- Преподавателю
- Другое
- Дополнительная общеобразовательная программа декоративно-прикладного творчества «Мягкая игрушка» Тематическая направленность – художественная Возраст обучающихся - 8-16 лет Срок реализации – 2 года обучения
Дополнительная общеобразовательная программа декоративно-прикладного творчества «Мягкая игрушка» Тематическая направленность – художественная Возраст обучающихся - 8-16 лет Срок реализации – 2 года обучения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гладковская А.В. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития личности»
(МБУ ДО «ЦРЛ»)
Рассмотрена
на педагогическом совете
МБУ ДО «ЦРЛ»
Протокол № _ от «__» ______20__г.
Утверждаю:
Директор МБУ ДО «ЦРЛ»
______________ Е.Н. Денисова
Приказ от «__» ______20__г. № ___
Дополнительная общеобразовательная программа
декоративно-прикладного творчества
«Мягкая игрушка»
Тематическая направленность - художественная
Возраст обучающихся - 8-16 лет
Срок реализации - 2 года обучения
Автор-составитель:
Гладковская Анна Владимировна,
педагог дополнительного образования
Новокузнецкий городской округ, 2015
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа декоративно-прикладного творчества «Мягкая игрушка» относится к художественной направленности и рассчитана на 2 года обучения.
Декоративно-прикладное искусство - увлекательный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность - чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей пытаются создать собственные, неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас в жизни.
Игрушка - одно из наиболее доступных произведений искусства. От других видов искусства ее отличает то, что она сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Изготовление мягкой игрушки - один из давних видов декоративно - прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего взгляд. Игрушку любят все дети и взрослые. Для детей она забава, игра, взрослые же с удовольствием любуются красивыми игрушками, которые доставляют истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку. Мягкая игрушка, выполненная своими руками, имеет особое значение в творческом развитии ребенка. Занятия творчеством являются важнейшей частью процесса преобразования его внутреннего мира. Чтобы пробудить в сердце каждого ребенка творческое начало, необходимо предоставить ему возможность радостного познания мира, научить видеть в нем прекрасное, яркое, удивительное. Процесс создание мягкой игрушки является творческой деятельностью и успешно решает задачи художественного и трудового воспитания, развивает художественный вкус, усидчивость, эмоциональную сферу. Игрушка, выполненная ребенком самостоятельно, является результатом его творческого труда, проявлением индивидуальности. Игрушка, при изготовлении которой ребенок вложил свою фантазию и любовь становится для него особенно дорогой и привлекательной.
Актуальность программы
В процессе освоения программы «Мягкая игрушка» ребенок больше узнает о мире игрушки, ее истории и секретах ее изготовления. Занятия открывают детям большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль. Учащиеся осваивают технологию изготовления игрушки, правила ее оформления и учатся создавать собственные модели игрушек. Интерес к изготовлению мягкой игрушки проявляют дети разной возрастной категории. Возможность выразить свое творческое начало, фантазию, изобретательность привлекает не только девочек, но и мальчиков.
Данная программа обеспечивает не только организацию досуга учащихся, но и специально организованную образовательную деятельностью, которая позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал, развить личностные качества, фантазию, воображение. Образовательный процесс ориентирован на освоение учащимися определенных знаний и обучение их конкретным приемам работы с различными материалами, но и на удовлетворение интересов, потребностей, развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.
Отличительная особенность программы
Дополнительная образовательная программа «Мягкая игрушка» создана на основе методического пособия О.С. Молотобаровой «Кружок изготовления игрушек-сувениров», а также методического пособия «Обучение мастерству рукоделия» Е.А. Гурбиной. Данная образовательная программа ориентирована на обучение, воспитание и развитие детей в возрасте 8-16 лет. В объединение принимаются все желающие ребята, независимо от уровня их подготовки. Основанием для перевода на следующую ступень, является освоение обучающимися содержания образования предыдущего уровня.
Работа по программе предлагает освоение каждым ребенком 3-х уровней содержания образования:
- начальный - выявление интересов детей, формирование элементарных умений;
-репродуктивный - овладение мастерством рукоделия, увлеченность конкретным делом;
-креативный уровень - выход в индивидуальную сферу деятельности, укрепление стремления учащихся к творческой деятельности.
Программой предусмотрена часовая корректировка между разделами с учетом материальной базы и дифференцированного обучения для возрастной категории детей 8-10 лет с опорой на игровые технологии.
Содержание программы предполагает проведение промежуточной и итоговой аттестации детей посредством диагностики и участия работ учащихся в выставках, конкурсах различного уровня (городского, областного).
Цель программы - развитие творческих способностей учащихся средствами рукоделия и содействие к адаптации в социальной сфере.
Задачи:
-
формировать представления у учащихся о разнообразии видов мягкой игрушки;
-
формировать навыки рукоделия;
-
развивать творческие способности;
-
воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность;
-
развивать коммуникативные навыки.
Организация образовательного процесса
Возраст детей, участвующих в образовательном процессе-8-16 лет. Продолжительность образовательного процесса по программе 2 года: 1 год обучения- 144 часа; 2 год обучения -216 часов.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие,
по 12-15 человек в группе.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа -1 год обучения,
по 3 часа -2 год обучения.
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения у учащихся должны быть сформированы:
- аккуратность, усидчивость,
- основные умения работы с инструментами,
-навыки изготовления игрушки,
- бережное отношение к игрушкам, изделиям своего и чужого труда.
Учащиеся должны знать:
-роль игрушки в жизни человека, ее историю и многообразие ее видов;
-материалы и инструменты, необходимые для работы;
-правила организации рабочего места;
-правила техники безопасности и охраны труда при изготовлении игрушек.
Формой подведения итогов реализации программы являются:
-итоговый опрос учащихся, диагностика ЗУН;
-тестирование;
-участие в выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
Образовательная программа «Мягкая игрушка» предполагает проведение промежуточной и итоговой аттестации детей посредством диагностики результатов обучения, воспитания и развития детей по итогам первого полугодия и учебного года, кроме того, после изучения каждой темы предполагается проведение контрольных тестов и заданий, бесед, устных опросов, диагностики ЗУН (приложение).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами рукоделия и содействие к адаптации в социальной сфере.
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Всего
Теорет.
Практ.
