• Преподавателю
  • Другое
  • Художественный сценарий, посвященный к 100-летию казахского писателя Ильяса Есенберлина

Художественный сценарий, посвященный к 100-летию казахского писателя Ильяса Есенберлина

Цели: Образовательная:  более широкое знакомство с жизнью и творчеством писателем И. Есенберлина. Развивающая: развитие кругозора, речи, творческой активности. Воспитательная: привитие любви к государственному языку, книге; выработка положительных моральных качеств. Реквизит: 1.      Портрет писателя. 2.      Запись музыкального сопровождения. 3.      Интерактивная доска. 4.      Цитаты  других писателей о книге. 5.      Буклет с фотографиями писателя 6.      Выставка книг – произведени...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мысли и изречения

Ильяса ЕсенберлинаХудожественный сценарий, посвященный к 100-летию казахского писателя Ильяса Есенберлина

В последние годы жизни, писатель записывал свои мысли, воспоминания, которые вошли в книгу «Сокровенное. Мысли. Изречения. Воспоминания», изданную сыном и подаренную нам дочерьми.

Приводим глубокие сокровенные мысли писателя о жизни и любви, истории и творчестве, которые продолжают быть непревзойденными.

О любви и счастье

  • По-моему, нет большего сокровища на свете, чем любовь.

  • На свете не много найдется людей, которые способны пронести любовь через всю жизнь. Они стареют, дряхлеют, но сердце их, отмеченное следами инфарктов по-прежнему полно любви. Эти люди напоминают мне хранителей бесценных сокровищ. Потому что, по-моему, нет большего сокровища на свете, чем любовь. Таких людей можно назвать хранителями вечной любви.

  • Характер народа определяет женщина - мать. Женщины каждого народа в действительности определяют национальный характер. Пожалуй, на всем Востоке не отыскать более вольнолюбивой и свободной женщины, чем у казахского народа. Она никогда не прятала лица за тугой сеткой чадры, умела любить и бороться за свою любовь, не боялась вместе со старейшинами держать совет, а в случае надобности брала колчан со стрелами, короткий и кривой, садилась в седло. Казахские легенды и предания сохранили много имен отважных и мудрых женщин.

  • Счастье - цель жизни, но оно иногда простирается и дальше самой жизни. Бывает так, что счастье и жизнь несовместимы. Тогда приходится отказываться от жизни. Если счастье идет дальше смерти, то, вероятно, это одно из средств человека победить смерть. Счастье - понятие динамическое, а не статическое, оно не останавливается на достигнутом, а требует и дальнейших побед, дальнейшего движения вперед. Чтобы сохранить счастье - нужно все время завоевывать новые вершины.

О жизни и человеке

  • До чего мудр мой бедный народ! Кроме тебя, кроме казаха, никто эту жизнь не назвал «жалган», то есть обманом и миражом. Действительно, ты жизнь оказалась обманчивой, быстротечной… Прошла, как один миг…

  • Отдельные человеческие жизни, прошедшие через века, были песчинками, но свет - тот, что сиял над миром или пылал в светильнике - незыблемо и вечно освещал путь поколениям наших предков. Творческая воля и гений степняков вовсе не были раздавлены суровыми испытаниями. Более того, искусство было для них одной из форм борьбы. Казахский народ сумел сохранить и развить дальше древнюю цивилизацию, созданную кочевниками азиатских степей. Наши предки никогда не забывали прошлое, но и не отворачивались от настоящего, четко сознавая свое место в мире… Огонь в светильнике горел всегда.

  • Казахи говорят: «Что увидит птенец в гнезде, то он и будет делать, когда вылетит». Не случайно родилась народная мудрость. Пример старших в семье заразителен. Хороший пример - дети растут здоровыми душой и телом, дурной пример - знай, что пойдут по жизни, как говорится, с вывихом души. Характер, привычки старших, их взгляды на жизнь - все с жадностью впитывают наши дети. И будучи взрослыми, делают свои выводы, дают свою оценку поступкам отцов.

  • Приходит время умирать человеку и уже ничего нельзя ни поправить, ни вернуть. Смерть бездушна и приходит всегда не вовремя, хоть живи сто лет. Если бы у смерти была душа, она устыдилась бы тех проклятий, которые шлет ей человечество. Но сколько бы ни прожил человек, после него всегда останутся несбывшиеся его мечты. Поэтому в памяти Бога и людей жизнь каждого человека оценивается не прожитыми годами, а делами, совершенными им.

Об истории и творчестве

  • Почему я сейчас больше всего увлекаюсь историей? От того ли, что современная жизнь мне не интересна? Нет, вовсе нет! Я люблю сегодняшний день, сегодняшнюю жизнь. Все это жизнь моих потомков. Я сейчас оглядываюсь назад потому, что мои знания от этого становятся содержательней, мой кругозор - шире. Когда я не знал жизнь, не думал об истории, а сейчас… Дерево чем выше поднимается, тем глубже его корни уходят в землю. Так и человек. Чем больше он думает о будущем, тем больше хочет знать о прошлом. Иначе не построить будущее.

  • Смыслом моей творческой жизни стала задача описания трудной и героической истории моего народа. Суть проблемы в том, что казахские земли слишком часто подвергались нападениям извне. Наш народ чаще и больше других испытывал притеснения, унижения и страдания. Какие только кровопролитные войны он не пережил. Один арабский историк XV века записал следующие слова одного хана: «впредь можете считать, что казахского народа больше нет». Таких случаев, когда нация оказывалась на грани физического истребления в нашей истории, было много раз. И этот, казалось бы, уничтоженный народ, сохранив за собой огромную территорию между Западом и Востоком все же уцелел. И рассказать о прошлом моего народа стало главной целью жизни. Показать реальную историю о борьбе за выживание и сохранение государственной и этнической общности. И в «Кочевниках», и в трилогии «Золотая орда» я хотел рассказать об этом. Я стремился, чтобы мы из уроков истории сделали верные выводы.

