Рабочая тетрадь по ОЭМиМ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМРабочая тетрадь по ОЭМиМ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ CАМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тольяттинский политехнический техникум»

(ГБОУ СПО «ТПТ»)





РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для практических занятий

по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»



Специальность

260807 Технология продукции общественного питания

группа

Тп - 31

студент

______________________

Преподаватель

Х.А Хасаншина




Тольятти, 2014

2

Перечень отчетных работ

Практическая работа

Оценка

1

Расчет среднегодовой стоимости основных средств. Начисление

амортизации.


2

Расчет норматива оборотных средств и показателей эффектив-

ности использования материальных ресурсов.


3

Расчет среднегодовой численности. Расчет выработки и трудо-

емкости.


4

Расчет заработной платы по каждой категории работающих.


5

Расчет себестоимости единицы продукции.


6

Расчет оптовой и розничной цены изделия.


7

Расчет плановой прибыли организации.


8

Расчет показателей рентабельности.


9

Расчет основных технико-экономических показателей деятель-

ности организации


10

Расчет динамики основных технико-экономических показате-

лей деятельности организации


11

Планирование работы подразделения


12

Разработка мер по мотивации трудовой деятельности персонала


13

Выбор оптимального метода управления в конкретной ситуации


14

Составление матрицы принятия решения


15

Упражнения по построению схем трансакций


16

Решение заданной конфликтной ситуации, определение путей

предупреждения стрессовых ситуаций


17

Составление планов проведения деловых переговоров и дело-

вых совещаний


18

Установление основных видов потребностей и товаров - как

средств их удовлетворения


19

Анализ поведения потребителей при совершении покупок


20

Оценка конкурентоспособности организации и установление ее

конкурентных преимуществ


21

Анализ товарной политики организации


22

Установление уровней каналов распространения товаров и

оценка эффективности сбытовой политики


23

Овладение методикой проведения опросов потребителей по вы-

явлению потребностей. Анализ результатов опроса


24

Организация рекламной кампании


3

Практическая работа №1

Расчет среднегодовой стоимости основных средств. Начисление амортизации


Цель работы: формирование практических умений и навыков по расчету средне-годовой стоимости основных средств и начислению амортизации.

Задача 1

Определите среднегодовую стоимость основных средств, используя известные вам способы. Сравните результаты расчетов.

Данные для решения представлены по вариантам в таблице 1.

Таблица 1 - Исходные данные

Показатель

Значение, тыс. руб.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

Стоимость на начало года

15 060

560

1 640

Стоимость введенных основных средств:

в марте

200

21

95

в июне

150

34

73

в августе

250

16

57

Стоимость выбывших основных средств:

в феврале

100

16

-

в октябре

300

33

39

Решение Первый способ


Второй способ


Ответ:

Задача 2

По данным задачи 1 определить показатели движения основных средств и сформу-лировать вывод.

Решение Коэффициент обновления основных фондов

Коэффициент выбытия основных фондов

4

Коэффициент прироста основных фондов


Ответ:

Задача 3

Первоначальная стоимость кухонной плиты составила ______________ руб., срок ее полезного использования _______ лет. Определить норму амортизации кухонной пли-ты, годовую и ежемесячную сумму амортизационных отчислений.

Решение Норма амортизации

Годовая амортизация


Ежемесячная сумма амортизационных отчислений

Ответ:

5

Практическая работа №2

Расчет норматива оборотных средств и показателей эффективности использ ования материальных ресурсов

Цель работы: формирование практических умений и навыков по расчету норма-тива оборотных средств и показателей эффективности использования материальных ре-сурсов.

Задача 1

На основе данных, представленных в таблице 1 рассчитать потребность в оборот-ных средствах предприятия общественного питания.

Таблица 1 - Исходные данные


Квартал


Показатель

I

II

III

IV

1.

Товарооборот, тыс.руб.

4369,10

4973,80

5791,20

6153,80

2.

Удельный вес сырья, %

65,00

64,70

65,20

66,30

3.

Однодневный оборот:


3.1. по розничным ценам

48,55

55,26

64,34

68,37

3.2. по себестоимости

31,52

35,75

41,95

45,33

4.

Норматив запасов в днях:


4.1. по сырью, полуфабрикатам и товарам

23,39

24,07

22,93

24,30

4.2. по денежным средствам

1,00

1,00

1,00

1,00

5.

Норматив оборотных средств по прочим активам

492,43

537,46

555,96

576,41

6.

Потребность в оборотных средствах


6.1. по сырью, полуфабрикатам и товарам


(стр. 4.1*стр. 3.2)


6.2. по денежным средствам (стр.4.2*стр. 3.1)


7.

Итого норматив оборотных средств по сырью,


полуфабрикатам, товарам и денежным средствам


(стр. 6.1+стр.6.2)


8.

Всего потребность в оборотных средствах на ко-


нец квартала (стр.7+ стр.5)


9.

Наличие собственных оборотных средств на


начало квартала

780,01

1406,65

1603,00

1882,63

10. Кредиторская задолженность по товарным опе-


рациям

303,83

168,86

231,73

210,55

11. Дополнительная потребность в источниках фи-


нансирования оборотных средств


(стр.8 -стр.9 -стр.10)


Вывод:
















6

Задача 2

Валовой товарооборот за год составил _________ тыс. руб. Стоимость оборотных средств составила _________ тыс. руб.

Рассчитать и оценить показатели эффективности использования материальных ре-сурсов.

Решение


Ответ:

Задача 3

Проанализировать показатели эффективности использования оборотных средств по комбинату школьного питания. Исходные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Исходные данные

Показатель

Базовый год

Отчетный

Отклонение

год


Оборачиваемость в днях

40,10

36,40

Коэффициент оборачиваемости

21,90

24,10

Коэффициент эффективности

0,35

0,46

Коэффициент фондоотдачи оборотных


средств

4,12

5,01

Коэффициент закрепления

0,07

0,06

Коэффициент оборачиваемости дебитор-


ской задолженности

34,60

37,10

Срок погашения дебиторской задолженно-


сти

10,40

9,70


Рассчитать относительное высвобождение оборотных средств, если среднедневной товарооборот в отчетном периоде составил _______ тыс. руб.

Решение


Ответ:

7

Практическая работа № 3

Расчет среднегодовой численности. Расчет выработки и трудоемкости

Цель работы: формирование практических умений и навыков по расчету средне-

годовой численности, выработки и трудоемкости.

Задача 1

На предприятии в списочном составе на 1 января было 205 чел., с 6 января принято на работу 15 чел., с 16 января уволено 5 чел. и с 29 января принято 10 чел.

Вычислить среднесписочную численность работников за январь.

Решение


Ответ:

Задача 2

На предприятии среднесписочная численность работников составляла: январь - 216 чел.; февраль - 223 чел.; март - 218 чел.; апрель - 234 чел.; май - 228 чел.; июнь -

226 чел.

Вычислить среднесписочную численность работников за I квартал, II квартал и первое полугодие.

