Сценарий классного часа на тему: Я играю на гармошке

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Классный час

на отделении народных нструментов

«Я играю на гармошке»

(история развития гармоники, баяна, аккордеона)

Сценарий классного часа на тему: Я играю на гармошке



Урываев А. Г., преподаватель МБУДО

«Детская музыкальная школа г. Ярцево»



2015г.

Цель мероприятия: познакомить учащихся с историей возникновения и развития гармони, баяна, аккордеона.

Задачи мероприятия:

развитие творческой инициативы и повышение исполнительского уровня;

повышение мотивации к процессу обучения в музыкальной школе;

популяризация народных клавишных инструментов.

А. Новиков. Дороги

М. Блантер. Катюша.

Исп. Сидоренко Егор, Волков Никита (гармонь) (пр. Меренков В. И.)

У каждого народа есть свой, особо любимый им музыкальный инструмент. У украинцев - это бандура, цимбалы - у белорусов, скрипка - у молдаван. А какой инструмент в России считается самым русским? (гармошка, балалайка, баян).

Правильно, в России таким инструментом по праву считается баян. Несмотря на свою популярность во многих странах, баян достойно и прочно занял место в ряду русских народных музыкальных инструментов. Баян - инструмент уникальный по своим возможностям: он вобрал в свою звуковую палитру "голоса" многих инструментов, таких, например, как фагот, флейта, кларнет, орган. Он единственный из многочисленных музыкальных инструментов обладает редкой способностью имитировать различные тембры. И хотя его биография значительно короче, чем у большинства других инструментов, страницы ее наполнены интересными событиями и фактами и несут живое дыхание истории музыкальной культуры русского народа от прошлого века до наших дней.

А. Вершюрен. В стиле Мюзет.

РНП «Пойду ль я, выйду ль я». Обр. Л. Колесова.

Исп. Полянская Настя (аккордеон), Гаврилов Артем (баян (пр. Печенева ОА)

Сегодня мы с вами будем говорить об истории возникновения и развития народных (клавишных) инструментов - гармони, баяна и аккордеона.

Где, как и когда появилась первая гармоника? Считается, что гармоника произошла от китайского шэна (деревянного музыкального инструмента, изготовленного из ряда бамбуковых палочек, в каждой из которых был миниатюрный колеблющийся язычок), известного в Юго-Восточной Азии еще три тысячи лет назад.

В истории изобретений можно встретить немало примеров, когда давно известные вещи, соединенные вдруг кем-то особым образом, давали совершенно новое качество. Так получилось и с гармоникой. Помимо звучащего язычка, знакомого людям несколько тысячелетий, мехи тоже известны с незапамятных времен - сначала кузнечные, а потом органные. И клавиатура была изобретена много веков назад. А возраст ручной гармоники, сочетающей в себе эти три вещи, на фоне этой старины можно считать младенческим.

В 1780 г. петербургский универсальный органный мастер Киршник создал музыкальный инструмент с язычками и указал на способ извлечения звука, который теперь применяется во всех язычковых музыкальных инструментах. Никто не видел, как выглядит первая гармоника, остались только ее отрывочные описания. Инструмент совсем не был похож на привычный нам: он устанавливался на стол, и на нем играли, как на маленьком пианино - только для получения звука кто-то должен был растягивать меха. Инструмент Киршника быстро обрел популярность. В начале XlX века образовалось целое семейство подобных инструментов: оркестрионы, фисгармонии, концертины, губные гармоники.

У музыкальных инструментов бывают разные судьбы. У некоторых инструментов до сих пор не определен возраст даже с точностью до столетия, а в случае с гармоникой мы сразу называем год рождения - 1822 год. Можем назвать и имя изобретателя ручной гармоники - Фридрих Бушман. Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером. Поэтому не удивительно, что Фридрих и сам лет с восьми начал играть на некоторых инструментах, а в одиннадцать уже гастролировал вместе с отцом и помогал ему в музыкальной мастерской.
В 1822 году Фридрих жил в Берлине и работал настройщиком органов и фортепиано. Чтобы облегчить себе настройку органных труб, он сконструировал специальное приспособление - маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Когда Фридрих вдувал ртом воздух в коробочку, язычок звучал, издавая тон определенной высоты. По нему и настраивалась труба. Несколько таких коробочек, дававших звуки разной высоты, упрощали настройку. Однако мастеру не нравилось, что одна рука была занята этим приспособлением, а для работы оставалась только другая. Тогда Фридрих вделал каждый язычок в мех. Теперь во время настройки мастер ставил приспособление рядом с собой, растягивал мех кверху и отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, мех подавал воздух на язычок, и тот звучал. Обе руки мастера оставались свободными, а кроме того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу.
Потом Фридрих догадался, что незачем делать к каждому язычку собственный мех. Можно встроит все язычки в один мех, а чтобы они не звучали одновременно, оснастить их клапанами. Теперь для получения нужного тона надо было открыть один клапан над соответствующим язычком, а остальные оставить закрытыми. А еще чуть позже Фридрих понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Так мастер, облегчая себе труд (сейчас мы назвали бы это рационализацией), пришел к новой форме музыкального инструмента. В ту пору Фридриху было всего семнадцать лет...

