- Преподавателю
- Другое
- Программа объединения дополнительного образования кружок Юный сварщик
Программа объединения дополнительного образования кружок Юный сварщик
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тункова С.В. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Арзамасский техникум строительства и предпринимательства
Рассмотрена на Утверждаю методическом совете Директор ГБПОУ А«
« « 20 г. _____________А.В.Нуждин
« « 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
кружок «Художественная сварка»
продолжительность освоения программы - 10 месяцев
возраст обучающихся: 15-19 лет
уровень усвоения: профессионально - прикладной (художественный)
Автор, разработчик, составитель: Шабров Виктор Иванович,
мастер производственногообучения по специальности мастер жилищно-коммунальногохозяйства.
г. Арзамас
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка является дополнением к программе производственного обучения по сварочному делу, предназначена для углубленного изучения науки о металлах. Она рекомендуется для вовлечения подростков в кружок от 15 до 19 лет включительно.
Программа разработана так, чтобы дать возможность некоторым учащимся раскрыть и развить свои творческие способности, полнее и глубже получить знания о металлах, о профессиях, связанных с ними, о способах и приёмах работы с металлом. Показать актуальность, значение и применение металла сегодня, на данном, современном этапе развития экономики и общества в целом.
Творческое развитие и совершенствование способностей учащихся осуществляется через их знакомство с высокохудожественными образцами, выполненными из металла, кузнечного и декоративного прикладного искусства прошлого и настоящего, традициями народных ремёсел. При выполнении практических работ учащиеся осваивают и совершенствуют не только технологические приёмы работы с металлом своих предшественников, но и ищут новые технологии, ставят и решают задачи по созданию творчески интересного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса у учащихся к художественной обработке металлов.
Программа рассчитана на один год обучения. Обучение ориентировано на углубление знаний в области сварочного дела, специальных предметов, по данной специальности, изучение основ художественной ковки и гибки металла, освоение на профессиональном уровне техники и технологии основ сварочного дела, создание высокохудожественных изделий, разработку самостоятельных проектов и композиций.
Занятия в кружке способствуют привитию любви и интереса к избранной профессии, развитию и совершенствованию профессиональных навыков, тем самым повышается мотивация в обучении, развиваются творческие способности, интеллектуальный и духовный уровень личности учащегося. Развивается техническое и логическое мышление и воображение, развиваются сенсорные навыки (зрительные, слуховые, осязательные), психологические, физические и волевые качества личности, а также умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно принимать решение.
Развитие вышеперечисленных качеств формирует у будущего специалиста творческое отношение к труду, коммуникабельность, коллективизм, способность творчески мыслить, выполнять производственные задания качественно и подходить творчески, помогут ему в дальнейшем реализоваться в жизни, легко адаптироваться в условиях производства. Работа кружка помогает стимулировать учащихся к реализации своих индивидуальных способностей, путём создания оптимальных условий для выполнения работ творческого плана, через участие в выставках, презентациях, конкурсах профессионального мастерства.
В течение года постоянно ведётся мониторинг развития творческих способностей учащихся, отслеживается профессиональный рост каждого кружковца, что даёт возможность своевременно направлять деятельность учащихся на развитие и с совершенствование способностей, используя разнообразные формы и методы в работе с ними.
