на форуме и их сменяемость;

  • оформление страницы сообщества;

  • разнообразие видов деятельности, соответствующее целям и задачам сообщества (информационная, методическая, консультативная, экспертно-аналитическая);

  • публикация методических разработок;

  • взаимодействие педагогов в целях разработки образовательных ресурсов;

  • создание библиотеки электронных образовательных ресурсов (ЭОР);

  • общественная экспертиза;

  • профессиональная адаптация педагогов, самоутверждение, самореализация и саморазвитие;

  • информационно-коммуникативная деятельность сообщества (обсуждение педагогической информации на форуме);

  • информирование о деятельности сообщества;

  • информирование о внешних событиях по тематике сообщества.

Сравнительный анализ сетевых педагогических сообществ приведен в Приложении.














РАЗДЕЛ 3. ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ СЕТЕВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ


3.1. Основная проблематика сетевого взаимодействия

На первых этапах построения сетевого взаимодействия обычно сталкиваются со следующими проблемами:

  • Материально-техническое обеспечение (для создания успешного и привлекательного сайта необходимо новое оборудование и оргтехника, подключение к высокой скорости Интернет).

  • Информационно-методическое обеспечение (овладение педагогами инновационными технологиями, готовых к созданию и использованию электронных систем обучения и современных информационных продуктов).

  • Психологическая готовность педагогов к работе в сети (непонимание общности цели и задач взаимодействия, при котором происходит обмен опытом и инновационными разработками).

  • Отсутствие системы стимулирования профессионального и творческого роста педагогов.

  • Конвертируемость результатов (отсутствие договора между школами и, как следствие, нежелание учителей изучать сетевые программы).

3.2. Преимущества сетевого взаимодействия

При существующих проблемах необходимо отметить преимущества сетевого взаимодействия:

  • развитие сетевого взаимодействия расширяет спектр качественных образовательных услуг, обеспечивает рост профессиональной компетентности педагогов;

  • сетевое образование обеспечивает возможность совместного использования образовательных ресурсов;

  • результаты образования в сети более объективны;

  • нововведения при сетевой организации распространяются более быстро;

  • участие педагогов в сетевом образовании повышает их мотивацию участия в опытно-экспериментальной деятельности.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитель остаётся учителем,

пока учится сам.

Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

Благодаря сетевому взаимодействию, функционирование каждого учреждения в отдельности и всей системы в целом становится более надежным, так как сетевые системы обладают множеством взаимозаменяемых равноценных вариантов. Участие педагогов в реализации приоритетных задач развития образования, таких как инновационная деятельность образовательного учреждения, информатизация и образования, неизменно ведет к повышению профессиональной компетентности педагога. Сетевое образовательное сообщество обладает самостоятельной ценностью. В ходе сетевого взаимодействия ее участники сталкиваются с серьезными разноплановыми проблемами. Решая эти проблемы, участники сотрудничают, конкурируют, что можно рассматривать как стимул к саморазвитию, повышению уровня квалификации, а следовательно, качества образования в целом.

Педагогические сообщества актуальны, имеют практическую направленность, здесь педагоги чувствуют себя успешными, получают положительные переживания и видят результат своего труда, а сетевые профессиональные педагогические сообщества педагогов будут все чаще использоваться для их поддержки на рабочем месте, для профессионального развития, взаимодействия и общения не выходя из образовательной организации.

От того, насколько профессионально педагогическое сообщество готово не только строить взаимодействие с потребителями образовательных услуг, но и создавать условия для того, чтобы эти потребители могли продуктивно участвовать в управлении образовательной организацией, образованием, быть субъектами образовательной политики, зависит успех процесса образования в целом на современном этапе развития общества.

Люди учатся лучше всего у своих коллег по работе через неофициальные средства. Участие в сетевых сообществах позволяет узнавать чужой опыт, сравнивать его с собственным и принимать участие в создании новых методов. Участие в сетевых сообществах не только стимулирует профессиональный рост педагогов, но придает им уверенности в себе. Для самообразования педагога очень Важно общение среди своих коллег.

Исходя из перечисленных ранее целей, задач, функций любого сетевого сообщества, можно сказать, что оно оказывает своевременную психологическую, методическую поддержку, дает возможность положительного и результативного взаимодействия педагогов в сети Интернет, тем самым психологически настраивает педагога на «успех».

Сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности. На сегодняшний день еще существуют проблемы, стоящие на пути развития сетевого педагогического сообщества. Это в первую очередь пассивность, инертность, желание читать, получать информацию, но не публиковать свою. Зачастую людям есть что сказать, но они боятся сделать это. Или же просто они не видят смысла в обсуждении тех или иных проблем, возникает понимание того, что ничего нельзя изменить.

