Методическая разработка урока на тему профессия и квалификация (5 класс)

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБ ОУ Газопроводская СОШ










Методическая разработка урока




Тема урока: « Профессия и квалификация»




Форма урока :Комбинированный урок с элементами игры









Учитель экономики:

Сидорова Светлана Валентиновна











с. Починки, 2016 год






Цель урока:

Сформировать представление о сложности и многообразии профессий, познакомиться с особенностями некоторых профессий, вырабатывать умение ориентироваться в мире профессий.


Задачи урока:

Познавательная:

Познакомить обучающихся с терминами: профессия, специальность, квалификация, должность.

Развивающая:

Расширить представление о многообразии профессий, побуждать их к осознанному выбору профессии.

Воспитательная.

Воспитывать уважительное отношение к людям любой профессии, к традициям нашего народа.

Комбинированный урок, состоящий из следующих этапов:

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей (2 минуты);

  2. Повторение изученного материала (8 минут)

  3. Динамическая пауза (2 минуты)

  4. Изучение нового материала (15 минут);

  5. Закрепление изученного материала (10 минут);

  6. Динамическая пауза (2 минуты)

  7. Проверка усвоения материала (2 минут);

  8. Подведение итогов урока. Оценки за урок ( 2 минуты ).

  9. Домашнее задание (2 минуты)



Ход урока:

  1. Организационный момент( 2 минуты)

Приветствие учащихся;

Проверка готовности к занятию;

Проверка присутствующих на уроке;

Сообщение темы и целей занятия

Диалог учителя:

- Ребята, мы изучаем тему «Труд». На сегодняшнем уроке мы будем говорить о многообразии профессий, научимся определять уровень квалификации у различных профессий Узнаем как уровень квалификации влияет на уровень зарплаты.

2. Повторение изученного материала:( 8 минут)

Прежде чем перейти к изучению новой темы давайте вспомним, что мы уже знаем о труде.

-Что такое труд?

-Что такое разделение труда и специализация?

- Что такое орудие труда?

- Что такое предмет труда?

- Приведите примеры орудий труда, предметов труда.

- Что показывает производительность труда?

-От чего она зависит? Почему производительность труда может изменяться?

Давайте попробуем разобраться, почему изменилась производительность труда в данных ситуациях.

На слайде презентации- проблемные ситуации:

Вопрос: От чего производительность труда снизилась?

  1. Токарь опоздал на работу и выточил деталей в два раза меньше, чем его коллега.

  2. Швея шила куртки. У неё сломалась швейная машинка. В результате она сделала меньше, чем в прошлую смену. Почему производительность труда снизилась?

  3. Сварщик не смог доработать до конца смены, заболел. Производительность труда бригады резко упала.

  4. На фермерском хозяйстве была организована уборка картофеля, но сломалась картофельная копалка. В результате картофель не был убран.

Вывод:

-Ребята, так от чего же зависти производительность труда?

3. Динамическая пауза( 2 минуты)

4. Объяснение нового материала. (15 минут)

а) подготовительная беседа

- Когда человек занимается одним и тем же делом, мы говорим, что это специализация труда. Он работает быстрее, качественнее и его производительность труда растёт. Говорят, что он профессионал своего дела. Что это значит?

- Что же такое профессия? Вы как думаете?

б) знакомство с определениями

(на слайде)

• Профе́ссия (лат. professio - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа

  • Специальность (лат. specialis - особый, особенный; от species - род, вид) - комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт, врач-окулист, врач-стоматолог).

-У вас в рабочей тетради также даётся определение, давайте его прочитаем и запомним.

-Какие профессии знаете вы?

Профессий на свете много и каждая их них важна и нужна, имеет свои особенности. Некоторые профессии связаны с опасностью и риском. Есть профессии ответственные и сложные. Некоторые требуют больших умственных способностей, а другие физических усилий.

в) уровень квалификации

Если работник трудиться давно, у него есть накопленный опыт, он владеет определёнными умениями и навыками, про него говорят, что он квалифицированный работник. И сейчас мы узнаем, что такое квалификация.

На слайде определение:

Квалификация (от лат. qualis - какой по качеству и facio - делаю), 1) степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы. Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоении работнику в зависимости от его квалификации того или иного тарифного разряда).

Квалификация определяется:

  • Разрядом (1, 2, 3……..12 разряд) у электрика, у токаря, повара, кондитера

  • Классом (1, 2, 3) у водителя

  • Категорией (1, высшая) - у учителя, у врача

  • Званием (полковник, майор) у военных, милиция.

  • Чем выше уровень квалификации, тем больше у человека зарплата.

(всё это записывается в тетрадь)

  1. Закрепление пройденного материала. (10 минут)

1).Упражнение на усвоение понятие квалификация

Сейчас мы выполним упражнение, которое нам поможет запомнить, что такое квалификация.

Смотрим на слайд, читается словосочетание.

Например: Врач первой категории - врач-профессия, первая категория - это уровень квалификации

Водитель первого класса, слесарь пятого разряда, плотник третьего разряда, учитель высшей категории, аппаратчик шестого разряда, электрик четвёртого разряда.

2). Упражнение на понимание понятие профессия

Задание 5, стр 46.

Читается стихотворение Маяковского «Кем быть?». Дети в тетрадь записывают название профессий, которые они услышали и запомнили в стихотворении.

-Ребята, какие профессии встречаются нам в стихотворении? Кто, что записал? Кому не понятно, чем занимаются люди какой-либо профессии?

Данное стихотворение написано в 1928 году и профессии которые упоминаются в нём актуальны для того времени. Сохранились ли эти профессии до наших дней? Какие профессии появились новые?Давайте приведём примеры современных профессий (менеджер, бухгалтер, косметолог, имиджмейкер, риэлтер или девелопер, логистик, промоутер или коммивояжер, дилер, брокер и т.д.). С этими профессиями мы познакомимся наследующим занятии.

Динамическая пауза (2 минуты)

  1. Игра «Догадайся»

У каждой профессии есть свои особенные предметы и орудия труда. Смотрим на слайды. Там будут показаны орудия труда и предметы, вы, ребята должны догадаться о какой профессии идёт речь.

Ножницы, фен, расчёска - парикмахер

Дорога, жезл, нарушитель-милиционер, работник ГАИ

Ткань, нитки, ножницы, пуговицы - швея

Кирпичи, раствор, мастерок- каменщик

Деньги, весы, товар, покупатель- продавец

Метла, мусор, старые листья - дворник

5.Подведение итогов урока

Фронтальная беседа

-Что мы сегодня узнали?

-Как определяется квалификация?

-С какими новыми профессиями познакомились?

  1. Домашнее задание: Урок 7, стр.44, зад.1, стр 44 и зад 4, стр.46


© 2010-2022