Шахматы-Рабочая программа по внеурочной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5



УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МОБУ СОШ № 5 г Зеи

от 31.08. 2015 №93








Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Шахматы»

учителя физкультуры

Харазова Роберта Артуровича

на 2015-2016 учебный год
















Харазова Роберта Артуровича

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы» на 2015-2016 учебный год.






Данная программа разработана для учащихся 5 -7классов. Занятия по программе 1 года обучения проводятся 2 час в неделю, что составляет 76 часов в год. Занятия по программе 2 года обучения проводятся 2 часа в неделю или 4 часа в неделю, что составляет 76 часа в год и 152 часа в год. Занятия по программе 3 года обучения проводятся 4 часа в неделю, что составляет 152 часа в год. Наполняемость 1 группы составляет 8 -25 человек.






































Пояснительная записка

Предполагается использование таких форм работы, как отгадывание загадок, ребусов на шахматную тему, чтение сказок о шахматах, выполнение творческих заданий, практические занятия по игре в шахматы с целью закрепления теоретического материала, опросы для проверки пройденного материала. В связи с возможным возникновением разных непредвиденных обстоятельств допускаем корректировку программы.

Актуальность программы состоит в её востребованности, в требованиях современного общества к личности, которая должна быть всесторонне развита, чему и способствует игра в шахматы. Она развивает ребёнка умственно, развивает логическое мышление, воспитывает усидчивость, приучает к культурному проведению свободного времени, толерантному отношению к сопернику по игре и другим окружающим.

Данная программа модифицированная. При её разработке были использованы методики: Петрушиной Н.М. (методика проведения занятий с участием сказочных персонажей); Кострова В. и Давлетова Д. (практические занятия по изложению шахматного материала с использованием тренировочных и закрепляющих упражнений с учётом возрастных особенностей детей); Костенюк А. и Костенюк Н., Кормишкина А. и Болибока И. (методические рекомендации по изучению материала шахмат для самых маленьких через игру, стихи, загадки); Вольфа П. (методические рекомендации по изучению шахматной стратегии через примеры и упражнения, материал о гроссмейстерах всех времён, составлен шахматный словарь); Пожарского В. (методика преподавания шахмат и анализ ряда проблем, возникающих у детей- шахматистов на пути от новичка до мастера, и способы их преодоления).

Цель:

- формирование образованной культурной личности средством шахматной игры.

Задачи:

  1. Научить играть в шахматы.

  2. Ознакомить со специальными шахматными терминами, применять их на практике.

  3. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.

Характеристика программы:


  1. По характеру деятельности - образовательная.

  2. По педагогическим целям - образовательная, познавательная, развивающая.

  3. По возрастным особенностям - 10 - 14 лет.

  4. По временным показателям - 3 года.

  5. По наполняемости - 8 - 15 человек.

В конце учебного курса воспитанники должны знать:

1.Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

2.Основные шахматные термины.

3.Имена и краткие биографические сведения о знаменитых гроссмейстерах.

В конце учебного курса воспитанники должны уметь:

1.Играть в шахматы, соблюдая правила.

2.Пользоваться шахматными часами.

3.Понимать и применять игровые шахматные термины.

Материально - техническое оснащение:


- набор шахмат - 8 наборов;

- магнитная шахматная доска - 1 шт.;

- магнитные шахматные фигуры - 2 набора;

- шахматные часы - 7 шт.;

- стенды информационные - 2 шт.;

1 год обучения

Задачи:


  1. Научить играть в шахматы.

  2. Ознакомить со специальными шахматными терминами.

  3. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.

В конце 1 учебного года воспитанники должны знать:


  1. Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

  2. Основные шахматные термины.

В конце 1 учебного года воспитанники должны уметь:


  1. Играть в шахматы, соблюдая правила.

  2. Пользоваться шахматными часами.

  3. Понимать игровые шахматные термины.


Тематический план

1 год обучения


п/п

Тема занятий

Теория

Практика

Общее кол-во

часов

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Шахматная теория

54

54

3.

Повторение и закрепление

8

8

4.

Практическая работа

5

10

5.

Итоговое занятие

2

2

Всего:

66

5ч.

76

Содержание программы


(1год обучения)

Вводное занятие 2ч.) - знакомство с техникой безопасности на занятиях шахматами, с противопожарной безопасностью, и правилами поведения шахматиста.

Шахматная теория (54 ч.) - знакомство с геометрией шахматной доски, правилами передвижения и взятия шахматных фигур, с рокировкой, решением шахматных задач на постановку мата в 1 ход разными фигурами.

