Ученическое портфолио как одна из форм оценивания достижений каждого ребенка

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мандрыкина Е.А., учитель начальных классов МОУ Садовской СОШ № 2

Ученическое портфолио

как одна из форм оценивания

достижений каждого ребенка.


Образовательные стандарты второго поколения уже с 1 сентября 2011 года начнут вводиться в начальную школу. Возникает вопрос: «Чем же отличаются новые стандарты от ныне действующих?»

Главное их отличие состоит в том, что обучение в современной школе становится более личностным, то есть школа теперь не просто будет давать знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет, готов ли будет использовать усвоенные знания и умения для решения практических задач в реальной жизни, в нашем современном обществе.

Если в прошлом в стандартах акцент делался на предметные результаты, то в новых стандартах выделяются три вида результатов освоения основных общеобразовательных программ: личностные, метапредметные и предметные.

К личностным результатам обучающихся относятся: ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные компетентности, личностные качества.

Следовательно, перед учителем начальных классов ставятся следующие задачи:

- развитие личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным;

- новые стандарты предусматривают такое взаимодействие: дети-учителя-родители и создают все условия для его реализации, поэтому учителям начальных классов очень важно работать с родителями, а не только с детьми, ведь, как правило, ребенок в начальной школе готовится к урокам вместе с родителями, и им необходимо знать, какие же требования предъявляет школа их ребенку.

Так передо мной возникла проблема, каким образом возможно отследить и проанализировать личностные достижения каждого ученика, причем не только учителю, но и самому ученику и его родителям. Решить ее я попыталась при помощи систематического ведения ученического портфолио.

Я считаю, что смысл портфолио - «показать все, на что ты способен». Ведение портфолио учеником делает акцент не только на самооценивание, но и перенос ударения с того, чего ученик не знает и не умеет на то, что он умеет и может. Но главным я считаю то, что учитываются особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление - рефлексия.

Успех крайне важен для положительной самооценки ребенка. Необходимо просто помочь ученикам выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения, не забывая прежние.

Но надо помнить, что портфолио - дело добровольное.
Поэтому я стараюсь объяснить, рассказать своим ученикам, что школьник в своей жизни очень много трудится, а почему бы ему не показать, сколько он действительно приложил усилий; что свое любимое дело надо ценить, уважать, а итоги накапливать в определенной системе, которая называется портфолио. Это опыт жизни, это культура, это менталитет.

Все люди разные, школьники, тоже разные: одни готовы представить себя с лучшей стороны, а кто-то скромный и не умеет себя показать. Очень важно, чтобы детей ценили не только по пятибалльной системе, но и знали об их способностях и наклонностях.
В качестве примера предлагаю вашему вниманию содержание Портфолио по оценке развития универсальных учебных действий, разработанный для 1 класса.



Разделы рабочего Портфолио

Страницы раздела «Портрет»

  • Мой портрет (знакомьтесь: это - я)

  • Место для фото (или автопортрета)

  • Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес

Моя семья

  • Нарисуй портрет своей семьи

  • Родословное дерево

  • Чем я люблю заниматься

  • Я ученик

Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»)


  • Я могу делать

  • Я хочу научиться в этом году…

  • Я научусь в этом году


Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир



  • Я читаю.

  • Мой класс, мои друзья, мой первый учитель


  • Мой распорядок дня


Время

Дела

Рисунок

Утро

День

Вечер


  • Я и мои друзья

Вопрос

Напиши

Нарисуй

Чем я люблю заниматься?

Какая игрушка у меня самая любимая?

Сколько у меня друзей и как их зовут?

Какой у меня самый любимый цвет?

Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?

Страницы раздела «Коллектор»


  • Правила поведения в школе

  • Законы жизни класса

  • Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.

  • План - памятка Решения задачи

  • Памятка «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»

  • Памятка «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»

  • Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)

  • Памятка: Правила общения

Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.

Страницы раздела «Мои достижения»

  • Моя лучшая работа

  • Задание, которое мне больше всего понравилось

  • Я прочитал ……. книг.

  • Что я теперь знаю, чего не знал раньше?

  • Что я теперь умею, чего не умел раньше?

  • Мои цели и планы на следующий учебный год:

  • Чему я еще хочу научиться?

  • Какие книги прочитать?

  • Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

  • Мои проекты

  • Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

Формы контроля и учета достижений обучающихся


Учащийся: _______________________ Классный руководитель: ________________________________


Функциональная грамотность

Количество баллов: _____

средний балл

0

+0-0,2 б. за год

1

+0,3 б. за год

2

+0,6 б. за год

3

+0,8 б. за год

4

+1 и более за год


уровень самостоятель

ности

0

отсутствие достижений

1

низкий уровень самостоятельности достижений

2

средний уровень самостоятельности достижений

3

высокий уровень самостоятельности достижений

4

очень высокий уровень самостоятельности достижений






Общекультурная и поликультурная компетентность

Количество баллов: ______

занятия в спортивных кружках

1

систематические занятия в спортивной секции, кружке

2

наличие призовых мест на соревнованиях муниципального уровня

3

наличие призовых мест на соревнованиях регионального уровня

4

наличие призовых мест на соревнованиях более высокого уровня


занятия в творческих

кружках

1

систематические занятия в творческом кружке, школе


2

наличие призовых мест на конкурсах муниципального уровня

3

наличие призовых мест на конкурсах регионального уровня

4

наличие призовых мест на конкурсах более высокого уровня


участия в туристическо-

краеведч. и природоохранной деятельности

1

систематические занятия в кружке по данному направлению

2

Наличие благодарственных писем за участие в поисковых, исследовательских мероприятиях, призовых мест на конференциях по соответствующей тематике муниципального уровня

3

Наличие благодарственных писем за участие в поисковых, исследовательских мероприятиях, призовых мест на конференциях по соответствующей тематике регионального уровня

4

Наличие благодарственных писем за участие в поисковых, исследовательских мероприятиях, призовых мест на конференциях по соответствующей тематике более высокого уровня




Интеллектуальная компетентность

Количество баллов: ______

уровень освоения образовательного стандарта

0

Выполнение работы менее 50 %

1

Выполнение работы на 50 - 60 %

2

Выполнение работы на 61 - 80 %

3

Выполнение работы на

81 - 100 %


занятость и результативность занятий в научных обществах, клубах, организациях

1

систематически посещает занятия научных организаций



2

наличие призовых мест на предметных олимпиадах, защите проектов муниципального уровня

3

наличие призовых мест на предметных олимпиадах, защите проектов регионального уровня

4

Наличие призовых мест на предметных олимпиадах, защите проектов более высокого уровня


публичное представление результатов

1

наличие печатных работ и подготовка публикаций для школьного сайта, выступления на школьном уровне


2

наличие печатных работ и публикаций, призовых мест при проведении интеллектуальных игр, марафонов муниципального уровня

3

наличие печатных работ и публикаций, призовых мест при проведении интеллектуальных игр, марафонов регионального уровня

4

наличие печатных работ и публикаций, призовых мест при проведении интеллектуальных игр, марафонов более высокого уровня



уровень самообразования

1

систематическая подготовка к урокам дополнительного материала по желанию обучающегося

2

проведение уроков в рамках дня самоуправления

3

сертифицированные предметные курсы

4

сертифицированные курсы профориентационной направленности


Коммуникативная компетентность

Количество баллов: ______

динамика среднего балла за владение русским языком

1

+ 0,3 б.



2

+ 0, 6 б.

3

+ 0,8 б.

4

+ 1 б.


результативность литературного творчества

1

Систематические занятия в литературных кружках, театрах

2

Наличие призовых мест на конкурсах литературного творчества, конференциях по соответствующей тематике муниципального уровня

3

Наличие призовых мест на конкурсах литературного творчества, конференциях по соответствующей тематике регионального уровня

4

Наличие призовых мест на конкурсах литературного творчества, конференциях по соответствующей тематике более высокого уровня


уровень информационной компетенции

1

умение сопровождать свои проекты, доклады, рефераты презентациями

2

наличие призовых мест на конкурсах, конференциях муниципального уровня, способность создавать авторские информационные продукты

3

наличие призовых мест на конкурсах, конференциях регионального уровня

4

наличие призовых мест на конкурсах, конференциях более высокого уровня


уровень взаимодействия

1

отсутствие свидетельств конфликтов

2

способность работать в группе и добиваться намеченных целей, получать определенный продукт совместной деятельности

3

способность организовывать и руководить работой группы по достижению намеченных целей и получения продуктов совместной деятельности

