Программа Устройство православного храма по дополнительному образованию

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю

________________________

Директор воскресной

учебно-воспитательной группы

храма Рождества Христова

с. Иловай - Рождественское

Мещерякова Екатерина Юрьевна

«__»__________2015 года





Рабочая программа

вероучительного предмета

«Устройство православного храма и богослужение»

(начальная ступень)

1-й год обучения



Автор-разработчик: Мещерякова Екатерина Юрьевна















п. Первомайский

Пояснительная записка

Программа по курсу «Устройство православного храма и богослужение» разработана на основе «Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви, на территории РФ» (2012 г).

Программа предполагает постепенное углубление и расширение вероучительных знаний, учитывает специфику возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся.

Данная программа рассчитана на воспитанников начальной ступени воскресной школы (1-й год обучения), реализуется за один год обучения в объёме 28 часов с периодичностью занятий 1 раз в неделю.

Главное в духовной жизни воспитанников - научение ученичеству, послушанию. Ребенок должен научиться общению со своими сверстниками, совместному деланию, служению ближним, проходить уроки послушания учителю, родителям, формировать в себе навык к добру. Важно помочь детям осознать христианские добродетели, основные нравственные установления Церкви, понять, как должен вести себя христианин, давать нравственную оценку своим поступкам, различать в себе грех и закреплять навыки духовной жизни в борьбе с грехом, оказывать посильную помощь в семье, друзьям, другим людям, принимать активное участие в жизни школы, помогать в Храме. Важно научить ребенка всматриваться в свою душу, помочь ему осознать, что христианские ценности заложены в душах человеческих Богом, они присутствуют и в наших желаниях.

Предмет «Устройство православного храма и богослужение» изучает основы христианской православной культуры и позволяет раскрыть учащимся смысл понятий таких как - Бог, Церковь, Литургия, Икона, которые рассматриваются в контексте русской культуры, представленной в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства. Программа данного курса позволяет дать учащимся знания о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни народа.

Цели курса:

  • формирование у воспитанников осознанного понимания основ православной веры, нравственной и духовной оценки поведения людей на основе канонов православной веры;

  • помочь выстроить в сознании ребенка правильную лестницу иерархических ценностей, выделяя главное место в ней для Бога. Выражаясь словами блаженного Августина, помочь осознать ребенку, что "если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем";

  • показать воспитанникам воскресной школы содержание и богословское значение богослужения Русской Православной Церкви;

  • показать историю христианского богослужения, его эволюцию и существующие формы;

  • раскрыть значение, содержание и цель праздников, богослужебных обрядов и чинопоследований, их сущность и истинный смысл.

  • объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются утварь, богослужебные книги, священные одежды и т.д.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  • приблизить детей к литургической жизни Церкви;

  • заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;

  • дать знания о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви и о нравственном духовном законе;

  • формировать опыт духовной жизни во Христе;

  • заложить основы добродетельной жизни - жизни по совести, воспитывать трудолюбие и послушание, умение служить ближним;

  • дать представления о системе нравственных ценностей православной традиции, развивать нравственные чувства.

познавательных:

  • формировать интеллектуальное и духовное стремление к познанию Бога и укреплению в вере;

  • формировать духовный подход к осмыслению изучаемого материала, умение делать выводы, исходя из опыта Церкви и святых отцов;

  • формировать стремление к изучению, сохранению и развитию национальных культурно-исторических традиций.

коммуникативных:

  • формировать послушание и уважение к старшим; доброе и уважительное отношение к ровесникам и младшим;

  • научить выстраивать свои отношения не по принципу собственных желаний и требований, а по нормам христианского человеколюбия;

При изучении курса «Устройство православного храма и богослужение» должны быть достигнуты следующие результаты обучения и воспитания.

