• Преподавателю
  • Другое
  • Урок-сопоставление по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание и по роману Л. Н. Толстого Война и мир Наполеон Р. Раскольникова и Наполеон А. Болконског

Урок-сопоставление по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание и по роману Л. Н. Толстого Война и мир Наполеон Р. Раскольникова и Наполеон А. Болконског

Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой - два великих мыслителя, размышляющих над вечными проблемами, вместе со своими героями мучительно ищущие смысл бытия, взывающие к совести и милосердию, из далёкого19 века предупреждакющие нас о грядущих событиях и том, что будет с нами, если мы не сможем победить в себе и в других тёмные силы, которые будут тянуть нас в пропасть вражды и зла. Именно об этом  урок-сопоставления, урок-размышление, где учащиеся и учитель сравнивают двух главных героев, которые победи...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-сопоставление

по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

и роману Л.Н. Толстого «Война и мир»


Тема: Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского.

Цель:

Донести до учеников величие Толстого и Достоевского, научить вбирать в себя душой написанное ими, помочь услышать живое, непреходящее, сегодняшнее звучание их слова, найти главное в тех нравственных уроках, которые дают нам русские писатели-гуманисты, связать с современностью и показать актуальность вопросов, над которыми задумывались наши великие соотечественники.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Роман Толстого «Тысяча восемьсот пятый год», впоследствии 1 том «Войны и мира», и роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» печатались на страницах одного и того же журнала («Русский вестник») в один и тот же год (1866).

И в том и в другом произведении важнейшее место занимает наполеоновская тема. В частности, в обоих романах идет речь о роли Наполеона в жизни и судьбе героев: Родиона Раскольникова и Андрея Болконского.

Вам были предложены две темы, над которыми вы должны были подумать: «Тулон Родиона Раскольникова и Тулон Андрея Болконского» и «Аустерлиц Андрея Болконского и Родиона Раскольникова».

Поразмышляем над этими темами и сопоставим двух литературных героев.

Ученики:

Страстное желание славы князя Андрея - это не желание карьеры. Он стремился к славе, но эта слава не отделяется от славы русской армии. «Еду для того, чтобы спасти армию». На войне князь Андрей не ищет тепленького местечка, ему не нужны ленточки и крестики.

Наполеон - вот его идеал, вот его мечта. Это не крестик и ленточка Бориса Друбецкого, это стремление к большому, высокому, подлинному, это Наполеон, подающий руку чумным солдатам, летящий впереди войск под свист пуль и рискующий жизнью. Поэтому нельзя сказать, что Болконский хочет самоутверждения любыми путями, любой ценой.

Учитель:

- Каков же Тулон Раскольникова и чем он отличается от Тулона князя Андрея?

Ученики:

- Наполеон Раскольникова - это символ дерзновенного преступления всех границ.

- В Тулоне Раскольникова главным является то, что человек проливает кровь и не только не страдает из-за этого, а даже начинает спокойно с этой крови свою великолепную карьеру. Для Наполеона пробой был штурм Тулона, для Раскольникова - убийство старухи-процентщицы.

Учитель:

Вы увидели главное отличие. В самом деле, Раскольников преступает через чужую кровь, Андрей Болконский готов пролить (и проливает) свою. Раскольников убивает, Болконский сам готов умереть. Докажите это текстом.

Ученики (зачитывают):

«А ежели ничего не остается, кроме, как умереть? - думал он. - Что же, коли нужно! Я сделаю это не хуже других».

Учитель (добавляет):

Для Раскольникова главное в Тулоне его кровавая сцена. Выаести русскую армию из безнадежного положения, спасти армию - вот с чем связан Тулон в представлении Андрея Болконского.

Учитель:

Какие моменты, эпизоды мы можем сопоставить в романах еще?

Ученики:

И в «Преступлении и наказании» и в «Войне и мире» говорится о египетском походе Наполеона.

Учитель:

В чем разница?

…настоящий властелин, кому все разрешается…забывает армию в Египте» - вот что видит в этом походе Раскольников. А Андрей Болконский вспоминает о госпитале в Яффе, где Наполеон чумным подает руку.

Учитель (зачитывает ученикам стихотворение Пушкина «Герой», посвященное Наполеону):

Одров я вижу длинный строй,

Лежит на каждом труп живой,

Клейменный мощною чумою,

Царицею болезней; он,

Не бранной смертью окружен,

Нахмурясь ходит меж одрами

И хладно руку жмет чуме

И в погибающем уме

Рождает бодрость… Небесами

Клянусь: кто жизнию своей

Играя пред сумрачным недугом,

Чтоб ободрить угасший взор,

Клянусь, тот будет небу другом,

Каков бы ни был приговор

Земли слепой.

«Оставь герою сердце, что же Он будет без него? Тиран! - пишет Пушкин в конце стихотворения. Не тирана, а именно героя с сердцем видит в Наполеоне Андрей Болконский.

Учитель (обращается к ученикам):

Мы с вами увидели различия в Тулоне каждого из героев, но есть ли общие точки у Раскольникова и Болконского в их отношении к Тулону, то есть что их объединяет?

Ученики (отвечают):

Раскольников мечтает встать «над всей дрожащей тварью и над всем муравейником». А Андрей Болконский готов заплатить за Тулон такую цену, о которой не помышлял и Раскольников. «И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы…»

Учитель (обобщает):

И Наполеон Раскольников и Наполеон Болконского стоят на людьми. Значит и Раскольников с его топором, и Болконский с его знаменем, один в душной комнате, другой - впереди солдат на поле боя, по существу - стремление к одному и тому же - встать над людьми.

Теперь давайте перейдем ко второй теме: «Аустерлиц Р. Раскольникова и Аустерлиц Андрея Болконского».

Учитель:

Почему Раскольников терзается и страдает после преступления?

Ученики:

Он оказывается неспособным остаться с чистой совестью и с топором в руках.

Раскольников больше всего мучается оттого, что оказалось, что он «переступить не переступил, на этой стороне остался…» Только и сумел, «что убить». Боязнь признать себя вошью.

Учитель:

А что же мучает Болконского?

Ученики:

Болконский переживает крушение идеала: «Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом…»

Учитель (добавляет):

Небо Аустерлица открыло Болконскому истинного Наполеона, Наполеона не Аркольского моста и госпиталя в Яффе, а мелочного и тщеславного. Раскольников терпит крах не из-за непригодности своей идеи, он теряет уверенность в себе и признает свою неполноценность. Болконский же осознает неполноценность самой идеи, ничтожности кумира - вот в чем крушение Болконского.

Учитель:

К чему же призывают нас два великих гения, два великих гуманиста?

Оба писателя пытаются нас предупредить об угрозе, от которой нужно и можно спастись - это разъединение людей.

Учитель (обобщает):

Человек, для которого существует только он сам, ненавистен и Толстому, и Достоевскому. Вот почему оба автора ведут дорогих их сердцу героев к людям, к себе через преодоление соблазнов и искушений наполеонизма. Истины, обретенные ими на этом пути, выстраданы ими и оплачены дорогой ценой.

И Толстой, и Достоевский утверждают человеческое в человеке. И в этом высокий гуманистический смысл, которым пронизана вся русская классическая литература.


© 2010-2022