А. Полонский. Цветущий май.

А. Агапкин. Прощание славянки.

Исп. Новиков Саша, Волков Никита (гармонь) (пр. Меренков В. И.)

Однако, восхищаясь изобретательностью молодого мастера, не будем и преувеличивать его заслуги в создании гармоники. Фридрих изобрел новую форму музыкального инструмента, но пока не сам инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя: ведь клапанный механизм предназначался лишь для настройки. Фридрих пытался довести до конца свой замысел и сделать ручную гармонику, но у него было очень мало времени на это. Все отнимала основная работа, а гармоникой приходилось заниматься лишь урывками, поэтому в итоге получилось у него нечто вроде детской игрушки.
Одна из таких детских игрушек попала в руки русскому органному мастеру, проживающему в Вене, Кириллу Демиану. Он усовершенствовал ее: придал меховой камере современную форму, создал основные элементы конструкции, сохранившиеся в основном до настоящего времени (корпус, состоящий из правой и левой крышек с клавиатурами, и меховую камеру).
Гармоника Демиана имела 7 клавиш, расположенных в один ряд, для правой руки (мелодия) и 2 клавиши для левой (аккомпанемент). 6 мая 1829 года мастер подал заявку на инструмент, названный им аккордеоном. Можно подивиться той оперативности, с которой была рассмотрена и утверждена эта заявка: уже через девятнадцать дней Демиан получил привилегию на свой инструмент. Можно подивиться и оперативности самого Демиана: еще через несколько дней он вместе со своими сыновьями стал производить аккордеоны на продажу. И вскоре, еще в год своего появления на свет, аккордеон Демиана стал известным инструментом.

На аккордеоне уже можно было играть - правда, очень простые мелодии и только в одной тональности. Но это была музыка, а не надоедливая для взрослых детская забава.

Инструменты, с неполным звукорядом, (подобные Демиановым) называют диатоническими и это самое главное отличие гармони от аккордеона и баяна. Гармонь это диатонический инструмент, ее звуковой ряд является неполным, что легко позволяет играть народные песни, но делает невозможным симфоническое исполнение. То есть классическую музыку на гармони сыграть невозможно. Зато, именно малое количество клавиш у первых гармоник и упрощенный звукоряд, позволяли довольно быстро научиться играть на ней даже непрофессионалу. Это сделало новый инструмент необычайно популярным, всенародным. Аккордеоны стали выпускать в Германии, Франции, Австрии, Англии, Италии. Дешевизна нового инструмента, его прочность, сильный, громкий звук и легкость воспроизведения мелодий песен и танцев привлекли к нему и русских любителей музыки.

Л. Колесов. Лирический хоровод.

Л. Колесов. Веселая прогулка.

Исп. Никонов Никита (баян), Мусатов Дима (аккордеон) (пр.Беспалова Т. А.)

А теперь посмотрим, как гармоника попала в Россию.
Произошло примерно то же самое, что сейчас происходит с нашими балалайками. Их покупают иностранные туристы и увозят домой в качестве экзотического сувенира. Так и в Россию привозили ручные гармоники - не туристы, конечно, а купцы, моряки, артисты. Однако здесь ей не суждено было остаться лишь сувениром - очень скоро гармоника превратилась из экзотического инструмента в народный.