Основная цель: способствовать формированию у учащихся художественной и технологической культуры, расширение кругозора в области декоративно - прикладного искусства, выявление, развитие и совершенствование индивидуальных творческих способностей учащихся;
Задачи работы кружка:
*Углубление и расширение профессиональных знаний, умений и навыков учащихся по профессии мастер ЖКХ;
*Развитие и совершенствование профессионального мастерства учащихся, с их учётом индивидуальных особенностей; творческого и художественного
мышления;
*Развитие творческого отношения к труду, самостоятельности в работе, инициативы, активизации познавательной деятельности учащихся; эстетического восприятия окружающей действительности;
*Формирование качеств учащихся, необходимые для их успешной трудовой деятельности, которые предъявляются к высококвалифицированным рабочим, умеющим легко адаптироваться в условиях современного производства;
*Развитие личностных качеств учащихся: терпения, аккуратности в работе, усидчивости, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию, инструментам, материалу;
* Создание коллектива по интересам (единомышленников); развить чувство товарищества и взаимопомощи;
*Умение самостоятельно создавать эскизы изделий, образно представлять их, конструировать и доводить работу до конца;
Предлагаемые формы и методы занятий кружка:
▪ словесные методы - лекции, беседы;
▪ практическая работа - основной вид деятельности (упражнения, создание, выполнение творческих работ);
▪ наглядность (показ и демонстрация приёмов выполнения работы мастером), образцы готовых изделий, показ выставок работ учащихся, плакаты, рисунки;
▪ доступность и посильность (учёт индивидуальных способностей учащихся);
▪систематичность;
▪ проблемно - поисковые методы;
▪ экскурсии ▪ выставки технического творчества;
▪ участие в конкурсах профессионального мастерства.
Этапы обучения:
В зависимости от периода обучения учащихся в кружке, от сложности изучаемых тем и отработке приёмов выполнения операций, развития индивидуальных способностей учащихся, процесс обучения можно разбить на несколько этапов:
□ Производственная творческая деятельность учащихся осуществляется только под руководством и наблюдением мастера п/о;
□ Выполнение учащимися творческих работ, создание эскизов малой и средней сложности под руководством и наблюдение мастером п/о;
□ Выполнение учащимися сложных и малознакомых творческих работ и декоративных элементов, носящих комплексный характер, под незначительным руководством мастера п/о;
□ Самостоятельное выполнение учащимися эскизов, творческих работ и сувениров, самостоятельный контроль качества их выполнения;
Средства обучения:
-
Инструкционные карты: индивидуальные и общие,
с технологической последовательностью выполнения изделия, с рисунками, чертежами и эскизами;
-
Рабочие чертежи;
-
Кроссворды;
-
Плакаты;
-
Стенды в мастерских;
-
Образцы готовых изделий;
-
Шаблоны;
-
Художественные эскизы;
-
Видеосюжеты;
-
Карточки - задания для текущего, рубежного и итогового контроля - разного уровня обучения;
-
Тестовые задания текущего, рубежного и итогового контроля - 1,2,3 уровня обучения;
-
Инструкции по Т/Б;
-
Специализированные книги по художественной обработке металла;
-
Приспособления и оборудование для слесарной обработки металла;
-
Приспособления и оборудование для отжига и ковки металла;
Ожидаемые результаты
работы кружка:
-
Повышает мотивацию учащихся в обучении по избранной профессии;
-
Стимулирует творческую активность учащихся в процессе обучения;
-
Формирует прочные профессиональные знания, умения и навыки;
-
Развивает личностные (индивидуальные качества учащихся), присущие будущему специалисту своего дела;
-
Стимулирует учащегося для лучшей адаптации его в новых условиях производства;
-
Повышает мотивированный интерес к специальным предметам по профессии;
-
Способствует корректированию индивидуальных способностей в процессе обучения;
-
Способствует самоутверждению и самовыражению своих индивидуальных особенностей в работе, путём участия в выставках, презентациях;
-
Повышает интерес к трудовой, самостоятельной деятельности;
Содержание программы
Тема №1. (8 часов) Вводное занятие. История зарождения ручной ковки и гибки металла. Виды декоративно - прикладного искусства. Организация рабочего места. Охрана труда.
-
История развития ковки и гибки металла на Руси.
-
Значение ковки и художественной гибки в настоящее время.
-
Народные ремёсла и промыслы России.
-
Охрана труда при выполнении сварочных операций.
-
Правильная организация рабочего места.
Основные цели:
-
Познакомить учащихся с историей развития ковки и художественной гибки металла.
