Сценарий музейного урока Равнение на героя

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Равнение на героя»

(Сценарий музейного урока,

посвящённого Герою Советского Союза А.А. Шалимову,

выпускнику школы №9 г. Нижнеудинска)

Цели:

  1. развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны;

  2. воспитание чувства патриотизма и гражданственности;

  3. воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.

Задачи:

1. Приобщение ребят к изучению военной истории и патриотических традиций вооруженных сил.

2. Развитие познавательных интересов и коммуникативных способностей, формирование навыков самообразования и самовоспитания.

3. Воспитание школьников в духе военного патриотизма.

4. Воспитание этической культуры школьников.

Ход занятия:

Добрый день, уважаемые гости и участники заседания клуба юных патриотов «Поиск».

Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о любви к Родине: к большой - России, и к малой - Иркутской области.

"Патриотизм - любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу". Если учесть многогранность, емкость слов "отечество", "родина", "народ", то получается, что все, что окружает человека с младых лет и до последнего его жизненного часа - все это его Отечество, его Родина, его народ.


Земля родная прадедов,

И дедов, и отцов -

Работников умелых,

Заправских удальцов.


Земля, что все хранили

Надёжно от врагов,

Чтоб вырастить свободных

На ней своих сынов.

Святую землю предков

Отчизною зовут,

На ней уж дети, внуки,

Любя её, живут.

(И. Агеева)


Героическая борьба, подвиги, талант лучших сынов и дочерей Отечества - пример для подражания. История России - это в значительной степени история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далёкие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

Есть в нашем городе отряд

Патриотических ребят,

Который гордо званье носит

И мысленно, быть может, просит

Создать другим свои отряды

И молодежные бригады

Патриотизма и труда.

На занятиях нашего клуба мы уже познакомились с биографией и подвигом Героя СССР Дмитрия Михайловича Карбышева, именем которого назван наш музей.

Сегодня мы поговорим о другом Герое, который имеет самое непосредственное отношение к нашей школе. Рассказать о нём мне помогут старшие поисковики, которые занимаются в клубе не первый год.


Слайд 1: «Равнение на героя»

Сценарий музейного урока Равнение на героя


Руководитель музея: (слайд 2)

Сценарий музейного урока Равнение на героя

Есть события, над которыми не властно безжалостное время. К ним относится Победа советского народа в Великой Отечественной войне. Время неумолимо не только к событиям, но и к их героям. И лишь военная проза и поэзия, кинематограф доносят до новых поколений грозное дыхание тех лет, яркие образы героев минувшей войны. Они живут среди нас, не умирают, их подвиг не тускнеет от времени.


Чтец 1:

Память, солдатская память,

Строгая доля мужчин…

К ней ничего не прибавить,

Кроме седин и морщин.

Трудная радость победы

В сердце солдата жива.

Только в рассказах об этом

Память скупа на слова.


Чтец 2:

Память в мундире парадном

Редко приходит с войны,

Старым осколкам и шрамам

Мирные сны не даны.


Снова гранаты по танку!

Снова - ни шагу назад!

Память не выйдет в отставку,

Ей не позволит солдат.


Чтец 3:

Так же, как все ветераны,

Страха не зная в бою,

Память слезу вытирала,

Молодость встретив свою.


К ней ничего не прибавить,

Кроме седин и морщин…

Память, солдатская память,

Строгая доля мужчин.

Чтец 1:

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой…

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят.

Только ратная доблесть их,

Поселилась в сердцах живых.



Руководитель музея: (слайд 3)

Сценарий музейного урока Равнение на героя

Имя Героя Великой Отечественной войны Алексея Алексеевича Шалимова навсегда вписано в летопись нашей школы №9.

Ребята, сегодня вы узнаете о его жизни и подвиге. Во время нашего рассказа выявите, какие качества помогли Алексею Шалимову совершить свой подвиг.

Чтец 2: (слайд 4)

Сценарий музейного урока Равнение на героя


Он родился на станции Будагово Тулунского района в 1913 году в семье железнодорожника. Мать умерла когда Алёше было 8 лет, кроме него в семье остались сестра Лидия и брат Иван. Их воспитывала не родная, но очень хорошая и заботливая женщина, которую дети называли мамой. В семье родился ещё один сын - Сергей. Первые 3 класса начальной школы Алексей закончил в селе Иргей и жил у своего дяди, 4-й класс окончил в Будагово. После того, как он окончил начальную школу, родители отправили Алёшу и его сестру Лиду в город Нижнеудинск в железнодорожную школу №9. Жили дети в интернате при школе, были во всём самостоятельны.


Чтец 3: (слайд 5)

Сценарий музейного урока Равнение на героя

После окончания восьмого класса, который приравнивался к средней школе (в 1932 г.), Алексей отправился по путёвке комсомола на работу в Тулун на должность статиста. В 1933 г. он добровольно ушёл в армию, служил в в г. Омске. С детства Алексей мечтал стать военным. Его мечта осуществилась, он поступил в Омское военное училище имени Фрунзе. Здесь он познакомился со своей будущей женой Крыловой Верой Лаврентьевной.

