- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа внеурочной деятельности Умелые ручки
Рабочая программа внеурочной деятельности Умелые ручки
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тихонович О.Ф. |
Дата | 26.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Боградская СОШ»
Утверждаю. Согласовано.
Директор МБОУ «Боградская СОШ» Зам.директора по ВР
Д.А.Краснов З.В.Бекасова
01.09.2015г. 01.09.2015 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
для школьников 5-6-х классов
Составитель: учитель внеурочной
деятельности Тихонович Ольга Федоровна
2015г.
Пояснительная записка
Успешность современного человека определяют знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность - это не работа с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главное при этом - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.
Программа внеурочной деятельности для 5-8 классов «Умелые ручки» будет способствовать:
- развитию разносторонней личности ребёнка, воспитанию воли и характера;
- самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;
- ознакомлению с новыми технологиями декоративно-прикладного искусства;
- обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению выражать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
На занятиях, создавая красоту своими руками, обучающиеся смогут освоить необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести трудовые умения и навыки.
Цель программы - формирование у обучающихся основ художественно- творческой деятельности средствами народного прикладного творчества.
Задачи:
Обучающие:
-
Познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
-
Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
-
Обучить технологиям разных видов мастерства.
-
Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.
Воспитательные:
-
Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.
-
Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).
-
Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
-
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Развивающие:
-
Развивать природные задатки, творческий потенциал ребёнка.
-
Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.
-
Развивать положительные эмоции и волевые качества.
-
Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели.
-
Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
с учебными предметами
Работа по реализации программы внеурочной деятельности «Умелые ручки» построена на доверии и общении с учителями-предметниками, носит комплексный характер. В таблице №1 отражены межпредметные связи. Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает их единство.
Таблица № 1
Предмет
Содержание
учебной дисциплины
Содержание программы
«Умелые ручки»
Литература
Устное народное творчество
Просмотр работ народных умельцев. Подбор пословиц и поговорок
Биология, география
Многообразие растительного мира. Сезонные изменения в природе
Гармония природы и деятельности человека
Технология
От замысла к результату. Технологические операции
Изготовление поделок
Изобразительное искусство
Таблица сочетания цветов. Понятия: холодные, тёплые цвета
Оформление изделий
Музыка
Выразительность музыки
Мир эмоций и чувств. Музыкальное сопровождение (при самостоятельной работе обучающихся)
Для реализации программы «Умелые ручки» необходима материально-техническая база:
учебные пособия; книги по декоративно-прикладному творчеству; технологические карты; памятки; таблицы; чертёжные инструменты (линейка, транспортир, циркуль); ножницы; оборудование для демонстрации мультимедийных программ и презентаций (компьютер, мультимедийный проектор). Не менее значимым является состояние экологической и комфортной среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Умелые ручки» предназначена для обучающихся 5-6-х классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 5-6 классов. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объёму и интересный по содержанию, даётся как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.
С первых же занятий дети приучаются работать по плану: составление эскиза, воплощение в материале, выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Предусмотрены творческие проекты, участие в конкурсах и выставках.
Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определённым, изученным ранее темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия.
В программу включены следующие разделы: работа с бумагой, работа с тканью, работа с технологическими отходами, работа с природным материалом.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: исторический аспект, связь с современностью, освоение основных технологических приёмов, выполнение учебных заданий, выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС
1. Личностные универсальные учебные действия:
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании .
2. Метапредметные результаты:
2.1. Регулятивные универсальные учебные действия:
способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры .
2.2. Познавательные универсальные учебные действия:
формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества; владение различными техниками работы с материалами; приобретение практических навыков различного вида мастерства.
2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации , умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение .
3. Предметные результаты:
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда 18, с.21; освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; расширение кругозора; испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а также и процессу обучения. Результативность освоения программы внеурочной деятельности можно отследить путём архивирования творческих работ после каждого изучаемого раздела.
Подобная же организация учёта знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности используется и в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. На начальном этапе обучения планируется входное анкетирование, тестирование. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок.
Учебный план
№ п/п
Наименование разделов и дисциплин
Всего
часов
1-й год
2-й год
1
Работа с бумагой
29
1.1
Плетение из газет
10
5
5
1.2
Квилинг
9
4
5
1.3
Декупаж
10
5
5
2
Работа с природным материалом
23
2.1
Флористика
12
6
6
2.2
Из семян растений, крупы
11
6
5
3
Художественная обработка бросового материала
16
3.1
Изделия из коробок
16
8
8
Декорирование макаронными изделиями
Итого
64
34
34
Содержание программы
Раздел 1. Работа с бумагой
Тема 1.1. Плетение из газет
История плетения из лозы. Знакомство с техниками плетения из газет. Подготовка материала для плетения.
Практическая работа: освоение техники плетения из газет. Плетение дна изделия. Плетение по кругу. Плетение по спирали. Плетение шахматкой. Закрепление края изделия. Покраска изделия. Покрытие изделия лаком.