Вводный инструктаж по техники безопасности труда с инструментами и приборами
2
1
1
I
1.1
1.2
1.3
1.4
Плоская игрушка.
Технология изготовления плоской игрушки.
«Веселый зоопарк»
Функциональная игрушка
Анималистическая игрушка
16
2
6
4
4
3
1
1
0,5
0,5
13
1
5
3,5
3,5
II
2.1
2.2
2.3
2.4
Полуобъемная игрушка
Технология изготовления
полуобъемной игрушки
«Веселый зоопарк»
Функциональная игрушка.
Анималистическая игрушка
50
2
40
4
4
7
1
4
1
1
43
1
36
3
3
III
3.1
3.2
3.3
3.4
Объемная игрушка
Технология изготовления объемной игрушки
«Веселый зоопарк»
Функциональная игрушка:
Анималистическая игрушка:
64
4
48
4
8
8
2
5
0,5
0,5
56
2
49
3,5
5,5
IV
Резервные часы
Организация и обсуждение выставки работ
12
4
4
8
Итого:
144
23
109
5
В конце учебного года по разделу «Плоская игрушка» учащиеся должны знать: модели плоских игрушек, правила раскроя изделия, технологи изготовления, правила выполнения ручных швов: «вперед иголку». Особенности оформления плоской игрушки: вышивка или плоская аппликация.
Должны уметь: работать с готовыми выкройками основных и дополнительных деталей, выполнять раскрой по готовым выкройкам, выполнять ручной шов «вперед иголку». Выполнить плоскую аппликацию по готовым шаблонам. Оформить игрушку с помощью педагога или по образцу.
По разделу «Полуобъемная игрушка» учащиеся должны знать: модели полуобъемных игрушек, правила раскроя, процесс изготовления игрушки. Особенности оформления полуобъемных игрушек: наложение одних частей на другие. Правила выполнения ручных швов:
«через край»
Должны уметь: работать с готовыми выкройками основных и дополнительных деталей. Использовать синтепон или поролон в качестве основы. Выполнять наложение простых дополнительных деталей на основу. Изготовить игрушку по технологии. Выполнять ручной шов: «через край» Выполнять раскрой основных и дополнительных деталей по готовым выкройкам. Оформить игрушку с помощью педагога.
По разделу «Объемная игрушка»: правила выполнения ручного шва «петельный», процесс изготовления объемных игрушек, особенности оформления игрушек: наложение одних частей игрушки на другие, правила раскроя.
Должны уметь: работать с готовыми выкройками основных и дополнительных деталей. Использовать синтепон, поролон в качестве наполнителя. Выполнять ручной шов «потайной». Выполнять раскрой основных и дополнительных деталей с помощью учителя или старшего товарища. Сшить несложную игрушку, оформить с помощью педагога.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Вводное занятие.
Введение детей в мир игрушки. План работы и задачи объединения.
Материалы и инструменты, необходимые для работы. Правила поведения на занятиях. Организация рабочего места. Техника безопасности при изготовлении игрушек. Демонстрация образцов различных игрушек.
Раздел I. Плоская игрушка
Тема 1. Технология изготовления плоской игрушки.
Знакомство с основными и отделочными материалами, ручными инструментами. Правила работы выкройками. Варианты несложных моделей плоских игрушек. Основа для изготовления плоских игрушек: основа-каркас из картона или поролона. Особенности оформления плоской игрушки: вышивка или аппликация. Этапы выполнения плоской игрушки. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Практическая работа. Работа с выкройками.
Тема 2. «Веселый зоопарк».
Обучение основам работы ручными инструментами.
Правила подготовки материалов и инструментов к работе. Правила раскроя. Отработка навыка заправки нитки в иголку, завязывание узелка, выполнение шва « вперед иголку». Модели несложных плоских игрушек. Практическая работа. Раскрой деталей изделия. Соединение деталей при помощи ручного шва: «вперед иголку». Оформление готовой игрушки при помощи педагога.
Тема 3. Функциональная игрушка.
Дополнительные детали, которые позволяют преобразовать плоскую игрушку в функциональную. Модели несложной функциональной игрушки.
Практическая работа. Преобразование плоской игрушки в функциональную с помощью педагога. Раскрой деталей изделия и дополнений к нему. Изготовление и оформление игрушки.
Тема 4. Анималистическая игрушка.
Отличительные особенности анималистической игрушки: наличие определенного образа и характера, которые присущи человеку. Дополнительные детали, которые позволяют сделать игрушку анималистической. Практическая работа. Раскрой основных и дополнительных деталей изделия. Изготовление и оформление игрушки.
Раздел II. Полуобъемная игрушка
Тема 1. Технология изготовления полуобъемной игрушки.
Варианты моделей полуобъемных игрушек. Преобразование плоской игрушки в полуобъемную. Основа для изготовления полуобъемных игрушек: основа-каркас из поролона или синтипона. Особенности оформления полуобъемных игрушки: наложение одних частей игрушки на другие. Процесс изготовления полуобъемной игрушки с использованием технологии выполнения плоской игрушки. Ручной шов: «через край». Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Практическая работа. Повторение приемов работы ручными инструментами: ножницы, игла. Отработка навыка заправки нитки в иголку, завязывание узелка, выполнение шва « вперед иголку».
Тема 2. «Веселый зоопарк».
Модели полуобъемных игрушек, изображающих различных животных и птиц. Правила подготовки материалов и инструментов к работе. Работа с выкройками. Правила раскроя полуобъемной игрушки. Практическая работа. Раскрой основных и дополнительных деталей. Соединение деталей при помощи ручных швов: «через край». Оформление игрушки.
Тема 3. Функциональная игрушка.
Преобразование полуобъемной игрушки в функциональную, ее отличительные особенности. Дополнительные детали, которые позволяют сделать игрушку функциональной. Практическая работа. Раскрой основных и дополнительных деталей, преобразование полуобъемной игрушки в функциональную.
Тема 4. Анималистическая игрушка.
Отличительные особенности анималистической игрушки. Дополнительные детали, которые позволяют сделать игрушку анималистической: лапки-ладошки, ручки, ножки. Практическая работа. Раскрой деталей и дополнений к ней. Изготовление простой по форме игрушки, ее оформление.
Раздел III. Объемная игрушка
Тема 1. Технология изготовления объемной игрушки.