-
Показ экспонатов и изделий, выполненных в этой технике. Их утилитарное назначение.
3. Знакомство с работами учащихся предыдущих лет.
В результате изучения темы учащиеся должны:
Знать
Историю развития ковки и гибки металла.
Различные способы обработки металла.
Виды декоративно - прикладного искусства.
Уметь
Использовать знания истории развития ковки при выполнении практических работ.
Уметь распознавать стили декоративно - прикладного искусства.
Уметь отличать технику ковки и художественную гибку металла в зависимости от мест ее зарождения.
Тема №2 (11 часов) Основы материаловедения. Виды сварочных операций. Инструменты. Правила пользования ими.
-
Металлы и сплавы. Их классификация и получение.
-
Строение и свойства металлов и сплавов.
-
Термическая обработка металлов.
-
Обработка металлов давлением.
-
Способы получения профильного и листового материала.
В результате изучения темы учащиеся должны:
Знать
Виды металлов и сплавов.
Способы получения сплавов их классификацию.
Строение свойства металлов.
Способы обработки металлов
и сплавов под давлением.
Способы получения профильного
и листового проката.
Уметь
Отличать сплавы в зависимости от химического состава;
Выполнять отжиг, отпуск и закалку металла.
Виды термической обработки
Тема №3 (17 часов) Школа сварочного искусства. Основы ручной и механизированной обработки металлов. Приёмы обработки металлов.
-
Назначение и применение основных сварочных операций в профессии.
-
Значение этих операций и применение их в профессии.
-
Инструменты и приспособления, используемые при выполнении этих операций.
-
Приёмы и способы выполнения сварочных операций. Техника их выполнения.
-
Отработка приёмов работы с чертежами, эскизами, схемами, таблицами, графическими и текстовыми документами.
-
Основы механической обработки материалов.
Основные цели:
-
Сформировать навыки работы со сварочным инструментом во время выполнения операций.
-
Отработать умения по выполнению сварочных операций в комплексе.
-
Сформировать умения и навыки сварки разных соединений, в различных положениях.
В результате изучения темы учащиеся должны:
Знать
Виды сварочных операций.
Применение этих операций, их назначение.
Приёмы и способы выполнения сварочных операций.
Основные сведения об электродах.
Свойства сварочной дуги и условия его горения.
Технологию сварки, выбор режима.
Типичные дефекты сварных швов и меры их предупреждения.
Уметь
Использовать инструменты, применяемые во время сварочных операций по назначению
Контролировать исправность инструментов.
Применять умения и навыки по выполнению сварочных операций в комплексе.
Выбирать режим сварки в зависимости от положения шва в пространстве.
Производить сборку деталей с помощью прихваток.
Тема №4 (16 часов). Художественная гибка металла разного профиля. Выбор способов выполнения гибки металла. Сварка кольцевых швов. Сварка металла различного профиля. Технология сварки тонкого металла.
-
Способы выполнения гибки металла.
-
Приёмы выполнения гибочных работ.
-
Приёмы и техника выполнения гибки металла в приспособлениях.
-
Наплавка валиков на трубах в поворотном положении.
-
Сварка стыковых труб в поворотном положении.
-
Сборка и сварка профильного материала.
-
Технология сборки и сварки тонкого металла (проволоки).
Основные цели:
-
Отработать способы гибки металла различной толщины, холодным и горячим способом с использованием приспособлений.
-
Сформировать умения и навыки по выполнению художественной гибки профильного металла. Технологию её выполнения.
-
Отработать умения и технологию сварки труб в различных положениях.
-
Сформировать умения и навыки в выполнении сварки тонкого металла (проволоки).
В результате изучения темы учащиеся должны:
Знать
Способы гибки металла.
Технологию гибки металла в различных приспособлениях.
Приёмы выполнения гибочных работ.
Специфику выполнения художественной гибки металла.
Причины брака и способы его устранения.
