Программа проекта Школьный учебный центр

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кашкарагаихинская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края








ПРОЕКТ

ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР

«ПИРАМИДА».

Срок реализации - 3 года.







Составила: учитель физики,

информатики Мордежова А.В.









Кашкарагаиха - 2014.


Пояснительная записка.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Для этой цели в школе создан Школьный учебный центр «Пирамида».

Главная задача общества - дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

При этом существует главное правило участия в научно- исследовательской и проектной деятельности учеников - никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность - пропуск в ШУЦ "Пирамида".

Проект предназначен для учащихся 1-11 классов. Срок реализации проекта - 3 года.

Цель проекта: объединить учащихся школы, заинтересованных в

повышении своего интеллектуального и культурного уровня, способных к научному поиску, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современной науки.

Задачи :

- выявить наиболее одаренных учащихся в разных областях науки;

- вовлечь данных учащихся в работу, направленную на дальнейшее развитие их творческих способностей;

- помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;

- развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать, формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять на бумаге;

- знакомить учащихся с современными достижениями науки;

- способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;

- содействовать профессиональному самоопределению учащихся;

- обеспечить возможность демонстрации учащимся их творческого

потенциала в школе и за ее пределами;

- создать систему поощрения личных достижений учащихся.


























  1. Концептуальные основы проекта.

Концепция проекта является теоретическим документом, описывающим стратегию, основные направления, задачи и цели учебно-познавательной и проектной деятельности в школе.

Основная идея проекта: «мир полон решений, ищущих свои проблемы». И если решением проблем занимаются школьники, создается атмосфера увлеченности учением, учащиеся чувствуют радость самостоятельного поиска и открытия.

Говоря о самостоятельности школьника в проектной деятельности, мы подразумеваем, что руководитель консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы, но, ни в коем случае не диктует и не пишет работу за ученика.

Организация работы ШУЦ строится по следующим принципам:

• интегральности, т.е. объединения и взаимовлияния учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в ШУЦ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

• непрерывности - процесса длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;

• межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навык исследовательского труда.

• свободы выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;

• индивидуализации образовательной траектории учащихся;

• создания условий для самореализации личности;

• социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;


  1. Направления реализации проекта.

Работа с членами ШУЦ проводится в нескольких направлениях.

Первое направление - это организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

а) совместная работа над отдельными заданиями {подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);

б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

Второе направление - групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

Третье направление - массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры; осуществляется подготовка и проведение семинаров, лекториев, предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.

Четвертое направление - мониторинг успеваемости в школе.

III. Управляющей структурой, обеспечивающей реализацию проекта является методическое объединение естественно-математического цикла, в функции которого входят: экспертиза и отбор программ, методических разработок, текущий контроль реализации проекта, обобщение и анализ результатов реализации проекта.

IV. Технология организации деятельности школьного учебного центра.

Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, состоящей из нескольких основных этапов.

1 этап (октябрь - декабрь 2014 г.): организационный - анализ потребностей учащихся и родителей, выявление учеников, желающих заниматься исследовательской, проектной и мониторинговой деятельностью.

2 этап (январь 2015г - 2017г): реализация проекта - работа секций согласно их задач и планов, непосредственная исследовательская и мониторинговая деятельность учащихся, подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях различного уровня.

3 этап (февраль-май 2017г): рефлексивный - сбор и анализ достигнутых результатов.


Формы работы школьного учебного центра:

  • Организация лекториев по темам проектов, отдельным вопросам науки, техники, искусства;

  • Составление программ, разработка проектов и тем исследований;

  • Участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках, конференциях разного уровня;

  • Проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;

  • Проведение внеклассных мероприятий в школе (беседы, интеллектуальные марафоны, семинары, лекции и др.)

  • Проведение предметных недель.

Структура школьного учебного центра «Пирамида»:

Программа проекта Школьный учебный центр

  1. Контроль и оценка достижений обучающихся.

- Конкурс «Лучший ученик школы».

- Грант директора школы Бугай Н.Ф.


Умения и навыки, сформированные в результате проектной деятельности:

1. Рефлексивные умения:
• умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

• умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
• умение самостоятельно генерировать идеи, разрабатывать способ действия, привлекая знания из различных областей;
• умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
• умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
• умение находить несколько вариантов решения проблемы;
• умение выдвигать гипотезы;
• умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной деятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• умения коллективного планирования;
• умение взаимодействовать с партнерами;
• умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
• навыки делового партнерского общения;
• умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
• умение проектировать процесс (продукт, изделие);
• умение планировать деятельность, время, ресурсы;
• умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
• навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
• умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми (вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.);
• умение участвовать в дискуссии;
• умение отстаивать свою точку зрения;
• умение находить компромисс;
• навык интервьюирования, устного опроса и т.д.
7. Презентационные умения и навыки:
• навыки монологической речи;
• умение уверенно держать себя во время выступления;
• артистические умения;
• умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
• умение отвечать на незапланированные вопросы.