Варианты моделей объемных игрушек. Отличительные особенности объемных игрушек: наличие элементов, создающих объем: вытачек, вшивных деталей. Основа для изготовления объемных игрушек: наличие нескольких деталей, каждая из которых заполняется набивочным материалом. Особенности оформления объемных игрушки: наложение одних частей игрушки на другие. Особенности технологии выполнения объемной игрушки, заключающиеся в использовании технологии изготовления полуобъемной игрушки и элементов, создающих дополнительный объем. Особенности крепления основных и дополнительных деталей игрушки: потайной шов. Технология выполнения дополнительных деталей: глаза, нос, мордочка и др. Этапы выполнения объемной игрушки. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Практическая работа. Выполнение ручных швов: «назад иголку», «потайной шов». Изготовление различных дополнительных деталей.
Тема 2. «Веселый зоопарк».
Варианты моделей объемных игрушек, изображающих различных животных и птиц. Правила подготовки инструментов, основных и дополнительных материалов к работе. Работа с выкройками. Правила раскроя. Ручные швы: «через край», «потайной шов». Практическая работа: подбор материалов и подготовка его к работе, раскрой основных и дополнительных деталей, сшивание, придание формы отдельным деталям, сборка изделия.
Тема 3. Функциональная игрушка.
Отличительные особенности функциональной игрушки. Дополнительные детали, которые позволяют сделать игрушку функциональной. Практическая работа. Преобразование объемной игрушки в функциональную. Подбор материала и подготовка его к работе, раскрой основных и отделочных деталей, сшивание деталей, придание формы отдельным деталям, сборка изделия.
Тема 4. Анималистическая игрушка.
Отличительные особенности анималистической игрушки. Дополнительные детали, которые позволяют сделать игрушку анималистической: животик, спинка, ручки, ножки, лапки-ладошки. Практическая работа. Раскрой простых по форме основных и дополнительных деталей изделия. Соединение деталей. Оформление игрушки.
Раздел IV. Резервные часы
Организация и обсуждение выставки работ
Учащиеся вспоминают темы, изученные в течение года, отбирают свои работы. При обсуждении выделяют наиболее удачные из них и объясняют, чем они им нравятся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 года обучения
Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами рукоделия и содействие к адаптации в социальной сфере.
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Всего
Теорет
Практ
Вводное занятие
3
2
1
I
Плоская игрушка.
12
2
10
1.1
Технология изготовления плоской игрушки.
3
0,5
2,5
1.2
«Веселый зоопарк»
3
0,5
2.5
1.3
Функциональная игрушка
3
0,5
2,5
1.4
Анималистическая игрушка
3
0,5
2,5
II
Полуобъемная игрушка
84
8
71
2.1
Технология изготовления полуобъемной игрушки
3
1
2
2.2
«Веселый зоопарк»
60
5
55
2.3
Функциональная игрушка.
12
1
11
2.4
Анималистическая игрушка.
9
1
8
III
Объемная игрушка
99
8
26
3.1
Технология изготовления объемной игрушки
3
1
2
3.2
«Веселый зоопарк»
75
5
70
3.3
Функциональная игрушка
9
1
8
3.4
Анималистическая игрушка
12
1
8
IV
Резервные часы
18
-
18
Итого:
216
20
108
В конце учебного года по разделу «Плоская игрушка» учащиеся должны знать: об отличительных особенностях плоских игрушек: единая форма, статичность. Основа для изготовления плоских игрушек: основа-каркас из картона или поролона. Особенности оформления плоской игрушки: вышивка или аппликация. Процесс изготовления плоской игрушки. правила цветосочетания. Правила раскроя изделия. Особенности функциональной и анималистической игрушек. Дополнительные детали, делающие игрушку функциональной или анималистической.
Должны уметь: работать с готовыми выкройками, изготовить лекала основных и дополнительных деталей. Использовать картон и поролон в качестве основы. Изготовить игрушку по технологии. Пользоваться терминологией ручных швов по назначению. Использовать для оформления игрушек вышивку и аппликацию. Выполнять раскрой деталей по самостоятельно изготовленным выкройкам. Оформить игрушку самостоятельно.
По разделу «Полуобъемная игрушка» учащиеся должны знать: об отличительных особенностях полуобъемных игрушек: наличие рельефности, отсутствие элементов влияющих на объем. Цветовое решение игрушки. О разновидности полуобъемных игрушек. Основа для изготовления полуобъемных игрушек: основа-каркас из синтипона или поролона. Особенности оформления полуобъемных игрушек: наложение одних частей игрушки на другие. Процесс изготовления полуобъемных игрушек. Правила выполнения ручных швов: «через край», «петельный». Правила раскроя полуобъемного изделия.
Должны уметь: изготовить лекала основных и дополнительных деталей. Вы полнить наложение усложненных дополнительных деталей на основные. изготовить игрушку по технологии. Пользоваться терминологией ручных швов по назначению. Выполнять ручные швы: «через край», «петельный». Выполнять раскрой деталей по самостоятельно изготовленным выкройкам. Оформить игрушку самостоятельно.
По разделу «Объемная игрушка» учащиеся должны знать: о вариантах моделей объемных игрушек. Об отличительных особенностях объемных игрушек: наличие элементов, создающих объем: вытачек, вшивных деталей. О разновидности объемных игрушек. Основа для изготовления объемных игрушек: наличие нескольких деталей, каждая из которых заполняется набивочным материалом. Особенности оформления объемных игрушек: наложение одних частей игрушки на другие. Процесс изготовления объемных
игрушек. Правила выполнения ручных швов: « назад иголку», «потайной шов». Выполнять раскрой, сшить и оформить самостоятельно.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
Вводное занятие.
Повторение пройденного из программы 1-го года обучения. Знакомство с программой 2-ого года обучения. Организационные вопросы.
Демонстрация образцов различных игрушек.
Раздел I. Плоская игрушка.
Тема 1. Технология изготовления плоской игрушки.
Повторение пройденного из программы 1-го года обучения. Дополнить знания воспитанников в создании разнообразных по форме плоских игрушек. Отличительные особенности плоских игрушек от других видов игрушек: единая форма, статичность. Основа для изготовления плоских игрушек: основа-каркас из картона или поролона. Особенности оформления плоской игрушки: вышивка или аппликация. Этапы выполнения плоской игрушки. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Практическая работа. Изготовление выкройки плоской игрушки.
