• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках английского языка

Статья на тему Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках английского языка

  Всем понятно, что научиться плаванию можно только плавая, научиться чтению - читая и т.д. Точно так же и научиться иноязычному общению можно только общаясь, на иностранном языке. Современная методика обучения иностранным языкам - это наука о том, как, управляя учебным общением, подготовить учащихся к реальному общению с носителями языка. А способность к речевому общению - это самый удивительный дар, которым природа наградила человека для того, чтобы люди могли понимать друг друга, взаимодейств...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках английского языка»

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы комму-никативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как ком-муникативная компетенция ориентирована на достижение практического результата в овладении английским языком, на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Стандарт основного общего образования по иностранному языку ставит задачи на достижение качественно новых целей в изучении иностранного языка, а именно: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.

В образовании Европейского сообщества придается особое значение следующим ключевым компетенциям:

  • социальная компетентность (способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потреб-ностями предприятия и общества);

  • коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в т. ч. и компьютерного программирования);

  • социально-информационная компетенция (владение информационными техноло-гиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ);

  • когнитивная (персональная) компетенция (готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию);

  • межкультурные компетенции;

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности

  • специальная компетенция (подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда).

Формирование ключевых компетенций определяется реализацией воспитывающей функ-ции обучения иностранному языку в школе, проектированием и созданием воспитатель-ных ситуаций.

Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках - это технология, способствующая формированию ключевых компетенций при изучении иностранного языка. Она может применяться на различных этапах обучения английскому языку и способствует развитию навыков устной и письменной речи, расширяет словарный запас и лингвистический кругозор учащихся.


Ситуация - это универсальная форма функционирования процесса общения, существую-щая как интегрированная система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нрав-ственных взаимоотношений субъектов общения, отраженная в их сознании и возникаю-щая на основе взаимодействия ситуативных позиций общающихся. По мнению Пассова Е. И. именно такое понимание ситуации дает возможность моделировать их в учебном про-цессе и создавать условия, адекватные реальным.

Пассов Е. И. выделяет несколько типов ситуаций:

  • Ситуации социально-статусных взаимоотношений. (Урок-телемост, обсуждение прав и обязанностей граждан других стран, беседа с иностранцами о традициях, обычаях, быте страны изучаемого языка)

  • Ситуации ролевых взаимоотношений. (проигрывание неформальных ролей в ситуации речевого общения поможет лучше узнать взаимоотношения детей, повлиять на личностные качества учащихся, на их мотивацию к изучению языка)

  • Ситуации отношений совместной деятельности. (Обмен опытом, групповая работа)

  • Ситуации нравственных отношений.

Реальные ситуации - это ситуации, максимально приближенные к жизни. А для того, чтобы максимально приблизить учебные речевые ситуации к условиям реального общения, необходима заинтересованность говорящих в содержании разговора и необходимости вести этот разговор на иностранном языке.

Основные параметры моделирования реальных речевых ситуаций общения:

  • мотивированность

  • целенаправленность

  • информативность процесса общения,

  • новизна

  • ситуативность

  • характер взаимодействий общающихся

  • система речевых средств.

Условия создания реальных речевых ситуаций общения:

  • Постановка коммуникативных задач, которые связаны с личностью и жизнью обучающегося, затрагивают его эмоциональную и интеллектуальную сферы;

  • Использование разнообразных стимулов, учитывающих особенности школьников разного возраста, уровень их знаний, навыков и умений;

  • Стимулирование учащихся на выражение своего отношения к прослушанному, увиденному, прочитанному.

Моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках английкого языка ставят обучащихся в условия, сходные с естественными, будят воображение, заставляют оформлять свои мысли и чувства иноязычными средствами, позволяют активизировать разговорные формулы, повседневно-бытовую лексику и грамматические структуры, не фиксируя на них свое внимание.

Моделирование реальных ситуаций общения можно представить в следующих упражнениях:

  1. представленная тема к указанной ситуации с учётом коммуникативной задачи (задаётся в виде тактики речевого поведения, ключевых образцов);

  2. серия картинок, с использованием ключевых слов (картинки изображают последовательность действий);

  3. ситуативные картинки с простой (усложненной) неразвернутой ситуацией;

  4. моделирование ситуаций на основе видеофильмов и презентаций;

  5. на основе сообщаемой информации;

  6. использование имеющихся данных о ситуации, например, начало и окончание диалога;

  7. на основе ключевых слов;

  8. на основе визуального стимула и ключевых слов;

  9. тексты с неразвернутой ситуацией;

  10. к монологическому высказыванию путём оживления и расширения последнего;

  11. моделирование ситуаций применительно к новым условиям в рамках данной темы;

  12. типичные ситуации общения по теме;

  13. составление микро-диалогов на разные темы;

  14. составление разнообразных диалогов и микро-диалогов к общению в условиях полилога (дискуссии, пресс-конференции, телемоста);

  15. к серии предлагаемых обстоятельств.

В заключение хотелось бы отметить, что моделирование реальных речевых ситуаций общения на уроках английского языка:

  • способствует формированию ключевых компетенций;

  • помогает решать учителю коммуникативные задачи, которые относятся к целевому аспекту обучения и тесно связаны с содержанием обучения;

  • уменьшает утомляемость учащихся;

  • повышает качество обучения;

  • обеспечивает развивающий, проблемный характер обучения;


  • стимулирует речемыслительную активность школьников, развитие их любознательности, целеустремленности, трудолюбия;

  • приобщает к культурным ценностям другого народа.

Все перечисленные способы моделирования реальных речевых ситуаций общения на уроках иностранного языка могут быть включены в различные этапы урока в зависимости от типа урока, сложности материала, подготовленности класса и творчества учителя.

Список литературы

  1. Алексеева, Л. В. Использование ситуативных картинок на уроках английского языка / Л. В. Алексеева // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 6.

  2. Жилкин, Д. Н. Решение коммуникативных задач в процессе обучения иностранному языку / Д. Н. Жилкин // Иностранные языки в школе. - 1992. - № 1.

  3. Конышева, А. В. Современные методы обучения / А. В. Конышева. - Минск, 2007.

  4. Мятова, М. И. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку / М. И. Мятова // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 4.

  5. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. - Москва: Просвещение, 2008.

  6. Сумин, В. М. Речевые ситуации на уроках иностранного языка / В. М. Сумин // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 2.

  7. Цетлин, Б. С. Реальные ситуации общения на уроке / Б. С. Цетлин // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 6.

  8. Бабинская П.К., Будько А.Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка (справочное пособие).- М.: издательство Высшая школа, 1997. - 408 с.

  9. Н.Д. Гальскова Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: АРКТИ, 2004. - 192с.

  10. Щукин А.Н. Обучения иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Филоматис, 2004. - 416с

  11. Шагиева С.М. ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 4 - С. 57-58



© 2010-2022