• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка практического занятия Социализация личности. Межличностные отношения

Методическая разработка практического занятия Социализация личности. Межличностные отношения

    Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний и умений по теме «Социализация личности. Межличностные отношения », в процессе практического занятий студенты закрепляют полученные знания и формируют умения  по нахождению сведений о проблемах социализации личности и межличностных отношений с  использованием справочной литературы.      Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретичес...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка практического занятия Социализация личности. Межличностные отношенияМетодическая разработка практического занятия Социализация личности. Межличностные отношенияГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ



По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ »



Раздел: Социальная психология

Тема: «Социализация личности. Межличностные отношения»

Специальность: 060101.52 Лечебное дело Курс: 2

(углубленной подготовки)













Купино

2012

Пояснительная записка

к методической разработке дисциплины «Психология» по теме «Социализация личности. Межличностные отношения ».

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний и умений по теме «Социализация личности. Межличностные отношения », в процессе практического занятий студенты закрепляют полученные знания и формируют умения по нахождению сведений о проблемах социализации личности и межличностных отношений с использованием справочной литературы.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 060101. 52 «Лечебное дело» углубленный уровень подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

  • Знать основные задачи и методы психологии

  • Знать структуру личности

  • Уметь применять приемы психологической саморегуляции

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала», (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3), «Физкультминутка реализация ОК 14» (приложение №4), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№5), Подведение итогов (приложение №6)




























УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия Социализация личности. Межличностные отношения

Место проведения кабинет психологии

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать: понятие социализация, стадии социализации, институты социализации, развитие Я-концепции, личность в группе, половая идентичность. Уметь применять приемы психологической саморегуляции.

2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.

3. Развивающая: Повышение мотивации к учебе. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать структуру личности, методы социальной психологии; уметь применять приемы психологической саморегуляции

Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14

Междисциплинарная интеграция:







Психология

ПМ 02

Анатомия и физиология человека

Основы медицинской генетики

ПМ 03

ПМ 04

ПМ 05

ПМ 06

ПМ 07


Внутридисциплинарная интеграция:

Психология общения

Социализация личности. Межличностные отношения



Методическое обеспечение занятия: Тестовые задания для закрепления материала, индивидуальные карты, дидактический материал

Домашнее задание: конспект лекции, Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012 стр. 96-97

Задания для внеаудиторной работы студентов:

Работа с текстом учебника, составление схемы «институты и стадии социализации»

Перечень литературы:

Основная: Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012- 414 с.

Дополнительная: Островская И.В. Психология: учебник.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2006.-400с








Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1; ОК 7.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1)

ОК 4

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

10 мин.

Использование активных форм опроса с указанием цели:

- фронтальный опрос с целью определения уровня знаний

- индивидуальный опрос

На этом этапе проводится контроль самостоятельной внеаудиторной работы.

4.

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель- сформировать умения применения приемов психологической саморегуляции

20 мин




Словесный, (вербальный) метод обучения. Заполнение студентами индивидуальной карты до изложения нового материала.

5.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

3мин

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: в форме заполнения индивидуальных карт

6.

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 1.1. ПК 1.2 ПК 1.3. (приложение №3)

Цель: сформировать умения применения приемов психологической саморегуляции

30 мин.

Выполнение студентами заданий в тестовой форме, повторное заполнение индивидуальных карт


Физкультминутка

реализация ОК 14 (приложение №4)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Осмысление и систематизация полученных знаний реализация

ОК 4; ОК5 (приложение №5)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения

15 мин.

Закрепление материала осуществляется: путем решения проблемных вопросов.

7.

Подведение итогов (приложение №6)

2 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

8.

Задание на дом

  1. мин.

Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012 стр. 96-97


Всего

90 мин








Приложение №1

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний


  1. Какова специфика исследования личности в социальной психологии?

  2. Каковы проблемы изучения личности в социальной психологии?

  3. Перечислите основные социальные роли, которые человек осваивает в течение жизни?

  4. Перечислите стации социализации. Какая из них, на ваш взгляд, самая важная?

  5. Какие первые навыки взаимодействия, социальные роли, нормы и ценности могут приобрести дети в семье?

