- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка на тему Пример поурочного планирования с применением современных педагогических технологий
Методическая разработка на тему Пример поурочного планирования с применением современных педагогических технологий
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горячкина О.П. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
Московской области «Университет «Дубна» -
Лыткаринский промышленно-гуманитарный колледж
Методическая разработка
по применению интерактивных технологий обучения.
Разработчик: преподаватель специальных дисциплин
Горячкина Ольга Петровна
Лыткарино 2016 год
Аннотация
В условиях реализации ФГОС СПО третьего поколения применение интерактивных педагогических технологий является одним из важнейших требований. Педагогическая деятельность направлена не на процесс обучения, а на результат. И он в свою очередь не может быть положительным без использования современных педагогических технологий.
В методической разработке представлен опыт разработки поурочного плана занятия, поскольку это обеспечивает системный и эффективный подход к обучению и позволяет четко выстраивать методику обучения от цели к ожидаемым результатам.
Также демонстрируется применение современных интерактивных технологий, а именно работы в группах в сочетании с проблемным обучением.
Методическая разработка может быть использована не только преподавателями юридических дисциплин, но и другими педагогами, поскольку содержит общие примеры и принципы планирования занятий и применения технологий.
Цель данной методической разработки: раскрытие опыта поурочного планирования занятий по темам учебной дисциплины и использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях.
В плане урока присутствуют элементы таких педагогических технологий как:
-
Технология проблемного обучения
-
Интерактивные методы обучения
-
Личностно-ориентированный подход
План занятия по дисциплине «Гражданский процесс» на тему «Понятие и правовое положение участников гражданского процесса»
Ожидаемые результаты:
-
Умение анализировать практические ситуации, связанные с определением сторон в гражданском процессе и их правового положения в деле, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы.
-
Умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Межпредметные связи: «Теория государства и права», «Гражданское право», МДК «Осуществление защиты прав и свобод граждан»
Внутрипредметные связи: темы «Представительство», «Прокурор в гражданском процессе», «Возбуждение гражданского дела в суде».
Изучение темы направлено на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ПК 3.1. Анализировать практические ситуации, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы.
ПК 3.5. Проводить мониторинг судебной практики Конституционного, Верховного судов в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения в целях единообразного применения законодательства, с использованием информационных справочно-правовых систем.
Цели занятия:
-
Обучающие:
-
Дать понятие участников гражданского процесса в широком смысле
-
Изучить виды участников: стороны, третьи лица, прокурор, свидетель, эксперт.
-
Изучить правовое положение истца и ответчика как сторон в гражданском процессе
-
Научить самостоятельно определять роль и правовое положение лиц, участвующих в деле, руководствуясь статьями Гражданского Процессуального Кодекса.
-
Развивающие:
-
Развить способность использовать теоретические знания на практике
-
Развить логическое мышление и способность сравнивать и обобщать материал
-
Умения работать с учебной и нормативно-правовой литературой (Гарант, Консультант Плюс)
-
Воспитательные:
-
Осознавать значимость своей профессии
-
Ставить цели, мотивировать деятельность других членов группы, коллектива; организовывать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
-
Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
-
формировать морально-нравственные качества личности; воспитание гражданственности, ответственности.
Средства обучения: учебная и правовая литература; презентация по теме; ситуационные задачи:
Этапы занятия
-
Введение в учебную деятельность.
Озвучивается тема занятия с выделением ее роли и значимости в общем объеме профессиональных знаний, что призвано создать учебную мотивацию к ее изучению. Преподаватель ставит перед студентами проблемную ситуацию, рассмотрев которую путем логических рассуждений определяются недостаточность знаний для ее решения и необходимость в получении новых. Исходя из этого преподавателем ставятся учебные задачи и озвучивается план проведения занятия.
Время реализации-10 минут.
-
Создание учебной ситуации.
-
Объяснение нового материала (с использованием презентации):
-
Понятие и виды участников гражданского процесса и лиц, участвующих в деле.
-
Процессуальные права и процессуальные обязанности сторон
-
Правовое положение третьих лиц, их виды.
-
Процессуальные права и процессуальные обязанности прокурора, свидетеля, эксперта в гражданском процессе
Время реализации-25 минут.
-
Самостоятельная работа в группах, которая заключается в совместном решении ситуационных задач по теме. При выполнении заданий из нескольких задач студенты формируют умение распределять обязанности, планировать время, использовать учебную и правовую литературу. Работа с нормативной базой должна осуществляться с использованием правовой системы (Гарант, Консультант Плюс)
Задача 1.
В ходе судебного разбирательства свидетель М. отказался от дачи свидетельских показаний в отношении своей супруги.
Вправе ли свидетель отказываться от дачи показаний? Если да, то в каких случаях?
Задача 2.
Гражданин М. обратился в суд с иском к гражданину Л. Установив, что ответчик является ненадлежащим, судья предложил истцу М. привлечь надлежащего ответчика. М. от предложения судьи отказался. В результате чего суд вынес решение об отказе в иске. Данное решение М. обжаловал, указав, что вопрос об отказе в иске был предрешен признанием Л. ненадлежащим ответчиком. Хотя суд не имел права делать вывод об отказе в иске до удаления в совещательную комнату для вынесения решения.
Может ли судья вынести определение о признании ответчика ненадлежащим до вынесения судебного решения? Правомерны ли доводы истца о незаконности решения в связи с признанием ответчика ненадлежащим до его вынесения?
Задача 3
Гражданин Д. предъявил иск о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества, в составе которого находились вещи, принадлежащие бабушке гражданина Д. - Свиридовой.
