ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ С ОДНОЙ СТУПЕНИ НА ДРУГУЮ

Переход с одной ступени обучения на другую (в данном случае, при переходе учащихся из младшего звена в среднее) обычно сопровождается определённого рода трудностями и проблемами. Это может быть связано с особенностями физического развития, эмоционального состояния, новым социальным окружением.  Данный материал создан на основании теоретических основ данной проблемы, и практических моментов из личного опыта работы. Работа содержит краткую информацию о деятельности психолога по выявлению проблем а...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ

с ОДНОЙ СТУПЕНИ НА ДРУГУЮ »

1. Особенности и трудности учащихся в возрасте перехода с одной ступени на другую.

Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических (не сугубо психологических) проблем, а адаптация в пятом классе - одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с психолого-педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением самооценки, повышением школьной тревожности. Поэтому большое значение приобретает психологическое сопровождение перехода в среднее звено, которое включает в себя диагностику готовности к нему, с одной стороны, и создание условий для развития необходимых качеств у детей «группы риска», с другой.

Пятиклассники - существа совершенно особенные. Во многом - по духу, интересам, манере поведения - они схожи с учениками начальной школы. «Идейно» же, а также по своему объективному статусу, они стремятся присоединиться к старшеклассникам. В некоторых случаях их можно присоединять к начальной школе (в качестве самых старших, консультантов, помощников). Иногда - включать в мероприятия средней школы, но при этом помнить, что конкуренции пятиклассникам не выдержать, и вообще им проще находиться в этой ситуации в позиции деятельностных наблюдателей, чем активных участников.

Задача педагогов - создать такие условия для пятиклассников, которые облегчили бы их адаптацию в средней школе. О неблагополучии пятиклассника будут свидетельствовать различные проявления школьной тревожности, которая представляет собой основную характеристику нарушения школьной адаптации.


Основные причины возникновения повышенной тревожности у учащихся следующие:

- неблагоприятный социометрический статус учащегося;

- особенности формирующегося характера;

- социально неблагополучный статус семьи;

- недостаток внимания к ребенку в семье;

- неблагоприятная психологическая атмосфера в семье.

Методы исследования:

  • диагностика школьной тревожности Филипса

  • социометрия

  • беседа

  • наблюдения.


Коррекционная работа.

В связи с полученными результатами исследований следует проводить тренинги по повышению самооценки, уверенности в себе, развитию положительного отношения к себе, родным, окружающим, воспитанию позитивного мироощущения. На этих занятиях ребят учить познавать себя, друг друга, справляться с плохим настроением, ставить перед собой цели, эффективно общаться друг с другом, распознавать чувства и настроения окружающих и, конечно же, умению сплачиваться и работать в команде.

Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

2.Рекомендации по организации снижения тревожности.

1.Разработка единых педагогических требований к пятиклассникам. Учителям предлагается перечень вопросов, на которые необходимо дать коллективный ответ (такой ответ, с которым все были бы согласны и были бы готовы придерживаться данного правила).

□ Нужны ли в тетрадях поля? С какой стороны? Сколько клеток?

□ Что такое «хороший ответ» у доски?

□ Что такое «хороший ответ» с места? Нужно ли при этом вставать?

□ Сколько клеток (линеек) нужно отступать от предыдущей работы?

□ Можно ли писать цветными ручками?

□ Какие рекомендации можно дать ученику, который хочет поддерживать тетрадь в хорошем состоянии?

□ Как организуется помощь ученику, который пропустил часть материала по болезни?

□ Снижают ли учителя, не ведущие русский язык и литературу, оценки за грамматические ошибки?

□ Можно ли на уроке обратиться к соседу с рабочим вопросом, за запасной ручкой?

□ В каких случаях во время урока можно встать из-за парты?

Готовые результаты еще раз зачитываются для того, чтобы убедиться, что с ними согласны все. В дальнейшем они ложатся в основу «памяток», которыми снабжаются пятиклассники и их учителя. Соблюдение этих правил является обязательным для всех учителей, работающих в данных классах.

2. Классному руководителю пятого класса включить в первый классный час (1-го сентября) следующие моменты:

□ знакомство пятиклассников со школой («мини-экскурсия» по школе);

□ ознакомление пятиклассников с разработанной в рамках педсовета «памяткой», вклеивание «памятки» в дневники.

3.Использование на уроках психологических методов воздействия на физическое и душевное состояние учащихся.

У каждого из нас есть внутренний источник силы, который может помочь справиться с негативными эмоциональными состояниями. Исследования показали, что люди, овладевшие и регулярно использующие техники расслабления - релаксации - чувствуют в себе больше сил и энергии; у них спокойный сон и хорошее самочувствие, бодрое настроение, высокая работоспособность.

Релаксация - (лат. relaxatio - ослабление) - снятие психического напряжения; связана с умением отвлечься от неприятных мыслей и эмоций путем сочетания физического и умственного расслабления.


Упражнение «Задуй свечу»

(помогает быстро успокоиться и взять себя в руки).

• Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.

• Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у».

Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

(на расслабление мышц плечевого пояса и рук, поможет быстро и эффективно отдохнуть после напряжения, связанного с выполнением письменных работ, любое упражнение повторяется 5-6 раз).

• Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.

• Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

Перед упражнениями полезно детям полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.


Упражнение «Лимон»

• Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.

• Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.

• Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.

Выполните это же упражнение левой рукой.

Выполнение упражнения с детьми может сопровождаться следующим стихотворением-инструкцией:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю -

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Беспроигрышный прием - юмор

Несколько юмористических штрихов снимут усталость, активизируют внимание и мышление.

Нужно помнить слова Писарева: «Юмор - это признак таланта…но шутки хороши, пока они являются средством, а когда становятся целью, тогда начинается умственный разврат».

В разгар неделового шума попробуйте четко произнести: «Все встали!» - и встать самому. (Или наоборот: «Все сели!» - и сесть самому.) Следующая реплика должна быть неожиданной,например: «Посмотрели на потолок!» (варианты:

улыбнулись, сели на корточки и т.д.). При этом нужно обязательно и самому выполнить команду!


© 2010-2022