  6. Всегда ли трудно быть децентрированным?

  7. Искаженное восприятие каких социальных групп вы знаете? Как они называются? Чем вызвано появление этих предрассудков?

  8. От каких качеств личности зависит эффективность ее деятельности в группе?










Приложение №2

Изложение нового материала


Характеристика

Меня это радует

Мне это безразлично

Мне это неприятно

Я счастливый

У меня ничего не ладится

У меня все получается

Я тугодум

Я неуклюжий

Я зануда

Я неудачник

Я добросовестный

Я обманщик

Я интроверт

Я фантазер

Я оптимист

Я человек надежный

Я раздражительный

Я хороший друг

Я подвержен настроению

Я общительный

Я религиозный

Я умный

Какие из характеристик, приведенных в таблице, вы могли бы отнести к себе? Отметьте на ваш взгляд наиболее устойчивые. Распределите выделенные характеристики по 3 столбцам, выражающим ваше отношение к собственным качествам. Получился набросок собственного портрета (весьма условный и фрагментарный) с чертами вашей Я-концепции.

Развитие Я-концепции

В процессе социализации происходят рождение и развитие Я-концепции. «Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой»- Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

На формирование Я-концепции влияют:

  • восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т.д.);

  • самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков); - • внешние данные, ощущение силы и здоровья;

  • социальные ценности, ожидания, идеалы;

  • опыт социального поведения.

Значение Я-концепции в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности.

Р. Берне приводит случай из собственной практики: «Мне довелось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизованного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выяснилось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обладает большим умом». Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходившей через несколько месяцев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего... Я был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель интеллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в собственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следовательно, может хорошо учиться, ее личностное равновесие было нарушено, так как этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощущения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя интеллекта... и не воспользовалась другой имевшейся у нее возможностью - не изменила своего представления о себе».

Еще одна функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Разные люди, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. Например, санитарка Марья Адольфовна прошла по коридору отделения и не поздоровалась. Медсестра Анна, скорее всего, обиделась, что ее не замечают, и значит, не ценят; медсестра Бэла увидела в этом невоспитанность всего млад- шего медперсонала и провела воспитательную беседу; медсестра Вера решила бы, что санитарка совсем замоталась, и предложила бы ей помощь; медсестра Галина не заметила бы никакой санитарки вообще и т.д.

Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию центральной. Люди, которым свойственно беспокоиться о своих успехах, часто говорят: «Я знаю, что никогда не смогу делать внутривенные...» или «Я знаю, что плохо сдам тесты». Иногда с помощью таких суждений человек просто пытается себя подбодрить, но иногда они отражают его реальную неуверенность.

Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Дети, испытавшие сильную материнскую депривацию (длительное отсутствие взаимодействия с матерью), обычно сомневаются в своей ценности; они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмоциональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основе таких отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, лежит механизм «самореализующегося пророчества».

Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

Половая идентичность

Половая идентичность, возможно, образует самую важную часть Я-концепции. Она устанавливается в раннем детстве - в основном дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к 5 годам. Однако процесс половой идентификации продолжается еще долгие годы.

Некоторые полагают, что женщины и мужчины резко различаются по способностям, чертам личности, поведению прежде всего в силу генетической программы. Другие считают, что различия имеют внешние причины, прежде всего это разное отношение об- щества к женщинам и мужчинам. Исследования показывают, что различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными. В среднем мужчины обнаруживают незначительное превосходство по уровню общей активности, агрессивности и математических способностей, а женщины имеют некоторое преимущество лишь в сфере проявления эмпатии. Однако, несмотря на это, существует некоторое неравенство половых ролей.

ПОЛОВЫЕ РОЛИ В ДЕТСТВЕ

Разделение ролей происходит в детстве. Оно включает не только игры, типичные для детей разного пола, но и другие различия между мальчиками и девочками. Наиболее поразительно разделение их социальных миров, которое влечет становление двух различных культур.

