1 класс обучение грамоте. Урок Звук [и], буква иИ

Урок  литературного чтения в период обучения грамоте.   1 класс УМК «Перспектива»    Тема. Звук [и], буква Ии.    Форма  урока:  урок открытия новых знаний Формы организации учебной деятельности:  групповая, парная,  индивидуальная, фронтальная. Методы обучения: наглядный,  словесный, практический. Технологии: здоровьесберегающая, игровая, информационно – коммуникационная, технология проблемного обучения. Педагогическая цель.  Создать условия для ознакомления учащихся с  гласным звуком [и], букв...
Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок литературного чтения в период обучения грамоте. 1 класс

УМК «Перспектива»

Тема. Звук [и], буква Ии.

Составитель: Долгополова Раиса Григорьевна,

учитель высшей квалификационной категории.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов» города Каменска - Уральского Свердловской области







Тема. Звук [и], буква Ии.

Форма урока: урок открытия новых знаний

Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Технологии: здоровьесберегающая, игровая, информационно - коммуникационная, технология проблемного обучения.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал для работы в группах, касса букв, значки для определения уровня полученных знаний на уроке, «Лесенка знаний», схемы для обозначения звуков; «Азбука» 1 класс; Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой 1(СD)

Педагогическая цель. Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквой Ии, развития речи.

Задачи. Познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой.

Развивать интерес к чтению.

Развивать речь, воображение, фонематический слух и культуру звукопроизношения.

Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля

Формировать навыки работы в коллективе, навыки самостоятельной работы.

Воспитывать культуру учебного труда.

Планируемые результаты.

Предметные. Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умеют использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; знают особенности произнесения звука [и] и его характеристику; называют букву Ии как знак звука [и]; различают печатную и письменную, заглавную и строчную букву; разгадывают ребус; анализируют слова по модели; составляют предложение по схеме.

Личностные. Эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.

Метапредметные:

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные: используют знаково - символические средства для решения учебных задач; осуществляют сранение, выполняют звуковой анализ слов, делают вывод.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ход урока.


  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

(слайд 1) Звучит спокойная музыка.

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели. Спинки прямо.

Вижу: класс наш хоть куда!

Мы начнём урок, друзья.

- Ребята, положите головы на парты, закройте глаза и тихо повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Я работаю!


  1. Целеполагание.

- Посмотрите на условные знаки и скажите, какие цели поставим перед собой, начиная урок?

З

Н

П

В А

На доске карточка с буквами:


(З - закреплять имеющиеся знания

Н - узнавать новое

П - применять знания на практике

В - быть внимательными

А - и активными )

  1. Актуализация знаний.

1. Звуковой анализ слов с обратной связью.

(У детей карточки с буквами: А, О, У)

- Поиграем в игру. Я произнесу слово, вы должны показать карточку с буквой (А,О,У), обозначающей ударный звук.

Дом, утка, сом, рак, стол, круг, волк, мак, кукла, кот.

2. Составить звуковую схему слова. Разделить на слоги. Работа в группах.

(У ребят на столах лежат картинки: индюк, голуби, облако, ложка, курица, акула) (Приложение 1)

Вспомним правила сотрудничества. (Учитель начинает, дети заканчивают говорить.)

а). Одна голова хорошо, … (а две лучше).

б). Не будь тороплив, … (а будь терпелив).

в). Ошибиться … (может каждый).

г). Сначала подумай, … ( а потом скажи).

д). Умеешь сам … (научи другого).

Фронтальная проверка работы групп.

1группа. (индюк)

- Сколько слогов в слове ИНДЮК?

- Какой слог ударный?

2 группа (голуби)

- Сколько слогов в слове ГОЛУБИ?

-Почему? (Потому что в слове 3 гласных звука.)

3 группа (облако)

- Назовите гласные звуки.

- Почему они называются гласными? (Воздух при произношении звуков не встречает преград.)

4 группа (ложка)

- Назовите согласные звуки вашего слова. ([л, о, ш, к, а])

- Какие они все? (твёрдые согласные)

5 группа (курица)

- Сколько слогов в слове КУРИЦА?

- -Назовите третий звук. [р׳]

- Какой он? (согласный, мягкий)

6 группа (акула)

- Какие два одинаковые звука в вашем слове?

- Какой это звук? (гласный)

Самооценка. - Оцените работу ребят вашей группы.

IV. Постановка учебной задачи.

- От каждой группы выберите по одному человеку, который возьмёт значок первого звука вашего слова и выйдет к доске.

- Встаньте по порядку.

- Произнесите звуки. А ребята внимательно послушают и скажут, какое слово получилось.

(ИГОЛКА)

- Произнесём это слово ещё раз, а ребята у доски разделятся на группы так, чтобы мы увидели, сколько слогов в слове.

- Сколько слогов в слове ИГОЛКА?

- Назовите первый слог.

- Сколько звуков в первом слоге?

- Назовите его. ([и])

- Какой он? (гласный)

- Почему?

- Возьмите планшет и обозначьте звук [и] буквой.

Выявление причины затруднения.

- Поднимите руку, кто не смог выполнить задание.

- Почему у вас вызвало затруднение выполнение этого задания?

- Назовите тему нашего урока. (Звук [и], буква И). (слайд 2)

- Давайте определим для себя цели.

  • Познакомимся с … (буквами Ии)

  • Учиться … (характеризовать звук [и], выделять его в словах)

  • Упражняться … ( в чтении слов с этой буквой)

V.Физминутка

а). Упражнения под музыку. (слайд 3)

б). Игра «Узнай звук»

Сейчас поиграем в игру, которая называется «Узнай звук»
Если услышите звук [и] в начале слова - присядут мальчики
Если услышите звук [ и ] в середине слова - присядут девочки.

