• Преподавателю
  • Другое
  • Методический семинар на конкурс Учитель года-2016 презентация + пояснительная записка

Методический семинар на конкурс Учитель года-2016 презентация + пояснительная записка

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Рисовать нужно не переставая.

Рисуй глазами,

когда не можешь карандашом».
Жан Огюст Доминик Энгр

Творческие способности пронизывают все этапы развития ребенка, пробуждают инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обедненности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослые своевременно должны помогать ему.

Процесс овладения навыками и умениями изобразительной деятельности детьми с нарушением интеллекта отличается от нормы и имеет ряд особенностей. Последние связаны с неточностью восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а также с трудностями самостоятельного обследования образца, планирования последовательности действий и осуществления контроля. Специфика нашей работы еще важна, потому что у этих детей не развита или нарушена мелкая моторика, координация движений, не сформированы реальные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

По сей день организация продуктивной деятельности с детьми с нарушением интеллекта остается актуальной, так как, нет парциальных или авторских программ. В связи с этим, передо мной встала цель: создание условий для развития художественно - творческих способностей детей с отклонениями в развитий средствами нетрадиционного рисования.

Считаю разумным выделить основные задачи:

- учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет;

- ознакомить с нетрадиционными техниками изображения;

- учить самостоятельному использованию различных материалов для создания выразительного сюжетного изображения;

- учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, определять последовательность действий;

- учить формировать предварительный замысел и реализовывать его;

- развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь;

- воспитывать устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе;

- учить адекватно оценивать свою работу и рисунки товарищей.

Применение мной нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. На уроках дети узнают, что рисовать можно как, красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и т. д. пробовали рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони),получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, подлых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п.

Как известно, дети с нарушением интеллекта часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать.

Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение.

Этапы работы с нетрадиционными техниками изображения:

Первый этап. На данном этапе я знакомила детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это могут быть монотипия, рисование нитками, под музыку, печатание листьями. Вначале показываю работы, выполненные каким-то одним видом техники, рассказываю о нем, показываю способ выполнения изображений, определяем последовательность производимых действий. Затем предоставляю детям возможность самостоятельно повторить данный способ на практике. На этом этапе используются традиционные инструменты (кисти) и материалы (гуашь). Данными техниками дошкольники могут создавать, как предметные, так и сюжетные рисунки. Например, при использовании монотипии каждому ребенку предлагаю сначала нарисовать у себя на листе бумаги бабочку, а после того, как рисунки высохнут, бабочек вырезаем и приклеиваем на одно общее полотно, тонированное зеленой краской. В итоге получается коллективная работа «Бабочки на поляне». Аналогично можно использовать рисунки, выполненные в технике печатание листьями, когда из предметного рисунка детей «Дерево осенью» получается коллективная работа «Осенний лес».

Второй этап. На данном этапе обучение нетрадиционным техникам изображения усложняется. Я знакомлю детей с такими видами техники рисования, как рисование методом наката, смешивания краски с другими материалами (рисование мыльной пеной), наносить один изобразительный материал на другой (рисование в технике «мятый рисунок»). Дети учатся ориентировочно-исследовательским действиям, экспериментированию, познают свойства материалов, правила применения оборудования, осваивают способы работы с нетрадиционными инструментами, учатся наносить приготовленную смесь на бумагу штрихами, пятнами, мазками и т. д. Я знакомлю детей с такими нетрадиционными техниками изображения, как печатание бумагой, рисование кляксами, мыльной пеной, методами набрызга и наката.

Третий этап. На занятиях по изобразительной деятельности я использую смешанные техники, а также коллективное рисование нетрадиционными техниками. При выполнении таких заданий, организующую роль выполняет педагог. Для коллективных работ использую такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками (ладонями, ребром ладони, кулаком, подушечками пальцев), рисование по кругу. При использовании смешанной техники дети нашей группы учатся комбинировать виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. Третий этап может завершиться созданием творческой композиции, в которой принимают участие несколько детей.

Необходимо поощрять стремление дошкольников дополнить замысел новыми деталями, образами. Усложнение обучения нетрадиционным техникам рисования детей нашей группы я провожу в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционными техниками.

Мною используются следующие нетрадиционные техники изображения:

Техника «Монотипия». Оборудование: лист бумаги для рисования, кисть, гуашь разного цвета, баночка для воды, подставка для кисти.

Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет.

Техника «Рисование под музыку»

Оборудование: магнитофон (проигрыватель), кассета (пластинка) с записью музыкального произведения, краски разных цветов, кисти, подставка для кисти, бумага для рисования, баночка для воды.

Технология рисования. Дети прослушивают музыкальное произведение. По окончании его звучания педагог предлагает детям «нарисовать» прослушанную музыку и дает задание придумать название своему рисунку.

Техника «печатание листьями»

Оборудование: листья деревьев или кустарников (не засушенные), бумага для рисования, гуашь разных цветов, кисть, баночки для воды, подставка для кисти.

Технология рисования. Лист дерева (кустарника) положить на газету и раскрасить. Аккуратно приложить лист дерева раскрашенной стороной к альбомному листу. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой (можно газетной), прогладить ладонью. Снять бумагу и лист дерева. Отпечаток готов. По желанию можно дорисовать ствол, чтобы получилось дерево. Количество листьев может быть разным, в зависимости от размеров бумаги и самих листьев.

Техника «рисование нитками»

Оборудование: простые нитки № 10, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток.

Технология рисования. Сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

Техника «печатание бумагой»

Оборудование: куски плотной бумаги, гуашь (количество цветов зависит от темы рисования), бумага для рисования, емкость для использованных комков бумаги.

Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску.

Этим комком бумаги нагнести краску на альбомный лист для рисования. По мере необходимости комок плотной бумаги заново опускается в краску. Для использования гуаши другого цвета смять новый кусок из плотной бумаги.

Техника «рисование мыльной пеной»

Оборудование: мыло или сильно пенящееся средство, безопасное для детей, гуашь, розетки для краски, крупная кисть (№ 12-16), бумага для рисования, губка из поролона, простой карандаш, подставка под кисть.

Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть или смахнуть.

Техника «рисование руками»

(ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами)

Оборудование: бумага для рисования размером A3 или ватман, гуашь разного цвета, блюдца для краски диаметром 20-25 см, фартуки, полотенце, таз с водой для мытья рук.

Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на листе ватмана. Предварительно лист ватмана можно окрасить в светлый тон.

Техника «Кляксография»

Оборудование: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложка, трубочка (соломинка для напитков), нитка средней толщины. Технология рисования. При обычной кляксографии ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М.И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование (например, игра в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Так же я заметила что, у детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию.

Используя на уроках изобразительной деятельности нетрадиционные способы рисования, мною сделаны следующие выводы: использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы умственно отсталых детей в целом. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.


© 2010-2022