Решение




Ответ:

Задача 3

На предприятии валовой товарооборот составил 26924,2 тыс. руб., реализация про-дукции собственного производства 21287,9 тыс. руб. при среднесписочной численности работников 243 чел. в том числе работников производства 221 чел.

Определить выработку на одного работника и на одного работника производства.

8

Решение



Ответ:

Задача 4

Имеются следующие данные по работе предприятия общественного питания:


  • розничная реализация продукции собственного производства составила 25697,4 тыс. руб.;


  • оборот по покупным товарам 6531,4 тыс. руб.;


  • оптовая продажа продукции собственного производства составила 4927,1 тыс. руб.;


  • среднесписочная численность работников 243 чел.

Определить производительность труда по условному товарообороту.

Решение

Условный товарооборот рассчитывается по формуле:


Производительность труда рассчитывается по формуле:


Ответ:

Задача 5

Провести анализ влияния трудовых факторов на объем товарооборота. Анализ влияния трудовых факторов

Показатели

Предыдущий

Отчетный

Абсолютное

Относительное

период

период

изменение

отклонение, %


1

Среднесписочная числен-


ность, чел.

215

217

2

Среднее количество дней,


отработанных одним ра-


ботником

234

233

3

Средняя продолжитель-


ность рабочего дня, час.

8,00

7,90

4

Среднечасовая выработка


на одного работника, тыс.


руб.

3,1

3,3

5

Объем товарооборота,


тыс. руб.


9

Практическая работа №4

Расчет заработной платы по каждой категории работа ющих

Цель работы: формирование практических умений и навыков по расчету заработ-ной платы по каждой категории работающих.

Задача 1

Рассчитать фонда оплаты труда поваров, результаты внести в таблицу 1.

Таблица 1

- Расчет фонда оплаты труда поваров






Наименование про-фессий

Действ.фонд време-ни1рабочего(час)Fд

Часовая тарифнаяставка(руб.)

Тарифный фонд з/п

премия

Основной фонд з/п(руб.)

ДополнительныйФондз/п10%(руб.)

Среднемесячная з/п(руб.)

Разряд

Число рабочих

(руб.)

Сумма

Общий фонд з/п(руб.)

п/п

%


(руб.)








1

Повар

4

2

1753



2

-

5

2

1753



3

-

6

1

1753




Итого





Задача 2

На основе данных, рассчитанных в задаче 1, и таблицы 2 составить сводную ведо - мость заработной платы рабочих предприятия общественного питания.

Таблица 2 - Сводная ведомость заработной платы рабочих


Разряд

Количество

Месячный

Годовой

Категории рабочих

рабочих

оклад

фонд оплаты

п/п

рабочего

(чел.)

(руб.)

труда (руб.)


1

Основные рабочие - всего


1.1

повара

5


в том числе по разрядам


1.1.1

III разряда

3


1.1.2

IV разряда

4

2

1.1.3

V разряда

5

2

1.1.4

VI разряда

6

1

1.2

официанты

4

9200

1.3

бармены

2

9400

1.4

продавцы

2

10200

2

Вспомогательные рабочие -


всего в том числе

4

2.1

мойщицы

-

2

8400

2.2

уборщицы

2

8120

ВСЕГО (1+2)

-

-


10

Задача 3

В таблице 3 провести расчет фонда заработной платы руководителей, специали-стов, технических исполнителей.

Таблица 3 - Расчет фонда заработной платы руководителей, специалистов, технических исполнителей

Численность

Должностной

Премия,

Годовой

Наименование должности

фонд з/п

(чел.)

оклад (руб.)

(руб.)

(руб.)


1

2

3

4

5

1 Руководители


- директор

1

25000

- заместитель директора

1

23400

- начальники

2

20800

- метрдотель

1

19200

- администраторы

2

18600

- главные специалисты

1

18300

2 Специалисты


- экономисты

1

15300

- товароведы

1

14200

- бухгалтеры

2

14700

- юристы

1

14500

- техники

1

13100

3 Технические исполнители


- калькуляторы

2

11300

- делопроизводители

1

9700

- секретари

1

9500


Задача 4

В таблице 4 составить сводную ведомость заработной платы работников предприя-тия общественного питания.

Таблица 4 - Сводная ведомость заработной платы работников

Категории работающих

Число работающих

Годовой фонд

Среднемесячная

(чел.)

з/п (руб.)

з/п (руб.)


1

рабочие


2

руководители


3

специалисты


4

технические исполнители


ИТОГО:


11

Практическая работа №5

Расчет себестоимости единицы продукции

Цель работы: формирование практических умений и навыков по расчету себесто-имости единицы продукции.

Задача 1

Заполнить калькуляционную карточку, если процент наценки составляет ____ %.


Унифицированная форма № ОП-1


Утверждена постановлением Госкомстата


России



от 25.12.98 № 132







Коды





Форма по ОКУД

0330501




Организация

Общепит сервис

по ОКПО

376823




Подразделение

Магазин


00001




Блюдо

Спагетти Болоньезе


000031





Номер по сборнику рецептур, ТТК, СТП



Вид деятельности по ОКДП





Вид операции







Номер

Дата



документа

составления





КАЛЬКУЛЯЦИОННАЯ КАРТОЧКА

00000000007

15.10.2013





Расчет на

100 блюд









Продукты

Единица измерения

Цена,

Норма

Норма

Сумма,

п/п


руб. коп

брутто

нетто

руб. коп

Наименование

Код

Наиме-

Код по


нование

ОКЕИ





1

Макароны Спагетти (Италия)

кг

166

280,00

0,055

0,055




2

Соус Болоньезе п/ф

кг

166

382,78

0,151

0,151




3

Специи Перец черный молотый

кг

166

450,00

0,001

0,001


























Общая стоимость сырьевого набора, руб.коп. Стоимость одной порции, руб. коп.

Выход в готовом виде, грамм Продажная цена для Буфета, руб. коп.

Сумма наценки, руб. коп. Процент наценки, %

12

Задача 2

Заполнить калькуляционную карточку, если процент наценки составляет ____ %.


Унифицированная форма № ОП-1


Утверждена постановлением Госкомстата


России



от 25.12.98 № 132







Коды





Форма по ОКУД

0330501




Организация

Общепит сервис

по ОКПО

376823




Подразделение

Магазин


00001




Блюдо

Брускетта с анчоусами


000031





Номер по сборнику рецептур, ТТК, СТП



Вид деятельности по ОКДП





Вид операции







Номер

Дата



документа

составления





КАЛЬКУЛЯЦИОННАЯ КАРТОЧКА

00000000007

15.10.2013





Расчет на

100 блюд









Продукты

Единица измерения

Цена,

Норма

Норма

Сумма,

п/п


руб. коп

брутто

нетто

руб. коп

Наименование

Код

Наиме-

Код по


нование

ОКЕИ





1

Багет 185 мм

шт

796

30,00

1

1




2

Заправка для брускетты с анчо-

кг

166

1141,62

0,03

0,03


усами п/ф






























Общая стоимость сырьевого набора, руб.коп. Стоимость одной порции, руб. коп.