Предметные:

  • представление о Церкви как собрании людей во имя Христа;

  • знание об устройстве, внешней и внутренней символике храма, священнослужителях, церковнослужителях;

  • знание о Таинстве покаяния и Евхаристии;

  • осознанное участие в Таинствах исповеди и причащения;

  • представление об истории развития христианского богослужения;

  • о датах празднования крупных праздников месяцеслова, о времени однодневных и многодневных постов;

  • о кругах богослужений.

Личностные:

  • систематическое ориентирование на добро, воспитание желания и стремления к добру;

  • выявление и осознание собственных греховных поступков;

  • использование знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни;

  • обеспечение готовности к дальнейшему православному образованию.

Изучение предмета «Устройство православного храма и богослужение» приучает к пониманию и восприятию клиросного пения и чтения, и дети еще лучше запоминают особенности различных церковных праздников. Постепенно дети приучаются принимать благословение священника, ставить с молитвой свечу и писать поминальные записки. Все это чрезвычайно важно, потому что теоретическое изучение Богослужения Православной Церкви имеет смысл и воспитательное значение только при постоянном и активном участии самого ребенка в церковных службах. И самое драгоценное в духовной жизни - это благодатное Причащение, ради которого созидается храм, ради которого мы принимаем Святое Крещение, ради которого мы собираемся вместе на Божественную Литургию, принимая которое мы надеемся спастись. Поэтому средоточием настоящего предмета являются Божественная Священная Литургия и Святое Причащение. Святое Причащение, через которое верующими усвояются спасительные плоды Воскресения Христова - очень важное условие православного воспитания.

Данная Программа основывается на принципах православной педагогики.

Чтобы занятия достигали поставленных целей, проводить их следует в форме бесед. Свободный разговор с ребятами позволяет каждому свободно высказаться, задать волнующие его вопросы и получить ответы не только от преподавателя, но и от сверстников. Применение наглядных пособий на занятиях весьма желательно. Фото - и видео материалы и иконы помогут учащимся и понять, и надолго запомнить преподаваемый материал. Важным элементом урока может стать знакомство детей с образцами церковной архитектуры, утвари и живописи.

Формы занятий могут быть игровые, творческие.

Учебно-тематический план

вероучительного предмета

«Устройство православного храма и богослужение»

№ п/п

Название темы

Количество часов, отведенное на изучение темы

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие Храм - это Дом Божий.

1

1 (объяснение материала)

2

Церковь как собор верующих людей во имя Христа

1

1 (объяснение материала)

3-4

Храм.

Внешнее строение храма

2

1 (объяснение материала)

1 (рисование рисунков об архитектуре храмов)

5-6

Символика храма. Внутреннее устройство храма

2

1 (объяснение материала)

1(создание презентации)

7-8

О святых иконах

2

1 (объяснение материала)

1 (просмотр видеофильма о создании иконы иконописцем)

9-10

Церковная утварь

2

1 (объяснение материала)

1 (рисование церковной утвари)

11-12

Церковнослужители, священнослужители. Лица, совершающие богослужение. Благословение священника

2

1 (объяснение материала)

1(посещение храма)

13-14

Священные облачения (обзорно)

2

1(объяснение материала)

1 (Игра «Облачаем священно-церковно-служителя»)

15-16

Понятия о Таинствах покаяния и причащения.

2

1 (объяснение материала)

1(создание презентации)

17-18

Годовой, седмичный и суточный круг богослужения

2

1 (объяснение материала)

1 (чтение молитв из Часослова)

19-20

Церковный календарь. Старый и новый стиль

2

1 (объяснение материала)

1 (сравнение дат церковных праздников по календарям разных лет)

21-22

Посты и постные дни седмицы

2

1 (объяснение материала)

1(составление постного меню)

23-24

Двунадесятые и Великие Праздники.

2

1 (объяснение материала)

1 (рисование рисунков)

25-27

Литургия - центральное богослужение

3

2 (объяснение материала)

1 (создание презентации)

28

Итоговое занятие

1

1(защита творческих работ)

28

15

13

Содержание программы

1. Храм - это Дом Божий. -1 час.