( Ива, иволга, стриж, игрушка, ошибка, улитка, изба, картинка, тигры, измажу, извините)

VI. Знакомство с буквой Ии (слайд 4)

а). - Рассмотрите звуковую схему слова. Какой слог ударный?

- Произнесите слово, выделив голосом первый звук.

- Звук [и] обозначается буквой И.

б). - Найдите букву И на «ленте букв».

- Почему одна буква маленькая, а другая большая? Где нам понадобится заглавная буква И?

(Начало предложения, имена людей пишутся с заглавной буквы.)

На что похожа буква И? (слайд 5)

( Дети высказывают свои предположения).

- Оля нам прочитает стихотворение - На что похожа буква И-, а вы внимательно слушайте, чтобы потом сказать, в каких словах вы услышали звук [и].

Дрессировщик с буквой «И» в цирке на арене.

Эта буква, посмотри, встала на колени.

Долго - долго хлопал зал.

И под шум оваций дрессировщик приказал:

- Надо подниматься!

«И» сказала: «Иго-го! Хлопать мне не надо.

Не хочу я ничего кроме рафинада».

VII. Усвоение новых знаний и способов действий.

в). Работа с электронным приложением «Азбука» 1 класс Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.

1. -Найди в словах звук [и].

2. Самостоятельно. Составь звуковую схему слова.

( Дети работают по вариантам, затем выполняется взаимопроверка.)

Самооценка.

- Кто не допустил ошибок во время самостоятельной работы, поднимите красное солнышко

- Кто допустил ошибку в самостоятельной работе, но потом разобрался, поднимите жёлтое солнышко. (Приложение 2)

VIII. Физминутка для глаз. (слайд 6)

IX. Лексическая работа. (Учебник «Азбука», с. 72 - 73)

- Посмотрите на иллюстрации из сказок. Вас что-то удивляет? (Перепутаны герои сказок.)

- Назовите героев, которые заблудились и попали не в свою сказку. (Курочка Ряба и щука)

- В какой сказке упоминается щука и такой волшебный предмет, как иголка?

(В сказке про Ивана-царевича «Царевна - лягушка»)

- Что в руках у Ивана - царевича? (лук)

- Какой лук вы имеете в виду? (Дети рассматривают иллюстрации + слайд 7)

Объяснение значений слов. ( Лук - огородное растение

Лук - старинное оружие для метания стрел)

- Сравните слова по звучанию.

Рассматривая изображения предметов, а также звуковые модели этих слов, дети доказывают, что это разные слова.

X. Работа над предложением. Работа с акрофонической схемой . («Азбука», с. 72)

- Рассмотрите акрофоническую схему. Определите, что содержит она в себе?

(Это схема предложения: выступающая вертикальная черта, три слова , в конце стоит точка.)

Работа в парах. Дети разбирают акрофоническую схему второго слова и самостоятельно прочитывают предложение.

- Какое предложение получилось? (У Ивана лук.)

-Что перепутано в этом предложении? (Использовано не то значение слова, которое нужно.)

- А какое значение слова надо использовать? (Лук - старинное оружие.)

- Какое слово запишем с заглавной буквы? (Ивана)

- Почему? (Это имя.)

XI. Работа с текстом. («Азбука», с. 72)

а). - Хотите узнать, зачем Ивану-царевичу понадобился богатырский лук? Попросите маму прочитать эту сказку вместе с вами.

А мы сейчас прочитаем, что было после того, как утка упала в море.

( Текст читают дети, умеющие читать.)

б). - Прочитайте (просмотрите - кто не умеет читать) текст ещё раз и подчеркните в словах букву Ии.

XII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

а). - Вспомним цели, которые вы для себя поставили.

  • С чем мы познакомились… (со звуком [и] и буквой И)

  • Чему учились… (характеризовать звук [и], выделять звук [и] в словах)

  • Мы упражнялись… (в чтении слов по звуковой модели с этой буквой, в составлении предложения по схеме и др.)

- Что особенно понравилось?

- Что вызвало затруднение?

- Мы выполнили поставленные цели?

б). Самооценка знаний обучающимися.

-Как вы отработали на уроке? (слайд 8)

На уроке мне было интересно (неинтересно, скучно).

Я был внимателен, активен, всё понял, помогал другим ребятам.

Я был невнимателен, мало поднимал руку, затруднялся , мне помогали ребята.

в). «Лесенка знаний»

- Оцените, пожалуйста, себя по следующим критериям:

 Справился со всеми задачами уверенно, могу помочь другим

 Справился со всеми задачами

 Справился со всеми задачами, но мне нужна помощь в …

- Возьмите с парт солнышки и определите уровень полученных знаний на уроке по «Лесенке знаний» (Ученики выходят к доске и оценивают свой уровень знаний)

1 класс обучение грамоте. Урок Звук [и], буква иИ

- Спасибо всем за урок. Всем, у кого что-то не получилось и у кого всё получилось, я желаю новых успехов и побед, пусть даже самых маленьких. (слайд 9)

















































Приложение 1.

1 класс обучение грамоте. Урок Звук [и], буква иИ1 класс обучение грамоте. Урок Звук [и], буква иИ



1 класс обучение грамоте. Урок Звук [и], буква иИ1 класс обучение грамоте. Урок Звук [и], буква иИ



1 класс обучение грамоте. Урок Звук [и], буква иИ1 класс обучение грамоте. Урок Звук [и], буква иИ









Приложение 2



1 класс обучение грамоте. Урок Звук [и], буква иИ















1 класс обучение грамоте. Урок Звук [и], буква иИ













Приложение 3

«Лесенка знаний»

1 класс обучение грамоте. Урок Звук [и], буква иИ















© 2010-2022