Тема 2. «Веселый зоопарк».
Модели плоских игрушек, изображающих различных животных и птиц. Правила подготовки материалов и инструментов к работе. Цветовое решение игрушки. Работа с выкройками. Правила раскроя. Ручные швы: «через край». Практическая работа. Выбор модели игрушки. Раскрой деталей изделия. Соединение деталей при помощи ручных швов: «через край», «вперед иголку». Оформление готовой игрушки.
Тема 3. Функциональная игрушка.
Расширить представления детей о разнообразии моделей функциональной игрушки, ее отличительные особенности. Дополнительные детали, которые позволяют сделать игрушку функциональной. Практическая работа. Выбор модели игрушки. Раскрой деталей изделия и дополнений к нему. Изготовление и оформление игрушки. Варианты моделей функциональных игрушек
Тема 4. Анималистическая игрушка.
Создание моделей анималистической игрушки: наличие определенного образа и характера, которые присущи человеку. Дополнительные детали, которые позволяют сделать игрушку анималистической: ладошки, ручки, ножки. Практическая работа. Моделирование анималистической игрушки на основе плоской.
Раздел II. Полуобъемная игрушка.
Тема 1. Технология изготовления полуобъемной игрушки.
Повторение пройденного из программы 1-го года обучения. Правила моделирования полуобъемных игрушек. Отличительные особенности полуобъемных игрушек: наличие рельефности, отсутствие элементов, влияющих на объем. Основа для изготовления полуобъемных игрушек: основа-каркас из поролона или синтепона. Работа с выкройками, подбор материалов, раскрой деталей, пошив и оформление игрушек: вышивка, аппликация, украшение, изготовление каркаса. Ручные швы: «через край», «петельный шов». Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Практическая работа. Работа с выкройками.
Тема 2. «Веселый зоопарк».
Модели полуобъемных игрушек из сложных по форме. Правила подготовки материалов и инструментов к работе. Цветовое решение игрушки. Работа с выкройками. Правила раскроя игрушки. Практическая работа. Выбор модели игрушки. Раскрой основных и дополнительных деталей. Соединение деталей при помощи ручных швов: «через край», «петельный». Оформление игрушки.
Тема 3. Функциональная игрушка.
Отличительные особенности функциональной игрушки. Дополнительные детали, которые позволяют сделать игрушку функциональной. Преобразование полуобъемной игрушки в функциональную. Практическая работа. Моделирование игрушки, ее изготовление, оформление.
Тема 4. Анималистическая игрушка.
Повторение пройденного из программы 1-го года обучения. Создание игрушки на основе туловища очеловеченной формы. Дополнительные детали, которые позволяют сделать игрушку анималистической: животики, ручки и ножки, лапки-ладошки и ступни, ушки, щечки и чубчики и т.д. Практическая работа. Выбор модели игрушки. Раскрой деталей игрушки и дополнений к ней. Изготовление и оформление игрушки.
Раздел III. Объемная игрушка.
Тема 1. Технология изготовления объемной игрушки.
Повторение пройденного материала программы 1-го года обучения. Стилизация образа, каркасные игрушки. Особенности крепления основных и дополнительных деталей игрушки: потайной шов, веревочное, проволочное, шарнирное соединения. Технология выполнения дополнительных деталей: глаза, нос, мордочка. Варианты моделей объемных игрушек. Отличительные особенности объемных игрушек: наличие элементов, создающих объем: вытачек, вшивных деталей. Основа для изготовления объемных игрушек: наличие нескольких деталей, каждая из которых заполняется набивочным материалом. Особенности оформления объемных игрушки: наложение одних частей игрушки на другие. Особенности технологии выполнения объемной игрушки, заключающиеся в использовании технологии изготовления полуобъемной игрушки и элементов, создающих дополнительный объем. Этапы выполнения объемной игрушки. Ручные швы: «через край», «петельный шов», «назад иголку», «потайной шов». Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Практическая работа. Работа с выкройками.
Тема 2. «Веселый зоопарк».
Варианты моделей объемных игрушек, изображающих различных животных и птиц. Правила подготовки инструментов, основных и дополнительных материалов к работе. Цветовое решение игрушки. Работа с выкройками. Правила раскроя. Ручные швы: «через край», «вперед иголку», «назад иголку», «потайной шов». Практическая работа. Выбор модели игрушки. Раскрой основных и дополнительных деталей изделия. Соединение деталей. Оформление игрушки.
Тема 3. Функциональная игрушка
Отличительные особенности функциональной игрушки. Дополнительные детали, которые позволяют сделать игрушку функциональной. Практическая работа. Выбор модели игрушки. Раскрой основных и дополнительных деталей изделия. Соединение деталей. Оформление игрушки.
Тема 4. Анималистическая игрушка.
Отличительные особенности анималистической игрушки. Дополнительные детали, которые позволяют сделать игрушку анималистической. Практическая работа. Выбор модели игрушки. Раскрой основных и дополнительных деталей изделия. Соединение деталей. Оформление игрушки.
Раздел IV. Резервные часы.
Повторение и закрепление практических навыков. Изготовление изделий с учетом возрастных особенностей и дифференцированного подхода. Подготовка и участие в выставках разного уровня. Оформление экспресс-выставок (незапланированных или на непродолжительных по времени), выставок на родительских собраниях.
Методическое обеспечение программы.
Программа «Мягкая игрушка» предполагает обучение детей в течение 2 лет и освоение обучающимися трех уровней.
Основная задача начального уровня - введение детей в мир игрушки, обучение их начальным приемам изготовления игрушки, основам работы с ручными инструментами, выкройками и различными материалами.
Решение этой задачи достигается через использование различных методов обучения: словесных, наглядных, практических и игровых.
В связи с тем, что группа детей имеет разновозрастный характер, начальная подготовка и возрастные особенности учащихся могут резко отличаться. В этой связи, образовательный процесс в объединении строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а дидактическое обеспечение образовательной программы должно обеспечивать свободный выбор модели, отвечающей возможностям и интересам.
На этом этапе используются такие формы организации образовательного процесса как работа в парах, микрогруппах, которые наряду с решением обучающих задач, позволяют создать условия для развития навыков общения между детьми, индивидуальная работа с учащимися используется с целью обеспечения качества освоения ребенком ЗУН.