Чтец 1: (слайд 6)

Сценарий музейного урока Равнение на героя

После окончания военного училища Алексея направили в местечко Пери, которое находится недалеко от Ленинграда.

У Шалимовых родились сын Борис и дочь Лидия.

Дважды до войны он посещал свою малую родину, обещал приехать снова, но началась Финская война.

Чтец 2: (слайд 7)

Сценарий музейного урока Равнение на героя

Алексей Алексеевич за участие в финской войне был награждён Орденом Красного знамени. Участвовал в подписании мирного договора с финнами.

После окончания финской войны Шалимов служил на границе с Эстонией при штабе округа в секретном отделе.

Началась Великая Отечественная война.

Чтец 3: (слайд 8)

Сценарий музейного урока Равнение на героя


Уходили мальчики - на плечах шинели,

Уходили мальчики - громко песни пели.

Отступали мальчики - пыльными степями

Умирали мальчики - где не знали сами.

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков злющие собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести.

Чтец 1: (слайд 9)


Сценарий музейного урока Равнение на героя

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В чёрный дым сражений, на броне покатой

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Повидали мальчики - храбрые солдаты -

Волгу - в сорок первом,

Шпрее - в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа

.

Чтец 2: (слайд 10)

Сценарий музейного урока Равнение на героя

А. А. Шалимова назначили командиром истребительного противотанкового полка. О героизме и отваге Шалимова и его полка стало известно после боёв на Курской дуге. Три дня под огнём фашистов держались шалимовцы, не отступая ни на шаг.

Руководитель музея (слайд 11)

Сценарий музейного урока Равнение на героя

Однополчанин Шалимова Иван Герасимович Кумпяков рассказывает об этих днях:

«Июльские бои никогда не забуду. Трое суток нам не подвозили ни еды, ни питья. Жара была немилосердная. Люди падали замертво от усталости и адской какофонии звуков. Но стоило нам только увидеть своего командира, который ползком появлялся на огневой позиции, усталость как рукой снимало. Алексей Алексеевич был весёлым и заботливым командиром. Нас никогда не называл по-уставному «бойцы», а не иначе как по-своему - «орлы».

И бойцы платили тем же своему командиру, шли за ним, как говорят, в огонь и в воду. В ожесточённых боях на Белгородском направлении они нанесли гитлеровцам невосполнимые потери в танках.

Чтец 3: (слайд 12)

Сценарий музейного урока Равнение на героя

89 подбитых танков, из них 35 «тигров». За этот бой полк Шалимова получил звание гвардейского, а сам командир был награждён Орденом Ленина.

Те бои -

Как мера нашей силы.

Потому она и дорога,

Насмерть прикипевшая к России

Курская великая дуга…

Чтец 1: (слайд 13)

Сценарий музейного урока Равнение на героя

Война отступала на Запад. Шли бои за освобождение Украины. Полк Шалимова укрепился на правом берегу Днепра. Все силы приложили немцы, чтобы отбросить советские части за Днепр. Не давали нашим военным частям занять высоты правого берега. Но шаг за шагом советские солдаты занимали выгодные позиции.

Чтец 2: (слайд 14)

Сценарий музейного урока Равнение на героя

Так шли дни и ночи, свыше 30 артиллерийских вражеских батарей обстреливали плацдарм на правом берегу беспрерывно. На клочке земли, а вернее на «пятачке» песка и мелкого кустарника шли тяжёлые бои. Трудность заключалась в том, что на этот клочок земли нельзя было переправить другие подразделения. Понтонный мост через Днепр был уже почти наведён, но танки врага двигались к переправе с целью сорвать её. Батарея майора Ортынского Н.И. оказалась отрезанной от Днепра, и наша пехота стала оставлять свои позиции. Создалось катастрофическое положение, и майор Ортынский возглавил контратаку, расстреливая немецкую пехоту и танки в упор.

Чтец 3:

В это же время он по радио вызвал своего друга Шалимова А.А., командира 1177 истребительного противотанкового полка, с просьбой помочь ему, поддержать огнём своих батарей. Орудие было пристреляно, Шалимова об этом предупредили, да и сам он знал, что пристреляна была каждая точка. Он приказал расчёту уйти в укрытие, сам стал за наводчика, заряжающим был его заместитель по политической части Смоляков, а снаряды подносил санинструктор полка.

Чтец 1: (слайд 15)


Сценарий музейного урока Равнение на героя

И мы стоим. Цепляемся за камни.

С такой же силой, как огонь и лёд.

Сама земля солдатскими руками

Непрошенных пришельцев злобно бьёт.

Пусть против нас здесь тысячи орудий,

На каждого десятки тонн свинца,

Пусть смертны мы, пускай мы только люди,

Но верные Отчизне до конца.


Чтец 2:

Но прозвучал уже набат расплаты.

От взрыва бомб в огне весь небосклон.

Огнём сметая на пути преграды,

Мы наступаем с четырёх сторон.

Снег, как и дым от зарева стал алым,

Артиллерийский не смолкает гром.

Мы катимся вперёд девятым валом,

Единым в трудном подвиге своём.