Способы наплавки валиков и сварки кольцевых швов.
Технику наплавки.
Технологию сварки тонкого металла (проволоки).
Уметь
Выполнять гибку металла в горячем и холодном состоянии.
Производить гибку металла в приспособлениях.
Творчески подходить к изготовлению изделия, в выборе материала, инструментов. Способов и приёмов выполнения.
Производить наплавку валиков кольцевых швов различными способами.
Производить исправления дефектов сварных швов.
Выбирать наиболее рациональные способы и технику сварки, режимы сварки.
Тема №5 (16 часов) Резка металла вручную различного профиля. Опиливание металла. Способы и приёмы резки и опиливания металла. Современные технологии резки и опиливания металла. Дуговая резка металла различного профиля.
-
Резка металла вручную: ножницами по металлу, ножовкой по металлу, труборезом.
-
Способы и приёмы резки металла различного профиля.
-
Современные способы резки металла.
-
Правила техники безопасности при работе с инструментами, в том числе и механизированном.
-
Опиливание прямолинейных, криволинейных, плоских и вогнутых поверхностей.
-
Приёмы выполнения опиливания всех видов поверхностей.
-
Контроль опиленных поверхностей, способы контроля.
-
Резка металла различного профиля: листового, углового, труб.
-
Вырезка отверстий и деталей различных конфигураций по разметке.
Основные цели:
-
Сформировать умения и навыки по выполнению резки металла различными видами инструментов.
-
Отработать приёмы выполнения этих сварочных операций.
-
Познакомить с современным оборудованием по выполнению резки металла, различной толщины.
-
Сформировать приёмы и способы опиливания плоскостей, различного профиля и конфигурации.
-
Научить самостоятельно, контролировать опиленные поверхности, находить брак и уметь своевременно выявлять его и устранять.
-
Добиваться в работе по опиливанию поверхностей высокого класса её обработки.
-
Научить резать металл электродугой.
-
Отработать умения и навыки в выполнении вырезки отверстий по разметке.
В результате изучения темы учащиеся должны:
Знать
Инструменты, используемые при резке металла и опиливании.
Назначение инструментов, требования, предъявляемые к ним по т/б.
Способы и приёмы выполнения резки металла различного профиля и толщины.
Приёмы опиливания поверхностей разной конфигурации и прямолинейности.
Инструменты для контроля опиленных поверхностей.
Способы контроля.
Режимы резки металла.
Технологию резки металла.
Уметь
Пользоваться инструментами по их назначению.
Регулировать и налаживать инструменты.
Выполнять резку металла ножницами и ножовкой по металлу, разной толщины и профиля.
Владеть приёмами выполнения работы с труборезом.
Производить опиливание всех видов поверхностей.
Самостоятельно контролировать опиленные поверхности.
Подбирать режим резки.
Производить резку металла разного профиля, вырезку канавок и отверстий.
Тема №6 (10 часов) Сборка и дуговая сварка простых деталей и изделий.
-
Инструменты, используемые при нарезании резьбы.
-
Способы и приёмы нарезания наружной и внутренней резьбы.
-
Подбор метчика или лерки, в зависимости от диаметра отверстия.
-
Подготовка деталей к сварке.
-
Сборка деталей и узлов изделия из проволоки и листового материала.
Основные цели:
-
Научить учащихся нарезать внутреннюю и наружную резьбу на деталях.
-
Познакомить с приёмами выполнения нарезания резьбы и с технологией.
-
Научить выполнять сборку изделия сваркой, соблюдая последовательность.
-
Ознакомить с требованиями к сварному шву, технологией сборки изделий из проволоки.
В результате изучения темы учащиеся должны:
Знать
Способы и приёмы нарезания резьбы, в зависимости от шага резьбы.
Требования к сварному шву.
Последовательность сборки и сварки, технологию сварки.
Причины брака при выполнении всех видов работ, меры их предупреждения и устранения.
Уметь
.