Выход в готовом виде, грамм Продажная цена для Буфета, руб. коп.

Сумма наценки, руб. коп. Процент наценки, %

13

Практическая работа №6

Расчет оптовой и розничной цены изделия

Цель работы: формирование практических умений и навыков по расчету оптовой

и розничной цены изделия.

Задача 1

Определить розничную свободную цену на сахар исходя из следующих данных:


  • себестоимость сахара 1 кг = 25 руб.;

  • рентабельность от себестоимости = 15 %;

  • снабженческо-сбытовая надбавка = 30 %;

  • торговая надбавка = 25 %;

  • НДС = 18 %.



Ответ:

Задача 2

Определить минимальную цену реализации и розничную свободную цену одной плитки импортного шоколада, если ее таможенная стоимость равна 84 руб., таможенная пошлина равна 20 % к таможенной стоимости, снабженческо-сбытовая надбавка равна 35 %, торговая надбавка - 20 %, НДС - 18 %.



Ответ:

Задача 3

Себестоимость мясного полуфабриката составляет 98 руб., а прибыль предприятия-изготовителя 40% от себестоимости. Полуфабрикат поступает в розничную сеть без по-средников. Торговая надбавка составляет 16 % от свободной отпускной цены. НДС со-ставляет 18%.

Определить розничную цену полуфабриката.



Ответ:

14

Задача 4

Затраты на сырьѐ и материалы - 190 руб. Затраты на обработку - 30 руб.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы - 60 руб. Внепроизводственные расходы -3 % к производственной себестоимости. Свободная отпускная цена товара (с НДС) - 400 руб.

Оптовая надбавка - 2 %. Торговая надбавка - 8 %.

НДС по действующей ставке 18% к свободной отпускной цене (без НДС). Определите:

А) свободную розничную цену товара, поступившего в торговое предприятие; Б) цену, по которой торговое предприятие будет рассчитываться с оптовой базой.




Ответ:

Задача 5

Лимонад «Колокольчик» 0,5 л, в магазине продаѐтся по цене 15,2 руб. Поступает он в магазин непосредственно от завода-изготовителя. Торговая надбавка составляет 30 % от свободной отпускной цены. Прибыль предприятия-изготовителя составляет 50 % от себестоимости.

Определить себестоимость и прибыль предприятия-изготовителя.


Ответ:

15

Практическая работа №7

Расч ет плановой прибыли организации

Цель работы: формирование практических умений и навыков по расчету плановой

прибыли организации, оценке выполнения планового задания

Задача 1

По данным таблицы 1 рассчитать показатели прибыли предприятия и их измене-ние. Сформулировать вывод о выполнении плана и динамике показателей прибыли в от-четном году по сравнению с прошлым.

Таблица 1 - Расчет показателей прибыли предприятия

Фактически

Отчетный год

Отклонение

в % к

Показатели

за прошлый

план

факт

% выполне-

от

от прошло-

прошлому

год

ния плана

плана

го года

году


1

2

3

4

5

6

7

8

1. Общий объ-



ем товарообо-



рота в дей-



ствующих це-



нах

64102

67307

70002


2. Общая сум-



ма валового



дохода

31564

33169

34388


3. Сумма нало-



гов и других



обязательных



платежей, взи-



маемых за счет



валового дохо-



да

6859

7213

7360


4. Сумма из-



держек произ-



водства и об-



ращения

23529

24506

25249


5. Сумма при-



были от реали-



зации соб-



ственной про-



дукции и по-



купных това-



ров (стр.2-



стр.3-стр.4)



6. Прочие до-



ходы

104

178

214


7. Прочие рас-



ходы

72

36

75


8. Сумма ба-



лансовой при-



были



(стр.5+стр.6-



стр.7)



16

Практическая работа №8

Расчет показателей рентабельности

Цель работы: формирование практических умений и навыков по расчету показа-

телей рентабельности.

Задача 1

Определить рентабельность основных фондов, если балансовая прибыль составила

_________ тыс. руб., а среднегодовая стоимость основных фондов _________ тыс. руб.

Для расчета рентабельности основных фондов используется формула:

где БП -

ОФ -

Расчет:

Ответ: Рентабельность основных фондов составила

Задача 2

Определить рентабельность товарооборота, используя данные таблицы 1. Таблица 1 - Исходные данные для расчета рентабельности товарооборота


Номер

Балансовая

Чистая

Валовой то-

Общая рента-

Чистая рента-

варианта

прибыль,

прибыль,

варооборот,

бельность, %

бельность, %

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

1

22690

18152

89650

2

15320

12256

74690

3

32010

25608

101250

4

46800

37440

134390

5

49670

39736

193810


Расчет. Рт.общ=

Рт.чист =

Ответ: общая рентабельность товарооборота составила

чистая рентабельность товарооборота

Задача 3

Определить рентабельность фабрик-заготовочных, используя данные таблицы 2. Таблица 2 - Исходные данные для расчета рентабельности фабрик-заготовочных

Номер

Количество

Цена од-

Себестои-

Выпуск

Себестоимость

Прибыль от

Рентабель-

варианта

выпущен-

ного из-

мость одного

продукции,

продукции,

реализации,

ность фабри-

ных изде-

делия,

изделия, руб.

руб.

руб.

руб.

ки-

лий, шт.

заготовочной,

руб.



%





1

1500

534

460


2

2000

533

430


3

2600

508

410


4

3100

440

370


5

3900

424

345


Расчет. Выпуск продукции =

Себестоимость продукции =

Прибыль от реализации =

Рентабельность фабрики-заготовочной =

Ответ: рентабельность деятельности фабрики-заготовочной составила

17

Задача 4

По данным таблицы 3 оценить выполнение плана на предприятии общественного питания.

Таблица 3 - Исходные данные

Услов.

Абс. откл.

Отн. откл,

Показатель

обознач.

План

Факт

(+/-)

%

Прибыль, тыс. руб.

18620

19750

Среднегодовая стоимость капитала,


тыс. руб.

35050

35060

Рентабельность капитала, %


*** Способом цепных подстановок определите влияние факторов на изменение рентабельности капитала.

Рентабельность капитала рассчитывается по формуле

Расчет

Абс = факт - план

Отн = Абс / план * 100



Задача 5

Плановые показатели рентабельности совокупных ресурсов отражены в таблице 4. Таблица 4 - Плановые показатели рентабельности совокупных ресурсов

Номер

Балансовая

Среднегодовая

Среднегодовая

Фонд зара-

Рентабельность

варианта

прибыль,

стоимость основ-

стоимость обо-

ботной пла-

совокупных ре-

тыс. руб.

ных фондов, тыс.

ротных средств,

ты, тыс. руб.

сурсов по плану,

руб.

тыс. руб.

