Классный час: Моя семья - моё богатсво

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час

«Моя семья - моё богатство»

Цели: содействовать расширению знаний воспитанников о семье, о нравственных нормах и морали; формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения, к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

Форма проведения: час общения.

Оформление: на плакате написать задания (незаконченные предложения):

- Идеальные родители - это….

- Идеальные дети - это….

- Идеальная семья - это…

План классного часа:

  1. Вступительное слово.

  2. Понятие слов «Эгоизм и альтруизм».

  3. Проблемная ситуация «Гадкий ребёнок».

  4. Воспитывающие ситуации.

  5. Работа с детьми. Незаконченные предложения.

  6. Заключительное слово.

  7. Подведение итогов.

Ход классного часа

1.Вступительное слово

Воспитатель: Сегодняшний классный час - это час общения. Это значит. Что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость и польза от общения. Посмотрите вокруг себя, улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.

Все вы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира все только начинается. Начинается создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается никогда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних это получается, и рождается счастливая семья, где все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей. Роман Л.Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой : «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Какие же несчастья могут обрушиться на семью? (пьянство, наркомания, бедность, болезни, развод родителей, плохие, непослушные дети и т. п.)

Неблагополучных, несчастливых семей сейчас немало. И это не всегда связано с материальными трудностями.

2. Понятие слов «Эгоизм и альтруизм».

Воспитатель: Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас становится эгоизм. Что такое эгоизм? И кто такие эгоисты? В словаре С.Ожегова слово «эгоизм»объясняется так: «Эгоизм - это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».

Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный интерес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете возможна ли дружба, любовь между эгоистами? Хотели бы вы дружить с эгоистом? Если не, то почему?

Обсуждение следующих высказываний:

- Дружить с эгоистом - значит стать его рабом.

- Таким людям нельзя доверять: ради своих интересов они переступят через тебя.

- Эгоистам друзья не нужны.

- Ради друга иногда нужно жертвовать своими интересами, эгоист на это не способен.

- Дружить с эгоистом можно, если полностью откажешься от себя.

- Эгоистов можно любить только слепой любовью. Но они этого все равно не оценят.

- Можно дружить и любить эгоиста, только если сам будешь эгоистом.

Воспитатель: К счастью. Нас окружают не только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного склада - альтруисты. Альтруизм - это антоним эгоизма. Как же проявляется альтруизм? Как ведут себя альтруисты?

Обсуждение следующих высказываний:

Альтруизм - это другая крайность. Когда человек совсем не думает о себе, а думает о других.

Это отказ от своей выгоды - самопожертвование.

Альтруисты - равнодушные люди, им ничего не надо.

Это люди, которым ничего не надо.

Доверчивые, добрые люди, неспособные постоять за себя.

Они все прощают, не помнят обид.

Воспитатель:

В словаре С.Ожегова слово «Альтруизм» имеет такое толкование: «Альтруизм - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами».

Альтруизм - это состояние и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста - это живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но по крайней мере одного альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это? (мама, папа, бабушка, дедушка, Путин).

Конечно же, это родители, которые любят нас и готовы для нас на все.

Проблемная ситуация «Гадкий ребенок»

Воспитатель:

Все знают сказку Андерсена «Гадкий утенок». Как мы переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. И как радовались, когда гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Может быть, такое же превращение происходит и с гадкими детьми? Послушайте короткий рассказ психолога, который я назвала «Гадкий ребенок»: « Пришла ко мне мама с 14-летним сыном. Мама озабоченно говорит:

- Уж не знаю, что делать с ним. Меня не слушает, учится не хочет. Одни гулянки да развлечения на уме. А когда дома, то от телевизора не оттащишь, или музыку свою дурацкую на полную громкость включает. А ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других, одет, обут, все есть. Себе во многом отказывала. А у него на все один ответ: «Ты мне все должна, а я тебе ничем не обязан!». Как жить ума не приложу!».

Вот такая ситуация. Кто тут альтруист, а кто эгоист?