Подводя итог, хочется сказать, что участвуя в деятельности профессионального сетевого сообщества можно открыть для себя много нового, интересного, а так же расширить свои знания в педагогике, методике, и т. д., повышая тем самым уровень своей профессиональной компетенции.

Чтобы быть активной и творческой личностью, интересным человеком, способным повести за собой учеников, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные качества, используя новые информационные технологии и участвуя в Интернет-инициативах. Возможно, культура педагога будет богаче и разнообразнее, диалог с учащимся станет интереснее. Взаимодействие должно осуществляться в атмосфере взаимопонимания и доверия.
























Список литературы


  1. Алексеева Е.В. Интернет-поддержка развития педагогов. Режим доступа: iso.pippkro.ru/akadem/9.doc.

  2. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. - Ростов-на-Дону, 2004. - 320 с.

  3. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена: Монография/С.Г.Вершловский.- СПб.:СПб АППО, 2008.

  4. Владимирова Л.П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах // Информатика и образование. - 2006. - № 6. - с. 56 - 61.

  5. Гайсина С.В. Виртуальное пространство как среда для сотрудничества педагогов/Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки».- Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2011.

  6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. eidos.ru/journal/2006/0505.htm.

  7. Карпенко М.П. Дистанционные технологии - массовое образование XXI века // Образование в России. Федеральный справочник. - М., 2001. - с. 309-317.

  8. Лобанова Е.В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения. Диссертационное исследование на степень доктора педагогических наук, Москва, 2006.

  9. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998. - 201 с.

  10. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М.: Дело, 1994.-215с.

  11. Моисеева М.В., Сойферт С. Феномен виртуальных учебных сообществ // Информационное общество, 2001, № 4, - с. 51-53.

  12. Панфилова А.П. Теория и практика общения. - М.:Академия,2009.-288с.

  13. Патаракин Е.Д. Вклад сетевых сообществ в образование. Режим доступа: evarussia.ru/eva2001/russian/sod_116.html.

  14. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: - Школа-Пресс, - 1994.

  15. Сеть творческих учителей: методическое пособие/ А. Б. Драхлер. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 171 с.

  16. Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные и коммуникационные технологии в образовании.-М.: Дашков и К', 2011. - 320с.

  17. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. - 437 с.

  18. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» eidos.ru/journal/2002/0423.htm.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Сравнительный анализ сетевых педагогических сообществ


ИнтерГу.ру

Открытый класс

Сеть творческий учителей

ПроШколу.Ру

Педсовет

URL

intergu.ru

openclass.ru

it-n.ru

proshkolu.ru

pedsovet.org

Возможности публикации

файлы с описанием

файлы, страницы, блог

файлы с описанием

файлы, блог

файлы с описанием, сообщения, статьи

Особенности публикации

обязательная экспертная оценка

отсутствие модерации

обязательная модерация

отсутствие модерации

отсутствие модерации

Коммуникационные средства

форум, чат, внутренняя почта, комментарии, гостевая

форумы, внутренняя почта, электронная почта, комментарии, лента новостей

форумы, комментарии

блоги, комментарии, записи на стене, чаты, внутренняя почта

форум, блоги, комментарии, внутрення почта

Конкурсы, акции

в отдельном секторе

регулярно

постоянно

постоянно

периодически

Рейтинг участников

по званиям

баллы

-

топ-лист

-

Классификация и поиск

классификация по категориям, поиск по фильтру, рейтинг

предметный каталог

поисковая система

теги, поисковая система

каталог

Организация сообществ

нет

без ограничений

по уровням, модерируется

без ограничений

нет

Субъективные оценки

удобство

5

3

2

5

4

простота

5

2

1

5

5

разнообразие

3

4

3

4

4

информативность

5

3

4

3

4

упорядоченность

5

1

2

2

4

дизайн

4

5

2

3

5

отрицательная сторона

отсутствие возможности объединяться в сообщества

отсутствие упорядоченности, непродуманная система поиска

неудобное графическое оформление

-

отсутствие системы рейтинга, плохая классификация

положительная сторона

отлично продуманная рейтинговая система

минимальная модерация

высокий авторитет

обширный функционал

наличие уникальных функций













1Моисеева М.В., Сойферт С. Феномен виртуальных учебных сообществ // Информационное общество, 2001, № 4, С. 51-53.

2 См. Trentin G. Network-based Collaborative Education // International Journal of Instructional Media. 1999, Vol. 26 (2), PP. 145-157.

3 Trentin, G. Internet: Does It Really Bring Added Value to Education? //International Journal of Educational Telecommunications, 1996, № 2 (2/3), PP. 97-106.


© 2010-2022