%

БП

ОФ

ОС

ФЗП

Рс

1

22690

74230

56350

4650

2

15320

70150

54960

7620

3

32010

76520

53750

3090

4

46800

87620

50400

4620

5

49670

106320

49620

4310

В течение года произошло увеличение балансовой прибыли предприятия на 12% и заработной платы работников на 4%.

Определите, как изменилась рентабельность совокупных ресурсов.

Рентабельность совокупных ресурсов рассчитывается по формуле:

Расчет плановой рентабельности:

Проведем расчет изменений. Балансовая прибыль составила:

Фонд заработной платы составил:

Фактическое значение рентабельности совокупных ресурсов составило:

Изменение рентабельности:

Ответ: Рентабельность совокупных ресурсов возросла/снизинась на

18

Прак тическая работа №9

Расчет основных технико -экономических показателей деятельности организации

Цель работы: формирование практических умений и навыков по расчету основ-ных технико-экономических показателей деятельности организации.

Задача 1

Рассчитать основные технико-экономические показатели. Указать формулы расче-

та показателей.

Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Вкусный» в период 2011-2012 гг. (в сопоставимых ценах)

Показатели

2011 год

2012 год


1

2

3

4


1

Товарооборот всего, тыс. руб.

32357

37920


1.1

- в т.ч. оборот продукции собственного производства, тыс. руб.

31142

35500


2

Условный оборот, тыс. руб.

31460

36120


3

Численность работников предприятия - всего, чел.

30

31


3.1

в т.ч. работники производства, чел.

5

6


4

Выработка на одного работника предприятия, тыс. руб.


  1. - выработка на одного работника производства, тыс. руб.


  1. - выработка на одного работника производства в условном то-варообороте, тыс. руб.

5

Фонд заработной платы, тыс. руб.

4680

5084


5.1

- в т.ч. ФЗП работников производства

720

918


  1. Среднегодовая заработная плата работников предприятия, тыс. руб.


  1. - среднегодовая заработная плата работников производства, тыс. руб.

7

Валовой доход, тыс. руб.

13590

16436


8

Уровень валового дохода, %


9

Издержки производства и обращения, тыс. руб.

11145

13310


10

Уровень издержек производства и обращения, %


11

Прибыль от продаж, тыс. руб.

2445

3126


12

Рентабельность продаж, %


13

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

31514

31564


  1. Фондоотдача, руб.


  1. Коэффициент опережения темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы

19

Практическая работа №10

Расчет динамики основных технико - экономических показ ателей деятельности организации

Цель работы: формирование практических умений и навыков по расчету динами-

ки основных технико-экономических показателей деятельности организации.

Задача 1

Рассчитать и оценить динамику основных технико-экономических показателей за два года.

Таблица 1 - Динамика основных технико-экономических показателей деятельности ООО

«Вкусный» в период 2011-2012 гг. (в сопоставимых ценах)

2011

2012

Отклонение (+/-)

Показатели

год

год

абс.

отн, %

1

2

3

4

5

6

1

Товарооборот всего, тыс. руб.

32357

37920


  1. - в т.ч. оборот продукции собственного производ-

ства, тыс. руб.

31142

35500

2

Условный оборот, тыс. руб.

31460

36120

3

Численность работников предприятия - всего, чел.

30

31

3.1

в т.ч. работники производства, чел.

5

6


  1. Выработка на одного работника предприятия, тыс. руб.


  1. - выработка на одного работника производства, тыс. руб.


  1. - выработка на одного работника производства в условном товарообороте, тыс. руб.

5

Фонд заработной платы, тыс. руб.

4680

5084

5.1

- в т.ч. ФЗП работников производства

720

918


  1. Среднегодовая заработная плата работников предприятия, тыс. руб.


  1. - среднегодовая заработная плата работников про-изводства, тыс. руб.

7

Валовой доход, тыс. руб.

13590

16436

8

Уровень валового дохода, %

9

Издержки производства и обращения, тыс. руб.

11145

13310

10

Уровень издержек производства и обращения, %

11

Прибыль от продаж, тыс. руб.

2445

3126


  1. Рентабельность продаж, %


  1. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.


руб.

31514

31564


  1. Фондоотдача, руб.


  1. Коэффициент опережения темпов роста произво-дительности труда над темпами роста средней за-работной платы

20

Практическая работа №11

Планирование работы подразделения

Цель работы: формирование практических умений и навыков по планированию

работы подразделения.

Деловая игра «Планирование рабочего дня»

Условия игры

О фирме: Фирма «Интерком» является рекламным агентством. Она принимает заказы на рекламу и размещает их в различных изданиях. Численность сотрудников фирмы 25 человек. Необходимо распределить данный перечень дел между тремя главными работниками фирмы с учетом времени, принимая во внимание следующее:

Личные и деловые характеристики человека должны соответствовать конкретному делу. Необходимо постоянное присутствие в офисе фирмы хотя бы одного работника руководя-

щего звена.

При рациональном распределение времени следует учитывать эмоциональные и физиче-ские затраты.

Учитывать динамику работоспособности менеджеров в течение рабочего дня Помнить о том, что люди должны иметь время для отдыха.

Учитывать тот факт, что дела могут быть первостепенные и второстепенные, которые можно отложить на следующий день.

Характеристика генерального директора фирмы «Интерком» Гусев Андрей Владими-

рович

35 лет. Закончил экономический факультет МГУ. С начала перестройки, т. е. последние 10 лет, занимался бизнесом в основном по принципу купли-продажи, на чем нажил себе немалый ка-питал. На заработанные деньги он и открыл ныне существующую фирму «Интерком». Андрей Владимирович женат второй раз. Гусева можно отнести к авантюристам, причем в большинстве случаев его авантюры заканчиваются успешно. Но в своей жизни он ввязывался и в операции со-мнительного характера. Уже в фирме «Интерком» он заключил договор на крупную сумму с пред-приятием, где директором был его близкий друг, что, впрочем, не спасло предприятие от банкрот-ства, и «Интерком» потерпел значительные убытки.

Будучи человеком общительным, господин Гусев имеет множество знакомых по всей Москве.

Он считает свое агентство лучшим в Москве и отдается целиком работе.

В голове у него всегда много идей, пожалуй, даже слишком много, потому что на разра-ботку большинства из них у него не хватает времени и энергии. Оптимист, не унывает, даже когда дела идут неважно. На работе старается быть ровным с подчиненными, но природная вспыльчи-вость часто берет свое.

Характеристика первого заместителя директора фирмы Викторов Анатолий Алексее-

вич

30 лет. В 1989г. окончил Московскую государственную академию печати - инженерно-экономический факультет. В 1995 г. окончил двухгодичный бизнес-колледж, где специализиро-вался в области менеджмента в издательском деле. Работал в одном из издательств Москвы, На переговорах произвел впечатление на представители фирмы «Интерком» и вскоре перешел на ра-боту в эту фирму.