Характерно, что у мальчиков соответствию половой роли придается большее значение. Научные данные согласуются с обыденными наблюдениями, что для мальчиков поведение, присущее противоположному полу, неприемлемо, а для девочек допустимо: «маменькины сыночки» подвергаются насмешкам, а к девчонкам-сорванцам относятся благосклонно.

Есть мнение, что нетерпимость к проявлению у мальчиков поведения, свойственного девочкам, - это способ подчеркнуть более высокое общественное положение мужчин по сравнению с женщинами.

Мнение, что для девочки быть похожей на мальчика - это «повышение», означает признание неравенства половых ролей. Выделяются 3 стадии развития мужской роли: избегание всего женственного в детстве, физическое совершенствование в отрочестве и стремление к успеху во взрослом возрасте. Бессознательное отвращение к гомосексуальности (гомофобия), трудности в выражении чувств, непонимание других людей, желание быть «крутым», возможно, становятся следствием этого.

Развитие женской роли характеризуется сосредоточением на внешности, моде, свиданиях в период полового созревания. Ужесточение женской роли в отрочестве может быть способом, с помощью которого утверждаются подчиненное положение женщин и их ценность как сексуального и детородного товара для мужчин. Хотя в западном обществе сейчас достаточно свободное отношение к супружеству, сексуальности и профессиональной роли женщины.

Арчер Д. Половые роли в детстве: структура и развитие. - В кн.: Детство идеальное и настоящее. - Новосибирск, 1994. - С. 199-210.







Приложение №3

Самостоятельная работа студентов


Характеристика

Меня это радует

Мне это безразлично

Мне это неприятно

Я счастливый

У меня ничего не ладится

У меня все получается

Я тугодум

Я неуклюжий

Я зануда

Я неудачник

Я добросовестный

Я обманщик

Я интроверт

Я фантазер

Я оптимист

Я человек надежный

Я раздражительный

Я хороший друг

Я подвержен настроению

Я общительный

Я религиозный

Я умный

После изучения раздела вновь заполните таблицу, не ориентируясь на свои первоначальные ответы. Сравните две полученные шкалы и задумайтесь над следующими вопросами.

  1. Есть ли существенные расхождения между первым и вторым вариантами ответов? Если ответы при первом и повторном заполнении таблицы совпали, является ли это свидетельством вашей убежденности в обладании соответствующими качествами?

  2. Ясно ли вам значение каждого из указанных качеств?

  3. Будет ли значение, которое вы вкладываете в эти характеристики, совпадать с тем значением, которое может вкладывать в них другой человек?

  4. Ваши ответы были честными или они были продиктованы социальными ожиданиями?

  5. Есть ли качества, которыми вы обладаете, но не хотите это признать?

Тестовые задания

Заполнить пробелы

  1. Способность к _____ - это умение принять другую точку зрения.

  2. Признание стадии послетрудовой социализации вызывает ____.

  3. Установка имеет 3 составляющие: когнитивную, поведенчес-
    кую и ____________.

  4. Предвзятое отношение к людям пожилого и старческого воз-
    раста называется _________.

  5. В основном дети начинают демонстрировать соответствующее
    их полу поведение к _______годам.

  6. Чаще всего предрассудки возникают в __________.

  7. Мать, не уделяющая ребенку внимания, заставляет его испы-
    тывать ___________. У таких детей может сформироваться низкая ________.

  8. Пациент с повышенной массой тела, несмотря на многочис-
    ленные диеты, может оставаться тучным, так как пока не готов к
    изменению ___________.

  9. Когда говорят о стереотипном мышлении, то имеют в виду
    ограниченность или ________представлений человека.


  1. Объект предрассудка дает возможность субъекту повысить
    свою ___________.

  2. Обыденные представления о взаимосвязях различных черт
    личности базируются на ________ структуре личности.

  3. Существует мнение, что для девочки быть похожей на маль-
    чика - это _____________.

Верно или неверно

  1. Предрассудки как явление очень неустойчивы.

  1. Исследования показывают, что различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма существенными.

  1. Социализация продолжается в течение всей жизни.

  1. Научная психология установила строгие связи между определенными чертами личности.

  2. Составляющая Я-концепции, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называется принятием себя.