Содержание раздела позволяет предоставить детям право выбора изготавливаемого изделия и возможность проявить свои фантазию и индивидуальность при его оформлении, что будет способствовать развитию образного мышления воспитанников.
Задача второго этапа обучения - расширение знаний детей об игрушке, закрепление навыков работы с инструментами и материалами, усложнение основных приемов изготовления игрушки и привлечение детей к самостоятельному оформлению игрушки. Основными методами работы педагога являются репродуктивные методы обучения с использованием частично-самостоятельной деятельности воспитанников. Репродуктивный метод является основным на первых этапах освоения программы и новых тем.
На этом этапе используется также частично-поисковый метод, когда ребенок не только выполняет задание по образцу, но и вносит элементы собственного видения в работу. Учебная деятельность в данном случае развивается по схеме: педагог обучающиеся педагог обучающиеся и т.д. Часть знаний сообщает педагог, часть дети добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания.
Формы проведения занятий, применяемые на данном этапе обучения следующие: игра, путешествие, конкурс и др.
Основная задача следующего этапа обучения (креативный уровень)- развитие творческих способностей воспитанников. Используются практический и эвристический методы. С помощью практического метода учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические задания. Практические работы проводятся после изучения каждой темы. Эвристический метод предполагает проявление творческой самостоятельности обучающихся как в выборе модели, так и выборе способов ее изготовления. На данном этапе учащиеся представляют свои работы на районных и городских выставках декоративно-прикладного творчества.
Учет индивидуальных особенностей осуществляется через подбор для детей дифференцированных заданий, составленных с учетом сложности модели игрушки.
Во всех разделах программы сохраняется единая тематика. Это темы: «Веселый зоопарк», «Функциональная игрушка» и «Анималистическая игрушка». Такой подход к построению содержания образования позволяет успешно решать задачи последовательного и постепенного освоения учащимися системы знаний, умений и навыков, развития творческих способностей, активности, самостоятельности на каждом этапе обучения.
Список литературы для обучающихся:
-
Кочетова, С. Мягкая игрушка: Игрушки для всех / С. Кочетова - М. : ЭКСПО-Пресс,СПб., 2002.
-
Соколова, Ю. П. Мягкая игрушка / Ю. П. Соколова, Ю. А.. Сидорович - СПб.: Литера, 1999.
Список литературы для педагога:
1. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник / Сост. Д.Е. Яковлев. - М.: АРКТИ, 2002.
2. Кононович, Т. П. Мягкая игрушка: Веселый зоопарк / Т. П. Кононович. - СПб.: Валери СПД, 2001.
3. Молотобарова, О. С., Кружок изготовления игрушек - сувениров: пособие для руководителей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений / О. С. Молотобарова. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.
4. Нагибина, М. И. Чудеса из ткани своими руками / М. И. Нагибина. - Ярославль: Академия развития, 1997.
5. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, изготовление игрушек / сост. Е. А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2005. -137 с.
6. Неботова З. Мягкая игрушка / З. Неботова, Т. Кононович. - М. : Эксмо; СПб. : Валери СПД, 2004. - 16 с.
7. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998.
8. Петухова, В. И. Мягкая игрушка / В. А. Петухова, Е. Н. Ширшикова. - М. : Народное творчество, 2000.
9. Фришман, И. И. Методика работы педагога дополнительного образования / И. И. Фришман. - М. : Академия, 2001.
Приложение 1
Материально-техническое обеспечение программы.
Данная образовательная программа предполагает наличие соответствующей материально-технической базы:
- кабинет для занятий, столы, стулья,
-наглядный материал,
-дидактический материал,
- образцы различных швов,
- образцы игрушек, других работ,
- выкройки деталей,
- ножницы, иглы, нитки, ножницы,
-ткань( различная по структуре), мех,
-материал для декоративного оформления и т.д.
Приложение 2
Диагностика ЗУН учащихся
1 года обучения
№ п/п
Тема
Форма подведения итогов
срок
1.
Правила безопасной работы ручными инструментами
Беседа «Уроки иголочки»
сентябрь
2.
Ручные швы
Беседа «Путешествие в страну очень важных секретов»
октябрь
3.
Плоская игрушка
Самостоятельная работа
«Кукла плоская с одной стороны»
ноябрь
4.
Полуобъемная игрушка
Самостоятельная работа
«Чудеса из ткани своими руками»
январь
5.
Оформление мягкой игрушки
Самостоятельная работа
апрель
6.
Итоги учебного года
Экспресс-выставки
май
Диагностика ЗУН учащихся
2 года обучения
№ п/п
Тема
Форма подведения итогов
Срок
1.
Ручные швы
Самостоятельная работа
выполнить ручные швы:
«назад иглу», «потайной»
декабрь
2.
Уровень развития воображения
Методика «Дорисуй»
декабрь
3.
Коммуникативные навыки
Игры на знакомство и установление контакта.
октябрь
Игры на групповую сплоченность
март
4.
Объемная игрушка
Контрольная работа.
«Изготовление объемной игрушки»
апрель
5.
Итоги учебного года
Участие в районной и городской выставке декоративно-прикладного творчества
апрель
Приложение 3
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
Месяц
Неделя
№ раздела программы
№ занятия
Тема занятия
Кол-во
часов
сентябрь
1
1
1
Вводное занятие.
2 ч.
2
Технология изготовления плоской игрушки.
2 ч.
2
1
1
«Веселый зоопарк ». Летучая мышь, раскрой деталей игрушки.
2 ч.
2
Соединение деталей, оформление.
2 ч.
3
1
1
Бабочка. Раскрой деталей, оформление.
2 ч.
2
Функциональный Котик. Раскрой.
2 ч.
октябрь
4
1
1
Оформление изделия плоской аппликацией.
2 ч.
2
Анималистический медвежонок. Раскрой деталей игрушки.
2 ч.
5
1
1
Оформление изделия плоской аппликацией.
2 ч.
2
2
Технология изготовления полуобъемной игрушки.
2 ч.
6
2
1
«Веселый зоопарк ». Слоненок. Раскрой деталей игрушки.
2 ч.
2
Изготовление основных деталей.
2 ч.