Неженат, что позволяет ему нередко задерживаться на работе сверхурочно. Всегда акку-ратно одет, подтянут, вежлив и улыбчив. Будучи в жизни человеком спокойным, он переносит свое спокойствие и на работу. Всегда исполнителен, целеустремлен и может долго добиваться ка-кого-либо результата.

21

Характеристика второго заместителя директора фирмы Попов Станислав Сергеевич

45 лет. Окончил Московский институт электронного машиностроения, но специальности инженер-электротехник. Но по специальности практически не работал, так как всю жизнь зани-мался партийной работой.

Примерно 6 лет назад после упразднения райкомов нашел работу в одной из фирм, откуда перешел в «Интерком». Быстро показал себя человеком с хорошими организаторскими способно-стями и связями. Станислав Сергеевич быстро пошел на повышение и стал вторым заместителем генерального директора «Интеркома».

Станислав Сергеевич женат, имеет двоих детей и слывет отличным семьянином. Однако на работе предпочитает авторитарность в руководстве, из-за чего иногда возникают проблемы в кон-тактах с сослуживцами. Попов может легко вспылить, потом быстро отходит, но не всем это нра-вится и некоторые считают его несдержанным человеком.

Станислав Сергеевич по всем вопросам имеет свое мнение и, даже приводя веские аргу-менты, его трудно переубедить.

К людям относится недоверчиво, считая, что все люди изначально эгоистичны и ленивы. Из-за этого хороших друзей в коллективе у Попова нет, но уважением он, несомненно, пользуется.

Перечень дел (в скобках указана примерная продолжительность мероприятий):


  1. Принятие и разработка конструктивных предложений по долгосрочному планирова-нию деятельности фирмы, его сопоставление со стратегией фирмы (1 ч 30 мин).


  1. Поездка на телевидение с целью размещения рекламы своих клиентов в телеэфире. Детальное обсуждение пунктов контракта (2 ч).

  2. Работа с секретарем: обсуждение поступившей корреспонденции, дача распоряжений

(30 мин).


  1. Одному из представителей фирмы необходимо поехать на компьютерные курсы «Диалог» и обсудить возможность обучения пяти работников фирмы на взаимовыгодных услови-ях в обмен на предоставление рекламных услуг (1 ч).


  1. Внутрифирменная инспекция. Проверка текущей деятельности всех работников фирмы, беседа на рабочих местах обо всех имеющихся проблемах с последующим составлением отчета (1 ч).


  1. Бухгалтер фирмы, молодая девушка, выходит замуж, и представителю фирмы необ-ходимо прибыть на свадебную церемонию в ЗАГС к 16.00, чтобы поздравить новобрачных (2 ч).


  1. В фирму «Интерком» прибывает комиссия из мэрии для проверки выполнения обяза-тельств по аренде помещения. У фирмы имеется задолженность по уплате процентов за аренду за последние два месяца. Необходимо попытаться уладить эту проблему с наименьшими потерями (1

ч).


  1. На имя генерального директора поступило заявление об увольнении по собственно-му желанию. Фирме нужно постараться избежать потери ценного работника с большим опытом

(30 мин).

  1. Прием у рекламных агентов заказов на рекламу. Текущее подписание договоров (3

ч).


  1. В «Интерком» пришел агент из фирмы «Север» с претензиями к качеству выполнен-ного заказа. Проблемы возникли из-за того, что реклама в печатном издании была выполнена на некачественной бумаге, за что рекламное агентство ответственности не несет. Необходимо разъ-яснить ситуацию и по возможности не потерять клиента (1 ч 30 мин).


  1. Совещание, посвященное текущей деятельности фирмы: выполнение плана, кадро-вые вопросы, подписание документов, обсуждение перспектив расширения деятельности фирмы

(1 ч 30 мин).


  1. Беседа по поводу приема на работу (30 мин).


  1. Изучение информации с целью текущего анализа рынка. Сопоставление деятельно-сти фирмы с деятельностью конкурентов (1 ч).


  1. В некоторых помещениях фирмы проводился капитальный ремонт, результаты кото-рого необходимо проконтролировать (30 мин).


  1. В связи с тем, что в последнее время спрос на рекламу в данном агентстве несколько уменьшился, фирма решила заключить договор с крупным московским издательством «Планета», чтобы повысить свою популярность. Необходимо провести предварительные переговоры (2 ч).

22


  1. Прием оригинал-макетов, выполненных за неделю, для отправки на размещение в издания (1 ч).


  1. Принять представителя фирмы «Ювентус» по поводу продления договора о рекламе этой фирмы. Фирма является постоянным клиентом, отношения между партнерами полуофици-альные, поэтому подписание договора будет проходить в неформальной обстановке за обедом в одном из центральных ресторанов в 16 ч 30 мин (2 ч).


  1. Приемные часы по работе с персоналом (2 ч).


  1. Распределение работы внутри фирмы по созданию оригинал-макетов текущих зака-зов, непосредственные указания относительно времени их выполнения и формы (1 ч).


  1. В фирму пришел агент медицинского страхования, чтобы заключить договор о стра-ховании всех сотрудников за счет фирмы. Обсуждение этого вопроса и подписание договора (1 ч).

План Гусева А. В.

8:00

9:00

10:00

11:00

12:00

13:00

14:00

15:00

16:00

17:00

18:00

19:00


План Викторова А. А.

8:00

9:00

10:00

11:00

12:00

13:00

23

14:00

15:00

16:00

17:00

18:00

19:00

План Попова С.С.

8:00

9:00

10:00

11:00

12:00

13:00

14:00

15:00

16:00

17:00

18:00

19:00

Вывод

24

Практическая работа №12

Разработка мер по мотивации т рудовой деятельности пе рсонала

Цель работы: формирование практических умений и навыков по разработке мер по мотивации трудовой деятельности персонала.

Задание

Назовите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотивов для следующих

лиц:


  • вас лично в учебной аудитории;


  • квалифицированного рабочего;


  • служащего в конторе профессионала (юриста);


  • неквалифицированного работника.

Сначала в течение 10-15 мин проделать это упражнение индивидуально.

В течение 20-30 мин обсудить в группе и достигнуть консенсуса.

С преподавателем в течение 15-20 мин обсудить и сформулировать общую пози-

цию по данному упражнению.

Проанализировать эффективность различного рода мотивов.

25

Практическая работа №13

Выбор оптимального метода управления в конкретно й ситуации

Цель работы: формирование практических умений и навыков по выбору опти-

мального метода управления в конкретной ситуации.

Задание

Внимательно изучить материал о практическом применении тех или иных видов методов управления.

Разработать конкретную программу применения принципов и методов управления

- экономических, административных и социально-психологических в процессе управления производственной бригадой (коллективом) на участке цеха.

Оформить свою программу в виде списка или «дерева целей».

По результатам выполнения задания проанализировать сравнительную эффектив-

ность трѐх основных групп методов управления и сделать выводы.

26

Практическая работа №14

Составление матрицы принятия решения

Цель работы: формирование практических умений и навыков по составлению

матрицы принятия решения.

