- Преподавателю
- Другое
- Программа проекта Школьный учебный центр
Программа проекта Школьный учебный центр
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мордежова А.В. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кашкарагаихинская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
ПРОЕКТ
ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР
«ПИРАМИДА».
Срок реализации - 3 года.
Составила: учитель физики,
информатики Мордежова А.В.
Кашкарагаиха - 2014.
Пояснительная записка.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Для этой цели в школе создан Школьный учебный центр «Пирамида».
Главная задача общества - дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
При этом существует главное правило участия в научно- исследовательской и проектной деятельности учеников - никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность - пропуск в ШУЦ "Пирамида".
Проект предназначен для учащихся 1-11 классов. Срок реализации проекта - 3 года.
Цель проекта: объединить учащихся школы, заинтересованных в
повышении своего интеллектуального и культурного уровня, способных к научному поиску, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современной науки.
Задачи :
- выявить наиболее одаренных учащихся в разных областях науки;
- вовлечь данных учащихся в работу, направленную на дальнейшее развитие их творческих способностей;
- помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;
- развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать, формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять на бумаге;
- знакомить учащихся с современными достижениями науки;
- способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
- содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
- обеспечить возможность демонстрации учащимся их творческого
потенциала в школе и за ее пределами;
- создать систему поощрения личных достижений учащихся.
-
Концептуальные основы проекта.
Концепция проекта является теоретическим документом, описывающим стратегию, основные направления, задачи и цели учебно-познавательной и проектной деятельности в школе.
Основная идея проекта: «мир полон решений, ищущих свои проблемы». И если решением проблем занимаются школьники, создается атмосфера увлеченности учением, учащиеся чувствуют радость самостоятельного поиска и открытия.
Говоря о самостоятельности школьника в проектной деятельности, мы подразумеваем, что руководитель консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы, но, ни в коем случае не диктует и не пишет работу за ученика.
Организация работы ШУЦ строится по следующим принципам:
• интегральности, т.е. объединения и взаимовлияния учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в ШУЦ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
• непрерывности - процесса длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
• межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навык исследовательского труда.
• свободы выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;
• индивидуализации образовательной траектории учащихся;
• создания условий для самореализации личности;
• социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;
-
Направления реализации проекта.
Работа с членами ШУЦ проводится в нескольких направлениях.
Первое направление - это организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) совместная работа над отдельными заданиями {подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);
б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).
Второе направление - групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.
Третье направление - массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры; осуществляется подготовка и проведение семинаров, лекториев, предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.
Четвертое направление - мониторинг успеваемости в школе.
III. Управляющей структурой, обеспечивающей реализацию проекта является методическое объединение естественно-математического цикла, в функции которого входят: экспертиза и отбор программ, методических разработок, текущий контроль реализации проекта, обобщение и анализ результатов реализации проекта.
IV. Технология организации деятельности школьного учебного центра.
Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, состоящей из нескольких основных этапов.
1 этап (октябрь - декабрь 2014 г.): организационный - анализ потребностей учащихся и родителей, выявление учеников, желающих заниматься исследовательской, проектной и мониторинговой деятельностью.
2 этап (январь 2015г - 2017г): реализация проекта - работа секций согласно их задач и планов, непосредственная исследовательская и мониторинговая деятельность учащихся, подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях различного уровня.
3 этап (февраль-май 2017г): рефлексивный - сбор и анализ достигнутых результатов.
Формы работы школьного учебного центра:
-
Организация лекториев по темам проектов, отдельным вопросам науки, техники, искусства;
-
Составление программ, разработка проектов и тем исследований;
-
Участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках, конференциях разного уровня;
-
Проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;
-
Проведение внеклассных мероприятий в школе (беседы, интеллектуальные марафоны, семинары, лекции и др.)
-
Проведение предметных недель.
Структура школьного учебного центра «Пирамида»:
-
Контроль и оценка достижений обучающихся.
- Конкурс «Лучший ученик школы».
- Грант директора школы Бугай Н.Ф.
Умения и навыки, сформированные в результате проектной деятельности:
1. Рефлексивные умения:
• умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
• умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
• умение самостоятельно генерировать идеи, разрабатывать способ действия, привлекая знания из различных областей;
• умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
• умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
• умение находить несколько вариантов решения проблемы;
• умение выдвигать гипотезы;
• умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной деятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• умения коллективного планирования;
• умение взаимодействовать с партнерами;
• умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
• навыки делового партнерского общения;
• умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
• умение проектировать процесс (продукт, изделие);
• умение планировать деятельность, время, ресурсы;
• умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
• навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
• умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми (вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.);
• умение участвовать в дискуссии;
• умение отстаивать свою точку зрения;
• умение находить компромисс;
• навык интервьюирования, устного опроса и т.д.