Повторение и закрепление (8 ч.) - повторение и закрепление изученного на прошлых занятиях.

Практическая работа (10 ч.) - выполнение разнообразных упражнений направленных на закрепление знаний геометрии шахматной доски, правил передвижения и взятия шахматных фигур, выполнение рокировки.

Итоговое занятие (2 ч.) - подведение итогов обучения за год, анализ работы на занятиях, результаты контрольных опросов.

2 год обучения

(2 часа в неделю)

Задачи:


  1. Научить играть в шахматы и шашки.

  2. Ознакомить со специальными шахматными терминами.

  3. Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров.

  4. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.

В конце 2 учебного года воспитанники должны знать:


  1. Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

  2. Основные шахматные термины.

  3. Имена знаменитых гроссмейстеров.

В конце 2 учебного года воспитанники должны уметь:


  1. Играть в шахматы, соблюдая правила.

  2. Читать и записывать ходы.

  3. Пользоваться шахматными часами.

  4. Понимать игровые шахматные термины.

Тематический план

2 год обучения

(2 часа в неделю)

п/п

Тема занятий

Теория

Практика

Общее кол-во

часов

1.

Вводное занятие

1 ч.

1 ч.

2.

Шахматная тактика (теория)

34 ч.

37 ч.

71 ч.

3.

Итоговое занятие

1 ч.

1 ч.

4.

ЗУН

3 ч.

3 ч.

5.

Всего:

37 ч.

37 ч.

76 ч.


Вводное занятие (1 ч.) - знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.

Шахматная тактика (71 ч.)

Теоретическая часть - ознакомить с записью шахматных передвижений, пополнять словарь новыми шахматными терминами, ознакомить с 10 правилами дебюта, видами разных дебютов (детский мат, испанский дебют), ознакомить с постановкой мата одинокому королю разными фигурами, ознакомить с такими шахматными комбинациями, как отвлечение и завлечение, двойной удар, учить решать задачи на мат в 1 ход, знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.

Практическая часть - отрабатывать навыки ведения разных дебютов (детский мат, испанский и итальянский дебют), учить записывать шахматную партию, отрабатывать навыки постановки мата одинокому королю разными фигурами, отрабатывать навыки применения шахматных комбинаций - отвлечение и завлечение, двойной удар, пользоваться шахматными часами.

Итоговое занятие (1 ч.) - подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний, участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.

ЗУН (3 ч.) - проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.


2 год обучения

(4 часа в неделю)

Задачи:


  1. Научить играть в шахматы.

  2. Ознакомить со специальными шахматными терминами.

  3. Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров.

  4. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.

В конце 2 учебного года воспитанники должны знать:


  1. Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

  2. Основные шахматные термины.

  3. Имена знаменитых гроссмейстеров.

В конце 2 учебного года воспитанники должны уметь:


  1. Играть в шахматы , соблюдая правила.

  2. Читать и записывать ходы.

  3. Пользоваться шахматными часами.

  4. Понимать игровые шахматные термины.



Тематический план

2 год обучения

(4 часа в неделю)

п/п

Тема занятий

Теория

Практика

Общее кол-во

часов

1.

Вводное занятие

2 ч.

2 ч.

2.

Шахматная тактика (теория)

64 ч.

74 ч.

138 ч.

3.

Итоговое занятие

2 ч.

2 ч.

4.

ЗУН

6 ч.

6 ч.

5.

Всего:

74 ч.

74 ч.

148 ч.

Содержание программы

2 год обучения

4 часа в неделю


Вводное занятие (2 ч.) - знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.

Шахматная тактика (138 ч.)

Теоретическая часть - ознакомить с записью шахматных передвижений, пополнять словарь новыми шахматными терминами, ознакомить с 10 правилами дебюта, видами разных дебютов (детский мат, испанский дебют), ознакомить с постановкой мата одинокому королю разными фигурами, ознакомить с такими шахматными комбинациями, как отвлечение и завлечение, двойной удар, учить решать задачи на мат в 1 ход, знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.

Практическая часть - отрабатывать навыки ведения разных дебютов (детский мат, испанский и итальянский дебют), учить записывать шахматную партию, отрабатывать навыки постановки мата одинокому королю разными фигурами, отрабатывать навыки применения шахматных комбинаций - отвлечение и завлечение, двойной удар, пользоваться шахматными часами.

Итоговое занятие (2 ч.) - подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний, участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.

ЗУН (6ч.) - проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.

3 год обучения

Задачи:

1.Развивать логическое мышление.

2.Совершенствовать навыки игры в шахматы и шашки, используя разные тактики игры.