7
2
1
Изготовление дополнительных деталей, оформление.
2 ч.
2
Мышка. Раскрой деталей.
2 ч.
ноябрь
8
2
1
Пошив игрушки. Оформление.
2 ч.
2
Мишутка. Раскрой деталей игрушки.
2 ч.
9
2
1
Изготовление Мишутки.
2 ч.
2
Наполнение, оформление изделия.
2 ч.
10
2
1
Кошечка. Раскрой деталей игрушки.
2 ч.
2
Изготовление основных деталей игрушки.
2 ч.
11
2
1
Наполнение, оформление изделия
2 ч.
2
Зайчик. Раскрой деталей игрушки.
2 ч.
декабрь
12
2
1
Изготовление основных деталей.
2 ч.
2
Окончательная отделка изделия.
2 ч.
13
2
1
Рыбка. Раскрой, изготовление.
2 ч.
2
Наполнение, оформление изделия.
2 ч.
14
2
1
Медвежонок Умка. Раскрой деталей.
2 ч.
2
Пошив, набивка деталей игрушки. Оформление изделия.
2 ч.
15
2
1
Пингвин, раскрой деталей игрушки.
2 ч.
2
Изготовление пингвина, оформление.
2 ч.
16
4
1
День именинника.
2 ч.
2
Новогодний праздник.
2 ч.
январь
17
2
1
Функциональная собачка. Раскрой деталей.
2 ч.
2
Изготовление, оформление изделия.
2 ч.
18
2
1
Анималистическая игрушка. Капитошка, раскрой деталей.
2 ч.
2
Изготовление, оформление игрушки.
2 ч.
19
3
1
Технология изготовления объемной игрушки.
2 ч.
2
Технология изготовления объемной игрушки.
2 ч.
февраль
20
3
1
Петушок. Раскрой деталей игрушки.
2 ч.
2
Стягивание, наполнение, оформление.
2 ч.
21
3
1
Мышонок с сыром. Раскрой деталей.
2 ч.
2
Изготовление игрушки. Оформление.
2 ч.
22
3
1
Медвежонок с сердечком. Раскрой деталей
2 ч.
2
Стягивание, наполнение, сборка деталей.
2 ч.
23
3
1
Изготовление сердечка. Оформление.
2 ч.
2
Пингвинчик Лоло. Раскрой деталей
2 ч.
март
24
3
1
Изготовление туловища.
2 ч.
2
Наполнение, оформление изделия.
2 ч.
25
3
1
Лошадка. Раскрой деталей.
2 ч.
2
Изготовление туловища игрушки.
2 ч.
26
3
1
Изготовление головы, наполнение деталей
2 ч.
2
Сборка, оформление изделия.
2 ч.
27
3
1
Кошечка. Раскрой деталей.
2 ч.
2
Изготовление туловища кошечки.
2 ч.
28
3
1
Изготовление головы и дополнительных деталей игрушки.
2 ч.
2
Сборка, оформление изделия.
2 ч.
апрель
29
3
1
Цыпленок. Раскрой деталей.
2 ч.
2
Изготовление, оформление игрушки.
2 ч.
30
3
1
Собачка Филя. Раскрой деталей.
2 ч.
2
Изготовление туловища собачки.
2 ч.
31
3
1
Пошив головы, набивка деталей игрушки.
2 ч.
2
Сборка, оформление изделия.
2 ч.
32
3
1
Функциональная игрушка. Раскрой дополнительных деталей.
2 ч.
2
Изготовление карманов для «Пони».
2 ч.
май
33
3
1
Анималистическая игрушка. Букашка. Раскрой деталей игрушки.
2 ч.
2
Изготовление туловища, головы.
2 ч.
34
3
1
Изготовление дополнительных деталей.
2 ч.
2
Сборка изделия, оформление игрушки.
2 ч.
35
4
1
День именинника.
2 ч.
2
Подготовка к выставке.
2 ч.
36
4
1
Выставка декоративно-прикладного творчества.
2 ч.
2
Экскурсия в музей ДДТ.
2 ч.
ИТОГО:
144 ч.
Календарно-тематическое планирование
2 год обучения
Месяц
Неделя
№ раздела программы
№ занятия
Тема занятия
Кол-во
час.
сентябрь
1
1
1
Вводное занятие.
3 ч.
2
Технология изготовления плоской игрушки.
3 ч.
2
1
1
«Веселый зоопарк ». Изготовление жирафа.
3 ч.
2
Функциональная игрушка. Изготовление царевны - лягушки.
3 ч.
3
1
1
Анималистическая игрушка. Изготовление кролика.
3 ч.
2
2
Технология изготовления полуобъемной игрушки.
3 ч.
октябрь
4
2
1
«Веселый зоопарк » Лошадка: раскрой деталей игрушки.
3 ч.
2
Соединение деталей изделия.
3 ч.
5
2
1
Сборка изделия.
3 ч
2
Оформление игрушки.
3 ч.
6
2
1
Кошечка. Раскрой основных деталей игрушки.
3 ч.
2
Соединение деталей изделия.
3 ч.
7
2
1
Сборка, оформление игрушки.
3 ч.
2
Слоник. Раскрой деталей игрушки.
3 ч.
ноябрь
8
2
1
Соединение деталей изделия.
3 ч.
2
Сборка, оформление игрушки.
3 ч.
9
2
1
Золотая рыбка. Раскрой деталей.
3 ч.
2
Соединение деталей, оформление игрушки.
3 ч.
10
2
1
Ослик. Раскрой деталей игрушки.
3 ч.
2
Соединение деталей изделия.
3 ч.
11
2
1
Сборка, оформление игрушки.
3 ч.
2
Зайчик Раскрой деталей игрушки.
3 ч.
декабрь
12
2
1
Соединение деталей изделия, оформление.
3 ч.
2
Корова. Раскрой деталей игрушки.
3 ч.
13
2
1
Соединение деталей изделия.
3 ч.
2
Сборка, оформление игрушки.
3 ч.
14
2
1
Функциональная игрушка. Декоративный карман для «мелочи»
3 ч.
2
Изготовление кармана.
3 ч.
15
2
1
Изготовление дополнительных деталей.
3 ч.
2
Сборка, оформление игрушки.
3 ч.
16
4
1
День именинника.
3 ч.
