• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на МО «Деятельность классных руководителей по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни требованиями ООП НОО»

Выступление на МО «Деятельность классных руководителей по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни требованиями ООП НОО»

Раздел Другое
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (Сменная)

общеобразовательная школа №2 УФСИН России по Белгородской области»











Выступление на МО


«Деятельность классных руководителей по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни требованиями ООП НОО»



Подготовила:

учитель начальных классов

Смоляк Елена Владимировна.



г. Новый Оскол

2015 год

Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время - важнейшая социальная задача.

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, классного руководителя и самого ребёнка.

В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация классного руководителя должна быть связана с усилением внимания к духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Но, учитывая слабое здоровье современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.

Классному руководителю важно строить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся, основываясь на базе достигнутых в предыдущие годы результатах. Обязательным моментом в любой педагогической деятельности является мониторинг.

В начальном звене работу по формированию ЗОЖ необходимо проводить в рамках физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых праздников, викторин, олимпиад, театрализованных представлений, конкурсов, работу кружков и др. В свою работу включаю такие мероприятия:

  • КВН «Мы и наше здоровье»

  • Устный журнал «Будьте здоровы»

  • Классный час, посвящённый международному Дню здоровья.

Как классный руководитель, я способствую формированию нравственных и духовных ориентиров, организую творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления. Все учащиеся включены в жизнь класса, проявляют инициативу, выступают с программами перед ребятами других классов. Провожу исследования межличностных отношений в классе, выявляю статус каждого ученика (лидеры, «пренебрегаемые»), способствую повышению статуса «пренебрегаемых», включая их в работу класса (даю поручения, с которыми ребёнок наверняка справится, провожу с ними индивидуальную работу по формированию навыков общения со сверстниками).

Как наиболее эффективные воспитательные технологии, на которые педагогам следовало бы обратить внимание, можно назвать следующие:

  • Групповые технологии, в ходе реализации которых каждая группа получает определённое задание (одинаковое, дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или педагога.

  • Деловая игра, в ходе которой у учащихся появляется возможность поучаствовать в межгрупповой, «ролевой» дискуссии, произвести оценку и самооценку работы.

  • Тренинги общения, помогают созданию у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения: знакомство и взаимопонимания, обращения, поведения в проблемных для учащихся ситуациях, получение ими в модельной форме определённого социального опыта.

Очень важно, чтобы классный руководитель сумел возбудить у обучающихся интерес и желание быть здоровым, научил управлять своими эмоциями, настроением. Указал путь, как жить в гармонии с окружающим миром.

Система воспитательного воздействия классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении осуществляется по следующим направлениям:

1.Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.

2.Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

3.Организация оздоровительной работы.

Девизом моей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Карлейля: «Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель я вижу в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.

Исходя из цели, разработала систему, включающую следующие направления по формированию здорового образа жизни:

- организация учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН;

-воспитательная работа классного руководителя, учителя физкультуры, по формированию здорового образа жизни;

- внеклассная работа педагога - организатора

Организация воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся предполагает решение следующих задач:

  • формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;

  • выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

  • закрепление гигиенических навыков и привычек;

  • приобщение к разумной физической активности;

  • обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Реализация этих задач осуществляется классным руководителем с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.

Четкое функционирование всей системы возможно лишь при постоянном взаимодействии всех участников учебно - воспитательного процесса.

Задача классного руководителя - стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье - как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер .

С целью эффективной работы по формированию здорового образа жизни проводим анкетирование участников учебно-воспитательного процесса, обобщенные результаты которого позволяют «держать руку на пульсе»: знаем запросы учащихся, определяем проблемы, актуальные для всех участников, возможные пути их решения.

Здоровьесберегающие пространство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебного процесса и организацию воспитательного процесса.

Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни.

Педагоги школы используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированные, развивающие, информационные и т.д. или их элементы в учебно-воспитательном процессе.

Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН.

Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность уроков, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз, создание благоприятного психологического климата.

Создание здоровьесберегающей образовательной среды предполагает также разумное размещение мебели в классе, доски, проветренное помещение. Свежий воздух - это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска - это направленность на деятельность; правильное освещение - это работа глаз. Посадочные места для обучающихся в классе определяются классным руководителем согласно рекомендациям врача.

Учитель физкультуры на практике учит детей закаливать свой организм, способствует развитию его силы, выносливости, делает этот процесс здоровьесбережения привлекательным и необходимым.

На основе медицинских обследований в паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития, а также социальные показатели. В соответствии с реализацией школьной программы «Здоровье» классным руководителем, совместно с учителем физкультуры, проводится мониторинг здоровья обучающихся.

Тестирование, определяющее личностные качества учащихся, помогает классному руководителю выявить уровень тревожности, самооценку, мотивацию, интересы школьников, а также темперамент, социальный статус.

Народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Поэтому самой популярной формой работы по здоровому образу жизни является проведение конкурса: «Мы за здоровый образ жизни», в котором участвуют учащиеся класса с огромным удовольствием.

Проводимая работа по формированию здорового образа жизни на протяжении ряда лет была небезуспешной. У большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время. Кроме того, у обучающихся класса прослеживается достаточно высокая мотивация к учебному труду, что также говорит о психологическом здоровье учащихся и о сформированности навыков распределения времени учебы и отдыха.

Возвращаясь к нашему девизу, хочу сказать: для того, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей основана должна быть основана на совместной деятельности всех заинтересованных структур.

© 2010-2022