3.Продолжать знакомство со специальными шахматно - шашечными терминами, применять их на практике.

4.Знать имена известных отечественных и зарубежных гроссмейстеров, их заслуги.

5.Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику.

В конце 3 года обучения воспитанники должны знать:

1.Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

2.Основные шахматно - шашечные термины.

3.Имена и краткие биографические сведения о знаменитых гроссмейстерах.

4.Различные варианты тактики ведения игры.

В конце 3 года обучения воспитанники должны уметь:

1.Играть в шахматы и шашки, соблюдая правила.

2.Читать и записывать ходы.

3.Пользоваться шахматными часами.

4.Понимать и применять игровые шахматные и шашечные термины.

5.Использовать различные тактики ведения игры.

Тематический план

3 год обучения

(4 часа в неделю)

п/п

Тема занятий

Теория

Практика

Общее

кол-во

часов

1.

Вводное занятие

2 ч.


2ч.

2.

Шахматная тактика

23ч.

20ч.

43ч.

3.

Шахматная стратегия

23ч.

18ч.

41ч.

4.

Шашечная тактика

4ч.

4ч.

8ч.

5.

Плеяда великих

20ч.


20ч.

6.

Решение логических задач

8ч.

6ч.

14ч.

7.

Отгадывание ребусов и кроссвордов

12ч.


12ч.

8.

Итоговое занятие

2ч.


2ч.

9.

ЗУН

6ч.


6ч.

10.

Всего:

100ч.

48ч.

148ч.

Содержание программы

3 год обучения

4 часа в неделю

Вводное занятие (2 ч.) - знакомство с целями и задачами обучения, с техникой безопасности на занятиях, правилами противопожарной безопасности во время пребывания в ЦДТ и правилами поведения в ЦДТ.

Шахматная тактика (43 ч.)

Теоретическая часть - знакомство с такими тактическими приёмами как вилка, связка, шах разных видов, пополнять словарь новыми шахматными терминами.

Практическая часть - отработка тактических приёмов (вилки и связки разных видов), учить пользоваться шахматными часами, записывать шахматную партию.

Шахматная стратегия (41 ч.)

Теоретическая часть - знакомить с использованием таких стратегических приёмов как рокировка, слабые и сильные поля, секретами использования стратегии разных фигур, пополнять словарь новыми шахматными терминами.

Практическая часть - отработка шахматной стратегии, учить пользоваться шахматными часами, записывать шахматную партию.

Шашечная тактика (8 ч.)

Теоретическая часть - знакомить с решением шашечных задач.

Практическая часть - отработка шашечной тактики, отрабатывать навыки игры в разные виды шашек (уголки, поддавки, столбовые).

Плеяда великих (20 ч.) - знакомство с биографиями и заслугами чемпионов мира по шахматам разных лет.

Решение логических задач (14 ч.)

Теоретическая часть - знакомство с разными видами логических задач и способами их решения, способствовать развитию логического мышления.

Практическая часть - учить решать логические задачи разного вида разными способами.

Отгадывание ребусов и кроссвордов (12 ч.)

Теоретическая часть - знакомство с разными видами ребусов, кроссвордов, принципами их отгадывания и составления, развивать память, повышать

интеллектуальный уровень воспитанников.

Практическая часть - учить разным способам разгадывания ребусов и кроссвордов

разными способами.

Итоговое занятие (2 ч.) - подвести итоги работы за год путём сравнительного анализа срезов знаний участия в соревнованиях, конкурсах, викторинах.

ЗУН (6 ч.) - проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Анализ срезов, работа над ошибками.

Календарно - тематическое планирование

1 год обучения



Ме-

сяц

Неде-

ля

№ за-

нятия

Тема занятия

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1.

1-2

Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность, правила поведения на занятиях. В стране шахматного короля.

2.

2-4

Волшебная доска. Геометрия шахматной доски. Центр.

3.

5-6

Волшебная доска. Горизонталь, вертикаль, диагональ.

4.

7

Волшебная доска. Цифры и буквы.

5.

8

Практическая работа.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1.

9

Повторение и закрепление изученного.

2.

10

Шахматные фигуры.

3.

11

Шахматные фигуры.

4.

12

Начальное положение.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1.

1

Шахматная фигура Ладья. Знакомство.

15

2.

Шахматная фигура Ладья. Практическая работа.

3.

3.

Повторение и закрепление изученного.

4.

4.

Шахматная фигура Слон. Знакомство.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1.

1-2

Шахматная фигура Слон. Практическая работа.

2.

3

Повторение и закрепление изученного.