2
Новогодний праздник.
3 ч.
Месяц
Неделя
Номер
раздела программы
Номер занятия
Тема занятия
Кол-во
часов
январь
17
2
1
Кот Васька. Раскрой деталей игрушки.
3 ч.
2
Соединение деталей изделия.
3 ч.
18
2
1
Сборка, оформление игрушки.
3 ч.
3
2
Технология изготовления объемной игрушки.
3 ч.
19
3
1
«Веселый зоопарк» Зайчик Тепа, раскрой.
3 ч.
2
Изготовление основных деталей игрушки.
3 ч.
февраль
20
3
1
Изготовление дополнительных деталей.
3 ч.
2
Набивка, сборка изделия, оформление.
3 ч.
21
3
1
Медвежонок - Топтыжка. Раскрой деталей.
3 ч.
2
Изготовление основных деталей игрушки.
3 ч.
22
3
1
Изготовление дополнительных деталей.
3 ч.
2
Набивка, сборка изделия, оформление.
3 ч.
23
3
1
Пес Смелый. Раскрой деталей.
3 ч.
2
Изготовление основных деталей игрушки.
3 ч.
март
24
3
1
Изготовление дополнительных деталей.
3 ч.
2
Сборка изделия, оформление.
3 ч.
25
3
1
Попугай Рикки. Раскрой деталей.
3 ч.
2
Изготовление деталей игрушки.
3 ч.
26
3
1
Сборка изделия, оформление.
3 ч.
2
Кролик. Раскрой деталей.
3 ч.
27
3
1
Изготовление основных деталей игрушки.
3 ч.
2
Изготовление дополнительных деталей.
3 ч.
28
3
1
Сборка изделия, оформление.
3 ч.
2
Мышка. Раскрой деталей.
3 ч.
апрель
29
3
1
Изготовление основных и дополнительных деталей.
3 ч.
2
Сборка изделия, оформление.
3 ч.
30
3
1
Кот Банан. Раскрой деталей.
3 ч.
2
Изготовление основных деталей игрушки.
3 ч.
31
3
1
Сборка, оформление игрушки.
3 ч.
2
Функциональная игрушка. Выбор модели. Раскрой дополнительных деталей.
3 ч.
32
3
1
Сборка изделия.
3 ч.
2
Оформление изделия.
3 ч.
Месяц
Неделя
Номер
раздела программы
Номер занятия
Тема занятия
Кол-во
часов
май
33
3
1
Анималистическая игрушка. Раскрой.
3 ч.
2
Изготовление туловища, головы.
3 ч.
34
3
1
Изготовление дополнительных деталей.
3 ч.
2
Сборка изделия, оформление.
3 ч.
35
4
1
День именинника.
3 ч.
2
Подготовка к выставке.
3 ч.
36
4
1
Выставка декоративно-прикладного творчества.
3 ч.
2
Экскурсия в музей ДДТ.
3 ч.
ИТОГО:
216 ч.
Приложение 4
Анкета для учащихся
-
Фамилия, имя, возраст.
-
Домашний адрес, телефон.
-
Школа, класс, смена.
-
Ф.И.О. родителей, место работы.
-
Ф.И.О. классного руководителя.
-
Почему ты выбрал (а) наше объединение?
-
Чему бы ты хотела научиться в нашем объединении?
-
Чем любишь заниматься в свободное время?
-
Какие игрушки у тебя самые любимые?
-
Какую игрушку ты хотела бы сшить сама? Нарисуй ее.
Приложение 5
Беседа «Как сшить игрушку?»
Вопросы к беседе
-
Какие игрушки бывают?
-
Из каких материалов можно изготовить мягкую игрушку?
-
Какие инструменты необходимы для работы?
-
Для чего нужны выкройки?
-
Сколько игрушек можно сшить по одной выкройке?
-
Можно ли сшить игрушку без выкройки? Почему?
Приложение 6
Диагностический тест по теме «Ручные швы»
-
Какие виды швов бывают (правильные ответы подчеркните):
-
Шов «вперед иголку»
-
Шов «назад иголку»
-
Шов через край
-
Петельный шов
-
Потайной шов
-
Меховой шов
-
Шов на изнанку
-
Какие швы используют, для того чтобы сшить игрушку?
-
Когда применяют шов «через край»?
-
В каких случаях используют шов «петельный»?
-
Чем отличается эти швы?
-
Изготовьте образцы «петельного шва» и «шва через край».
Приложение 7
Техника безопасности
при работе ручными инструментами.
(беседа)
Тема: Уроки Иголочки
Цель: Закрепить правила безопасной работы ручными инструментами.
Ход занятия
1.Организационный момент
2.Сказка о принцессе Иголочке
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса Иголочка: тоненькая, стройная, блестящая, на головке - ушко, сзади - длинная коса. Всем она была хороша, только характер имела несносный и колючий. Чуть что не так, сразу колоться. Вместе с иголочкой во дворце жили ее родственники, Граф Ножницы и графини катушки - веселые подружки принцессы Иголочки.
Дворец был великолепен, светлые залы устланы мягкими коврами, на окошках тонкие кружевные занавески, все это сияло и блестело, делая придворную жизнь по-настоящему праздничной и беспечной. Основным развлечением жителей дворца была игра в прятки. Принцесса иголочка пряталась, а ее преданная свита старательно обшаривала все уголки в поисках своей острой повелительницы. Обычно отыскать принцессу так и не удавалось, и тогда Иголочка начинала сердиться, а придворные и даже родственники теперь уже сами старались скрыться подальше от ее колючего нрава.
Однажды дверь во дворец распахнулась, и в тронный зал вошли гости - маленькие Ручки. «Как так, без доклада, без приглашения?» - вспылила принцесса Иголочка и уколола маленький пальчик. Ручки, обиделись, но не ушли - это были Умелые Ручки.
Они быстро и ловко взяли капризную принцессу и водрузили на трон -
2. Беседа по сказке
- Ребята! Где трон принцессы?
Да! Специальная подушечка - игольница.
Ножницам и даже подружкам Катушкам, тоже нашлись почетные места.
- Где почетные места?
Правильно, Шкатулка.
Пусть каждый из Вас продемонстрирует свое мастерство.
3. Демонстрация трудовых приемов работы ручной иглой и ножницами.
