Статья на тему: Информационная образовательная среда в современной школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М.Пеннер, учитель математики

МОУ «Волоколамская СОШ №3»

Волоколамского района Московской области



Информационная образовательная среда в современной школе.



Необходимость модернизации школы была неоднократно признана научной и педагогической общественностью за последнее десятилетие. В числе многих нормативных документов об этом свидетельствуют принятые программы модернизации, в частности Научно-техническая программа «Индустрия образования» (1999-2015 годы) и Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы». Программы касались материально-технического и информационного обеспечения вузовского образования и в меньшей степени общеобразовательной школы. Целевые приоритеты первой программы составляла разработка учебной техники, второй - реализация в образовании информационных технологий и средств вычислительной техники. Акцент на необходимость неотложной модернизации именно общеобразовательной школы был сделан Президентом России в 2009 году и подтвержден в 2011 году. В объектив внимания попали не отдельные фрагменты, требующие модернизации, а вся школа в целом с присущей ей атрибутикой, т. е. образовательной средой жизнедеятельности всех фигурантов педагогического процесса.

Современная школа как система становится все сложнее: выросло многообразие внешних связей, происходит усложнение структуры самой школы, растет и динамично меняется многообразие задач, стоящих перед ней. Как должна эволюционировать система управления школой, чтобы соответствовать запросам времени? Проведенный в ряде исследований (Б.С.Беренфельд, С.В.Зенкина, А.А.Кузнецов, У.С.Полат, В.В.Рубцов и др.) анализ позволяет утверждать, что новые образовательные результаты не могут быть эффективно и полноценно сформированы в рамках прежней образовательной среды и традиционных методов, организационных форм и средств образовательного процесса. Поэтому одним из направлений модернизации образования, придания образовательному процессу инновационного характера является создание открытой информационной образовательной среды (ИОС).

В ходе модернизации образования при выполнении государственных заказов в образовательной сфере последних лет созданы необходимые условия для поэтапного перехода к новому содержанию образования на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Их использование позволяет обеспечить возможность самостоятельной работы учащихся, наглядное представление учебных курсов в мультимедийном виде, позволяет развить образное мышление, раскрыть творческие способности учащихся. Широкое распространение и развитие Интернет-технологий сделало возможным:

  • оперативную доставку учебных материалов учащимся от преподавателя и организацию обратной связи;

  • доступ к образовательному контенту, ИКТ-средствам и сервисам обучения с любого компьютеризированного рабочего места;

  • создание цифровых учебных материалов с развитыми мультимедийными и интерактивными возможностями;

  • общение и сетевое взаимодействие с помощью электронных коммуникаций.

Тем не менее, эффективность реального использования компьютерной техники и информационного образовательного контента, в том числе размещенных в составе образовательных порталов, пока ниже ожидаемой. Во многом это объясняется отсутствием реального перехода от традиционных методов к практическому внедрению современных методик обучения школьников, основанных на использовании ИКТ и возможностей образовательного Интернета, и дальнейшего развития на этой базе учебно-методического обеспечения подготовки учащихся общеобразовательной школы.

В настоящее время на передний план выступает необходимость совершенствования форм и технологий общего образования путем разработки эффективных решений организации учебного процесса на основе развития инфраструктуры единого образовательного информационного пространства и использования технологий сетевого взаимодействия учащихся и педагогов, направленных на создание условий доступности и качества образовательных услуг.

Среди основных целей использования технологий Интернет/интранет в реализации обучения школьников можно выделить следующие:

  • предоставление учащимся общеобразовательной школы доступа к качественному образованию;

  • повышение эффективности организации учебного процесса и учебной деятельности учащихся;

  • обеспечение возможности изучать выбранные дисциплины, в том числе на профильном уровне, с использованием современных информационных технологий;

  • предоставление учащимся возможности обучения у педагогов, специализирующихся по конкретной дисциплине на углубленном уровне;

  • предоставление педагогам и обучаемым образовательных информационных ресурсов, требуемых для изучения дисциплины;

  • создание дополнительной возможности для общения педагогов с обучаемыми и обучаемых между собой в рамках активного творческого изучения школьных дисциплин.

Организация непрерывного и доступного обучения требует создания:

  • информационно-технологической базы для решения задач компьютерного и web-обучения с использованием цифровых учебных материалов, которая может быть настроена под потребности учеников той или иной группы;

  • специальных средств поддержки образовательного процесса, способных обеспечить освоение учебных предметов с использованием ИКТ за счет новых способов работы с учебными материалами, включая индивидуальные занятия и самоподготовку учащихся, доступ к образовательным ресурсам, интерактивный режим проведения занятий и др.

Интеграция современных технологий обучения и перспективных ИКТ решений в системе образования наиболее эффективна в рамках единого образовательного пространства и означает перестройку содержания и организационных форм учебной деятельности, разработку современных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса.

Информационно-образовательная среда имеет немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения. Таким образом, информационно-образовательная среда определяется с одной стороны, как программно-технический комплекс, а с другой стороны, как педагогическая система. Она возникает как результат взаимодействия субъектов образовательного процесса и информационно-образовательного пространства. Следовательно, в оценке качества ИОС и в управлении качеством ИОС должны учитываться не только информационно-программно- технические, но и педагогические и организационные аспекты.

Различают следующие компоненты информационно-образовательной среды: программно-стратегический, организационно-управляющий, учебно- методический, ресурсно-информационный.

Проблемам теории и практики функционирования и развития основных компонентов ИОС посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей:

  1. Организационно-управляющий компонент ИОС

  • проблема использования ИКТ в руководстве и управлении образовательным учреждением

  • проблема целеполагания

  • проблема управления процессом информатизации

  1. Программно-стратегический компонент ИОС

  • проблема изменения учебных программ и педагогических подходов в целях достижения соответствию изменениям в образовании на основе ИКТ.

  • проблема проектирования учебного процесса в информационно- образовательной среде.

  1. Учебно-методический компонент ИОС

  • проблема методики преподавания традиционных школьных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;

  • проблема влияния использования ИКТ на результаты образования

  • проблема формирования ИКТ-компетентности учащихся;

  • проблема внедрения систем открытого и дистанционного образования.

  • проблема использования телекоммуникационных сетей в обучении;

  1. Кадровый компонент ИОС

  • проблема повышения уровня информационной культуры учителя, ИКТ-компетентности педагога;

  1. Ресурсно-информационный компонент ИОС

  • проблема технического и технологического переоснащения рабочих мест субъектов образовательной системы;

  • проблема создания и применения цифровых образовательных ресурсов, электронных учебников и виртуальных сред;

Компоненты ИОС взаимосвязаны: изменение содержания в одном компоненте ведет к изменениям в содержании других, их связей между собой и среды в целом. Цель управления качеством ИОС - повышение образовательных результатов учащихся. Для того, чтобы определить развитие компонентов ИОС и всей среды в целом и на этой основе успешно управлять ее качеством нужен инструмент - система оценки качества ИОС.

Таким образом, ИОС представляет собой отражение образовательного пространства. Являясь одновременно рабочей средой ученика и учителя, она позволяет нацелить студента на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность.

Возможности информационной среды обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. Именно эти качества в настоящее время являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труда.

Литература:

  1. Кулагин В.П., Кузнецов Ю.М., Заботнев М.С., Линецкий Б.Л. «Интегрированная информационная среда обучения».

  2. Назарова Т.С. «Проблемы реализации национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА».

  3. Конопатова Н.К. «Информационно-образовательная среда как важнейшее условие достижения нового качества образования».

© 2010-2022