Программа кружка «Моделирование из бумаги»

   Программа "Моделирование из бумаги»  вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких  видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, аппликация, оригами,  торцевание  дает возможность поверить в себя, в свои способности. Занятия с бумагой позволят детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить  информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и обрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения про...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка

«Моделирование из бумаги»

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Моделирование из бумаги» является модифицированной программой социально-педагогической направленности.

Актуальность программы

Данная направленность способствует социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения.

Программа "Моделирование из бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, аппликация, оригами, торцевание дает возможность поверить в себя, в свои способности. Занятия с бумагой позволят детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и обрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов).

Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Кроме того, дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.



Основные идеи и отличительные особенности данной программы

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

Важно обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Не подгонять развитие детей, а предупреждать возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей и корригировать имеющие отклонения. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Разработанная программа адаптирована для учащихся коррекционной начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач.

Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.

Программа включает в себя создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в различных техниках. На занятиях кроме овладения техниками работы с бумагой, дети углубляют свои познания об окружающем мире.



Цель программы - Организация досуговой деятельности. Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы

Обучающие:

закрепление и расширение знаний, полученных на уроках изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствование их систематизации;

· Обучение различным приемам работы с бумагой.

· Формирование умения следовать устным инструкциям.

Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в различных техниках.

Развивающие:

Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

· Развитие у детей способности работать руками, приучение к точным движениям пальцев, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомер.

· Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

Воспитание интереса к бумажному творчеству.

Гармонизация общения и взаимоотношений детей.

Расширение коммуникативных способностей детей. Содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных.

Воспитание социальных эмоций, стремления к самореализации социально адекватными способами, стремления соблюдать нравственно - этические нормы.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.



Условия реализации программы

(Возраст детей, сроки реализации программы, режим занятий, наполняемость групп).

Возраст детей, на который расчитанна программа:7-12лет.

В связи со спецификой формирования классов срок реализации программы: одна учебная четверть.

Занятия проводятся 1раз в неделю для каждой возрастной группы, с ноября по май.

Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять 6-7 человек.

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой - организация работы в группах;
• индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.



Ожидаемые результаты и способы их выявления

В результате обучения в кружке в течение четверти предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

* познакомятся с различными техниками работы с бумагой (конструирование, аппликация, оригами, торцевание и др.);

научатся основным приемам работы с бумагой;

овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способы выявления - педагогическое наблюдение.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся.

Учебно-тематический план

п./п.

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Ознакомительное занятие.

Знакомство с историей бумаги.

1

__

1

2

Оригами

1

1

2

3

Торцевание

1/2

1,5

2

4

Аппликация

1/3

2/3

1

5

Конструирование

1/3

1/3

1

6

Оформление выставочных работ

__

1

1

итого

3

5

8

В зависимости от количества занятий в четверти и тематики занятий соотношение часов по разным техникам может меняться.

Содержание программы

Ознакомительное занятие (1час)

Правила поведения на занятии. Правила пользования материалами и инструментами.

Знакомство с историей бумаги.

Оригами (2часа)

Знакомство с историей оригами. Термины, принятые в оригами. Понятие «Базовые формы». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Складывания изделий на основе простых базовых форм.

Торцевание (2часа)

Беседа по теме занятия. Знакомство с техникой, показ приемов. Изготовление плоскостных и объемных изделий.

Аппликация (1час)

Беседа по теме занятия. Создание плоскостных и объемных композиций. Упражнение в вырезании, надрезании, вырезании мелких деталей, наклеивании. Отработка навыков применения инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.)

Конструирование (1час)

Беседа по теме занятия. Конструирование поделок и игрушек из разных видов бумаги. Отработка навыков сгибания бумаги в разных направлениях, надрезания, вырезания мелких деталей, склеивания, применения инструментов.

Оформление выставочных работ (1час)

Оформление выставок работ учащихся.





Методическое обеспечение программы

Учебно-методический комплекс

I. Учебные и методические пособия: • Научная, специальная, методическая литература.

(См. Список литературы).

II. Материалы из опыта работы педагога:

Дидактические материалы:

Стенд «Базовые формы, условные знаки, принятые в оригами»;

образцы изделий;

таблица рекомендуемых цветовых сочетаний;

конспекты занятий.

Тексты выступлений:

1.Доклад на педсовете «Коррекционная направленность занятий оригами. Особенности работы со слабовидящими детьми».

2.Доклад на методобъединении «Занятия оригами как средство развития и коррекции познавательных процессов младших школьников с отклонениями в развитии».

Материальное обеспечение программы

• Учебные столы и стулья

• Выставочные стенды

• Журналы и книги по работе с бумагой

• Альбом для лучших работ

• Белая бумага (Офисная)

• Цветная бумага для аппликаций

• Цветная бумага (офисная)

• Цветная бумага двухсторонняя

• Цветной картон

• Гофрированный картон

• Гофрированная бумага

• Калька

• Бумага для акварели

• Салфетки

• Линейки

• Треугольники

• Простые карандаши

• Цветные карандаши

• Стирательные резинки

• Фломастеры

• Краски акварельные

• Гуашь

• Ножницы

• Клей ПВА

• Клей карандаш

• Кисточки для клея

• Кисточки для красок

• Бумажные салфетки

• Магнитофон

• Фонотека

Литература

на основе, которой составлена программа и

примерное тематическое планирование занятий:

Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. - М.: «Аким», 1995.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. - С-Пб.: «Химия», 2009.

Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. - М.: «Айрис Пресс», 1997.

Соколова С. Сказки из бумаги.- С-Пб.: «Валерии СПб» «Сфинкс СПб», 1998.

Соколова С. Праздник оригами. - М.: «Эксмо»,2007.

Сухаревская О. Оригами для самых маленьких. - М.: «Айрис Пресс»,2008.

Ступак Е. Оригами. Игры и конкурсы.- М.: «Айрис Пресс»,2008.

Острун Н. Оригами. Мозаика.- М.: «Айрис Пресс»,2006.

Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами.- М.: «АСТ-ПРЕСС»,2010.

Проснякова Т.Энциклопедия технологий прокладного творчества.- Самара, «Учебная литература» 2007.

Материалы интернет - курсов, 2011.

Материалы интернет сайтов по бумажному творчеству.







© 2010-2022