Выполнять сборку деталей и узлов, соблюдая последовательность.
Производить сварку швов во всех пространственных положениях, применяя более рациональные способы и технику сварки.
Тема №7 (12 часов). Комплексные работы по изготовлению изделий из металла разной толщины, твёрдости и профиля. Комплексные работы по ручной дуговой сварке изделий из металла различного профиля.
-
Изготовление изделий, носящих комплексный характер по его изготовлению.
-
Изготовление изделий из проволоки, листового материала, профильного металла, используя все виды слесарных операций.
-
Сварка изделий из листового металла.
-
Сварка конструкций из угловой стали и арматуры.
-
Сварка конструкций из труб.
Основные цели:
-
Научить учащихся выполнять конструкции, изделия комплексного характера.
-
Научить правильно, выстраивать технологический процесс последовательности выполнения изделия.
-
Умело применять отработанные способы и приёмы выполнении операций в комплексе.
-
Рационально использовать рабочее время, выбирать более рациональные приёмы работы.
-
Самостоятельно и творчески подходить к выполнению задания, контролировать свою работу. Следить за качеством её выполнения.
-
Производить сварку изделий во всех пространственных положениях, различных профилей и видов материалов.
-
Производить сварку конструкций из труб.
В результате изучения темы учащиеся должны:
Знать
Виды сварочных операций, инструменты и приспособления, применяемые при различных видах операций.
Приемы и способы выполнения всех видов операций.
Технологию выстраивания технологического процесса изготовления изделия.
Способы контроля качества изделия, при котором используются многие виды сварочных операций.
Причины брака и способы их устранения.
Режимы сварки и резки металла.
Технологию сварки различных конструкций.
Особенности сварки конструкций из различных сталей.
Способы обеспечения качества сварных швов.
Уметь
Выполнять конструкцию с применением большинства операций, в комплексе.
Применять способы и приёмы работы со сварочным инструментом и приспособлениями.
Уметь переключаться с одной деятельности трудового процесса на другой.
Логически правильно выстраивать технологический процесс.
Образно представлять окончательный результат своей работы.
Контролировать качество работы.
Находить брак и умело исправлять его.
Тематический план
месяц
тема занятий
количество часов
Октябрь
Тема №1
Вводное занятие
Теоретические занятия:
-
Организация рабочего места сварщика.
-
Требования по т/б при выполнении работ.
-
Причины травматизма и меры по их предупреждению.
-
Пожарная безопасность.
Практические занятия:
-
Организация рабочего места сварщика.
-
Соблюдение т/б при работе с инструментами и оборудованием.
-
Отработка приёмов пользования противопожарными средствами и средствами защиты.
-
Оказывать первую медицинскую помощь.
4 часа
4 часа
Октябрь
Тема №2
Виды сварочных операций. Инструменты. Правила пользования ими. Приёмы работы со сварочным инструментом. Ознакомление с оборудованием для ручной дуговой сварки.
Теоретические занятия:
-
Виды сварочных операций.
-
Виды инструментов, их назначение.
-
Требования по т/б при работе с ними.
-
Контроль и проверка исправности инструмента.
-
Ознакомление с устройством и принципом работы трансформатора и выпрямителя.
Практические занятия:
-
Выполнение упражнений с использованием различных сварочных инструментов.
-
Отработка приёмов работы с инструментами.
-
Контроль и исправление неисправностей инструмента. Профилактический ремонт инструмента и оборудования.
-
Упражнения по обслуживанию источников питания.
-
Отработка приёмов присоединения сварочных проводов.
-
Регулировка силы тока
5 часов
6 часов
Ноябрь
Тема №3
Разметка. Рубка. Правка и рихтовка металла. Гибка металла. Дуговая наплавка валиков и сварка пластин в разных положениях шва.
Теоретические занятия:
-
Сущность операций: разметки, рубки, правки, рихтовки и гибки.
-
Их назначение и применение.
