РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 01 Основы философии

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение

к ОПОП по специальности СПО

09.02.03 Программирование в компьютерных системах
























Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОГСЭ.01 Основы философии












2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.03 Программирование в компьютерных системах


Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области «Западно-Сибирский государственный колледж»

Разработчик: Скоробогатова Татьяна Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж»

Рекомендована ___________________________________________________

Заключение №____________ от «____»__________20__ г.


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………


5

условия реализации программы учебной дисциплины…..


13

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины………………………………………………………………………


14


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01. Основы философии

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина принадлежит к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.

Цель дисциплины: дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре, понятие об исторических типах философии, концепциях и направлениях философской мысли, воспитывать культуру разумного мышления.

Задачи дисциплины:

  • ознакомить студентов с ролью философии в жизни человека и общества, основными законами развития и функционирования природных и общественных систем;

  • дать студентам знания, которые будут способствовать формированию у них логического мышления, основ философского анализа общественных явлений, системы ценностных ориентацией и идеалов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания;

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды:

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 65 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часа;

самостоятельной работы обучающегося 17 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

65

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

Итоговая аттестация в форме зачёта


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основные категории и понятия философии

Введение. Что такое философия?

Лекция. Содержание учебного материала

2


1.

Предмет философии

2

2.

Специфика философии

2

3.

Разные формы философствования

2

4.

Функции философии: мировоззренческая, методологическая,

гуманистическая и практическая

2

5.

Философия и ее значение в формировании мировоззрения. Типы

Мировоззрения.

2

Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе (входное тестирование).

1


Тема 1.1. Основной вопрос философии

Лекция. Содержание учебного материала

2


1.

Вечные вопросы философии


2

Бытие, небытие

2

3

Материя

2

4

Сознание

2

Контрольные работы (входное тестирование)



Самостоятельная работа составление таблицы «Основные категории и понятия философии».

1

Тема 1.2. Категория человека в философии и основные понятия

(Филвософская антропология)

Лекция. Содержание учебного материала

2

1

Концепции человека в истории философии


2

Природа и сущность человека

2

Тема 1.3. Проблема человека в философии

Лекция. Содержание учебного материала

2


1

Проблема происхождения человека


3

Система ценностей и идеалов, свобода и ответственность

2

4

Жизнь и смерть, смысл жизни

2

Самостоятельная работа составление опорной схемы: «Взаимосвязи основных категорий и понятий философии»

1


Раздел 2. Роль философии в жизни человека и общества


Тема 2.1. Философия античного мира и средних веков

Лекция. Содержание учебного материала

2

1

Милетская школа: натурфилософия Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена

2

2

Пифагор и его школа

2

3

Диалектика Гераклита Эфесского

2

4

Элейская школа, скептицизм Ксенофана

2

5

Атомизм Левкиппа, Демокрита

2

6

Софистика

2

7

Античный гуманизм, Сократ

2

8

Теория Эллинизма. Киники, Эпикурейцы, Стоики

2

9

Неоплатонизм, Плотин

2

10

Средневековая философия-«служанка» богословия

2

11

Патристика

2

12

Схоластика

2

Самостоятельная работа. Контрольные вопросы по теме.

0,5


Контрольная работа на тему: «Философия античного мира и средних веков»



Тема 2.2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Лекция. Содержание учебного материала

2


1

Гуманизм философии эпохи Возрождения

2

2

Эмпиризм философии эпохи Нового времени (Ф.Бэкон)

2

3

Рационализм философии эпохи Нового времени (Р.Декарт, Г.Лейбниц)

2

4

Сенсуализм философии эпохи Нового времени (Дж.Локк)

2

5

Философия Просвещения (Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро)

1

6

Немецкая классическая философия (И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах)

1

7

Иррационализм (А.Шопенгауэр)

1

Самостоятельная работа. Контрольные вопросы по теме.

0,5


Тема 2.3. Пост классическая западная философия

Лекция. Содержание учебного материала

2


1

Иррационализм Ф. Ницше

1

2

Феноменология (Э.Гуссерль)

1

3

Герменевтика (В. Дильтей, Х Гадамер)

1

4

Аналитическая философия

1

5

Экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс, Ж.-П. Сартр)

1

Самостоятельная работа. Контрольные вопросы по теме.

1


Тема 2.4. Русская философская мысль

Лекция. Содержание учебного материала

2


1

Философия в России до революции

2

Новейшая философия в России

Контрольные работы: написание теста на тему: «Исторические типы и формы философии»


Самостоятельная работа составление конспекта на тему «Главные философские направления ХХ века»

1

Раздел 3. Основы философского учения о бытии



Тема 3.1. Онтология - наука о бытии.

Лекция. Содержание учебного материала

2


1

Основные понятия: бытие, материя, онтология, материальное, идеальное, субстанция, монизм, дуализм, субстракт

2

2

Основные этапы развития понимания материи

1

3

Формы организации материи

2

4

Субстрактно-субстанциональное понимание материи

2

Контрольная работа. Тестирование по понятийному аппарату.



Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе

0,5


Тема 3.2. Атрибутивное понимание материи. Законы диалектики

Лекция. Содержание учебного материала

2


1

Атрибуты явления: качество, количество, время, пространство, движение, развитие.

2

2

Атрибуты сущности: закономерность и закон, возможность и действительность

2

3

Закон перехода количественных изменений в качество (категории: мера, скачок, эволюция, революция)

2

4

Закон единства и борьбы противоположностей (категории: противоречие, противоположность, борьба)

2

5

Закон отрицания отрицания (категории: тезис, антитезис, синтез)

2

Самостоятельная работа. Работа над рефератами, докладами, слайдами.

0,5


Тема 3.3. Генезис философской мысли

Семинар. Содержание учебного материала

2


1

Основные структурные уровни материи


2

Бытие как проблема. Судьба проблемы бытия в XXI в.


3

Проблема человека в истории философии


Самостоятельная работа. Работа над рефератами, докладами, слайдами.

1


Раздел 4. Сущность процесса познания



Тема 4.1. Чувственное и рациональное познание

Лекция. Содержание учебного материала

2


1

Познание как процесс

2

2

Чувственное познание и его формы

2

3

Рациональное познание и его формы

2

4

Взаимосвязь чувственного и рационального познания

3

Контрольная работа по теме: "Чувственное и рациональное познание"



Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе

0,5


Тема 4.2. Сознание и мышление

Лекция. Содержание учебного материала

2


1

Сознание как важнейшая философская категория

2

2

Возникновение и развитие сознания

2

3

Свойства, функции, элементы сознания

2

4

Сознание и бессознательное

2

5

Мышление и язык

2

Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов по проблеме мышления.

0,5


Тема 4.3. Концепции истины и научное познание

Лекция. Содержание учебного материала

2


1

Истина и заблуждение

2

2

Виды истины. Истина относительная и абсолютная

2

3

Способы проверки истинности

2

4

Практика - критерий истины

2

5

Объективный характер истины

2

Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов по проблеме истины.

0,5


Раздел 5. Основы религиозной, философской, научной картин мира



Тема 5.1 Особенности религиозной картины мира

Лекция. Содержание учебного материала

2


1

Условия формирования картин мира. Исторический характер формирования картин мира

1

2

Основные элементы религиозной картины мира

2

3

Классификация религий

2

4

Функции религии

2

Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов, по проблеме религиозной картины мира

1


Тема 5.2 Философская картина мира

Лекция. Содержание учебного материала

2


1

Функции философии. Философия как мировоззрение, наука, методология

2

2

Структура философского знания

2

3

Философские школы и направления

2

Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов по проблеме философской картины мира.

0,5


Тема 5.3 Особенности научной картины мира

Лекция. Содержание учебного материала

2


1

Этапы формирования научной картины мира

2

2

Особенности научной картины мира

2

3

Функции науки

2

Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию по теме: «Сравнительный анализ картин мира и проблема познания»

1


Тема 5.4. Сравнительный анализ картин мира и проблема познания.

Семинар. Содержание учебного материала

2


1

Картина мира, как система интуитивных представлений о реальности.

Универсальная картина мира.


2

Религиозное сознание.

Специфика современной научной картины мира: динамичность, противоречия.

Многообразие картин мира.


Раздел 6. Условия формирования личности, свободы и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды



Тема 6.1

Условия формирования личности

Лекция. Содержание учебного материала

2


1

Человек, индивид, индивидуальность, личность


2

2

Факторы, влияющие на становление личности

2

3

Роль идеала в совершенствовании личности

2

Самостоятельная работа. Написание эссе по теме: «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник» (И.С. Тургенев)

1


Тема 6.2

Роль свободы и ответственности

за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

Лекция. Содержание учебного материала

2


1

Понятия свободы и ответственности


2

2

Взаимообусловленность свободы и ответственности в сохранении окружающей среды


2

3

Культура как предмет философского осмысления жизни

2

Самостоятельная работа. Написание эссе по теме: «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник» (И.С. Тургенев)

1


Раздел 7. Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий



Тема 7.1.

Научно-технический прогресс

Лекция. Содержание учебного материала

2


1

Научно-технический прогресс: сущность, этапы, перспективы

2

2

Техника и этика

1

3

Условия решения социальных и этических проблем, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

2

4

Сциентизм и антисциентизм

2

Самостоятельная работа. Подготовка к семинарскому занятию по теме: «Возможные пути решения глобальных проблем»

1


Тема 7.2.

Человек в информационно-техническом мире.

Лекция. Содержание учебного материала

2


1

Культура и цивилизация

2

2

Формирование информационного общества

2

3

Футурология. Тренды общественного развития

2

Самостоятельная работа. Подготовка к семинарскому занятию по теме: «Возможные пути решения глобальных проблем»

2


Тема 7.3.

Возможные пути решения глобальных проблем

Семинар. Содержание учебного материала

2


1

Наука футурология

2

2

Пути решения глобальных проблем

Зачет

2


Всего:

Аудиторная

Самостоятельная

65

48

17


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин

Оборудование учебного кабинета: плакаты

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска, стенды

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Учебники для студентов:

  1. Горелов, А.А. Основы философии : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А Горелов. - 13-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 320 с.