7. Презентационные умения и навыки:
• навыки монологической речи;
• умение уверенно держать себя во время выступления;
• артистические умения;
• умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
• умение отвечать на незапланированные вопросы.
-
Перспективный план реализации проекта.
1 этап - организационный.
Педагогическая экспертиза:
- Анализ профессиональной направленности и собственной увлеченности детей в школе;
- Анализ работы школы по вовлечению учащихся в учебно-исследовательскую деятельность.
Октябрь - декабрь 2014г.
Педколлектив, учащиеся
2 этап - реализация проекта.
(циклограмма)
Мониторинг успеваемости.
1 раз в четверть ежегодно
Секция «Учебный сектор»
Выбор тем для исследовательских и проектных работ.
Ноябрь - декабрь ежегодно
Секции «Я-исследователь» и «Я-юный исследователь»
Работа над исследовательскими работами и проектами.
В течение года
Секции «Я-исследователь» и «Я-юный исследователь»
Участие в конференциях.
В течение года
Секции «Я-исследователь» и «Я-юный исследователь»
Всероссийская предметная олимпиада (школьный этап).
Октябрь - ежегодно
Секция «Я - интеллектуал».
Всероссийская предметная олимпиада (районный этап).
Ноябрь - ежегодно
Секция «Я - интеллектуал».
Районная развивающая олимпиада школьников 2-6 классов
Ноябрь ежегодно
Секция «Я - интеллектуал».
Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
В течение года
Секция «Я - интеллектуал».
Обучение в дистанционных и заочных предметных школах России.
2015-2016 уч.г.
2016-2017 уч.г.
Секция «Я - интеллектуал».
Организация школьных и окружных семинаров и лекториев.
1 раз в четверть ежегодно
Секция «Я - интеллектуал».
Выступление на линейках и родительских собраниях .
1 раз в четверть
Секция «Учебный сектор»
3 этап - рефлексивный.
Сбор и анализ достигнутых результатов.
Апрель - май ежегодно.
Руководитель проекта.
Планирование работы на следующий год.
Июнь ежегодно.
Руководитель проекта.
Отбор материалов к 110-летию школы.
2016г.
Руководитель проекта.
-
План реализации проекта на 2014-2015 учебный год.
СЕНТЯБРЬ
Организационные мероприятия.
Педагогическая экспертиза:
- Анализ профессиональной направленности и собственной увлеченности детей в школе;
- Анализ работы школы по вовлечению учащихся в учебно-исследовательскую деятельность.
До 30
Мордежова А.В.
Опрос педагогов для заявки на участие в конкурсе «Будущее Алтая».
23
Мордежова А.В.
Заявка на дистанционный конкурс «Я-исследователь»
25
Мордежова А.В.
ОКТЯБРЬ
Центральное мероприятие.
Всероссийская предметная олимпиада (школьный этап)
До 31 октября
Мордежова А.В.
Организационные мероприятия.
Выбор темы для окружной конференции исследовательских работ.
17
Мордежова А.В.
Подготовка к предметным олимпиадам.
В течение месяца
Мордежова А.В.
Консультации по выполнению и оформлению исследовательских работ.
Каждый вторник.
Мордежова А.В.
НОЯБРЬ
Центральное мероприятие.
Всероссийская предметная олимпиада (районный этап)
Районная развивающая олимпиада школьников 2-6 классов
10-26
22
Мордежова А.В.
Иванова Н.И.
Мордежова А.В.
Организационные мероприятия.
Мониторинг успеваемости за 1 четверть
5- 7
Мордежова А.В.
Подготовка к районной развивающей олимпиаде для школьников 2-6 классов
9-21
Иванова Н.И.
Мордежова А.В.
Подготовка к интернет - игре для 5-6 классов «Окружающий мир глазами детей».
До 7 декабря
Мордежова А.В.
Консультации по исследовательским работам на окружную исследовательскую конференцию.
Среда еженедельно.
Мордежова А.В.
ДЕКАБРЬ
Центральное мероприятие.
Интернет-игра «Окружающий мир глазами детей» для 5-6 классов.
7-8
Мордежова А.В.
Организационные мероприятия.
Консультации по исследовательским работам на окружную исследовательскую конференцию.