Теория. Понятие слова «церковь». Отличительные признаки дома для людей и дома Божия. Основные понятия темы: храм, церковь, храмина, собор. Причины строительства храмов. Значение храма в жизни людей.

2. Церковь как собор верующих людей во имя Христа-1час.

Теория. Храм. Церковь как собрание верующих и как храм, где верующие чаще всего собираются вместе. Прообразовательное значение наименования города, в котором родился Спаситель мира: Вифлеем - Дом Хлеба. Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек.

3. Храм. Внешнее строение храма.-2 часа.

Теория. Формы архитектурных строений храма. Количество, форма и цвет куполов.

Практика. Рисование храмов различных архитектурных форм.

4. Символика храма. Внутреннее устройство храма.-2 часа.

Теория. Символика храма. Внутреннее устройство храма: притвор, неф, алтарь, иконостас, Царские врата, солея, клирос, амвон, престол, жертвенник.

Практика. Обсуждение устройства приходского храма во время экскурсии или по материалам фотоальбома (архитектурный стиль, количество куполов, внутренне устройство). Создание презентации.

5. О святых иконах.-2 часа.

Теория. Понятие святой иконы. Места для святых икон в доме и в храме. Правила моления перед святыми иконами. Нерукотворный образ Спасителя.

Практика. Просмотр видеофильма о создании иконы иконописцем.

6. Церковная утварь.-2 часа.

Теория. Предметы церковной утвари: ладан, кадило, церковные свечи. Православные святыни и отношение к ним (как прикладываться к иконам и мощам, вкушать просфору, пить святую воду и другие традиции церковного быта).

Практика. Рисование предметов церковной утвари.

7. Церковнослужители, священнослужители. Лица, совершающие богослужение. Благословение священника.- 2 часа.

Теория. Священнослужители: епископ, священник, диакон и их священные одежды. Церковнослужители: певчие, чтецы, пономари, звонари (в чем заключается их служение и труд в храме). Что такое благословение. Как правильно брать благословение у священника или архиерея.

Практика. Посещение храма.

8. Священные облачения (обзорно). - 2 часа

Теория. Понятие о священных облачениях. Одежда церковнослужителя. Одежда священнослужителей разных степеней посвящения. Символическое значение священных одежд.

Практика. Игра «Облачаем церковно-священно-служителя». (Вырезать картинку-фигурку мужчины с бородой и в подряснике (образец картинки можно увидеть в любом издании «Закона Божия», где речь идет о священнослужителях и их облачении). Пока назовём его просто мужчиной, а потом, путём закрепления на фигурке соответствующего облачения (по принципу всем известных бумажных кукол) «делаем» из него чтеца/иподиакона («наденем» стихарь, иподиакону - ещё скрещенный орарь), диакона (стихарь, орарь и поручи), священника (подризник, епитрахиль, поручи, пояс, риза(фелонь) и крест) и даже архиерея (подсаккосник, поручи, саккос, омофор, панагия, митра). Можно и монашеское облачение сделать. Можно священника показать митрофорного; рассказать, чем священническая митра отличается от архиерейской и т.п. В качестве подсказки для воспитанников можно на доске или на мониторе показать, какие облачения кому присущи и как выглядит церковно-священно-служитель в полном облачении).

9. Понятия о Таинствах покаяния и причащения. - 2 часа

Теория. Понятие о таинствах церкви. Как надо каяться. Подготовка к таинству причащения.

Практика. Создание презентации.

10. Годовой, седмичный и суточный круг богослужения. - 2 часа.

Теория. Понятия о годовом, седмичном и суточном круге богослужения. Богослужебные книги.

Практика. Чтение молитв из Часослова.

11. Церковный календарь. Старый и новый стиль.- 2часа

Теория. Понятие церковного календаря. Правила перевода из нового стиля в старый.

Практика. Сравнение дат церковных праздников по календарям разных лет.

12. Посты и постные дни седмицы.-2часа.

