- Преподавателю
- Другое
- Методическое пособие для проведения практической работы Проверка и регулировка ТНВД клапанного типа
Методическое пособие для проведения практической работы Проверка и регулировка ТНВД клапанного типа
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малышев Ю.Н. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Практическая работа №9
Проверка и регулировка ТНВД клапанного типа.
Тема: Проверка и регулировка ТНВД клапанного типа с регулировкой по началу подачи топлива.
Цель: Приобрести практические навыки по проверке и регулировке ТНВД.
Рис. 1. Конструкция ТНВД клапанного типа
Оборудование: ТНВД двигателя ДР 30/50, моментоскоп, индикаторное приспособление, манометр, чистая бельевая ветошь.
ТНВД двигателя ДР 30/50. Устройство односекционного насоса (рис. 1) двигателей завода «Русский дизель»: в стальном корпусе 11 гайкой 12 крепится втулка плунжера 14, плунжер 15 опирается на толкатель 2; ролик толкателя 1 катится по кулачной шайбе и прижимается к ней пружиной 13; в корпусе насоса размещаются нагнетательный 10 и перепускной 8 клапаны; канал над клапаном 8 закрывается пробкой 9, под которой ставят заглушку; клапан приводится в действие от составного толкателя (7 и 4) с регулировочным винтом 6, который фиксируется гайкой 5; отсечной рычаг 16 опирается на шейку 3 эксцентрикового валика 19, на конец которого насажен рычаг 18 для присоединения к общей тяге управления топливоподачей (17 - корпус толкателя).
Моментоскоп (Рис.2) состоит из стеклянной или пластиковой трубки 5 с внутренним диаметром 1-2 мм, соединенной резиновой трубкой 4 с отрезком топливопровода 3 высокого давления. Накидная гайка 1 с прокладкой 2 служит для присоединения моментоскопа к штуцеру топливного насоса высокого давления.
Рис. 2. МоментоскопВведение. Техническое состояние и правильность регулировки ТНВД имеет решающее значение в экономичной, и надежной работе двигателя, повышает его экологичность. Своевременная подача топлива в цилиндр способствует его наиболее полному сгоранию, эффективному использованию энергии сгоревшего топлива и увеличению срока службы двигателя. Подача топлива с заданным давление обеспечивает качественное распыливание, перемешивание и сгорание топлива. Подача топлива в требуемом количестве непременное условие развития двигателем необходимой мощности.
Порядок работы:
-
Проверка герметичности насоса.
-
Проверка и установка положения «0» подачи насоса
-
Проверка и регулировка угла опережения подачи топлива φоп.
-
Проверка и регулировка цикловой подачи gц.
Существует множество способов проверки регулировки топливных насосов клапанного типа. Решающими факторами в выборе того или иного метода являются рекомендации завода изготовителя, условии проведения работы (на двигателе или в мастерской) опытность и подготовленность персонала, наличие необходимых приспособлений и вид топлива, на котором работает двигатель.
1.Проверка ТНВД на герметичность (плотность).
Проверку делают различными способами, наиболее простой и распространенный следующий:
-
провернуть двигатель ВПУ на передний ход, установить ролик толкателя насоса на цилиндрическую часть кулачной шайбы.
-
топливную рукоятку двигателя устанавливают на полную подачу топлива
-
отсоединить нагнетательный трубопровод от штуцера насоса и удалить нагнетательный клапан
-
топливо подаем к насосу и прокачать его вручную до полного удаления воздуха из нагнетательного трубопровода
-
на нагнетательный штуцер установить манометр
-
ручным рычагом создать в насосе давление 20 МПа
-
плотность считается нормальной, если ТНВД сохраняет указанное давление в течение 15-20 с новыми плунжерными парами и 5-7 с находящимися в эксплуатации
2.Проверка «0» подачи насоса.
Рис. 3. Приспособление для проверки на герметичностьНулевой подачей топлива ТНВД называют такое положение плунжерной пары, при котором отсутствует подача топлива от ТНВД к форсунке. Цель проверки и регулирования топливного насоса на нулевую подачу - получить одновременное выключение всех насосов при остановке дизеля.
Первый способ.
Если двигатель работает исключительно на дизельном топливе, то можно использовать следующий метод:
-
установить рукоятку пуска дизеля в положение «стоп»,
-
повернуть коленчатый вал и, устанавливая поочерёдно топливные кулачки рабочей частью вниз, отсоединить нагнетательный трубопровод от топливного насоса.
-
ТНВД прокачивать топливом, используя рычаг ручной прокачки. При правильной регулировке нулевой подачи топливо не должно вытекать из насоса.
Второй способ.
Если двигатель работает на тяжелом топливе, то в целя достоверной проверки необходимо запускать циркуляционные насосы. В этом случае для проверки нулевой подачи насоса, установленного на двигателе, можно использовать приспособление для проверки плотности (Рис.1), заменив установленный манометр на другой с пределом измерения немного превышающим давление топлива в системе.
-
установить топливный вал управления подачей топлива в положение нулевой подачи или 3 деления, не доходя до него для гарантии.
-
вращать двигатель ВПУ или прокачивать ТНВД рычагом давление.
-
давление на манометре должно оставаться без изменений
-
для проверки топливных насосов двигателей небольшой мощности
Третий способ.