Задание 1

Фирма специализируется на изготовлении женских сапожек мелкими партиями, реализуя их через частных лиц, сети магазинов, а также индивидуальным потребителям, приобретающим обувь в салоне-ателье. Цена реализации одного изделия через различные каналы распределения равное соответственно 850; 1070; 1200 руб. Наиболее высокие тре-бования к качеству предъявляют предприятие торговли. Возможный объем продаж со-ставляет для частных лиц - 2500 пар, сети магазинов - 4500 пар, для индивидуальных по-требителей - 1300 пар. Частные лица и магазины гарантируют предварительную оплату за партию товаров.

Частные лица и в дальнейшем гарантируют возможность реализации женских са-пожек аналогичной партии. Магазины таких гарантий не дают.

Выбрать целесообразный вариант распространения товара, используя матрицу принятия решения.

Матрица принятия решения

Цена реа-

Требова-

Воз-

Предо-

Дальней-


лизации

ния к ка-

можный

плата

шее со-

ИТОГО


честву

объем

трудниче-



продаж

ство




Реализация че-



рез частных лиц





Реализация че-



рез сети магази-



нов





Реализация ин-



дивидуальным



потребителям в



салоне-ателье





вес критерия





Вывод












27

Практическая работа №15

Упражнения по построению схем трансакций

Цель работы: формирование практических умений и навыков по построению схем

трансакций.

Задание 1

Опишите с позиции трансакционного анализа следующие ситуации.


  1. На вопрос мужа «Где мои перчатки?» женой даѐтся ответ «Куда положил, там и

возьми».



  1. Продавец предлагает покупателю дорогой вид товара со словами: «Эта модель получше, но она вам не по карману», на что покупатель даѐт ответ: «Вот еѐ-то я и возь-му».



  1. Руководителю сообщили, что необходимо быть на некоем совещании. Идти надо, но не хочется. Первый внутренний голос: «Пустая трата времени на этом совеща-нии, а здесь стол от бумаг ломится». Второй внутренний голос: «Вообще-то это входит в число обязанностей, да и какой пример подам подчиненным, нарушая порядок». Третий: «Не приду - шеф разозлится, неприятностей не оберешься». И решение: «Ладно, пойду, но возьму с собой работу, сяду подальше, поработаю с бумагами».



  1. Ребенок, подражая маминой интонации, говорит отцу: «А мама говорила, чтобы ты не оставлял после себя невымытую тарелку!»

28

Задание 2

Напишите три диалога, которые могли бы состояться между работниками Вашей организации. Составьте схемы трансакций этих диалогов.

Предложите иной исход (вариант) предложенных диалогов, чтобы схема трансак-ции получилась другой.

29

Практическая работа №16

Решение заданной конфликтной ситуации, определение путей предупреждения стрессо вых ситуаций

Цель работы: формирование практических умений и навыков рационального по-

ведения в конфликтной ситуации, определению путей предупреждения стрессовых ситуа-

ций.

Ситуация

Рабочий сборочного цеха часового завода усовершенствовал механизм корпусопо-дающего устройства, ускоряющий работу машины. Посоветовавшись с мастером, он по-лучил одобрение. Мастер оформил идею как свою. Коллективу стало известно об этом. Возник конфликт между коллективом и мастером. Доверие к мастеру пошатнулось, с его мнением перестали считаться, что незамедлительно сказалось на результатах труда. Даже незначительные ошибки приводили к ругани и рукоприкладству. Заметив разлад в коллек-тиве цеха, руководство предприятия решило вмешаться, так как план находился под угро-зой срыва.

Задание

Сформулируйте проблему конфликта


Предложите меры разрешения конфликта


Оцените возможные стили поведения в таблице

Возможный

Результат

Вероятность

Желательность

Окончательный

стиль поведения

использования

результата

результата

результат

этого подхода

(1-5 баллов)

(1-5 баллов)

(вероятность или


возможность)



Приспособление




Игнорирование




Компромисс




Соперничество




Сотрудничество




Оцените эффективность выбранного стиля разрешения конфликта в таблице


Выбранный стиль поведения

План действий

Предполагаемый и результат





30

Практическая работа № 17

Составление планов проведения деловых переговор ов и деловых совещаний


Цель работы: формирование практических умений и навыков по составлению планов проведения деловых переговоров и деловых совещаний.

Задание 1

Составить план деловой беседы с кандидатом на вакантную должность шеф-повара ресторана «Прилесье».





Задание 2

Наметить возможные решения по итогам разработанного плана совещания по под-

ведению итогов работы за месяц.

31

Практическая работа № 18

Установление основных видов потребностей и товаров - как средств их удовлетворения

Цель работы: формирование практических умений и навыков установления ос-новных видов потребностей и товаров - как средство их удовлетворения.

Задание 1

Используйте матрицу (классификацию) потребностей для описания потребностей

человека

1 вариант:

2 вариант:

3 вариант:

4 вариант:

- в еде

- в холодильнике

- в апельсиновом соке

- во сне

- в подписке на газе-

- заказ товара по

- в пении

- в норковой шубе

ту «Коммерсантъ»

каталогу

Заполните таблицу 1

Таблица 1 - Классификация потребностей

Товар

Признак классификации


  1. Место в иерархии потребностей


  1. Что влияет на потребность


  1. Историческое место потребности


  1. Уровень удовлетворения


  1. Частота удовлетворения


  1. Отношение общества


  1. Способ удовлетворения

Задание 2

Подберите факты для заполнения таблицы 2

Таблица 2 - Потребности и товары, их удовлетворяющие

Потребности, пришедшие

Потребности настоящего

Перспективные

из прошлого

времени

потребности

потребность

товар

потребность

товар

потребность

товар

в передви-

телега с

в передви-

автомобиль

в передви-

электромо-

жении

лошадью

жении

жении

биль на




32

Задание 3

Подберите факты для заполнения таблицы 3

Таблица 3 - Потребности по периодичности удовлетворения


Потребность, удовлетворяемая

ежед-

один раз в

один раз в

один раз в

один раз в

один раз в

крайне ред-

невно

два дня

неделю

месяц

год

десять лет

ко



Задание 4

Выберите несколько потребностей и подберите товары (услуги), удовлетворяющие данные потребности различными способами. Результаты внесите в таблицу 4.

Таблица 4 - Потребности и способы их удовлетворения

Потребность

Способы удовлетворения

индивидуальный

групповой

массовый


1 Потребность в просмотре

видео

кинотеатр

телевидение

кинофильмов





Задание 5

Подберите примеры нахождения цепочек сопряженных потребностей. Как можно в бизнесе использовать сопряженность потребностей?

Например, потребность передачи информации на расстояние привела к возникно-вению радио. Потребность не только «слышать, но и видеть» привела к возникновению телевидения.

33

Практическая работа № 19

Анализ поведения потребителей при совершении покупок

Цель работы: формирование практических умений и навыков анализа поведения

потребителей при совершении покупок.