3.

4

Ладья против слона.

4.

5-6-7

Шахматная фигура Ферзь. Знакомство.

5.

8

Практическая работа. Мониторинг уровня компетентности обучающихся за 1 полугодие.

Я

Н

В

А

Р

Ь

1.

1-2-3-4

Шахматная фигура Ферзь. Решение задач.

2.

5

Повторение и закрепление изученного.

3.

6

Шахматная фигура Конь. Знакомство.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1.

7

Шахматная фигура Конь. Практическая работа.

2.

8

Пешка. Знакомство.

3.

9-10-11

Пешка. Практическая работа.

М

А

Р

Т

1.

1.

Шахматная фигура Король.

2.

2-3-4

Шах.

3.

5-6-7

Шах и мат.

4.

8-9

Мат в один ход.

5.

10-11

Практическая работа. Промежуточный мониторинг уровня компетентности обучающихся.

А

П

Р

Е

Л

Ь

1.

1.

Мат в один ход.

2.

2-3-4

Ничья и пат. Знакомство.

3.

5

Ничья и пат. Практическая работа.

4.

6

Рокировка.

М

А

Й

1.

1-2-3

Шахматная партия.

2.

4-5-6

Шахматные часы.

3.

7

Практическая работа. Мониторинг уровня компетентности обучающихся за год.

4.

8.

Повторение и закрепление изученного.

Итоговое занятие.

Календарно - тематическое планирование

2 год обучения

(2 часа в неделю)

для детей 7 - 10 лет


Ме-

сяц

Неде-

ля

№ заня-

тия

Тема занятия

Дата проведения

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1.

1.

Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность и правила поведения в ЦДТ. Шахматная сказка.

2.

Геометрия шахматной доски. Шахматная нотация.

2.

3.

Практическое занятие по игре в шахматы.

4.

Вильгельм Стейниц. Запись шахматных ходов.

3.

5.

Практическое занятие по игре в шахматы.

6.

Как начинать шахматную партию. Начало шахматной партии.

4.

7.

Практическое занятие по игре в шахматы.

8.

Эмануил Ласкер. Рокировка и всё о ней.


О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1.

1.

Как записывать шахматную партию.

2.

Практическое занятие по игре в шахматы.

2.

3.

Хосе Рауль Капабланка. Основные законы дебюта. Ловушки. «Детский мат».

4.

Практическое занятие по игре в шахматы.

3.

5.

Кто сколько стоит (ценность фигур).

6.

Практическое занятие по игре в шахматы.

4.

7.

Александр Алёхин. Как избежать зевков?

8.

Практическое занятие по игре в шахматы. Мониторинг уровня компетентности обучающихся.

5.

9.

Повторение и закрепление изученного.

10.

Что такое шах, мат и пат.


Н

О

Я

Б

Р

Ь

2.

1.

Решение задач на постановку шаха, мата и пата.

3.

2.

Практическое занятие по игре в шахматы.

3.

Махгилис (Макс) Эйве. Мат одинокому королю. Линейный мат. Мат двумя ладьями.

4.

Практическое занятие по игре в шахматы.

4.

5.

Оформление задач на мат.

5 .

6.

Практическое занятие по игре в шахматы.

7.

Линейный мат ферзём.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1.

1.

Михаил Моисеевич Ботвинник. Линейный мат ладьёй.

2.

Практическое занятие по игре в шахматы.

2.

3.

«Квадратный» мат ладьёй.

4.

Василий Васильевич Смыслов. Практическое занятие по игре в шахматы.

3.

5.

Заплетём косичку. Мат двумя слонами.

6.

Практическое занятие по игре в шахматы.

4.

7.

Повторение и закрепление изученного. Мониторинг уровня компетентности обучающихся за 1 полугодие.

8.

Окончание. Король с пешкой против короля.

5.

9.

Практическое занятие по игре в шахматы.

Я

Н

В

А

Р

Ь

2.

1.

Тигран Вартанович Петросян. Изучение дебюта. Испанская партия.

3.

2.

Практическое занятие по игре в шахматы.

3.

Пешечные окончания. Правила квадрата.

4.

4.

Михаил Нехемьевич Таль. Пешечная структура. Какие бывают пешки.

5.

Практическое занятие по игре в шахматы.

5.

6.

Мат Легаля.

7.

Вкусная пешка.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

2.

1.

Борьба ферзя против пешки.

2.

Практическое занятие по игре в шахматы.

3.

3.

Борис Васильевич Спасский. Комбинации. Двойной удар.

4.

Практическое занятие по игре в шахматы.

