- Преподавателю
- Другое
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 01 Основы философии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 01 Основы философии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Скоробогатова Т.Н. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Приложение
к ОПОП по специальности СПО
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области «Западно-Сибирский государственный колледж»
Разработчик: Скоробогатова Татьяна Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж»
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………
5
условия реализации программы учебной дисциплины…..
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины………………………………………………………………………
14
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01. Основы философии
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина принадлежит к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.
Цель дисциплины: дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре, понятие об исторических типах философии, концепциях и направлениях философской мысли, воспитывать культуру разумного мышления.
Задачи дисциплины:
-
ознакомить студентов с ролью философии в жизни человека и общества, основными законами развития и функционирования природных и общественных систем;
-
дать студентам знания, которые будут способствовать формированию у них логического мышления, основ философского анализа общественных явлений, системы ценностных ориентацией и идеалов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
-
основные категории и понятия философии;
-
роль философии в жизни человека и общества;
-
основы философского учения о бытии;
-
сущность процесса познания;
-
основы научной, философской и религиозной картин мира;
-
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды:
-
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 65 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часа;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
65
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17
Итоговая аттестация в форме зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основные категории и понятия философии
Введение. Что такое философия?
Лекция. Содержание учебного материала
2
1.
Предмет философии
2
2.
Специфика философии
2
3.
Разные формы философствования
2
4.
Функции философии: мировоззренческая, методологическая,
гуманистическая и практическая
2
5.
Философия и ее значение в формировании мировоззрения. Типы
Мировоззрения.
2
Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе (входное тестирование).
1
Тема 1.1. Основной вопрос философии
Лекция. Содержание учебного материала
2
1.
Вечные вопросы философии
2
Бытие, небытие
2
3
Материя
2
4
Сознание
2
Контрольные работы (входное тестирование)
Самостоятельная работа составление таблицы «Основные категории и понятия философии».
1
Тема 1.2. Категория человека в философии и основные понятия
(Филвософская антропология)
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Концепции человека в истории философии
2
Природа и сущность человека
2
Тема 1.3. Проблема человека в философии
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Проблема происхождения человека
3
Система ценностей и идеалов, свобода и ответственность
2
4
Жизнь и смерть, смысл жизни
2
Самостоятельная работа составление опорной схемы: «Взаимосвязи основных категорий и понятий философии»
1
Раздел 2. Роль философии в жизни человека и общества
Тема 2.1. Философия античного мира и средних веков
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Милетская школа: натурфилософия Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена
2
2
Пифагор и его школа
2
3
Диалектика Гераклита Эфесского
2
4
Элейская школа, скептицизм Ксенофана
2
5
Атомизм Левкиппа, Демокрита
2
6
Софистика
2
7
Античный гуманизм, Сократ
2
8
Теория Эллинизма. Киники, Эпикурейцы, Стоики
2
9
Неоплатонизм, Плотин
2
10
Средневековая философия-«служанка» богословия
2
11
Патристика
2
12
Схоластика
2
Самостоятельная работа. Контрольные вопросы по теме.
0,5
Контрольная работа на тему: «Философия античного мира и средних веков»
Тема 2.2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Гуманизм философии эпохи Возрождения
2
2
Эмпиризм философии эпохи Нового времени (Ф.Бэкон)
2
3
Рационализм философии эпохи Нового времени (Р.Декарт, Г.Лейбниц)
2
4
Сенсуализм философии эпохи Нового времени (Дж.Локк)
2
5
Философия Просвещения (Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро)
1
6
Немецкая классическая философия (И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель, Л.Фейербах)
1
7
Иррационализм (А.Шопенгауэр)
1
Самостоятельная работа. Контрольные вопросы по теме.
0,5
Тема 2.3. Пост классическая западная философия
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Иррационализм Ф. Ницше
1
2
Феноменология (Э.Гуссерль)
1
3
Герменевтика (В. Дильтей, Х Гадамер)
1
4
Аналитическая философия
1
5
Экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс, Ж.-П. Сартр)
1
Самостоятельная работа. Контрольные вопросы по теме.
1
Тема 2.4. Русская философская мысль
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Философия в России до революции
2
Новейшая философия в России
Контрольные работы: написание теста на тему: «Исторические типы и формы философии»
Самостоятельная работа составление конспекта на тему «Главные философские направления ХХ века»
1
Раздел 3. Основы философского учения о бытии
Тема 3.1. Онтология - наука о бытии.
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Основные понятия: бытие, материя, онтология, материальное, идеальное, субстанция, монизм, дуализм, субстракт
2
2
Основные этапы развития понимания материи
1
3
Формы организации материи
2
4
Субстрактно-субстанциональное понимание материи
2
Контрольная работа. Тестирование по понятийному аппарату.
Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе
0,5
Тема 3.2. Атрибутивное понимание материи. Законы диалектики
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Атрибуты явления: качество, количество, время, пространство, движение, развитие.