(Дети отвечают)

Согласны ли вы с сыном этой женщины, что он ничем ей не обязан?

Обсуждение ответов:

Конечно обязан: она подарила ему жизнь, заботилась о нем, кормила, лечила.

Когда был маленький, был обязан, а теперь он вырос и не нуждается в материнской заботе.

Обязан уважать маму, беречь её.

По закону сын обязан заботиться о матери, но он же еще не взрослый, поэтому ничего ей не должен.

Он не взрослый, но уже и не ребенок, поэтому не нуждается в маминых нравоучениях. А мама не может этого понять.

Воспитатель:

Вырастет ли из этого «гадкого утенка» прекрасный человек?

Обсуждение ответов:

Может быть и вырастет, только ему придется много горя хлебнуть.

Когда у него будут свои дети, он все поймет и попросит прощения у мамы.

Вырастет, просто у него переходной возраст.

Вырастет, если перестанет быть эгоистом.

Воспитывающие ситуации

Воспитатель:

Мы живем среди людей. Общаясь, мы соблюдаем определенные правила. Если не знаем как себя вести, на помощь приходит золотое правило общения. Помните его? (Не делай другому того, чего себе не желаешь).

На людях все себя пытаются вести пристойно, чтобы не прослыть дикарями. Но дома многие расслабляются и позволяют себе жизнь без правил - все равно никто не увидит, а мама, папа, бабушка - свои люди, потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, а значит, и то же золотое правило, которое требует уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи. Сейчас мы проведем испытание и узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения?

Я приглашаю выйти семерых самых культурных и уверенных в себе ребят.

Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро принять решение, как действовать в этой ситуации. Если группа одобряет ваше отношение, все поднимут руки, и вы сядете на место. Если же никто не поднимет, вы останетесь стоять на месте.

Вопросы есть? Начинаем.

…Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки, включили музыку и приготовились помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось…

(Воспитатель читает задания-ситуации, дети быстро дают ответы)

№1 «Сынок вынеси мусор» - попросила мама.

№2 Бабушка заглянула: «Ну-ка, продень нитку в иголку - совсем глаза не видят»

№3 А тут и папа подоспел со своими приказаниями: «Завтра поедешь с бабушкой на дачу, поможешь картошку прополоть»

№4 Мама подкинула очередную работенку «Скоро Новый год, подпиши кА открытки всем родственникам»

№5 «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай! - приказал папа.

№6 «Опять очки куда-то запропастились. Поищи внучок!» - попросила бабушка.

№7 «Да выключи ты наконец эту дикую музыку!!!» - хором закричали все.

Да будем считать, что это был прием в школу разведчиков: терпение, выдержка, железные нервы.

Ну теперь полный порядок. Школа разведчиков укомплектована.

Работ с детьми. Незаконченные предложения

Воспитатель:

Во всех предложенных ситуациях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они тоже частенько срываются, грубят. И тогда никакой ребенок не выдержит, ответит грубостью. Предлагаю вам поработать в группах.

Первая группа - составит портрет идеальных родителей.

Вторая группа - составит образ идеального ребенка.

Третья группа - составит портрет идеальной семьи.

Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения:

Идеальные родители - это…

Идеальные дети - это…

Идеальная семья - это…

На выполнения задания дается 3 минуты.

Послушаем, что у нас получилось.

Примерные ответы детей:

Первой группы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают денег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, приучают к труду и т.п.

Второй группы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, хорошо учатся, самостоятельные, не огрызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют и т.п.

Третьей группы: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло.

Воспитатель:

Ну, что ж, слово «Идеал» обозначает высшую цель деятельности, стремлений. Будем считать, что эту цель вы для себя обозначили.

Заключительное слово

Воспитатель:

Наше общение подходит к концу. В заключении хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, воспитателям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их не огорчайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотверженно и бескорыстно любят вас.

Подведение итогов

Полезен ли был наш сегодняшний разговор? О чем задумались? Что решили?





© 2010-2022