  1. Перспективный план реализации проекта.

1 этап - организационный.


Педагогическая экспертиза:

- Анализ профессиональной направленности и собственной увлеченности детей в школе;

- Анализ работы школы по вовлечению учащихся в учебно-исследовательскую деятельность.


Октябрь - декабрь 2014г.

Педколлектив, учащиеся

2 этап - реализация проекта.

(циклограмма)

Мониторинг успеваемости.

1 раз в четверть ежегодно

Секция «Учебный сектор»

Выбор тем для исследовательских и проектных работ.

Ноябрь - декабрь ежегодно

Секции «Я-исследователь» и «Я-юный исследователь»

Работа над исследовательскими работами и проектами.

В течение года

Секции «Я-исследователь» и «Я-юный исследователь»

Участие в конференциях.

В течение года

Секции «Я-исследователь» и «Я-юный исследователь»

Всероссийская предметная олимпиада (школьный этап).

Октябрь - ежегодно

Секция «Я - интеллектуал».

Всероссийская предметная олимпиада (районный этап).

Ноябрь - ежегодно

Секция «Я - интеллектуал».

Районная развивающая олимпиада школьников 2-6 классов

Ноябрь ежегодно

Секция «Я - интеллектуал».

Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

В течение года

Секция «Я - интеллектуал».

Обучение в дистанционных и заочных предметных школах России.

2015-2016 уч.г.

2016-2017 уч.г.

Секция «Я - интеллектуал».

Организация школьных и окружных семинаров и лекториев.

1 раз в четверть ежегодно

Секция «Я - интеллектуал».

Выступление на линейках и родительских собраниях .

1 раз в четверть

Секция «Учебный сектор»






3 этап - рефлексивный.

Сбор и анализ достигнутых результатов.


Апрель - май ежегодно.

Руководитель проекта.

Планирование работы на следующий год.

Июнь ежегодно.

Руководитель проекта.

Отбор материалов к 110-летию школы.

2016г.

Руководитель проекта.










  1. План реализации проекта на 2014-2015 учебный год.

СЕНТЯБРЬ

Организационные мероприятия.

Педагогическая экспертиза:

- Анализ профессиональной направленности и собственной увлеченности детей в школе;

- Анализ работы школы по вовлечению учащихся в учебно-исследовательскую деятельность.


До 30

Мордежова А.В.

Опрос педагогов для заявки на участие в конкурсе «Будущее Алтая».

23

Мордежова А.В.

Заявка на дистанционный конкурс «Я-исследователь»

25

Мордежова А.В.

ОКТЯБРЬ

Центральное мероприятие.

Всероссийская предметная олимпиада (школьный этап)

До 31 октября

Мордежова А.В.

Организационные мероприятия.

Выбор темы для окружной конференции исследовательских работ.

17

Мордежова А.В.

Подготовка к предметным олимпиадам.

В течение месяца

Мордежова А.В.

Консультации по выполнению и оформлению исследовательских работ.

Каждый вторник.

Мордежова А.В.

НОЯБРЬ

Центральное мероприятие.

Всероссийская предметная олимпиада (районный этап)

Районная развивающая олимпиада школьников 2-6 классов

10-26



22

Мордежова А.В.

Иванова Н.И.

Мордежова А.В.

Организационные мероприятия.

Мониторинг успеваемости за 1 четверть


5- 7


Мордежова А.В.


Подготовка к районной развивающей олимпиаде для школьников 2-6 классов


9-21

Иванова Н.И.

Мордежова А.В.

Подготовка к интернет - игре для 5-6 классов «Окружающий мир глазами детей».

До 7 декабря

Мордежова А.В.

Консультации по исследовательским работам на окружную исследовательскую конференцию.

Среда еженедельно.

Мордежова А.В.

ДЕКАБРЬ

Центральное мероприятие.

Интернет-игра «Окружающий мир глазами детей» для 5-6 классов.

7-8

Мордежова А.В.

Организационные мероприятия.

Консультации по исследовательским работам на окружную исследовательскую конференцию.

Среда еженедельно

Мордежова А.В.