4

способность планировать, организовать и проводить массовые мероприятия


Социальная компетентность

Количество баллов: ______

участие в работе институтов самоуправления

0-1

уровень ОУ

1-2

муниципальный уровень

2 -

3

региональный уровень

3 - 4

более высокого уровня


сформированность правового поведения и гражданской позиции

1

отсутствие нарушений устава школы, правонарушений

1

наличие грамот, благодарственных писем за участие в правовых акциях, волонтерском движении, межвозрастных социально-значимых проектах

2

наличие призовых мест, подтвержденных документами, на конференциях, конкурсах по правовой тематике муниципального уровня

3-4

Наличие призовых мест, подтвержденных документами, на конференциях, конкурсах по правовой тематике регионального и более высокого уровня




Всего баллов: ______________

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД (универсальные учебные действия).

В работе над созданием портфолио очень важным элементом является взаимодействие учителя и ученика. В первом классе, безусловно, учитель и родители должны помогать ребенку, корректировать его работу. Но постепенно на первое место выходит самостоятельный выбор ученика, он сам решает, что он хочет положить в свою папку. Тем самым от него требуется самооценка. Возможно, что другие ученики также могут внести свои замечания и комментарии к отдельным частям работы товарища, тем самым учатся оценивать, вырабатывать и формулировать свое мнение.

Как только портфолио организованы, учитель может оценивать достижения ребенка. Портфолио как предполагается, не используются для сравнения детей между собой. Они являются документацией, говорящей о конкретном индивидуальном развитии за определенный отрезок времени.

Использование портфолио обеспечивает учителя выстроенной системой планирования родительских отношений. Беря портфолио в качестве основы для разговора, учитель и родители могут рассматривать конкретные примеры работы ребенка более успешно, чем абстрактно обсуждая его развитие.

Я думаю, что ученическое портфолио может являться одной из эффективных форм оценивания личностных достижений, а также помогать решать педагогические задачи, развивая учебную активность и самостоятельность школьников. Главное помнить, что современный учитель начальных классов должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное начальное образование. Но начинать надо с себя, и не надо бояться трудностей. Работать будет интересней. Просто надо принять это душой и сердцем.









«Портрет»











  • Мой портрет (место для фото или автопортрета):

Знакомьтесь: это - я.


  • Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес

Моя семья


  • Нарисуй портрет своей семьи


  • Родословное дерево


  • Чем я люблю заниматься


  • Я ученик

Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»)


  • Я могу делать


  • Я хочу научиться в этом году…


  • Я научусь в этом году

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык

Литературное чтение


Математика

Окружающий мир



  • Я читаю.

  • Мой класс, мои друзья, мой первый учитель


  • Мой распорядок дня


Время

Дела

Рисунок

Утро



День



Вечер



  • Я и мои друзья

Вопрос

Напиши

Нарисуй

Чем я люблю заниматься?



Какая игрушка у меня самая любимая?



Сколько у меня друзей и как их зовут?


Какой у меня самый любимый цвет?


Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?








«Коллектор»

















  • Правила поведения в школе


  • Законы жизни класса


  • Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.


  • План - памятка Решения задачи


  • Памятка «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»


  • Памятка «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»


  • Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)


  • Памятка: Правила общения












«Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.












«Мои достижения»









  • Моя лучшая работа


  • Задание, которое мне больше всего понравилось


  • Я прочитал ……. книг.


  • Что я теперь знаю, чего не знал раньше?


  • Что я теперь умею, чего не умел раньше?


  • Мои цели и планы на следующий учебный год:

- Чему я еще хочу научиться?

- Какие книги прочитать?


  • Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях


  • Мои проекты


  • Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)









Формы контроля и учета достижений обучающихся

Учащийся: _______________________ Классный руководитель: ________________________________


Функциональная грамотность

Количество баллов: _____

средний балл

0

+0-0,2 б. за год

1

+0,3 б. за год

2

+0,6 б. за год

3

+0,8 б. за год

4

+1 и более за год


уровень самостоятель

ности

0

отсутствие достижений

1

низкий уровень самостоятельности достижений

2

средний уровень самостоятельности достижений

3

высокий уровень самостоятельности достижений

4

очень высокий уровень самостоятельности достижений






Общекультурная и поликультурная компетентность

Количество баллов: ______

занятия в спортивных кружках

1

систематические занятия в спортивной секции, кружке

2

наличие призовых мест на соревнованиях муниципального уровня

3

наличие призовых мест на соревнованиях регионального уровня

4

наличие призовых мест на соревнованиях более высокого уровня


занятия в творческих

кружках

1

систематические занятия в творческом кружке, школе


2

наличие призовых мест на конкурсах муниципального уровня

3

наличие призовых мест на конкурсах регионального уровня

4

наличие призовых мест на конкурсах более высокого уровня


участия в туристическо-

краеведч. и природоохранной деятельности

1

систематические занятия в кружке по данному направлению

2

Наличие благодарственных писем за участие в поисковых, исследовательских мероприятиях, призовых мест на конференциях по соответствующей тематике муниципального уровня