Чтец 3:

Они вели ураганный огонь, уничтожая пехоту и танки, идущие к переправе. Вражеская мина разорвалась между станин. Погибли все трое, но плацдарм отстояли.

Закончен тот великий бой,

Синеет мирно небо над страной.

Над нашей вечной Родиной большой,

Над славною солдатской головой.


Чтец 1: (слайд 16)

Сценарий музейного урока Равнение на героя

Погиб герой 3 октября 1943 года, было ему всего 30 лет.

Похоронен в селе Лепляво Каневского района Черкасской области на левом берегу Днепра, вблизи могилы известного писателя Аркадия Гайдара, погибшего здесь в 1941 г.


Чтец 2: (слайд 17)

Сценарий музейного урока Равнение на героя

За умелое руководство боем, за храбрость, за мужество и личный пример в бою майор Шалимов 24 декабря 1943 года посмертно удостоен воинского звания подполковника, высокого звания - Герой СССР и награждён правительственной наградой - Золотой звездой Героя СССР.

Слайд 18

Сценарий музейного урока Равнение на героя

Именем Героя Советского Союза А.А. Шалимова названа школа на станции Будагово.

Руководитель музея: Давайте почтим память героя минутой молчания

Минута молчания

Возложение цветов.

Чтец 3:

Когда гремит над городом салют,

Погибшие за Родину встают.

Мы их не видим, мы не слышим их,

Но павшие всегда среди живых.

Молчат и смотрят, будто ждут ответ:

Мы этой жизни стоим или нет?

Руководитель музея:

Пусть каждый из нас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей.

И пусть этот вопрос всегда будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших?

А память о них будет жить, пока по крупицам будет собираться и храниться информация об их подвиге.

А теперь давайте проверим, как вы усвоили информацию:

  1. Где Алёша Шалимов учился до того, как приехал в Нижнеудинск?

  2. В каком учебном заведении Алексей продолжил своё образование? Кем он стал?

  3. В каких войнах он участвовал?

  4. Какими наградами был награждён?

  5. Когда и где погиб?

  6. Какая школа носит его имя?

Слайд 19

Сценарий музейного урока Равнение на героя

В нашем школьном музее информации о героическом выпускнике не очень много. Но на то мы и клуб «Поиск», чтобы эту информацию найти.

Наша задача - связаться с поисковиками из мест, связанных с жизнью Шалимова. Что же это за места? Сейчас узнаем, а заодно и разделимся на группы, которые будут работать каждая в своём направлении.

Игра-пазл

На кусочках картона разной формы (пазлы двух видов) - буквы.

Задача: подобрать пазлы своей группы и составить название (Будагово и Лепляво).

Итак, группы определились. Группа №1 будет работать с поисковиками из Будагово, а группа № 2 свяжется с поисковиками из Украины.

На следующем занятии мы будем учиться составлять письма-запросы.

Слайд 21.

Сценарий музейного урока Равнение на героя

А сейчас напутственное слово предоставляется организатору нашего клуба Голубцовой Галине Дмитриевне (на фото - справа).

В заключение занятия мне бы хотелось зачитать вам:

Десять правил маленького россиянина

(А. Гаврюшкин ■)

Расскажу вам десять правил.

Вы запомнить их должны.

Их на память нам оставил

Верный сын родной страны.


Он прошел войну когда-то,

По геройски жизнь прожив,

Безымянным стал солдатом,

Свою голову сложив.


Павших всех Руси героев,

Кто в боях без вести пал,

Собирательным героем

Он возвел на пьедестал.


Правило один, конечно,

Свою Родину любить,

Быть ей преданным навечно,

Честь и славу заслужить.


Правило второе важно,

Коли первое блюсти:

Честь храните, и неважно,

Где и как пришлось расти.


Третьим правилом дано нам

Гимн Родной Отчизны знать,

А, услышав гимна звуки,

С гордостью в душе вставать.


Правило четыре дети -

Уважать вы все должны

И беречь основы эти:

Герб и флаг родной страны.


Пятым правилом всем будет

Честность ваша навсегда,

И тогда из многих судеб

Навсегда уйдет беда.


Правило шестое, знайте,

Помощь слабым - это честь.

Старость, младость уважайте,

Ведь таких людей не счесть.


Завещал седьмым из правил

Веру в Бога нам солдат.

Веры дух чтоб нами правил,

Был духовен, стар и млад.


Правило восьмое: бойтесь

Беса в душу запустить.

За святым крестом укройтесь,

Чтоб соблазны победить.


Вот девятое из правил:

Коль на Русь кто нападет,

Он завет всем нам оставил:

Бей врага родной народ!


Правилом десятым, важным,

Завещал Руси солдат:

Патриотом быть отважным,

Помнить павших всех ребят.



Рефлексия

Каким для вас было это занятие?

Скучным или интересным?

Познавательным? Или вы не узнали для себя ничего нового?

Как вы ощущали себя во время занятия?

На листочках, которые я вам раздала, нарисуйте смайлик, который наиболее полно отобразил бы ваше отношение к нашему мероприятию.

© 2010-2022