  2. Гуревич, П.С. Основы философии : учебное пособие / П.С. Гуревич. - М. : КНОРУС, 2011. - 480 с. - (Среднее профессиональное образование).

Интернет-ресурсы:

  1. Лекции по философии истории (Гегель) - Режим доступа: ru.wikipedia.org/

  2. Российская философская газета. - Режим доступа: philgazeta.ru

  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов . - Режим доступа: fcior.edu.ru.

  4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - Режим доступа: fcior.edu.ru

  5. Министерство образования Российской Федерации. - Режим доступа: ed.gov.ru;

  6. .Национальный портал "Российский общеобразовательный портал». - Режим доступа: school.edu.ru

  7. Естественнонаучный образовательный портал. - Режим доступа: en.edu.ru

  8. Специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». - Режим доступа: ict.edu.ru;

  9. Электронная библиотека. Электронные учебники. - Режим доступа: subscribe.ru/group/mehanika-studentam/




4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

- демонстрация знаний основных категорий и понятий философии: бытие, небытие, материя, сознание, жизнь и смерть, картина мира, смысл жизни, ценности, познание, свобода

Устный опрос

- изложение роли философии в жизни человека и общества в различные исторические эпохи (античность, средние века, эпоха Возрождения, Новое и Новейшее время)

Тестирование, устный опрос

- обоснование наиболее общих философских проблем бытия,

- демонстрация знаний основ философского учения о бытии: основные понятия, основные законы

Тестирование, устный опрос

- обоснование наиболее общих философских проблем познания;

- определение сущности процесса познания:

  • чувственное познание (ощущение, восприятие, представление); рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение);

  • структура сознания (сознательное и бессознательное);

  • результат процесса познания - истина;

  • взаимосвязь языка и мышления

Устный опрос

- демонстрация знаний основ научной, философской и религиозной картин мира

- определение особенностей картин мира: общее и специфическое

Тестирование, устный опрос

- обоснование условий формирования личности,

- определение условий формирования свободы и ответственности человека за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- обоснование наиболее общих философских концепций ценности,

- формулирование наиболее общих философских концепций свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста

Эссе

- обоснование условий решения социальных и этических проблем, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Устный опрос

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии;

- демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- умение формулировать цель и задачи предстоящей деятельности;

- умение представить конечный результат деятельности в полном объеме;

- умение планировать предстоящую деятельность;

- умение выбирать типовые методы и способы выполнения плана;

- умение проводить рефлексию (оценивать и анализировать процесс и результат)

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- умение определять проблему в профессионально ориентированных ситуациях;

- умение предлагать способы и варианты решения проблемы, оценивать ожидаемый результат;

- умение планировать поведение в профессионально ориентированных проблемных ситуациях, вносить коррективы.

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- умение самостоятельно работать с информацией: понимать замысел текста;

- умение пользоваться словарями, справочной литературой;

- умение отделять главную информацию от второстепенной;

- умение писать аннотацию и т.д.

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- умение грамотно ставить и задавать вопросы;

- способность координировать свои действия с другими участниками общения;

- способность контролировать свое поведение, свои эмоции, настроение;

- умение воздействовать на партнера общения и др.………

интерпретация результатов наблюдений за обучающимися

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

- умение осознанно ставить цели овладения различными видами работ и определять соответствующий конечный продукт;

- умение реализовывать поставленные цели в деятельности;

- умение представить конечный результат деятельности в полном объеме;

-интерпретация результатов наблюдений за обучающимися

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- демонстрация стремления к самопознанию, самооценке, саморегуляции и саморазвитию;

- умение определять свои потребности в изучении дисциплины и выбирать соответствующие способы его изучения;

- владение методикой самостоятельной работы над совершенствованием умений;

- умение осуществлять самооценку, самоконтроль через наблюдение за собственной деятельностью

- умение осознанно ставить цели овладения различными аспектами профессиональной деятельности, определять соответствующий конечный продукт;

- умение реализовывать поставленные цели в деятельности;

- понимание роли повышения квалификации для саморазвития и самореализации в профессиональной и личностной сфере;

-интерпретация результатов наблюдений за обучающимися

-

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности;

- понимание роли модернизации технологий профессиональной деятельности

- умение представить конечный результат деятельности в полном объеме;

- умение ориентироваться в информационном поле профессиональных технологий

- интерпретация результатов наблюдений за обучающимися

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- проявление интереса к исполнению воинской обязанности;

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности;

- умение связывать полученные профессиональные знания с воинской обязанностью

- интерпретация результатов наблюдений за обучающимися

Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным обеспечением, проектор, экран, доска, стенды,

Информационное обеспечение: Учебники, лекции в печатной форме увеличенным шрифтом на бумажном и электронном носителе.

Мультимедийные материалы: презентации, учебные фильмы.

Формы и методы обучения: проблемное обучение, дифференцированное обучение, развивающее обучение, индивидуальное обучение, работа с учебным пособием, тестирование.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения: Собеседование, защита реферата, тестирование, промежуточная аттестация проводится при необходимости в несколько этапов с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.



© 2010-2022