• Преподавателю
  • Другое
  • Научная работа по психологии на тему Образ педагога-профессионала в представлениях студентов младших курсов

Научная работа по психологии на тему Образ педагога-профессионала в представлениях студентов младших курсов

Раздел Другое
Класс 12 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образ педагога-профессионала в представлениях студентов младших курсов

Автор работы: Боровкова Валерия Сергеевна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Городищенский Центр детского творчества»

Проблема профессионального становления сегодня приобретает все большую актуальность, так как от успешности данного процесса во многом зависит качество специалиста и уровень сформированности у него профессиональной компетенции.

В процессе профессионального становления человек приобретает профессионально значимые качества, необходимые компетентности, знания, умения и навыки, также у него постепенно складывается образ профессионала. Под образом профессионала следует понимать систему представлений студентов о будущей профессии и себе как субъекте этой профессии. Данный образ формируется на основе получаемой информации и определенного к ней отношения. Он также является результатом профессионального обучения.

Цель настоящего исследования состоит в изучении психологических особенностей образа педагога-профессионала в представлениях студентов младших курсов педагогического ВУЗа.

Гипотезой данного исследования является предположение, что образ профессионала в представлениях студентов младших курсов педагогического ВУЗа отличается от реального образа высококвалифицированного профессионала своей неполнотой и фрагментарностью.

Были поставлены следующие задачи:

1. Теоретический анализ литературы по данной проблеме;

2. Составить диагностическое средство;

3. Провести диагностическое исследование.

В качестве объекта исследования был выделен образ педагога-профессионала, а предметом стали представления студентов младших курсов педагогического университета об этом образе.

Полученные результаты можно будет внедрить в практическую деятельность преподавателей ВУЗов для формирования и корректировки образа профессионала у студентов младших курсов.

Для исследования особенностей образа педагога-профессионала в представлениях студентов младших курсов педагогического ВУЗа был составлен опросник, предлагающий для оценивания утверждения, содержащие описание профессиональных компетентностей педагога, методом шкалирования.

На основании теоретического анализа литературы были выделены пять блоков компетентностей:

- трудовые компетентности;

- личностные компетентности;

- компетентности, связанные с установками и ценностями человека;

- компетентности, связанные со знаниями и умениями человека;

- компетентности, связанные с когнитивными и поведенческими навыками.

Трудовые компетентности включают некоторые аспекты профессиональной деятельности, а также ориентацию на результат работы. Основные склонности к определенному поведению или способу реагировать в различных ситуациях составляют личностные компетентности. Мнения о том, что является лучшим и чему следует быть, включаются в компетентности, касающиеся установок и ценностей человека. Знания технических и коммуникативных процедур образуют группу компетентностей, связанных со знаниями и умениями человека. Группу, связанную с когнитивными и поведенческими навыками, составляют как скрытые от наблюдения, так и видимые навыки человека.

Методика позволяет определить специфику оценки уровня развития пяти обозначенных выше групп профессиональных компетентностей педагога.

Исследование было проведено фронтально с группой студентов второго курса исторического факультета ВГСПУ. Количество респондентов составило 20 человек, из них юношей - 5, девушек - 15. Утверждения опросника оценивались с помощью рейтингового шкалирования.

Для анализа полученных результатов были применены следующие методы математико-статической обработки:

- U-критерий Манна - Уитни;

- корреляционный анализ;

- факторный анализ.

U-критерий Манна - Уитни необходим для оценки различий между пятью блоками, в состав которых вошли компетентности, количественно измеренные в исследовании. Метод ранговой корреляции Спирмена позволил определить силу корреляционной связи между парами компетентностей. С помощью факторного анализа были выделены комплексные факторы, наиболее полно объясняющие наблюдаемые связи между переменными, имеющимися в наличии.

Испытуемые отдали предпочтение личностным умениям и способностям педагога по сравнению с трудовыми компетентностями и теми, которые касаются его установок и ценностей в работе. А также выше последних оказались оценены профессиональные знания и умения педагога. Возможно, данный факт обусловлен тем, что студенты второго курса имеют еще недостаточно адекватное представление о профессионализме педагога. Их представление в большей степени пока зависит лишь от того, что на данный период для них более актуально.

Наличие статистически значимых различий между оценками блоков компетентностей указывает на несбалансированность представлений об образе профессионала. Результаты исследования подтверждают данные других исследований, посвященных этой проблеме: образ педагога-профессионала формируется постепенно на основании получаемой информации в ходе профессионального обучения, что приводит к малой детализированности и фрагментарности структуры образа на этапе начального обучения в ВУЗе.

Теоретически составленный образ педагога-профессионала представляет собой конвергенцию всех пяти обозначенных ранее групп компетентностей, выраженных в одинаковой степени.

Таким образом, удалось подтвердить поставленную гипотезу, заключающуюся в том, что образ профессионала в представлениях студентов младших курсов педагогического ВУЗа характеризуется фрагментарностью и неполнотой. Также удалось достичь поставленных цели и задач.

В целом можно сделать вывод, что профессиональные представления студентов младших курсов находятся на невысоком уровне сформированности и недостаточно связаны с будущей профессиональной деятельностью. Они по своему содержанию выше житейских представлений, но не достигают оптимального, научно-теоретического уровня. Это говорит о том, что без специальных психолого-педагогических воздействий процесс становления представлений идет замедленно, что делает необходимой и актуальной задачу разработки специальной системы педагогических воздействий, направленных на формирование профессиональных представлений у будущих педагогов.



© 2010-2022