Среда еженедельно
Мордежова А.В.
Шоу- лекторий «Химия любви».
17
Мордежова А.В.
Мониторинг успеваемости за 2 четверть
25
Мордежова А.В.
ЯНВАРЬ
Центральное мероприятие.
Семинар-практикум для проектных команд образовательных учреждений района по технологии социального проектирования «Свой мир мы строим сами» в рамках Всероссийской акции «Я - гражданин России»
14 января
Мордежова А.В.
Иванова Н.И.
Организационные мероприятия.
.
Консультации по исследовательским работам на окружную исследовательскую конференцию.
Каждый вторник.
Мордежова А.В.
Подготовка к заочному этапу районного конкурса проектов «Свой мир мы строим сами».
Весь месяц
Мордежова А.В.
Иванова Н.И.
Подготовка к районной историко-краеведческой конференции «Краеведческая находка года».
Весь месяц
Мордежова А.В.
Иванова Н.И.
Подобреева Э.В.
ФЕВРАЛЬ
Центральное мероприятие.
Заочный этап районного конкурса социально-значимых и социально-образовательных проектов «Свой мир мы строим сами» в рамках краевого конкурса и Всероссийской акции «Я - гражданин России» Заочный этап районного конкурса социально-значимых и социально-образовательных проектов «Свой мир мы строим сами» в рамках краевого конкурса и Всероссийской акции «Я - гражданин России».
13 февраля
Мордежова А.В.
Иванова Н.И.
Районная историко-краеведческая конференция и конкурс школьных музеев «Краеведческая находка года»
19 февраля
Мордежова А.В.
Иванова Н.И.
Подобреева Э.В.
Организационные мероприятия.
Консультации по исследовательским работам на окружную исследовательскую конференцию.
Каждый вторник.
Мордежова А.В.
Подготовка к заочному этапу районного конкурса проектов «Свой мир мы строим сами».
До 13 февраля
Мордежова А.В.
Иванова Н.И.
Подготовка к районной историко-краеведческой конференции «Краеведческая находка года».
До 19 февраля
Мордежова А.В.
Иванова Н.И.
Подобреева Э.В.
МАРТ
Центральное мероприятие.
Очный этап районного конкурса социально-значимых и социально-образовательных проектов «Свой мир мы строим сами» в рамках краевого конкурса и Всероссийской акции «Я - гражданин России».
13
Мордежова А.В.
Иванова Н.И.
Организационные мероприятия.
Подготовка к очному этапу районного конкурса проектов «Свой мир мы строим сами».
До 13 марта
Мордежова А.В.
Консультации по исследовательским работам на окружную исследовательскую конференцию.
Каждый вторник.
Мордежова А.В.
Мониторинг успеваемости за 3 четверть.
Конец марта
Мордежова А.В.
Иванова Н.И.
АПРЕЛЬ
Центральное мероприятие.
Исследовательская конференция Кашкарагаихинского округа.
Мордежова А.В.
Иванова Н.И.
Окружная конференция школьников «Шаг в науку» на базе МКОУ «Тальменская СОШ№3»
23 апреля
Мордежова А.В.
Иванова Н.И.
Организационные мероприятия.
Консультации по исследовательским работам на окружную исследовательскую конференцию.
До 23 апреля
Мордежова А.В.
МАЙ
Организационные мероприятия.
Педагогическая экспертиза:
Анализ работы школы по вовлечению учащихся в учебно-исследовательскую деятельность
До 25 мая
Мордежова А.В.
.
Планирование работы на 2015-2016 гг.
Мониторинг успеваемости за год
До 25 мая.
29-30
Мордежова А.В
Литература.
-
Балк М.Поиск решения. - М.: Детская литература, 1993.
-
Брукс С. География земли. - М.: Росмэн, 2002.
-
Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 2000.
-
Книга для чтения по неорганической химии. - М.: Просвещение, 1993.
-
Лисичкин Г.В.Химики изобретают. - М.: Просвещение, 2001.
-
Наглядный словарь «Вселенная». - М.: Слово, 2001.
-
Ольгин О. Опыты без взрывов. - М.: Химия, 1996.
-
Физика и научно-технический прогресс. - М.: Просвещение, 2001.
-
Филлипов А.Т. Многоликий солитон. М.: Наука, 1997.
-
Чертков Химический эксперимент с малым количеством реактивов. - М.: Просвещение, 1999.
-
Энциклопедический справочник школьника. - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2002.
-
Энциклопедия тайн и загадок «Загадки человека». - М.: Белый город, 2005.