  • Коротка у людей память и немощна их благодарность, и то, и другое мало тянет на весах истории. Сиюминутно их перевешивают более тяжелые грузы - успех, деньги, карьера, слава. Но существуют, конечно, другие весы - правильные, точные, только вот беда - по ним нас будут взвешивать и судить не современники, а потомки, которых сейчас мы даже представить как следует не можем!

  • Главное в любой работе - вдохновение. Без него-то ведь ничего не создашь. Нет вдохновения - и лопата падает из рук строителя, и кузнец бросает свой молот, тушит горн и уходит куда глаза глядят - лишь бы не работать. Потому что без вдохновения работа становится непосильной обузой, непереносимой тяжестью! Несправедливо, что люди наделили вдохновением только творческие профессии: художника, артиста, поэта, начисто отказали в нем агроному и инженеру! Любая работа человека требует вдохновения, творческого порыва.


Мысли и изречения Ильяса Есенберлина,

написанные в последние годы его жизни (1976-1983)Художественный сценарий, посвященный к 100-летию казахского писателя Ильяса Есенберлина

на тему правителей и власти

Государство и правители.

Зараженные самой страшной и неумолимой болезнью «власти», правители перестают видеть мир в истинном свете. Слепы становятся они и верят только в свое великое предназначение. Им кажется, что они повелевают историей. А между тем, это самые обыкновенные и, чаще всего, заурядные люди. Безграничная власть съедает их ум, мешает трезво оценить обстановку, вникнуть в суть происходящих событий. И легче всего в этой обстановке думать о том, что не находились рядом умные люди. В один прекрасный день лишь позолоченная шелуха остается от всего этого, и пропасть разверзается под ногами у целого народа.

Правитель и Власть

Что для правителя человеческая жизнь, когда маячит впереди призрак власти над миром? Ему кажется, что народ только для того и создан, чтобы выполнять его предначертания. Даже сильные умом правители не могли избежать этого ослепления власти. Рано или поздно настигало оно их. А за это ослепление правителей всегда страдал и расплачивался народ.

Человек и власть

Одним страхом трудно сплотить людей в единое государство. Недолговечный это клей - человеческий страх. Суровость правителя лишь тогда приносит плоды, когда идет в ногу со справедливостью. Малейшее лукавство или отступление от правды - жестокое самовластие выступает наружу, чтобы похоронить в скором времени все под собой.

Правитель и радость жизни.

Правители часто несчастные люди, им порой недоступны земные радости жизни. Уже не волнуется их сердце от простых человеческих радостей. Не струится как прежде по жилам остывшая кровь. Навсегда умерла последняя надежда - любить. Смысл жизни их теперь заключается в одном - как можно дольше быть правителем, властвовать над людьми и упиваться властью. Кто хоть однажды испил напитка неограниченной власти, никогда не забудет ее сладкий вкус и всю жизнь будет испытывать жажду. Лишь иногда, помимо их воли, живая, прежняя жизнь вторгается в придуманный ими мир, покой покидает правителей, а души начинают метаться и гореть огнем.

Правители и привычка.

Как многое у людей в их жизни значит привычка. Даже у могущественных правителей, у которых есть все: и слава, и золото, и власть над людьми. И, хотя иногда они понимают, что все это обманчиво и преходяще, они делают по привычке то, что уже не хотят делать. Часто то, чем гордился правитель, в чем видел смысл своего существования на земле, вдруг куда-то уходило и меркло. А душа его, уставшая от прошедших бессмысленных дел становилась глуха к радостям и горестям мира. Но он все равно неизменно продолжает жить по привычке и делать привычное.

Правитель и власть.

Несправедливо, кажется, устроена жизнь. Одним она дала много, у других еще больше отняла. Стареющему правителю тоже так кажется. Уже нет прежнего здоровья, прежней веры в удачу, а будущее покрыто зловещим черным туманом. Было время - и он был сильным. Никакая неудача не могла выбить его из седла. А веру его не мог поколебать даже самый свирепый ураган. Он и сейчас не собирался склонять головы, но с каждым днем жизнь становилась все труднее, и чаще тело и ум охватывали усталость и тревога. Зачем прожита жизнь? Устал он сам, и устал народ, который он вел за собой. Войны без побед - страшная ноша для каждого, кто в них участвует. Хочется бросить все. Забыть о прошлом, отказаться от борьбы за власть. Но нет, никогда он не сможет этого сделать, потому что обратной и иной дороги для него нет. Он привык к власти, привык повелевать и сделаться кем-то другим уже просто нельзя. Упавшего с коня добивают, потому любой ценой, до последних мгновений жизни надо крепко держаться за луку седла и не выпускать повод, с помощью которого он управляет народом.

В казахском обществе стало неписанным законом приближать к правителю и возвышать только тех, кто не перечит ему ни словом, ни делом. Нащупав слабость правителя кто-то может начать, как говорится, гладко стелить ему, сам, образно говоря, становясь подушкой в изголовье и кошмой под боком. Такая покорность всегда по нраву правителю. И теперь стоит кому-нибудь дать дельный, смелый совет, как его тут же «зажимали», объявляя врагом власти. Порой этого только и хочет правитель, таким угодничанием эти люди завладевают его сердцем. Однако, они лишь до поры до времени таятся, безошибочно угадывая малейшую прихоть правителя. Эти люди никогда не забывают о себе и всегда лелеют надежду о своем звездном часе.



© 2010-2022