4.

5.

Связка. Виды связок.

6.

Практическое занятие по игре в шахматы.

5.

7.

Революция Фишера. Отвлечение и завлечение.

8.

Повторение и закрепление изученного.


М

А

Р

Т

1.

1.

Отгадывание ребусов и кроссвордов.

2.

2.

Познавательно-развлекательная программа «В стране шахматного короля».

3.

3.

Решение шахматных задач на постановку мата в 1 ход. Мат ладьёй.

4.

Практическое занятие по игре в шахматы.

4.

5.

Анатолий Евгеньевич Карпов. Решение шахматных задач на постановку мата в 1 ход. Мат ферзём.

6.

Решение шахматных задач на постановку мата в 1 ход. Мат слонами.

5.

7.

Отгадывание ребусов и кроссвордов.

8.

Повторение и закрепление изученного материала.


А

П

Р

Е

Л

Ь

1.

1.

Практическое занятие по игре в шахматы.

2.

Гари Кимович Каспаров. Решение шахматных задач на постановку мата в 1 ход. Мат конём.

2.

3.

Практическое занятие по игре в шахматы.

4.

Решение шахматных задач на постановку мата в 1 ход. Мат пешками.

3.

5.

Практическое занятие по игре в шахматы.

6.

Вишванатан Ананд. Шахматная олимпиада.

4.

7.

Практическое занятие по игре в шахматы.

8.

Владимир Борисович Крамник. Решение задач на выигрыш фигуры.

5.

9.

Практическое занятие по игре в шахматы.

М

А

Й

1.

1.

Решение шахматных задач на выигрыш фигуры.

2.

2.

Решение шахматных задач на постановку ничьей.

3.

Мат в 2 хода с помощью двойного шаха.

3.

4.

Практическое занятие по игре в шахматы.

5.

Повторение и закрепление изученного. Мониторинг уровня компетентности обучающихся за год.

4.

6.

Практическое занятие по игре в шахматы.

7.

Шахматный турнир.

5.

8.

Практическое занятие по игре в шахматы.

Календарно-тематическое планирование

3 год обучения

(4 часа в неделю)

для детей 7-10 лет

Ме-

сяц

Не-

деля

№ за-

нятия

Тема занятия

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

1.

Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность и правила поведения в ЦДТ. Шахматная нотация и некоторые правила.

2.

Ценность фигур. Виды преимущества.

2

3.

Реализация материального преимущества.

4.

Тактика. Теория тактики. Жертва. Практическое занятие по игре в шахматы.

3

5.

Приёмы нападения. Связка.

6.

Отгадывание ребусов и кроссвордов. Работа на компьютере. Решение шахматных задач.

4

7.

Связка. Как от неё избавиться?

8.

Двойной удар. Практическое занятие по игре в шахматы.

5(1)

9(1).

Повторение и закрепление изученного. Мониторинг уровня компетентности обучающихся.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1

1.

Рентгеновский удар.

2.

Практическая работа по игре в шахматы.

2

3.

Открытое нападение.

4.

Вскрытый и двойной шах.

3

5.

Как решать задачи. Американский проблемист Сэмуэль Ллойд, жизнь и творчество.

6.

Контрудар и промежуточный удар. Классификация комбинаций. Простые комбинации.

4

7.

Комбинационные удары: уничтожение и завлечение противника.

8.

Завлечение и перекрытие. Работа на компьютере. Решение шахматных задач.

5(1)

9 (1).

Освобождение пространства и блокировка.


Н

О

Я

Б

Р

Ь

1

1.

Вскрытие линии и захват поля. Повторение и закрепление изученного.

2

2.

Проверь себя при помощи тестирования «Угадай ход мастера». Отгадывание ребусов и кроссвордов.

3.

Стратегия. Тематические комбинации.

3

4.

Классификация пешечных комбинаций. Практическое занятие по игре в шахматы.

5.

Прорыв и проведение пешки.

4

6.

Пешечный таран и тычок. Работа на компьютере. Решение шахматных задач.

7.

Пешечный клин.

5(1)

8 (1).

Крайняя вертикаль. Повторение и закрепление изученного.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1

1.

Шашки. Правила игры.

2.

Практическое занятие по игре в шашки.

2

3.

Уголки, поддавки и столбовые шашки. Практическое занятие по игре в шашки.

4.

Повторение и закрепление изученного.

3

5.

Работа на компьютере. Решение шахматных задач.

6.

Тематические комбинации. Приём разрушения прикрытия короля.

4

7.

Отгадывание ребусов и кроссвордов. Практическое занятие по игре в шахматы.