Суд привлёк в качестве третьего лица Свиридову, которая предъявила иск о признании права собственности на плазменный телевизор, который находился в пользовании супругов Д.
В процессе рассмотрения дела после того, как в судебных прениях выступили стороны, суд рассмотрел ходатайство Свиридовой, обратившейся к суду с просьбой предоставить ей слово.
Судья отказал в удовлетворении её просьбы, ссылаясь на то, что поскольку она не является стороной процесса, то не может участвовать в судебных прениях.
Правильно ли поступил суд?
Задача 4.
Гражданин Смирнов обратился в суд с иском о взыскании с театра им. Чехова стоимости пальто, которое пропало из гардероба театра во время просмотра спектакля.
Должен ли суд привлечь в судебное заседание в качестве третьего лица гардеробщика театра?
Задача 5.
В ходе рассмотрения дела по иску гражданина Лукьянова его интересы в суде представлял адвокат Мешков. Во время судебного заседания от Лукьянова поступило ходатайство о повторном допросе свидетеля Иванова. Судья отказал Лукьянову ссылаясь на то, что его интересы представляет Мешков и он обязан обращаться с ходатайствами.
Правомерно ли поступил судья?
Задача 6.
Ильюшин обратился в суд с иском к гражданину Мельникову о возмещении материального ущерба, причиненного в дорожно-транспортном происшествии. Явившись в судебное заседание, Ильюшин просил суд допустить к участию в нём в качестве его представителя своего родственника Зиновьева. Суд отказал в удовлетворении этого ходатайства на том основании, что Ильюшин сам явился в суд и может лично защищать свои интересы.
Правильно ли поступил суд?
Задача 7.
Судья отложил разбирательство дела о восстановлении на работе в связи с неявкой прокурора в гражданский процесс. Истец и ответчик заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие прокурора, надлежащим образом извещенного о времени и месте разрешения дела о восстановлении на работе. Однако суд в удовлетворении данного ходатайства отказал, поскольку участие прокурора в деле о восстановлении на работе является обязательным.
Каковы правовые последствия неявки прокурора в процесс по делам, по которым его участие является обязательным? Правомерен ли отказ суда продолжить рассмотрение дела о восстановлении на работе?
Задача 8.
В суд обратился прокурор с иском в интересах Беломорцева, которому незаконно отказали в медицинской помощи, в результате чего его здоровью причинен ущерб. При рассмотрении дела в суде выяснилось, что Беломорцев не наделял прокурора полномочиями на обращение от его имени в судебные органы. В связи с этим представитель медицинского учреждения заявил ходатайство о прекращении производства по делу. Участвующий в деле прокурор просил продолжить разбирательство, так как происшедший с гражданином случай стал практикой данного лечебного учреждения, отказывающего в медицинской помощи, лицам, не имеющим регистрации по месту жительства.
Может ли прокурор без согласия гражданина обратиться в суд в защиту его интересов? Кто является истцом при обращении прокурора в суд в интересах гражданина? Какое определение должен вынести суд по заявленным лечебным учреждением и прокурором ходатайствам?
Задача 9
Агарков обратился в суд с иском к редакции газеты «Вести» и корреспонденту Митрофанову о возмещении морального вреда, причиненного публикацией не соответствующих действительности сведений.
В качестве участников судопроизводства были вызваны свидетели: жена Агаркова и его сосед, которые подтвердили нравственные переживания истца по поводу публикации.
Кроме того, в деле участвовали: главный редактор газеты «Вести» - Гринев и Сергеев, генеральный директор ООО «Вести», являющийся учредителем газеты.
В качестве представителя ООО «Вести» по доверенности выступал юрист ООО.
Определите процессуальное положение всех названных субъектов и виды гражданских процессуальных правоотношений, возникающих в процессе с их участием.
Задача 10
Прокурор предъявил иск, о лишении Долина родительских прав в отношении дочери Тани,13 лет. Суд, рассмотрев дело с участием представителя органа опеки и попечительства, иск прокурора удовлетворил. Долин, Таня и её мать в деле не участвовали. В протоколе судебного заседания и в решении суда прокурор указан в качестве истца.
Какие ошибки допущены по делу? Определите процессуальное положение всех названых лиц.
По истечении отведенного на выполнение времени, представитель группы (по усмотрению преподавателя) озвучивает решение с обязательной ссылкой на соответствующие статьи ГПК РФ. За каждый ответ оценивается по бальной шкале по следующим критериям:
-
Правильность
-
Развернутость
-
Логичность рассуждений
-
Ссылка на статью ГПК
. Далее баллы суммируются и подсчитываются, затем определяется группа, наиболее успешно справившаяся с заданием.
Время реализации-25 минут.
-
Обеспечение учебной рефлексии.
Проводится анализ работы на занятии в целом и в работе групп в частности. При поддержке преподавателя студенты пытаются выявить ошибки, которые были допущены ими лично и группой, выявляют их причины. Осуществляется поиск решения. Анализ может быть произведен по следующему плану:
-Что ты делал?
-Что у тебя не получилось?
- Что привело к такой недостаточно эффективной работы группы?
-Почему не получилось?
-Как из этого выйти?
Время реализации-10 минут.
-
Контроль усвоения практических умений и навыков.
Контроль осуществляется при помощи индивидуальных заданий, в виде заполнения таблицы, составления схемы либо выполнения тестового задания. Вариативность призвана обеспечить личностно-ориентированный подход, при котором у любого студента есть возможность получить положительную оценку работе. Оценивание происходит по принципу - «чем легче задания, тем большее их количество необходимо выполнить»
Время реализации-10 минут.
Завершающий этап - подведение итогов занятия, запись домашнего задания.