Задание 1

Определите характеристики (возраст, уровень доходов и уровень образования) це-левых потребителей следующих товаров и услуг:

а) журнала «Деловые люди»

б) дома моды на Арбате

в) теннисного турнира «Кубок Кремля» г) шоколадных конфет Фабрики

«Красный Октябрь»

Задание 2

Какому из этапов жизненного цикла семьи в наибольшей степени соответствуют покупки следующих товаров и услуг:

а) мебели для спальни

б) полиса страхования жизни

в) круиза по Средиземному морю

г) большей квартиры

д) детских игрушек

Задание 3

Опишите по этапам последовательность принятия решения о покупке товара дли-тельного пользования.

34

Задание 4

Посетить 3 универсама и заполнить таблицу 1.

Таблица 1 - Характеристика универсамов

Универсам,

Преимущества

Недостатки

адрес


















Таким образом,

35

Практическая работа № 20

Оценка конкурентоспособности организации и установление ее конкурентных преимуществ

Цель работы: формирование практических умений и навыков оценки конкуренто-

способности организации и установление ее конкурентных преимуществ.

Задание 1

Какие вам известны недобросовестные методы конкуренции? Рационально ли их использование в расчете на долгосрочную перспективу деятельности фирмы? Почему?



Задание 2

Приведите случаи функциональной, видовой и предметной конкуренции по това-

рам.

1 вариант:

вариант:

2

1

Фломастеры ВООМ

1

Цифровой фотоаппарат Kodak

2

Мотоцикл «Восход»

2

Морозильная камера Стинол

3

Минеральная вода «Волжанка»

3

Батон Здоровье

4

Зимние женские сапоги

4

Спортивная сумка Adidas

5

Пирожное Корзиночка

5

Контурный карандаш для глаз AVON

Результаты представьте в таблице 1.

Таблица 1 - Конкуренция товаров

Товар

Конкуренция

функциональная

видовая

предметная

Пример: Электрический

самовар,

чайник неэлек-

электрический

чайник TEFAL

кипятильник

трический

чайник


SCARLETT







36

Задание 4

На основе данных, представленных в таблице 2, дайте оценку деятельности фирм-конкурентов, специализирующихся на оказании парикмахерских услуг. Для решения дан-ной задачи воспользуйтесь следующими методами:

  1. вариант - суммы мест;

  2. вариант - балльной оценки.

Таблица 2 - Исходные данные

Показатель

Конкурент

«Салон Красоты»

«Универсаль»

«Стиль»


Объем реализации, тыс. руб.

916,5

810,2

405,6

Качество услуг

удовлетворительное

хорошее

хорошее

Использование прогрессивных


технологий

не использует

использует

использует

Культура обслуживания

низкий

высокий

высокий

Рентабельность услуг, %

15

18

20

Решение

Таблица 3 - Определение конкурентоспособности методом _______________________

Показатель

Конкурент


«Салон Красоты»

«Универсаль»

«Стиль»



Объем реализации, тыс. руб.



Качество услуг



Использование прогрессивных



технологий



Культура обслуживания



Рентабельность услуг, %



ИТОГО:



Таким образом,









37

Практическая работа №21

Анализ товарной политики организации

Цель работы: формирование практических умений и навыков по анализу товарной политики организации.

Задание 1

Подберите товарные знаки.

Задание 2

Объем продаж печенья «Алиса» в натуральном выражении по месяцам года составил:

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Продажи,ед.

100

120

125

150

176

218

260

274

285

290

Постройте график жизненного цикла товара. Разбейте его на этапы.

объем продаж

300

280

260

240

220

200

180

160

140

120

100


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 месяц

На каком этапе ЖЦТ находится данный товар? _____________________________

Предложите пути продления ЖЦТ.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

38

Задание 3

Какой этап жизненного цикла, по вашему мнению, переживают в настоящее время следующие товары (укажите рядом с товаром)?

велосипед Giant Revel 3 (модель 2014 года)

электрические пишущие машинки

фотоаппарат «Зенит» (профессиональный)

видеодиски DVD

мобильный видеотелефон Alcatel OT835

газонокосилка

тракторы для фермеров

биомагниты от курения Zerosmoke

Мультиварка-скороварка REDMOND PM190

Задание 4

Определите по три вида товаров, к которым подходит каждый из указанных ниже типов жизненного цикла.

А. Традиционный (вклю-чает отчетливые пери-оды введения, роста, зрелости и спада)

Продажи

время

В. Увлечение (описывает Д. Возобновление или носталь-

товар, который получает гия (описывает товар, кото-

быстрый взлет и падение рый, казалось бы, устарел,

популярности) но вновь получил популяр-

ность)

Продажи Продажи

время время

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Б. Бум или классический (опи-сывает чрезвычайно попу-лярный продукт со стабиль-ным сбытом на протяжении долгого периода времени)

Продажи

время

Г. Сезонность или мода (то- Е. Провал (продукт во-вар хорошо продается в обще не имел успеха) течение периодов, разне-сенных во времени)

Продажи Продажи

время

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

39

Практическая работа № 22

Установление уровней каналов распространения товаров и оценка эффективности сбытовой политики организации

Цель работы: формирование практических умений и навыков установления уров-

ней каналов распределения товаров и оценки эффективности сбытовой политики органи-

зации.

Задание 1

Дайте характеристику возможных каналов сбыта для следующих товаров:

а) обувная фабрика - обувь;



б) мебельная фабрика - мебель;



в) предприятие по пошиву и ремонту одежды - изделия мелкими сериями;



г) машиностроительное предприятие - турбины.


Задание 2

В таблице 1 укажите, какие методы распределения (интенсивное, на правах исклю-чительности или селективное) и почему вы выбрали бы для следующих товаров:

часы «Ролекс»; бритвенные лезвия «Жиллетт»; духи «Сальвадор Дали»;

торт Наполеон от «Фабрики качества»;

40

холодильник Стинол; журнал «Охота и рыбалка»

Таблица 1 - Методы распространения товаров

Интенсивное

Селективный (выборочный)

Исключительный

распределение

сбыт

сбыт


Задание 3

Фирма специализируется на изготовлении женских сапожек мелкими партиями, реализуя их через частных лиц, сети магазинов, а также индивидуальным потребителям, приобретающим обувь в салоне-ателье. Цена реализации одного изделия через различные каналы распределения равное соответственно 850; 1070; 1200 руб. Наиболее высокие тре-бования к качеству предъявляют предприятие торговли. Возможный объем продаж со-ставляет для частных лиц - 2500 пар, сети магазинов - 4500 пар, для индивидуальных по-требителей - 1300 пар. Частные лица и магазины гарантируют предварительную оплату за партию товаров.

Частные лица и в дальнейшем гарантируют возможность реализации женских са-пожек аналогичной партии. Магазины таких гарантий не дают.

Выбрать целесообразный вариант распространения товара, используя балльную оценку и коэффициент весомости показателей.