-
Инструменты и приспособления, используемые при выполнении этих слесарных операций.
-
Приёмы и способы их выполнения.
-
Техника выполнения.
-
Основные сведения об электродах.
-
Свойства сварочной дуги и условия её горения.
-
Технологию сварки, выбор её режима.
-
Типичные дефекты и меры их предупреждения.
Практические занятия:
-
Изготовление изделий из металла различного профиля несложной формы.
-
Выбор режима сварки.
-
Сборка изделий с помощью прихваток.
-
Отработка выстраивания технологического процесса по изготовлению изделий несложной конструкции.
8 часов
9 часов
Декабрь
Январь
Январь
Тема №4
Художественная гибка металла разного профиля. Выбор способов выполнения гибки металла. Сварка кольцевых швов.
Сварка металла различного профиля. Технология сварки тонкого металла.
Теоретические занятия:
-
Способы выполнения гибки металла.
-
Техника и приёмы выполнения гибочных работ в приспособлениях, в горячем и холодном состоянии.
-
Особенности выполнения художественной гибки металла.
-
Способы наплавки валиков и сварки кольцевых швов.
-
Техника наплавки.
Практические занятия:
-
Изготовление изделий с использованием художественной гибки металла.
-
Отработка приёмов выполнения изделий с применением художественной гибки металла различного профиля и толщины.
-
Развитие творческих способностей учащихся.
-
Производить сборку изделий прихватками.
-
Отработка приёмов сборки изделий в пространстве.
-
Исправление дефектов сварных швов.
-
Выбор более рациональных способов и техники сварки изделий.
8 часов
8 час
февраль
Тема №5
Резка металла. Опиливание металла. Дуговая резка металла различного профиля.
Теоретические занятия:
-
Технология резки металла вручную, с помощью ножниц по металлу, ножовки по металлу, труборезом.
-
Инструменты и приспособления. Их назначение, настройка, заточка.
-
Приёмы опиливания.
-
Техника опиливания разного профиля поверхностей.
-
Контроль качества опиленных поверхностей.
-
Режимы резки металла сваркой.
-
Технология резки металла дуговой сваркой.
Практические занятия:
-
Упражнения по выполнению резки металла разного профиля и толщины, вручную и механизированным способом.
-
Отработка приёмов по выполнению этих операций.
-
Упражнения по отработке приёмов опиливания разного профиля поверхностей.
-
Контроль опиленных поверхностей.
-
Подбор режима резки металла сварочной дугой.
-
Выполнять резку металла разного профиля. Вырезку канавок и отверстий.
8 часов
8 часов
Март
Тема №6
Сборка и дуговая сварка простых деталей и изделий.
Теоретические занятия:
-
Инструменты, применяемые при нарезании резьбы.
-
Подбор инструмента для нарезания резьбы.
-
Подготовка деталей к сварке.
Практические занятия:
-
Упражнения по сборке деталей и узлов сваркой.
-
Отработать приемы выполнения сварки швов во всех пространственных положениях.
-
Отработать способы и технику сварки.
5 часов
5 часов
Апрель
Апрель
Тема №7
Комплексные работы по изготовлению изделий из металла по дуговой сварке.
Теоретические занятия:
-
Техника изготовления изделий, носящих комплексный характер.
-
Технология выстраивания технологического процесса в комплексе.
-
Режимы сварки и резки металла.
-
Особенности сварки конструкций из различного профиля.
Практические занятия:
-
Выполнять конструкции и изделия, носящих комплексный характер, по чертежам и технологическим картам.
-
Отработать способы и приёмы выполнения изделий в комплексе.
-
Образно представлять конечный результат своей работы.
-
Выполнять сборку изделия сваркой.
-
Применение знаний и приёмов сварки изделий из различного металла.
Использовать при сварке наиболее рациональные приёмы и методы в работе.
6 часов
6 часов
Итого за весь курс обучения: 90 часов
17