Тема1.2.Квилинг.История квилинга.Знакомство с техникой бумагокручения. Подготовка материалов для квилинга.
Практическая работа :освоение техники квилинга. Изготовление фигурок квилинга (капля, глаз, листик, птичья лапка и т.д.)Изготовление панно.
Тема 1.3. Декупаж
История создания бумаги. Разнообразие видов бумаги. Салфетки. Знакомство с техникой декупажа. Технология изготовления изделий в технике декупажа.
Практическая работа: изготовление сувенира.
Раздел 2. Работа с природным материалом
Тема 2.1. Флористика
Понятия «флористика». Икебана. Разнообразие флористического материала. Правила сбора, подготовки и хранения материала. Правила построения цветочной композиции. Разнообразие технологий.
Практическая работа: изготовление панно «Осенний лес»; оформление работ к школьной выставке.
Тема 2.2. Из семян растений, крупы
Виды круп и семян растений. Разнообразие формы и цвета. Использование круп и семян для изготовления поделок. Знакомство с техникой работы с крупой и семенами растений.
Практическая работа: изготовление картин из семян и круп.
Раздел 3. Художественная обработка бросового материала
Тема 3.1. Изделия из коробок
Знакомство со способами утилизации коробок. Идеи изделий из коробок. Презентация идей изделий из коробок.
Практическая работа: изготовление шкатулок из коробок с использованием декорирования макаронами.
Учебно-тематическое планирование
Первый год обучения
№ п/п
Тема занятия и практическая работа
дата
Раздел 1.Работа с бумагой
1
Понятие «квилинга».
Правила сбора, подготовки и хранения материала
2
Правила, техника работы ,приспособления.
Изготовление панно «Рябина»
3
Изготовление панно «Рябина»
Изготовление изделий по выбору
4
Изготовление изделий по выбору
Изготовление изделий по выбору
Раздел 1. Работа с бумагой
5
История плетения из лозы. Знакомство с техниками плетения из газет
Техника плетения из газет
6
Подготовка материала для плетения
Плетение дна изделия
7
Плетение по кругу
Плетение по спирали
8
Плетение шахматкой
9
Закрепление края изделия. Покрытие изделия лаком. Подготовка работ к школьной выставке
Раздел 1. Декупаж
10.
11-14
Понятие «декупаж». История техники декупажа. Прямой и обратный декупаж. Идеи для поделок
История техники декупажа.
Изготовление поделок в технике прямого декупажа.
15
Выставка работ
Раздел 2. Работа с природным материалом
16-17
Знакомство с семенами растений , сухими листьями и цветами , видами круп, техника работы с ними
18-19
Изготовление картины «Осень»
20-21
Изготовление картины «Осень»
22-23
Создание изделия (по желанию обучающегося)
24-25
Создание изделия (по желанию обучающегося)
26-27
Создание изделия (по желанию обучающегося)
Раздел 3. Работа с бросовым материалом
28.
Понятие «бросовые материалы». Разнообразие. Идеи для поделок
29-30
Изготовление шкатулки из коробки с использованием декорирования макаронными изделиями.
31-33
Изготовление изделий по выбору.
34
Покрытие краской изделия.Выставка работ.
Список использованных источников
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011.
-
Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. - М.: Эксмо, 2011.
-
Белякова О.В. Поделки из природного материала. - М.: АСТ, 2009.
-
Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. - М.: Айрис-пресс, 2011.
-
Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. - М.: Арт-родник, 2010.
-
Назарова В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. - М.: РИПОЛ Классик, 2011.
-
Орлова Е.А. Декупаж. - М.: РИПОЛ Классик, 2011.
-
Панеева И.А. Поделки из природных материалов. - М.: Олма Медиа Групп,.
-
Хоменко В.А. Аппликации, картины, панно из природного материала. - Харьков: Клуб семейного досуга, 2010.
-
Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. - М.: Мир книги, 200.
-
Юсель С. Декупаж. Самая полная энциклопедия. - М.: АСТ-Пресс, 2012.
-
Нестерова Д.В. Плетение лозой, ивой, берестой: самоучитель. - М.: РИПОЛ.
-
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли // Система заданий: пособия для учителя // 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
-
Капулетти М. Плетение из газет: пособие по рукоделию. - М.: Мир книги,
-
Дом на радуге. Техники: валяние, декупаж, квиллинг и др. [Электронный ресурс]: domnaraduge.com
Задание № 1. Вопросы для собеседования по теме «Знакомство со способами утилизации картонных коробок»:
1. Из чего изготавливают картон? Что служит сырьём для изготовления?
2. Как утилизируют (уничтожают) картон?
3. Какой способ утилизации считается экологическим?
Задание № 2. Вопросы для собеседования по теме «Техника декупаж»:
1. Сколько ты знаешь видов декупажа? Назови их.
2. Назови отличия в технике выполнения.
3. Перечисли материалы и инструменты для декупажа.
11