Шоу- лекторий «Химия любви».

17

Мордежова А.В.

Мониторинг успеваемости за 2 четверть

25

Мордежова А.В.



ЯНВАРЬ

Центральное мероприятие.

Семинар-практикум для проектных команд образовательных учреждений района по технологии социального проектирования «Свой мир мы строим сами» в рамках Всероссийской акции «Я - гражданин России»

14 января

Мордежова А.В.

Иванова Н.И.

Организационные мероприятия.

.

Консультации по исследовательским работам на окружную исследовательскую конференцию.

Каждый вторник.

Мордежова А.В.

Подготовка к заочному этапу районного конкурса проектов «Свой мир мы строим сами».

Весь месяц

Мордежова А.В.

Иванова Н.И.

Подготовка к районной историко-краеведческой конференции «Краеведческая находка года».

Весь месяц

Мордежова А.В.

Иванова Н.И.

Подобреева Э.В.

ФЕВРАЛЬ

Центральное мероприятие.

Заочный этап районного конкурса социально-значимых и социально-образовательных проектов «Свой мир мы строим сами» в рамках краевого конкурса и Всероссийской акции «Я - гражданин России» Заочный этап районного конкурса социально-значимых и социально-образовательных проектов «Свой мир мы строим сами» в рамках краевого конкурса и Всероссийской акции «Я - гражданин России».


13 февраля

Мордежова А.В.

Иванова Н.И.

Районная историко-краеведческая конференция и конкурс школьных музеев «Краеведческая находка года»

19 февраля

Мордежова А.В.

Иванова Н.И.

Подобреева Э.В.

Организационные мероприятия.

Консультации по исследовательским работам на окружную исследовательскую конференцию.

Каждый вторник.

Мордежова А.В.

Подготовка к заочному этапу районного конкурса проектов «Свой мир мы строим сами».

До 13 февраля

Мордежова А.В.

Иванова Н.И.

Подготовка к районной историко-краеведческой конференции «Краеведческая находка года».

До 19 февраля

Мордежова А.В.

Иванова Н.И.

Подобреева Э.В.

МАРТ

Центральное мероприятие.

Очный этап районного конкурса социально-значимых и социально-образовательных проектов «Свой мир мы строим сами» в рамках краевого конкурса и Всероссийской акции «Я - гражданин России».

13

Мордежова А.В.

Иванова Н.И.

Организационные мероприятия.

Подготовка к очному этапу районного конкурса проектов «Свой мир мы строим сами».

До 13 марта

Мордежова А.В.

Консультации по исследовательским работам на окружную исследовательскую конференцию.

Каждый вторник.

Мордежова А.В.

Мониторинг успеваемости за 3 четверть.

Конец марта

Мордежова А.В.

Иванова Н.И.

АПРЕЛЬ

Центральное мероприятие.

Исследовательская конференция Кашкарагаихинского округа.


Мордежова А.В.

Иванова Н.И.

Окружная конференция школьников «Шаг в науку» на базе МКОУ «Тальменская СОШ№3»

23 апреля

Мордежова А.В.

Иванова Н.И.


Организационные мероприятия.

Консультации по исследовательским работам на окружную исследовательскую конференцию.

До 23 апреля

Мордежова А.В.

МАЙ

Организационные мероприятия.

Педагогическая экспертиза:

Анализ работы школы по вовлечению учащихся в учебно-исследовательскую деятельность

До 25 мая

Мордежова А.В.

.

Планирование работы на 2015-2016 гг.

Мониторинг успеваемости за год

До 25 мая.

29-30

Мордежова А.В















Литература.


  1. Балк М.Поиск решения. - М.: Детская литература, 1993.

  2. Брукс С. География земли. - М.: Росмэн, 2002.

  3. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 2000.

  4. Книга для чтения по неорганической химии. - М.: Просвещение, 1993.

  5. Лисичкин Г.В.Химики изобретают. - М.: Просвещение, 2001.

  6. Наглядный словарь «Вселенная». - М.: Слово, 2001.

  7. Ольгин О. Опыты без взрывов. - М.: Химия, 1996.

  8. Физика и научно-технический прогресс. - М.: Просвещение, 2001.

  9. Филлипов А.Т. Многоликий солитон. М.: Наука, 1997.

  10. Чертков Химический эксперимент с малым количеством реактивов. - М.: Просвещение, 1999.

  11. Энциклопедический справочник школьника. - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2002.

  12. Энциклопедия тайн и загадок «Загадки человека». - М.: Белый город, 2005.


© 2010-2022