8.

Шахматный словарь. Мониторинг уровня компетентности обучающихся за 1 полугодие.

5(1)

9.

Виды ничьих. Классификация приёмов защиты.

10(1).

Повторение изакрепление изученного.

Я

Н

В

А

Р

Ь

2

1.

Позиционная ничья крепость и запирание. Отгадывание ребусов и кроссвордов.

3

2.

Ладейные приёмы и комбинации.

3.

Слон и его атакующие свойства. Работа на компьютере. Решение шахматных задач.

4

4.

Ферзь в атаке.

5.

Сложные комбинации. Повторение и закрепление изученного.

5(1)

6.

Приёмы активной защиты. Контратака и контрудар.

7 (1).

Приёмы защиты. Профилактика. Отгадывание ребусов и кроссвордов.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1

1.

Ловля фигуры. Капкан для ферзя.

2.

Приёмы защиты в миттельшпиле. Упрощения, пассивная защита, ловушка. Практическое занятие по игре в шахматы.

2

3.

Пешечные окончания.

4.

4 шахматных закона. Борьба за центр и централизация. Отгадывание ребусов и кроссвордов.

3

5.

2-ой шахматный закон. Активность в дебюте - это развитие.

6.

3-ий шахматный закон. Безопасность короля. Атака на нерокированного короля. Работа на компьютере. Решение шахматных задач. Индивидуальная работа.

4.

7.

Выбор хода и оценка позиции. Индивидуальная работа.

8.

Анализ позиции и ориентиры цели. Индивидуальная работа.


М

А

Р

Т

1

1.

Каким ходом начинать партию или как играть дебют. Индивидуальная работа.

2

2.

Алексей Алексеевич Троицкий - основоположник современного художественного шахматного этюда. Индивидуальная работа.

3.

Повторение и закрепление изученного. Отгадывание ребусов и кроссвордов. Индивидуальная работа.

3

4.

Виды преимущества. Дебютная подготовка. Индивидуальная работа.

5.

Стадии развития шахматной партии. Наступление и виды атак. Фигурная атака. Индивидуальная работа.

4

6.

Атака на короля при короткой рокировке. Ранняя дебютная атака. Индивидуальная работа.

7.

Приёмы атаки на короля при разносторонних рокировках. Комбинированная атака и пешечный штурм. Повторение и закрепление изученного. Индивидуальная работа.

5(1)

8 .

Как изучать дебют. Теория одного варианта В32. Индивидуальная работа.

9(1).

Практическая работа по игре в шахматы.

А

П

Р

Е

Л

Ь

1

1.

Ценность заочной игры или как обыгрывать чемпионов.

Отгадывание ребусов и кроссвордов. Индивидуальная работа.

2.

Практическая работа по игре в шахматы.

2

3.

Атака короля при короткой рокировке. Ориентир цели: слабый пункт h7 (h 2). Индивидуальная работа.

4.

Ориентир цели: слабый пункт g7 (g2). Работа на компьютере. Решение шахматных задач. Индивидуальная работа.

3

5.

Ориентир цели: слабый пункт f7. Индивидуальная работа.

6.

Ориентир цели: седьмая горизонталь. Повторение и закрепление изученного. Индивидуальная работа.

4

7.

Ориентир цели: последняя горизонталь. Индивидуальная работа.

8.

Ориентир цели: слабость большой диагонали. Отгадывание ребусов и кроссвордов. Индивидуальная работа.

5(1)

9(1).

Слабость пешечных полей и пешечный форпост на е 5 (е4).

Повторение и закрепление изученного. Индивидуальная работа.

М

А

Й

1

1.

Стратегия и тактика эндшпиля. Индивидуальная работа.

2

2.

Ладейные окончания. Позиции с лишней пешкой. Пешечный прорыв. Индивидуальная работа.

3.

Одноцветные слоновые окончания. Позиции с лишней пешкой. Индивидуальная работа.

3

4.

Слабые пешки и активность фигур. Индивидуальная работа.

5.

Шахматный словарь. Индивидуальная работа. Мониторинг уровня компетентности обучающихся за год.

4

6.

Практическое занятие по игре в шахматы. Индивидуальная работа.

7.

Повторение и закрепление изученного.

5.

8.

Шахматный турнир.

9.

Итоговое занятие.


Мониторинг уровня компетентности обучающихся.

1 год обучения

Нулевой срез знаний

Опросник.

  1. Расставить пешки на 2,5,7 горизонтали.

  2. Расставить пешки на вертикали а, с, f.

  3. Расставить пешки по любой диагонали.