3

Наличие благодарственных писем за участие в поисковых, исследовательских мероприятиях, призовых мест на конференциях по соответствующей тематике регионального уровня

4

Наличие благодарственных писем за участие в поисковых, исследовательских мероприятиях, призовых мест на конференциях по соответствующей тематике более высокого уровня




Интеллектуальная компетентность

Количество баллов: ______

уровень освоения образовательного стандарта

0

Выполнение работы менее 50 %

1

Выполнение работы на 50 - 60 %

2

Выполнение работы на 61 - 80 %

3

Выполнение работы на

81 - 100 %


занятость и результативность занятий в научных обществах, клубах, организациях

1

систематически посещает занятия научных организаций



2

наличие призовых мест на предметных олимпиадах, защите проектов муниципального уровня

3

наличие призовых мест на предметных олимпиадах, защите проектов регионального уровня

4

Наличие призовых мест на предметных олимпиадах, защите проектов более высокого уровня


публичное представление результатов

1

наличие печатных работ и подготовка публикаций для школьного сайта, выступления на школьном уровне


2

наличие печатных работ и публикаций, призовых мест при проведении интеллектуальных игр, марафонов муниципального уровня

3

наличие печатных работ и публикаций, призовых мест при проведении интеллектуальных игр, марафонов регионального уровня

4

наличие печатных работ и публикаций, призовых мест при проведении интеллектуальных игр, марафонов более высокого уровня



уровень самообразования

1

систематическая подготовка к урокам дополнительного материала по желанию обучающегося

2

проведение уроков в рамках дня самоуправления

3

сертифицированные предметные курсы

4

сертифицированные курсы профориентационной направленности


Коммуникативная компетентность

Количество баллов: ______

динамика среднего балла за владение русским языком

1

+ 0,3 б.



2

+ 0, 6 б.

3

+ 0,8 б.

4

+ 1 б.


результативность литературного творчества

1

Систематические занятия в литературных кружках, театрах

2

Наличие призовых мест на конкурсах литературного творчества, конференциях по соответствующей тематике муниципального уровня

3

Наличие призовых мест на конкурсах литературного творчества, конференциях по соответствующей тематике регионального уровня

4

Наличие призовых мест на конкурсах литературного творчества, конференциях по соответствующей тематике более высокого уровня


уровень информационной компетенции

1

умение сопровождать свои проекты, доклады, рефераты презентациями

2

наличие призовых мест на конкурсах, конференциях муниципального уровня, способность создавать авторские информационные продукты

3

наличие призовых мест на конкурсах, конференциях регионального уровня

4

наличие призовых мест на конкурсах, конференциях более высокого уровня


уровень взаимодействия

1

отсутствие свидетельств конфликтов

2

способность работать в группе и добиваться намеченных целей, получать определенный продукт совместной деятельности

3

способность организовывать и руководить работой группы по достижению намеченных целей и получения продуктов совместной деятельности

4

способность планировать, организовать и проводить массовые мероприятия


Социальная компетентность

Количество баллов: ______

участие в работе институтов самоуправления

0-1

уровень ОУ

1-2

муниципальный уровень

2 -

3

региональный уровень

3 - 4

более высокого уровня


сформированность правового поведения и гражданской позиции

1

отсутствие нарушений устава школы, правонарушений

1

наличие грамот, благодарственных писем за участие в правовых акциях, волонтерском движении, межвозрастных социально-значимых проектах

2

наличие призовых мест, подтвержденных документами, на конференциях, конкурсах по правовой тематике муниципального уровня

3-4

Наличие призовых мест, подтвержденных документами, на конференциях, конкурсах по правовой тематике регионального и более высокого уровня




Всего баллов: ______________


© 2010-2022