Загадка:
Тонка, длинна,
Остроуха, остра -
Всему миру нужна! (игла)
Инструмент бывалый
Не большой, не малый.
У него полно забот: Он и режет, и стрижет? (ножницы)
4. Формулировка правил техники безопасности педагогом
Приложение 8
"Ручные швы"
( беседа)
Тема: "Путешествие в страну очень важных секретов"
Цель: Закрепить знания, умения работать ручной иглой
Оборудование: Готовые изделия, ткань, нитки, ручные иглы, таблицы
Ход занятия
Вводная часть
- организационный момент
- подготовка к занятиям
- инструктаж по технике безопасности.
Содержание занятий
В игровой форме воспитанники закрепляют знания, умения работы ручной иглой
Педагог:
- Знакомьтесь, кошечка Мурка и щенок Шарик, которые учатся шить вместе с нами игрушки.
- Ребята! Вы, конечно, поможете зверятам справиться с заданием, которые им предлагает принцесса Иголочка.
- Вот первое задание: проверьте, правильно ли подготовились к работе Шарик и Мурка
- Кто ошибается?
Нитки иногда капризничают, чтобы этого не случилось, как правильно отмерить длину?
- Секрет 1 …
Чтобы облегчить вдевание нитки в иголочку, что нужно знать?
- Секрет 2 …
Чтобы нитка не убегала из ткани, что нужно делать?
- Секрет 3…
Ребята! Как Вы думаете, больше зверята не будут ошибаться?
Педагог:
Первые уроки прошли успешно. Иголочка осталась довольна своей работой.
Практическая работа
Правильно отмерить длину нитки, вдеть в иголку, завязать узелок.
Заключительная часть
Подведение итогов
Приложение 8
Самостоятельная работа
"Плоская игрушка"
Тема:" Кукла плоская с одной стороны"
Цель:
-
Закрепить правила работы выкройками
-
Развивать индивидуальные способности воспитанников
-
Воспитывать уважение к труду.
Оборудование: Выкройки, ткань, готовые изделия, ручные инструменты, отделочные материалы
Ход занятия
-
Организационный момент
-
Вводный инструктаж
-
сообщение задания
-
выбор модели игрушки
-
подготовка выкроек
-
подбор ткани
-
выбор отделочных материалов
-
Повторение правил техники безопасности
-
Текущий инструктаж
-
Практическое выполнение задания
-
Заключительный инструктаж
-
Экспресс - выставка готовых изделий.
Самостоятельная работа
"Полуобъемная игрушка"
Тема: «Чудеса из ткани своими руками»
Цель:
-
Преобразовать плоскую игрушку в полуобъемную
-
Развивать интерес к творчеству
-
Воспитывать аккуратность и самоконтроль
Оборудование: готовые игрушки, выкройки плоских игрушек, ткани различной структуры, мех, отделочные материалы.
Ход занятия
Организационный момент
Вводный инструктаж
Демонстрация готовых полуобъемных игрушек и плоских, сравнительный анализ
Задание для практической работы
Преобразовать плоскую игрушку в полуобъемную.
Повторение правил техники безопасности
Текущий инструктаж
- выбор модели игрушки;
- подготовка выкроек;
- подбор ткани, меха;
- выбор отделочных материалов;
- практическое выполнение задания;
Заключительный инструктаж.
Демонстрация готовых игрушек, разбор ошибок.
Беседа
Приложение 10
"Объемная игрушка"
Тема: "Процесс выполнения объемной игрушки"
Цель:
-
Закрепить знания по технологии изготовления игрушки
-
Развивать стремление к углублению знаний
-
Воспитывать нравственные качества детей
Оборудование: готовые модели игрушек: плоские, полуобъемные, объемные.
Ход занятия
1.Организационный момент
-
подготовка к занятиям
2.Повторение пройденного материала.
Вопросы к беседе:
-
Какие игрушки бывают?
-
Из каких материалов можно сшить игрушку?
-
Для чего нужны выкройки?
-
Сколько игрушек можно сшить по одной выкройке?
-
Можно ли сшить игрушку без выкройки? Какую?
-
Какие инструменты необходимые для работы?
-
Этапы выполнения объемной игрушки?
-
Как правильно раскроить игрушку?
-
Как собрать игрушку?
-
Как оформить игрушку?
3. Подведение итогов беседы.
Приложение 11
Игры на развитие творческого воображения
«ДОРИСУЙ»
-
Угадай, что получится.
Для этой игры нужен лист бумаги и карандаш для каждого ученика. Первый играющий начинает какой-нибудь рисунок (провести можно только одну линию).
Следующий участник говорит, что это может быть и дорисовывает еще одну линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внес последнее изменение.
-
Волшебные кляксы.
До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса или дорисовывают на карточках.
-
Загогулины.
Игра для пар участников. Игроки рисуют на бумаге загогулины, чем замысловатее, тем лучше. Затем обмениваются листами и за определенное время должны дорисовать загогулину так, чтобы получилась картинка.
Игры на знакомство, на установление контакта
«Кто громче?» ведущий говорит: «А теперь давайте каждый как можно громче крикнет свое имя!». Все кричат на счет «три». Потом ведущий как можно смешнее комментирует результаты: « Понятно у нас в отряде два Васи, пять Ален и десять Игорей. А ты, девочка, по- моему, Вадим? Ах, нет как обидно. Давайте поговорим, а то надо же, как я ошибся…»
«Самореклама» - Все становятся в круг, и каждый по кругу пытается представить себя в наиболее выгодном свете. Можно дать специальное задание - прорекламировать себя как фрукт, овощ и т.д.
«Рассказать о себе в трех словах»
«Имена» Несколько человек становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящий отворачивается, участники меняются местами и водящий. Повернувшись. Должен правильно назвать их по именам.
«Передай маску» Все сидят в кругу. Соседу справа нужно показать какое-то выражение лица, а сосед должен показать в точности.
«Снежный ком» Группа встает в круг, и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий - имя первого и свое. В итоге, человек стоящий последним называет имена всех стоящих в кругу. Вместе с именем желательно изобразить свой любимый жест, назвать своё качество, на первую букву имени (например, Ольга - общительная, Иван - интересный и т.д.), свой любимый напиток и т.п. Причём следующий человек повторяет кроме имени и это качество тоже.