  4. Расставить шахматные фигуры в начальное положение.

  5. Разложить в правильной последовательности буквы латинского алфавита, которые на шахматной доске обозначают вертикали.

Практическая работа: расставить шахматные фигуры в начальное положение.

Срез знаний за 1 полугодие.

Опросник.

  1. Какого цвета должно быть ближнее к вам левое поле, если вы играете белыми фигурами: а)любого; б)чёрного; в)белого.

  2. Как правильно называются фигуры:

а)король, б)царь, в)падишах; а)дама, б)ферзь, в)королева; а)ладья, б)тура, в)башня; а)офицер; б)гонец, в)слон; а)лошадь, б)конь, в)скакун; а)пешка, б)фишка, в)шашка.

  1. Количество фигур в шахматах: а)король-1,2,3; б)ферзь-1,2,3; в)ладья-1,2,3; г)слон-1,2,3; д)конь-1,2,3; е)пешка-2,6,8.

  2. Линия, идущая по доске слева направо, называется: а)прямой; б)отрезком; в)горизонталью.

  3. Линия, идущая по доске снизу вверх, называется: а)дорожкой; б)линейкой; в)вертикалью.

  4. Линия, идущая из одного угла доски к другому, называется: а)углом; б)зигзагом; в)диагональю.

Практическая работа: расставить шахматные фигуры в начальное положение.

Промежуточный срез знаний во 2 полугодии.

Опросник.

  1. Как ходит и делает взятие ладья? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) как хочет.

  2. Как ходит и делает взятие слон? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) как хочет.

  3. Как ходит и делает взятие ферзь? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) как хочет.

  4. Как ходит и делает взятие конь? а)по диагонали ; б) по горизонтали и вертикали; в) буквой г.

  5. Двойной удар-это: а) ход на 2 поля; б) нападение 1 фигуры сразу на 2 и более фигур противника; в)вилка.

  6. Шахматные слоны бывают: а)плохие и хорошие; б)белопольные и чернопольные; в)злые и добрые.

Практическая работа: сыграть в игру «Курочка и зёрнышки», «Ферзь в тире», «Ладья против слона»

Итоговая аттестация.

Опросник.

  1. Шах - это: а) нападение на короля; б) ход фигуры; в) конец шахматной партии.

  2. Способы защиты от шаха: а) закрыться другой фигурой; б) срубить нападающую фигуру; в) сдаться.

  3. Мат-это: а) конец шахматной партии; б) шах, от которого нет защиты; в) ход короля.

  4. Рокировка -это: а) двойной удар; б) ничья; в) специальная защита короля, когда король движется к ладье через клетку и ладья перепрыгивает через него.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы.

2 год обучения

Нулевой срез знаний

  1. Какая фигура при записи обозначается буквой Кр: а)король, б)конь, в)пешка.

  2. Как защитить короля от шаха: а)закрыться другой фигурой, б)отойти королём на безопасное поле, в)срубить нападающую фигуру, г)сразу сдаться.

  3. Какие есть способы защиты фигуры от нападения: а)ответное нападение, б)перекрыть нападение, в)сдаться без боя, г)объявить невозможный ход.

  4. Что такое вилка: а)нападение сразу на 2 фигуры, б)взятие фигуры, в)окончание партии, г)ряд клеток сверху вниз.

  5. Какой сильнейший шахматист был родом из Америки: а)Стейниц, б)Морфи, в)Ананд.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с часами.

Срез знаний за 1 полугодие

  1. Двойной удар - это: а)то же что и вилка; б)в результате одного хода 2 фигуры атакуют 1 фигуру противника; в)два хода подряд.

  2. Вскрытый шах - это: а)одна из фигур нападает на какую - либо фигуру противника, а вторая открывшаяся при этом фигура шахует короля; б)шах при отступлении; в)шах при нападении 2 фигур.

  3. Двойной шах - это: а)нападение 1 фигуры на 2 фигуры противника; б)когда король оказывается под шахом одновременно 2 фигур; в)шах после 2 ходов.

  4. Отвлечение - это: а)ситуация, в которой вы заставляете соперника переместить ту или иную фигуру для того, чтобы использовать слабость его позиции; б)отступление от центра; в)разговор во время игры.

  5. Промежуточный ход - это: а)ход между 2 полями; б)ход, который делается противником между 2 ходами, которые должны быть следовать один за другим; в)ход между 2 фигурами.

Практическая работа: сыграть в шахматы с часами.

Промежуточный срез знаний во 2 полугодии

  1. Один из способов поставить мат, называется:

а) слабость последней горизонтали б) удушающий мат в) сицилианская защита.

