Доклад Актуальные проблемы языка

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Актуальные проблемы

преподавания государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик РФ, языков народов России в условиях двуязычия.

Одна из важных проблем лингвистики 21 века - сохранение исчезающих малочисленных языков. Языковая ситуация в современном мире вызывает обоснованную тревогу. Одним из первых предстает комплекс нерешенных проблем об исчезающих языках мира и нахождение новых методов сохранения их во времени и пространстве.

Сохранение языкового разнообразия было и остается одной из приоритетных задач мирового сообщества. Сегодня все больше внимания уделяется разработке принципов языковой политики как важного компонента национальной государственной политики, в основу которой должны быть положены такие факторы, как самобытность народов, уникальность их языков, традиций, культур, своеобразие этнической психологии. Основой для реализации языковой политики посредством законов, концепций, программ является языковое законодательство.

Следует отметить, что вопросы законодательного регулирования языковой политики как фактора сохранения языкового сознания титульного этноса на примере калмыцкого языка рассматриваются не впервые. Но в целом, проблеме сохранения языков российских народов, в особенности малочисленных, с этой точки зрения уделяется недостаточное внимание.

Современная языковая ситуация в РК характеризуется значительным сужением сфер функционирования калмыцкого языка. Основной формой сложившейся в Калмыкии лингвистической ситуации является двуязычие с доминирующей ролью русского языка.

Двуязычие - явление социально закономерное и необходимое в многонациональных государствах. «Взаимное» уважение языков сближает детей на равноправной основе, улучшает общую атмосферу межнационального общения. Без соблюдения этих условий - мы в этом убедились на практике - трудно создать высокую культуру межнационального взаимодействия, взаимообогащения.

Калмыцкий язык занесен ЮНЕСКО в Красную книгу как один из исчезающих на планете языков.

Язык - величайшее достояние и неотъемлемый признак любой нации. Одна из основных задач преподавания калмыцкого языка в школе заключается в формировании умений и навыков связанного изложения мыслей в устной и письменной форме. Она тесно связана с развитием у учащихся навыков логического членения предложения, умения выделить информативный центр фразы, выразительного чтения, которые невозможны без осознания интонационной структуры фразы.

Цель преподавания калмыцкого языка в школе - не только дать учащимся основную сумму знаний о современном языке, его грамматическом строе, но и выработать навыки устной и письменной речи. Другими словами, в настоящее время на передний план выступает практическая направленность обучения языку. Глубокие и прочные теоретические знания приобретают прикладное значение, если школьник умеет правильно распознать то или иное грамматическое явление, то есть основа практических навыков - это осознанное овладение грамматическими понятиями.

Современной школе предстоит реализовать важнейшие цели. Концепция современной системы образования широкая, многоплановая, учитывающая многонациональный состав населения республики,

Изучение калмыцкого языка наряду с русским и иностранным является составной частью лингвистического образования в современной школе. Важная роль при этом должна отводиться сравнению и сопоставлению языков, каковыми являются калмыцкий, русский, иностранные языки способствуют более глубокому и осмысленному пониманию и усвоению наиболее трудных вопросов грамматики этих языков.

Народный поэт Калмыкии, лауреат государственной премии РСФСР и СССР Д.Н. Кугультинов сказал: «Эврә келән һолсн - экән һолсн әдл», что в переводе означает «Пренебрегший свой родной язык подобен пренебрегшему свою родную память». Меткое и мудрое сравнение.

Богатство всех языков, их красота, созвучие, мудрость народных сказок, поговорок, пословиц открываются только тому человеку, который впитал с молоком матери свой родной язык.

Закон РФ «Об образовании» создал благоприятные предпосылки для строительства национально-региональной системы образования. В условиях республики Калмыкия (РК) этот процесс был сопряжен с преодолением ряда трудностей. Сложилась уникальная ситуация, когда целые поколения, выросшие в годы депортации и после реабилитации, совсем не знавшие либо слабо знавшие калмыцкий язык, оказались отлученными от своей самобытной культуры, истории, обычаев и традиций.

Если анализировать языковую ситуацию в республике, большинство детей на родном языке не говорят. В семье, в школе нет должной языковой среды. Ничтожно малое количество часов, выделенное на изучение языка, не дает возможности учителям осуществить цели и задачи обучения. Учебно-воспитательный процесс направлен на обновление национального образования в строгом соответствии с законом РФ и РК «О языках народов РФ и РК»

Практика показала, что нестандартные формы и приемы работы наиболее действенны, так как при его применении учащиеся охотно и активно трудятся, прочно усваивают материал.

Большие затруднения испытывают учителя из-за отсутствия научно-обоснованной методики преподавания калмыцкого языка. Поэтому учителю родного языка приходится зачастую пользоваться методическими рекомендациями для учителей русского языка, иностранных языков и огромная доля приходится на личное творчество, поиск новых разнообразных методов ведения урока.

Одна из проблем, требующих разрешения, - сохранение преемственности между «нулевой» (ДОУ) и начальной ступенью обучения в национальной школе. (1 класс). Начальная национальная школа уже утвердилась как базовая с обучением на калмыцком языке, причем достигнуты неплохие результаты.

Медленно растет число национальных школ, предстоит большая работа по созданию учебно-методических материалов с этнокультурной направленностью.

© 2010-2022