  1. В обществе нет неравенства между половыми ролями.

  2. В некоторых ситуациях стереотипы полезны.

  1. Всем людям свойственны предрассудки.

Выбрать правильный ответ

1. Многие исследователи считают основной функцией Я-концепции:

а) достижение внутренней согласованности личности;

б) определение ожиданий человека;

в) индивидуальную интерпретацию опыта.

  1. Суждение «Я - полный идиот» говорит о том, что:

а) человек пытается себя подбодрить;

б) он действительно не уверен в себе;

в) оба ответа верны;

г) оба ответа неверны.

  1. В пожилом и старческом возрасте все социальные функции свертываются:

а) верно;

б) неверно;

в) все ответы верны.

  1. Я-концепция - это:

а) Я реальное;

б) Я идеальное;

в) Я динамическое;

г) Я фантастическое;

д) все ответы верны.

  1. Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости сферы:

а) аффективной;

б) когнитивной;

в) поведенческой.

  1. Стереотипы мешают:

а) при действии в отношении простых и стабильных объектов

и ситуаций;

б) при действии в отношении непростых и нестабильных

объектов и ситуаций;

в) все ответы неверны.

Найти соответствие

I. Понятия:

  1. Предрассудок.

  2. Стереотип.

  1. Установка.

  1. Убеждения.

Определения:

а) определенный взгляд на предмет,
человека или идею;

б) основные ценности человека;

в) социальная установка с извращенным
содержанием ее когнитивного компонента;

г) социальная установка с застывшим,
нередко обедненным когнитивным компо-
нентом.


Приложение №4

Физкультминутка


И.п. - о.с. 1 - руки через стороны вверх; 2-3 раза подняться на носки; 4 - и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. - о.с. 1 - прогнуться, руки отвести назад; 2-4 раза держать; 5-6 - и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. - стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 - наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3-4 - и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - наклон туловища назад: 2-4 - держать; 5-6 - и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. - сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.













































Приложение №5


Осмысление и систематизация полученных знаний и умений

  1. Что для вас сейчас является основной деятельностью и как вокруг нее центрируются другие виды деятельности?

  2. Найдите в глоссарии определение слова «роль» и опишите права, обязательства и обязанности человека, которого общество видит в роли «медсестры» (акушерки, фельдшера).

  3. Приведите примеры известных вам кличек и их влияние (реальное и прогнозируемое) на Я-концепцию.

  4. Каким образом можно поощрять пациента и как это будет сказываться на его Я-концепции?

  5. Просмотрите факторы, влияющие на Я-концепцию. Расположите их в порядке от наиболее до наименее значимого для формирования вашей Я-концепции.

  6. Какие навыки взаимодействия, социальные роли, нормы и ценности вы смогли приобрести с начала обучения в среднем медицинском учебном заведении? Чем бы вам еще хотелось овладеть?

  7. Какие виды деятельности могут быть освоены в пожилом возрасте?

  8. Опишите вашу будущую семью.

  9. Были ли вы когда-нибудь объектом какого-либо предрассудка? Опишите, как при этом изменялась ваша Я-концепция.









Приложение №6

Критерии оценивания знаний и умений студентов

«5»-(отлично)- знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, при тестовом контроле 90% правильно выполненных заданий, выполнение самостоятельной работы, правильное решение проблемных вопросов.

«4»(хорошо) - незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, раскрытие междисциплинарных связей, логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя, при тестовом контроле -80% правильно выполненных выполнение самостоятельной работы, неуверенное решение проблемных вопросов с участием преподавателя .

«3»(удовлетворительно) - неполный ответ на теоретические вопросы, требующий наводящих вопросов, логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя, при тестовом контроле -70% правильно выполненных заданий, выполнение самостоятельной работы, решение проблемных вопросов с ошибками.

«2»(неудовлетворительно) - неполный ответ на теоретические вопросы, требующий наводящих вопросов, при тестовом контроле - менее 70% правильно выполненных заданий, в процессе ситуационной игры неправильное выполнение самостоятельной работы, грубые ошибки при выполнении самостоятельной работы, решении проблемных вопросов.




© 2010-2022