  1. Сколько ходов даётся до конца партии, если у одного из игроков остался 1 король?

а) 50 б) 25 в) 3.

  1. Эндшпиль - это:

а) начало шахматной партии б) середина шахматной партии в) конец шахматной партии.

4. Когда шашка выполняет обыкновенный ход, это называется:

А) битый ход б) тихий ход в) ударный ход.

Практическая работа: сыграть в шахматы 1 партию с записью и с часами.

Итоговая аттестация

  1. Отвлечение - это: а)рассказывание сопернику анекдотов; б)тактический приём, при котором фигура, вынужденная прейти на другое поле, престаёт выполнять важные защитные функции; в)добровольный отказ от материала с какой-либо целью.

  2. Слабое поле - это: а)поле, которое контролируется одним и не контролируется другим игроком; б) атака соперника двумя фигурами после одного хода; в)противостояние королей.

  3. Открытый центр: а)ряд чёрно-белых полей слева направо; б)особый ход короля; в)означает, что в центральной части доски нет пешек, блокирующих друг друга.

  4. Изолированная пешка: а)самая передняя пешка в пешечной цепи; б)пешка, которая находится далеко от всех своих фигур; в)группа одноцветных пешек.

  5. Размен:а)взятие в процессе игры противниками фигур друг друга равных или почти равных по своей стоимости; б)начало шахматной партии; в)набор заранее подготовленных игроком вариантов игры.

  6. Кто сейчас является чемпионом мира по шахматам: а)Карпов; б)Каспаров; в)Ананд.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с шахматными часами, соблюдая правила игры, записывая первые 20 ходов.

3 год обучения

Нулевой срез знаний

  1. Виды преимущества: а) материальное, б) ростовое, в) динамическое.

  2. Жертва - это: а) добровольное предоставление противнику материального преимущества ради получения других выгод; б) остановка игры на перерыв, г) добавление игрового времени противнику.

  3. Приёмы нападения: а) угроза и взятие, б) нападение и жертва, в) двойной удар.

  4. Нападение ладьи, слона, ферзя на фигуру или пешку противника, прикрывающую более ценный объект, это: а) двойной удар, б) связка, в) жертва.

  5. Двойной удар можно назвать: а) грабли, б) вилка, в) трилка.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с часами и записью.

Срез знаний за 1 полугодие

  1. Удар, вынуждающий фигуру соперника занять неудачное поле, называется: а) завлечение, б) отвлечение, в) уничтожение.

  2. Распожение собственной фигуры или пешки на месте пересечения ударов дальнобойных фигур соперника с целью нарушения их взаимодействия - это: а) перекрытие, б) завлечение, г) отвлечение.

  3. Освобождение линии или поля с темпом от своих фигур, мешающих нанести решающий удар - это: а) освобождение пространства , б) нападение , в) двойной удар.

  4. Когда фигура противника занимает поле, необходимое другой его фигуре для защит от угроз, это: а) двойной удар, б) связка, в) блокировка.

  5. Стремительное продвижение пешки для создания позиционных выгод: а) пешечный тычок, б) вилка, в)отвлечение .

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с часами и записью.

Промежуточный срез знаний во 2 полугодии

  1. Виды ничьих: а)вечный шах; б)пат; в)правило отказа.

  2. Крепость - это: а)когда слабейшая сторона спасается путём создания неприступной позиции; б)добровольная сдача короля; в)отказ от игры.

  3. Запирание - это: а)лишение противника ферзя; б)лишение подвижности какой-либо фигуры противника; в)захват центра пешками.

  4. Виды сложных комбинаций: а)коневые; б)дальнобойные; в)смешанные.

  5. Приёмы защиты: а)контратака; б)профилактика; в)троекратное повторение.

Практическая работа: сыграть в шахматы 1 партию с записью и с часами.

Итоговая аттестация

  1. В шахматные законы не входят: а) централизация; б) активность фигур; в)пешечные островки.

  2. Каким ходом обычно начинают партию: а)е2-е4; б)в2-в4; в) d2-d4.

  3. Захват и развитие, атака, комбинация - это этапы: а) ориентира; б)нападения; в) дебютной подготовки.

  4. Атака не бывает: а) пешечная и фигурная; б) комбинированная; в)неожиданная.

  5. Успешно атаковать последнюю горизонталь могут: а)ферзь и ладьи; б)кони и слоны; в) пешки.

Практическая работа: сыграть партию в шахматы с шахматными часами и записью, соблюдая правила игры .


© 2010-2022