Этот способ проверки нулевой подачи заключается в контроле положения перепускного клапана 8. Если клапан закрыт, то происходит подача топлива. Для контроля положения перепускного клапана 8 используется приспособление, изображенное на рис.4, состоящее из двух индикаторов часового типа, ножка одного (№1) из них упирается на плунжер, а другого (№2) - на перепускной клапан.
-
Установить топливный вал управления подачей топлива в положение максимальной подачи.
-
Рис.4. Индикаторное приспособлениеУстановить плунжер насоса в положение ВМТ, что будет соответствовать максимальному значению индикатора, ножка которого упирается в плунжер. В этом положении между частями 7 и 4 составного толкателя перепускного клапана должен быть зазор. Наличие зазора гарантирует закрытое положение перепускного клапана.
-
Вращая кольцо индикатора №2 совместить нулевое значение шкалы со стрелкой прибора.
-
Установить топливный вал управления подачей топлива в положение нулевой подачи или 3 деления, не доходя до него для гарантии. При этом показании индикатора №2 изменятся в сторону увеличения, так как клапан, приподнявшись, откроется.
-
При вращении двигателя ВПУ или прокачивании рычагом показании индикатора №2 не должны быть меньше 0,5 мм. В случае несоответствия отрегулировать зазор регулировочным винтом 6, который фиксируется гайкой 5.
3.Определение угла опережения подачи топлива ϕоп.
Первый способ
Определить угол начала подачи топлива можно с помощью приспособления, изображенного на Рис.3, установив для большей точности манометр с пределом измерения немного превышающим давление в топливной системе.
-
установить топливный вал управления подачей топлива в положение максимальной подачи.
-
вращать двигатель ВПУ до момента страгивания стрелки манометра.
-
по маховику определить угол начала подачи топлива.
Для проверки топливных насосов двигателей работающих исключительно на дизельном топливе вместо манометра можно использовать моментоскоп. Страгивание уровня топлива в прозрачной трубке будет соответствовать моменту начала подачи топлива.
Второй способ
Определение угла начала подачи топлива с помощью приспособления, изображенного на Рис.4.
-
установить топливный вал управления подачей топлива в положение максимальной подачи.
-
вращать двигатель в направление «вперед» до тех пор, пока плунжер насоса не придет в верхнее положение.
-
установить индикатор положения клапана на «0».
-
вращать двигатель в прежнем направлении до того момента, когда стрелка индикатора №2 вновь встанет в нулевое положение.
-
снимаем значение угла начала подачи топлива (ϕнпн) с маховика.
Рис.5. Кулачная шайбаИзменение угла опережения подачи топлива производят изменением положения кулачной шайбы. Для изменения положения кулачной шайбы необходимо ослабить гайку 3, установить кулачную шайбу 2 в новом положении и затянуть гайку 2.
При перемещении кулачной шайбы по направлению вращения распределительного вала угол опережения подачи топлива увеличивается, и наоборот уменьшается.
Увеличение угла опережения подачи топлива ведёт к увеличению максимального давления цикла (pz) и снижению выхлопных газов (tг), что ведёт к повышению механической и снижению тепловоё напряженности двигателя. И наоборот.
-
Проверка и регулировка цикловой подачи gц.
Изменение подачи одновременно по всем насосам двигателя осуществляется изменением момента закрытия перепускного (впускного) клапана 4, что достигается поворотом эксцентрика 9. Валик последнего связан с регулятором числа оборотов и рычагом управления двигателем. Регулирование величины подачи по отдельным цилиндрам достигается изменением зазора между частями составного толкателя путем подкручивания регулировочного болтика 6 (рис 3). Вворачивание болта 6 приведет к увеличению цикловой подачи, выворачивание к уменьшению. Цель регулирования - достижения равномерности подачи топлива по цилиндрам. Допускается максимальное отклонение от среднего по цилиндрам 6%. Регулировка цикловой подачи топлива, как правило, производится по результатам индицирования двигателя.
5. Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы
-
Каким способом можно проверить «0» подачу у ТНВД клапанного типа с регулировкой по началу подачи?
-
Для чего служит плунжерная пара?
-
Чем регулируют φнпн у ТНВД с регулированием по началу подачи?
-
На основании, каких данных обычно производится регулировка цикловой подачи топлива?
6. Запись в отчете:
1. Дать обоснование необходимости выполнения этой работы;
2. Описать порядок выполнения работы.
Использованная литература
-
Возницкий И. В. Топливная аппаратура судовых дизелей. / И.В.Возницкий, - М.:МОРКНИГА, 2007.-128 с
-
1.Возницкий И. В. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Том 1. / И.В.Возницкий, А.С.Пунда - М.:МОРКНИГА, 2010.- 260 с.
-
3.Возницкий И. В. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Том 1. / И.В.Возницкий, - М.:МОРКНИГА, 2008.- 282 с.
-
3.Возницкий И. В. Судовые дизели и их эксплуатация / И.В.Возницкий, Е.Г.Михеев - М.:Транспорт, 1990. - 360 с
-
Королёв Н.И. Регулирование судовых дизелей (Б-ка судомеханика) - 4-е изд., перераб. И доп. - М.:Транспорт 1983, 144 с. стр.50-63
7