2
2
Атрибуты сущности: закономерность и закон, возможность и действительность
2
3
Закон перехода количественных изменений в качество (категории: мера, скачок, эволюция, революция)
2
4
Закон единства и борьбы противоположностей (категории: противоречие, противоположность, борьба)
2
5
Закон отрицания отрицания (категории: тезис, антитезис, синтез)
2
Самостоятельная работа. Работа над рефератами, докладами, слайдами.
0,5
Тема 3.3. Генезис философской мысли
Семинар. Содержание учебного материала
2
1
Основные структурные уровни материи
2
Бытие как проблема. Судьба проблемы бытия в XXI в.
3
Проблема человека в истории философии
Самостоятельная работа. Работа над рефератами, докладами, слайдами.
1
Раздел 4. Сущность процесса познания
Тема 4.1. Чувственное и рациональное познание
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Познание как процесс
2
2
Чувственное познание и его формы
2
3
Рациональное познание и его формы
2
4
Взаимосвязь чувственного и рационального познания
3
Контрольная работа по теме: "Чувственное и рациональное познание"
Самостоятельная работа. Подготовка к контрольной работе
0,5
Тема 4.2. Сознание и мышление
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Сознание как важнейшая философская категория
2
2
Возникновение и развитие сознания
2
3
Свойства, функции, элементы сознания
2
4
Сознание и бессознательное
2
5
Мышление и язык
2
Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов по проблеме мышления.
0,5
Тема 4.3. Концепции истины и научное познание
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Истина и заблуждение
2
2
Виды истины. Истина относительная и абсолютная
2
3
Способы проверки истинности
2
4
Практика - критерий истины
2
5
Объективный характер истины
2
Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов по проблеме истины.
0,5
Раздел 5. Основы религиозной, философской, научной картин мира
Тема 5.1 Особенности религиозной картины мира
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Условия формирования картин мира. Исторический характер формирования картин мира
1
2
Основные элементы религиозной картины мира
2
3
Классификация религий
2
4
Функции религии
2
Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов, по проблеме религиозной картины мира
1
Тема 5.2 Философская картина мира
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Функции философии. Философия как мировоззрение, наука, методология
2
2
Структура философского знания
2
3
Философские школы и направления
2
Самостоятельная работа подготовка рефератов, слайдов по проблеме философской картины мира.
0,5
Тема 5.3 Особенности научной картины мира
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Этапы формирования научной картины мира
2
2
Особенности научной картины мира
2
3
Функции науки
2
Самостоятельная работа подготовка к семинарскому занятию по теме: «Сравнительный анализ картин мира и проблема познания»
1
Тема 5.4. Сравнительный анализ картин мира и проблема познания.
Семинар. Содержание учебного материала
2
1
Картина мира, как система интуитивных представлений о реальности.
Универсальная картина мира.
2
Религиозное сознание.
Специфика современной научной картины мира: динамичность, противоречия.
Многообразие картин мира.
Раздел 6. Условия формирования личности, свободы и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды
Тема 6.1
Условия формирования личности
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Человек, индивид, индивидуальность, личность
2
2
Факторы, влияющие на становление личности
2
3
Роль идеала в совершенствовании личности
2
Самостоятельная работа. Написание эссе по теме: «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник» (И.С. Тургенев)
1
Тема 6.2
Роль свободы и ответственности
за сохранение жизни, культуры, окружающей среды
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Понятия свободы и ответственности
2
2
Взаимообусловленность свободы и ответственности в сохранении окружающей среды
2
3
Культура как предмет философского осмысления жизни
2
Самостоятельная работа. Написание эссе по теме: «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник» (И.С. Тургенев)
1
Раздел 7. Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
Тема 7.1.
Научно-технический прогресс
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Научно-технический прогресс: сущность, этапы, перспективы
2
2
Техника и этика
1
3
Условия решения социальных и этических проблем, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
2
4
Сциентизм и антисциентизм
2
Самостоятельная работа. Подготовка к семинарскому занятию по теме: «Возможные пути решения глобальных проблем»
1
Тема 7.2.
Человек в информационно-техническом мире.
Лекция. Содержание учебного материала
2
1
Культура и цивилизация
2
2
Формирование информационного общества
2
3
Футурология. Тренды общественного развития
2
Самостоятельная работа. Подготовка к семинарскому занятию по теме: «Возможные пути решения глобальных проблем»
2
Тема 7.3.
Возможные пути решения глобальных проблем
Семинар. Содержание учебного материала
2
1
Наука футурология
2
2
Пути решения глобальных проблем
Зачет
2
Всего:
Аудиторная
Самостоятельная
65
48
17
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета: плакаты
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска, стенды
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Учебники для студентов:
-
Горелов, А.А. Основы философии : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А Горелов. - 13-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 320 с.
-
Гуревич, П.С. Основы философии : учебное пособие / П.С. Гуревич. - М. : КНОРУС, 2011. - 480 с. - (Среднее профессиональное образование).
Интернет-ресурсы:
-
Лекции по философии истории (Гегель) - Режим доступа: ru.wikipedia.org/
-
Российская философская газета. - Режим доступа: philgazeta.ru
-
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов . - Режим доступа: fcior.edu.ru.