Теория. Понятие поста. Виды постов. Правила соблюдения постов.

Практика. Составление постного меню.

13. Двунадесятые и Великие Праздники.-2 часа.

Теория. Двунадесятые и Великие Праздники (смысл и краткое содержание). Понятие Праздников «подвижных» и «под числом». Два центра Церковных Праздников - Пасха и Рождество Христово.

Практика. Рисование рисунков о праздновании Великих праздников.

14. Литургия - центральное богослужение -3 часа.

Теория. Понятие Литургии. Божественная Евхаристия как часть Литургии. Тайная Вечеря - первое Богослужение Церкви Христовой. Евангельское повествование о Тайной Вечери. «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк., 22:19). Знакомство с видами Богослужения.

Практика. Создание презентации.

15. Итоговое занятие- 1 час.

Практика. Защита творческих работ.

Информационное и материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса


  • наличие учебного кабинета, учебной доски;

  • наличие необходимых технических средств: компьютер, медиапроектор;

  • наличие учебных пособий: иллюстрированный материал, раздаточный материал;

  • видеозаписи, диски.

Информационные источники:

1.Сайт Азбука веры azbyka.ru/

2. Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемый в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории РФ. 2012 г.

Литература для учителя:

1. Антонов Н.Р., священник. Храм Божий и церковные службы. 2-е издание дополненное. holytrinitymission.org/books/russian/hram_bozhij.htm

2. Жукова В.В., Волкова Т.Г. Я иду на урок в Воскресную школу. Закон Божий и уроки детского творчества. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. М., 2011

3. Куломзина С.С. Закон Божий для самых маленьких. - М., 1997

4. Азы православия. Издание второе, исправленное и дополненное. СПб.: Изд-во «САТИСЪ», 1998

5. Детям о Православной вере, издание 2-е, части I- IV. - СПб.: изд-во «Смирение», 2008

6. Закон Божий для семьи и школы. Сост. прот. Серафим Слободской. Изд.6-е, 2012.

7. История храмов Первомайского района. Коллектив авторов. ОАО «Издательский дом «Мичуринск». Тамбов, 2013

8. Краткое учение о богослужении православной церкви. Сост. Протоиерей Александр Рудаков. М., 1991

9.Практическая энциклопедия православного христианина. Основы церковной жизни. СПб.: Изд-во «САТИСЪ», 2000

10. Первые шаги в православном храме. М.: Изд-во «Благовест», 2007

11. Святая Русь. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 1994.

12. Храмы России./ [Авт.-сост. С.Минаков]. - М.: Эксмо, 2012

13. Храмы Тамбовской епархии. Фотоальбом. - Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2005

Литература для воспитанников:

  1. Жукова В.В., Волкова Т.Г. Я иду на урок в Воскресную школу. Закон Божий и уроки детского творчества. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. М., 2011

  2. Куломзина С.С. Закон Божий для самых маленьких. - М., 1997

  3. Детям о Православной вере, издание 2-е, части I- IV. - СПб.: изд-во «Смирение», 2008

  4. Святая Русь. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 1994.

Литература для родителей:

  1. Азы православия. Издание второе, исправленное и дополненное. СПб.: Изд-во «САТИСЪ», 1998

  2. Закон Божий для семьи и школы. Сост. прот. Серафим Слободской. Изд.6-е, 2012.

  3. Краткое учение о богослужении православной церкви. Сост. Протоиерей Александр Рудаков. М., 1991

  4. Практическая энциклопедия православного христианина. Основы церковной жизни. СПб.: Изд-во «САТИСЪ», 2000

  5. Первые шаги в православном храме. М.: Изд-во «Благовест», 2007

Форма контроля и оценки достижений воспитанников

Для получения промежуточных и итоговых результатов по вероучительному предмету «Устройство православного храма и богослужение» используются такие формы контроля и оценки, как собеседование, тестирование после изучения курса, а также защита подготовленных воспитанниками творческих работ (презентаций, проектов).









© 2010-2022