Таблица 2- Определение целесообразного варианта распространения товара


реализация через

реализация через

реализация через


Коэфф

частные лица

сети магазинов

салон-ателье

Показатель

с

учетом

с учетом

с учетом

весомости


баллы

коэфф ве-

баллы

коэфф ве-

баллы

коэфф ве-



сомости

сомости

сомости

Цена реализации



товара



Требования

к

ка-



честву



Возможный

объ-



ем продаж



Предварительная



оплата за партию



товара



Возможность

со-



трудничества

в



будущем



Итого:

1,00






Таким образом,

41

Задание 4

Составить «Толковый словарь посредников», включающий следующие термины: агент, брокер, джоббер, дилер, дистрибьютор, консигнант, комиссионер, коммивояжер, маклер

42

Практическая работа № 23

Овладение методикой проведения опросов потребителей по выя в -

лению потребностей. Анализ результатов опроса

Цель работы: формирование практических умений и навыков овладения методи-

кой проведения опросов потребителей по выявлению потребностей и анализа результатов опроса.

Задание 1

Выберите понравившуюся вам ситуацию для проведения опроса потребителей по выявлению потребностей:

а) фирма, выпускающая сладкие изюмные хлопья, хочет выяснить степень влия-ния детей на фактический объем покупок своих товаров;

б) книжный магазин хочет собрать информацию об отношении посетителей к предлагаемым товарам и услугам;

в) корпорация «Макдональдс» обдумывает возможность размещения нового ка-фе в быстрорастущем пригороде.

г) Тольяттинский политехнический колледж исследует спрос на образователь-ные услуги по г. Тольятти.

д) Администрация ресторана «Прилесье» проводит исследование мнения посе-тителей с целью выявления направлений повышения качества оказываемых услуг.

е) ваша ситуация


Выполните следующие задания


  1. Сформулировать цель опроса.


  1. Определить метод исследования.


  1. Указать орудие исследования.


  1. Определить выборку проведения исследования.


  1. Выбрать и обосновать способ связи с аудиторией.


  1. Разработать бланк анкеты (10-15 вопросов).


  1. Какие типы вопросов включены в анкету (указать по каждому вопросу)?


  1. Провести пробный опрос.


  1. Обработать материалы, устранить недочѐты.


  1. Сформулировать вывод по результатам опроса.

43

Практическая работа № 24

Организация рекламной к ампании

Цель работы: формирование практических умений и навыков организации ре-

кламной кампании.

Задание 1

Изучить Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О рекла-

ме». Ответить на следующие вопросы:


  1. Распространяется ли данный закон на политическую рекламу?


  1. Что такое социальная реклама?


  1. Какая реклама признается недобросовестной?


  1. Что в рекламе не допускается?


  1. Опишите особенности рекламы алкогольной продукции.


  1. Опишите особенности рекламы биологически активных добавок и пищевых до-

бавок, продуктов детского питания

Задание 2

Подготовка информации для проведения рекламной кампании

Фирма-изготовитель автомобилей (велосипедов, пылесосов, швейных машинок, бытовых холодильников) обратилась в рекламное агентство с заказом на проведение ре-кламной кампании на зарубежном рынке (Восточная и Западная Европа, США, Северная Африка).

С целью получить информацию, необходимую для организации эффективной ре-кламной кампании, рекламное агентство проводит опрос фирмы, используя следующий опросный лист.

Опросный лист

1 Официальные реквизиты:

  • полное наименование и адрес фирмы, производящей товар;


  • контактные средства связи.

2 Основные цели предстоящей рекламной кампании:

  • коммерческая реклама для прямого увеличения продаж рекламируемой продукции;


  • кампания паблик рилейшнз для поднятия престижа продукции и (или) фирмы-производителя;


  • иная цель.

3 Полное наименование рекламируемой;

4 Область применения продукции:

  • оптимальное применение;


  • уникальное применение;


  • потенциальное применение.

5 Основные функциональные свойства рекламируемой продукции.

44


  1. Основные технико-экономические свойства рекламируемой продукции:

    • физический принцип действия;


  • производительность, мощность, скорость и другие технические параметры;


  • масса, габариты, форма;


  • особенности эксплуатации;


  • энергоемкость, экономичность в эксплуатации, срок окупаемости;


  • надежность, срок службы;


  • экологические особенности технологии;


  • безопасность производства и эксплуатации.

7. Уникальные свойства рекламируемой продукции.

8 Аналоги рекламируемой продукции.


  1. Преимущества рекламируемой продукции перед отечественными и (или) зарубежными аналогами.


  1. Недостатки рекламируемой продукции в сравнении с отечественными и (или) зарубежными аналогами.


  1. Экономический (или иной) положительный эффект, получаемый потребителем от эксплуатации рекла-мируемой продукции.


  1. Стоимость продукции (оптовая, розничная), виды скидок и льгот.


  1. Патентная защищенность рекламируемой продукции:

    • авторские свидетельства на изобретения;


  • патентование за рубежом;


  • свидетельства на промышленный образец;


  • защита элементов фирменного стиля.


  1. Возможность открытого опубликования полученной информации в рекламных обращениях.

  2. Иллюстрационные материалы по рекламируемой продукции.

  3. Результаты маркетинговых исследований фирмы-производителя.


  1. Перечень «престижных» потребителей. Их отзывы о рекламируемой продукции.


  1. Реальный и максимальный объемы продаж рекламируемой продукции.


  1. Перечень потенциальных потребителей рекламируемой продукции.


  1. Имеющиеся элементы фирменного стиля фирмы - производителя рекламируемой продукции.


  1. Если элементы фирменного стиля отсутствуют, то нуждается ли фирма-заказчик в их разработке (в рам-ках подготовки рекламных кампаний).


  1. Экспорт рекламируемой продукции:

    • реальный объем и направление;


  • потенциальный объем и направление.


  1. Экспортное наименование рекламируемой продукции.

  2. Участие фирмы-производителя в благотворительной деятельности.

  3. Перечень уже имеющихся рекламных материалов и проведенных рекламных мероприятий.


  1. Предполагаемый рекламный бюджет.


  1. Желательная степень непосредственного участия фирмы - производителя рекламируемой продукции в предполагаемой рекламной деятельности.


  1. Желательные сроки проведения рекламной кампании.

Вопросы и задания к ситуационной задаче 1

Группа студентов разделяется на две команды. Каждая команда разрабатывает ин-формацию для рекламного агентства. Затем одна из команд представляет свою информа-цию другой команде, которой теперь предстоит выполнить роль рекламного агентства, и наоборот.

Каждая команда должна:

  1. Выбрать товар и рынок (из предложенных выше).


  1. Выбрать из опросного листа те позиции, которые, по ее мнению, соответствуют выбранной задаче, и представить информацию агентству.


  1. Используя предложенную информацию, выбрать средство распространения ре-кламы, вид рекламы и разработать ее содержание.


  1. Дать оценку работы агентства и степени полноты информации, которую ему представил рекламодатель.


© 2010-2022