-
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - Режим доступа: fcior.edu.ru
-
Министерство образования Российской Федерации. - Режим доступа: ed.gov.ru;
-
.Национальный портал "Российский общеобразовательный портал». - Режим доступа: school.edu.ru
-
Естественнонаучный образовательный портал. - Режим доступа: en.edu.ru
-
Специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». - Режим доступа: ict.edu.ru;
-
Электронная библиотека. Электронные учебники. - Режим доступа: subscribe.ru/group/mehanika-studentam/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
- демонстрация знаний основных категорий и понятий философии: бытие, небытие, материя, сознание, жизнь и смерть, картина мира, смысл жизни, ценности, познание, свобода
Устный опрос
- изложение роли философии в жизни человека и общества в различные исторические эпохи (античность, средние века, эпоха Возрождения, Новое и Новейшее время)
Тестирование, устный опрос
- обоснование наиболее общих философских проблем бытия,
- демонстрация знаний основ философского учения о бытии: основные понятия, основные законы
Тестирование, устный опрос
- обоснование наиболее общих философских проблем познания;
- определение сущности процесса познания:
-
чувственное познание (ощущение, восприятие, представление); рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение);
-
структура сознания (сознательное и бессознательное);
-
результат процесса познания - истина;
-
взаимосвязь языка и мышления
Устный опрос
- демонстрация знаний основ научной, философской и религиозной картин мира
- определение особенностей картин мира: общее и специфическое
Тестирование, устный опрос
- обоснование условий формирования личности,
- определение условий формирования свободы и ответственности человека за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- обоснование наиболее общих философских концепций ценности,
- формулирование наиболее общих философских концепций свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста
Эссе
- обоснование условий решения социальных и этических проблем, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Устный опрос
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- демонстрация понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии;
- демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии
интерпретация результатов наблюдений за обучающимися
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- умение формулировать цель и задачи предстоящей деятельности;
- умение представить конечный результат деятельности в полном объеме;
- умение планировать предстоящую деятельность;
- умение выбирать типовые методы и способы выполнения плана;
- умение проводить рефлексию (оценивать и анализировать процесс и результат)
интерпретация результатов наблюдений за обучающимися
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- умение определять проблему в профессионально ориентированных ситуациях;
- умение предлагать способы и варианты решения проблемы, оценивать ожидаемый результат;
- умение планировать поведение в профессионально ориентированных проблемных ситуациях, вносить коррективы.
интерпретация результатов наблюдений за обучающимися
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- умение самостоятельно работать с информацией: понимать замысел текста;
- умение пользоваться словарями, справочной литературой;
- умение отделять главную информацию от второстепенной;
- умение писать аннотацию и т.д.
интерпретация результатов наблюдений за обучающимися
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
интерпретация результатов наблюдений за обучающимися
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- умение грамотно ставить и задавать вопросы;
- способность координировать свои действия с другими участниками общения;
- способность контролировать свое поведение, свои эмоции, настроение;
- умение воздействовать на партнера общения и др.………
интерпретация результатов наблюдений за обучающимися
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- умение осознанно ставить цели овладения различными видами работ и определять соответствующий конечный продукт;
- умение реализовывать поставленные цели в деятельности;
- умение представить конечный результат деятельности в полном объеме;
-интерпретация результатов наблюдений за обучающимися
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- демонстрация стремления к самопознанию, самооценке, саморегуляции и саморазвитию;
- умение определять свои потребности в изучении дисциплины и выбирать соответствующие способы его изучения;
- владение методикой самостоятельной работы над совершенствованием умений;
- умение осуществлять самооценку, самоконтроль через наблюдение за собственной деятельностью
- умение осознанно ставить цели овладения различными аспектами профессиональной деятельности, определять соответствующий конечный продукт;
- умение реализовывать поставленные цели в деятельности;
- понимание роли повышения квалификации для саморазвития и самореализации в профессиональной и личностной сфере;
-интерпретация результатов наблюдений за обучающимися
-
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности;
- понимание роли модернизации технологий профессиональной деятельности
- умение представить конечный результат деятельности в полном объеме;
- умение ориентироваться в информационном поле профессиональных технологий
- интерпретация результатов наблюдений за обучающимися
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- проявление интереса к исполнению воинской обязанности;
- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности;
- умение связывать полученные профессиональные знания с воинской обязанностью
- интерпретация результатов наблюдений за обучающимися
Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным обеспечением, проектор, экран, доска, стенды,
Информационное обеспечение: Учебники, лекции в печатной форме увеличенным шрифтом на бумажном и электронном носителе.
Мультимедийные материалы: презентации, учебные фильмы.
Формы и методы обучения: проблемное обучение, дифференцированное обучение, развивающее обучение, индивидуальное обучение, работа с учебным пособием, тестирование.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения: Собеседование, защита реферата, тестирование, промежуточная аттестация проводится при необходимости в несколько этапов с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.