А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам. Как то раз, на Нижегородской ярмарке, оружейник из Тулы Иван Сизов, услышал звуки невиданного инструмента. Восхищенный мастер сторговал у заморского купца «диковинную штуку», не пожалев 40 рублей. Придя домой мастер первым делом... разобрал инструмент до винтика. И тут же смастерил еще несколько - для себя и друзей. Инструмент настолько полюбился тулякам, что его производство приняло массовый характер, а Тула и ее окрестности по праву получили звание колыбели русской гармони. Тула выпускала больше десяти тысяч инструментов в год.
Производство перекинулось в другие города, то тут, то там открывались новые промыслы, причем множились и разновидности гармоники, потому что в каждой области ее переиначивали и подлаживали под свои напевы. Саратовская, ливенская, череповецкая, касимовская, елецкая, вятская, и совсем крошечные, как игрушечные черепашки - всех и не перечислить. Отличались они друг от друга размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов (отсюда и название - однорядка, двухрядка, трёхрядка).

Вскоре, русские мастера создают «Хромку» инструмент принципиально отличающийся от «венки» венской гармоники мастера Дамиана. Это была двухрядная гармонь, у которой высота звука уже не зависела от направления движения меха. Свое название инструмент получил потому, что на нем стало возможным играть не только «белые» ноты, но и «черные» - диезы и бемоли, правда не все. Конечно, диапазон звучания «хромки» (один из важнейших показателей) при том же количестве клавиш был почти в 1,5 раза меньше диапазона "венки", но играть на ней было легче. По этой причине венская гармонь постепенно выходит из употребления и сейчас на ней играют крайне редко. А вот «хромка» получила значительное развитие и благополучно дожила до наших дней. Гармоника настолько пришлась по вкусу широким массам населения, что её можно было встретить повсеместно: на ярмарках, в балаганных представлениях, в домашнем кругу, на сельских и городских праздниках. К середине ХХ века гармоники были распространены уже повсеместно - в каждом селе находился свой гармонист, свой "первый парень" на деревне, многие музыканты были самоучками, но какие чудеса исполнения музыки они творили, несмотря на то, что инструмент был весьма примитивен (5 - 7 кнопок на правой стороне и 2 на левой).

Рос уровень исполнителей. Музыкантам хотелось играть все более сложные произведения, но "хромка", к сожалению, имела весьма ограниченные исполнительские возможности и уже никак не удовлетворяла возросшим запросам исполнителей. Их репертуар требовал создания инструмента с полным хроматическим звукорядом - таким как на пианино. На таком инструменте можно было исполнять абсолютно любые произведения. И такую хроматическую, с полным звукорядом, гармонь создал русский музыкант-самородок, тульский рабочий-красильщик Николай Иванович Белобородов, который был страстным музыкантом-гармонистом и в течение всей своей жизни стремился к созданию новой гармоники с хроматическим строем. И сделал он это на 20 лет раньше, чем европейские мастера!

Что касается баяна, то своим появлением баян обязан талантливому русскому мастеру Петру Стерлигову. Тот не только мастерски настраивал инструменты, но создавал восхитительные по красоте и качеству гармони. Однако, вряд ли бы ему удалось создать новый инструмент, без исполнителя- виртуоза, легендарного гармониста Якова Федоровича Орланского-Титаренко. Будучи прекрасным музыкантом, он ощущал все недостатки хроматической гармоники, ограниченность ее технических и тембровых возможностей. По его заказу, мастер Стерлигов сделал инструмент с четырехрядной клавиатурой. Звучание его было превосходным. Орланский-Титаренко просто не выпускал его из рук, наслаждаясь прозрачным, чистым звуком. Технические возможности инструмента казались музыканту сказочными. Потому инструмент решено было назвать в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Баяна. Случилось это в 1907 году. К сожалению, этот первый инструмент не сохранился, он погиб в Ленинграде в 1942 году. Хроматические гармоники (баяны) Стерлигова, были столь совершенны, что и сегодня, по их последним образцам, изготавливаются фабричные инструменты. После мастера Стерлигова ничего принципиально нового в их конструкцию внесено не было.

Пьеса на тему песни Н. Богословского «Московский извозчик» Обр. Е. Дербенко.

РНП «На горе - то калина». Обр. А. Шалаева.

Исп. Галицын Виталий (баян), Бугрова Анна (аккордеон) (пр. Урываев А. Г.)

Итак, язычковые инструменты - это самые молодые из всех и потому постоянно развивающиеся музыкальные инструменты. Возможности инструмента возрастают буквально с каждым днем - уже появились полностью хроматические гармоники, постоянно совершенствуются тембровые возможности - инструменты приобретают все более красивые выразительные голоса.

Жизнь гармоники продолжается и по сегодняшний день благодаря музыкантам - любителям и ценителям гармоники. Её можно услышать на сцене, в быту, в самодеятельных ансамблях и в оркестрах народных инструментов.


© 2010-2022